Рабочая программа по ОБЖ 11 класс
рабочая программа по обж (11 класс) на тему

Катайцев-Кокорин Юрий Николаевич

Рабочая программа по ОБЖ 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11_klass.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

        

Рассмотрена на заседании методического объединения

протокол от_____________ 2015 г № ______

Утверждена приказом от_____________ 2015 г № ______

Принята на заседании НМС

протокол от_____________ 2015 г № ______

Рабочая программа

по учебному предмету

 «Основы безопасности жизнедеятельности»

11а класс

Составитель:

 Катайцев-Кокорин Юрий Николаевич,

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

2015 – 2016 учебный год

Содержание

рабочей программы по учебному предмету

 «Основы безопасности жизнедеятельности»

11а класс

Стр.

Пояснительная записка

 3

Общая характеристика учебного предмета

 5

Место учебного предмета  в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2015 – 2016 учебный год

 6

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета «ОБЖ» в 11а классах на уровне среднего общего образования

 6

Учебно-тематический план

    8

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

    9

Содержание учебной программы

   13

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 17

Требования к уровню усвоения дисциплины

   18

Оснащенность учебного процесса по предмету

20

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 11х классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент  государственного стандарта среднего общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  стандартов  среднего  общего образования»);

-  Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных  программ  среднего общего образования»;

- Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги на период 2015-2020 годы 10-11 классы.

- Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11  классов  Гимназия г.Лабытнанги составлена на основе примерной по основам безопасности жизнедеятельности и программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 11 классы, разработанной авторским коллективом в составе: А.Т. Смирного, Б.О. Хренникова.-М.: Просвещение, 2014.

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего общего образования, предусмотренного базисным         учебным планом школы.

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 34 ч (из расчета по 1 ч в неделю).

Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным    разделам:

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел II. Основы военной службы.

Изучение каждого раздела завершается выполнением контрольных заданий или написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов Б.О. Хренников и др.).

Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную  деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
  • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности   в   повседневной   жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
  • ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
  • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у учащихся  ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;   ответственного  отношения   к  сохранению  окружающей  природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;    необходимых моральных, физических и психологических  качеств для  выполнения  конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного  и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися  в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Раздел I «Основы безопасности личности, общества и государства» определяет знания учащихся в области комплексной безопасности в обеспечении личной жизнедеятельности, и основ противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получают начальные знания в области обороны, знакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны.

  1. Общая характеристика

учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности»

  • Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
  • Стимулирования и мотивации.
  • Самостоятельной учебной деятельности.
  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

- предполагаемые результаты:

    В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

   В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

деятельности учащихся.

- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

- система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

- инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Раздел I (P-I). Раздел II (P-II). Раздел III (Р-III).

3.        Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги

на 2015 – 2016 учебный год

  В Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2015 – 2016 г. г. для обязательного изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования в 11а классе предусмотрено 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

  1. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета «ОБЖ» в 11а классах на уровне среднего общего образования

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

Личностными результатами обучения ОБЖ  являются:

1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правилабезопасностижизнедеятельности;
3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровьюкаккиндивидуальнойиобщественнойценности.
  Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности  являются:
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
2) владение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
7) формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;


Предметными результатами обучения ОБЖ  являются:
 1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5)  понимание необходимости подготовки граждан

 к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни,    исключающий употребление алкоголя, наркотиков,  курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской

     и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы

    и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11) умение оказать первую помощь пострадавшим;

12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

5.Учебно-тематический план

№  раздела, темы

Наименование  разделов, тем

Кол-во часов

Р-I

Основы безопасности личности, общества и государства

3

Тема 1

Основы комплексной безопасности

1

Тема 2

Основы противодействия терроризму в Российской Федерации

2

P-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9

Тема 1

Основы здорового образа жизни

5

Тема 2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

4

P-III

Основы военной службы

22

Тема 5

Вооруженные Силы российской Федерации- основа обороны государства

2

Тема 6

Символы воинской чести

2

Тема 7

Воинская обязанность

7

Тема 8

Особенности военной службы

5

Тема 9

Военнослужащий – вооруженный защитник своего Отечества.

Честь и достоинство воина Вооружённых Сил России

3

Тема 10

Ритуалы воинской службы

2

Тема 11

Прохождение военной службы по призыву и контракту.

1

Всего часов

34

6. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов

ЗУН

Дата проведения

1

2

3

5

6

10

P-l

Основы безопасности личности, общества и государства

3

Д

ата

Коррекция, причины коррекции

Тема 1

Основы комплексной безопасности 1

1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища.

Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами.

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Тема 2

Основы противодействия терроризму в Российской Федерации 2

2

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназночение и, структура и задачи.

1

Основные задачи, состав НАК на сайте www.nak.fsb.ru

Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в контртеррористическую операцию.

 Правовой режим контртеррористической операции.

