Рабочая программа по курсу ОБЖ 9 класс
рабочая программа по обж (9 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога-организатора ОБЖ Михайловой АО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская школа-интернат среднего общего образования»
Рассмотрена «Утверждаю»
на заседании педагогического совета И.о. директора МБОУ «ОШИСОО»
«31» августа 2020г. ________________ М.И.Должикова
Протокол № 1
Приказ № от . .2020г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
9 класс (2020 – 2021 учебный год)
учителя основ безопасности жизнедеятельности
Михайловой А.О.
Программа разработана на основе комплексной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Москва: Просвещение, 2013г.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций./ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Москва: Просвещение, 2016г.
с. Овгорт
2020г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;
- формирование понимания ценности здорового образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовое многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознанное значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдения нормы здорового образа жизни, осознано выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в то числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности е решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления основного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приемов действий в опасных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма и их последствий для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а так же на основе информации, полученной из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса Основы безопасности жизнедеятельности в 9 классе в объеме 1 час в неделю, 34 часа за год. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ "Овгортская ШИСОО" на 2020-2021 учебный год календарно-тематическое планирование по курсу «ОБЖ» составлено на 33 часа. Материал будет реализован полностью за счет уплотнения – объединения материала уроков по темам: "Инженерная защита населения и территорий от ЧС. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях".
Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
- Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
- Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
- Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС 5 России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
- Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
- Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Вид контроля | ||
Самостоятельная работа | Контрольная работа | Лабораторная, практическая, творческая работы | |||
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства | |||||
Национальная безопасность России в современном мире. | 4ч | 1 | 1 | 1 | |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России | 3ч | 1 | 1 | ||
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 2ч | 1 | 1 | ||
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени | 3ч | 1 | 1 | ||
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени | 5ч | 1 | 1 | ||
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 4ч | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |||||
1. | Основы здорового образа жизни. | 3ч | 1 | 1 | 1 |
2. | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. | 3ч | 1 | 1 | |
3. | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. | 3ч | 1 | 1 | |
4. | Оказание первой медицинской помощи. | 3ч | 1 | 1 | |
Итого | 33ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечание |
Россия в мировом сообществе. | 7.09 | 7.09 | ||
2. | Национальные интересы России в современном мире. | 14.09 | ||
3. | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 21.09 | ||
4. | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности | 28.09 | ||
5. | Опасные и чрезвычайные ситуации: классификация, общие понятия и определения | 5.10 | ||
6. | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия | 12.10 | ||
7. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия | 19.10 | ||
8. | Военная угроза национальной безопасности России | 26.10 | ||
9. | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 9.11 | ||
10. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). | 16.11 | ||
11. | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 23.11 | ||
12. | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. | 30.11 | ||
13. | Мониторинг и прогнозирование ЧС. | 7.12 | ||
14. | Инженерная защита населения и территорий от ЧС. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. | 14.12 | ||
15. | ||||
16. | Эвакуация населения. Способы и средства эвакуации населения в мирное и военное время | 21.12 | ||
17. | Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | 28.12 | ||
18. | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления | 11.01 | ||
19. | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом | 18.01 | ||
20. | Система борьбы с терроризмом | 25.01 | ||
21. | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1.02 | ||
22. | Государственная политика противодействия наркотизму Профилактика наркомании | 8.02 | ||
23. | Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность. | 15.02 | ||
24. | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 22.02 | ||
25. | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | 1.03 | ||
26. | Ранние половые связи и их последствия. | 8.03 | ||
27. | Инфекции, передаваемые половым путем. | 15.03 | ||
28. | Понятие о ВИЧ – инфекции и СПИДе. | |||
29. | Брак и семья. Семья и ЗОЖ человека. | |||
30. | ||||
31. | Основы семейного права в РФ. | |||
32. | Первая медицинская помощь при массовых поражениях | |||
33. | Первая медицинская помощь при передозировке в приеме ПАВ. | |||
Итого 33ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
рабочая программа элективного курса 5 класс
рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...