Окончание контртеррористической операции

3

Правила поведения при угрозе террористического акта (ситуационные задачи)

1

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники, самолета, при

перестрелке.

Р-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 9

Тема 3

Основы здорового образа жизни 5

4

Правила личной гигиены и здоровья.

1

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

5

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

1

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический,

культурный, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

6

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики.

1

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

7

ВИЧ - инфекция краткая характеристика и пути заражения. СПИД. Краткая характеристика и пути заражения.

1

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

8

Семья в современном обществе. Контрольное тестирование по разделу: "Основы здорового образа жизни"

1

Законодательство и семья. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов.  Права и обязанность родителей.

Конституция РФ и ФЗ РФ, Семейный кодекс (гл.1,3,7,8)

Тема 4

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи 4

9

ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте.

1

Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании ПМП. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. ПМП при инсульте. Практическая работа

10

Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ранений.

Правила остановки кровотечения(практические занятия).

1

Причины и признаки кровотечений. Виды ранений.

 Понятие об асептике и антисептике.

Способы остановки кровотечения: пальцевое прижатие, наложение жгута и жгута–закрутки, максимальное сгибание конечности, наложение давящей повязки, возвышенное положение. Практическая работа.

11

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего (практические занятия)

1

Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего. Практическая работа.

12

Первая медицинская помощь при травмах. "Контрольный тест по разделу: основы медицинских знаний и правила оказания медицинской помощи."

1

Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм и основные правила в оказании первой медицинской помощи.  Практическая работа.

P-II

Основы военной службы 22

Тема 5

Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства 2

13

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской Федерации

1

Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, выполнение союзнических обязательств. Основные задачи: по обеспечению военной безопасности; по опережению вооруженного нападения; в операциях по поддержанию мира; во внутренних вооруженных конфликтах.

14

Международная (миротворческая) деятельность. Вооруженных Сил Российской федерации

1

Значение и роль миротворческой деятельности ВС. Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности

ВС РФ.

Тема 6

Символы воинской чести 2

15

Боевое знамя воинской части - символ чести, достоинства и славы. Военная форма одежды

1

Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части

16

Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Контрольный тест по теме: Вооруженные силы РФ- основа обороны государства.

1

История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.

Тема 7

Воинская обязанность 7

17

Основные понятия о воинской обязанности.

1

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания

18

Организация воинского учета и его предназначение.

1

Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.

19

Обязательная подготовка граждан к воинской службе.

1

Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, определенное ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.

20

Добровольная подготовка граждан к воинской службе.

1

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

Организация медицинского освидетельствования   граждан при постановке их на воинский учет.

1

Основное предназначение и порядок проведения мед.освидет-я граждан при постановке их на воинский учет. Порядок мед.освидет-я граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего проф.образования.

21

Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе

1

Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.

22

Контрольная работа по разделу: "Воинская обязанность"

1

Тема 8

Особенности военной службы 5

23

Правовые основы военной службы.

1

Защита Отечества в Конституции РФ и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об обороне».

24

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - закон воинской жизни.

1

Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

25

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Р. Ф. Строевой устав Вооруженных Сил Р. Ф.

1

Основное предназначение, общие положения.

26

Устав Гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

Основное предназначение, общие положения.

27

Основные виды воинской деятельности

1

Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности военнослужащего. Учебно-боевая подготовка; служебно-боевая

деятельность; реальные боевые действия.

Тема 9

Военнослужащий – вооруженный защитник своего отечества.  

Честь и достоинство воина Вооружённых Сил России 3

Ритуалы военной службы 2

Прохождение военной службы по призыву и контракту 1

28

Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.

1

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.

29

Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

1

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения.

30

Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

1

Единоначалие — принцип строительства ВС РФ. Поддерживание в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

Тема 10

Ритуалы военной службы 2

31

Порядок приведения к военной присяге. Военная присяга – клятва воина на верность  России.

1

Содержание Военной присяги и порядок приведения к ней.

Текст Военной присяги.

32

Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения военной техники и стрелкового оружия.

1

Когда, кем, от имени кого вручается Боевое Знамя воинской части. Порядок вручения стрелкового оружия.

Порядок закрепления военной техники и вооружения.

Тема 11

Прохождение военной службы по призыву и контракту 1

33

Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по контракту.

1

Право на освобождение от призыва. Ответственность за уклонение. Необходимые документы.

Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту.

Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

34

Контрольная работа по разделу: "Основы военной службы."

1

Всего часов

34

        

7. Содержание учебной программы ОБЖ 11 класс

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства (3 часа)

1. Основы комплексной безопасности.

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища.

Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами.

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Основы противодействию терроризму в российской Федерации

2.1. Основные задачи, состав НАК.

2.2.Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники, самолета, при перестрелке.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов)

3. Основы здорового образа жизни (5 часов)

3.1. Правила личной гигиены и здоровье.

      Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

      3.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

      Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

      3.3. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики.

      Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

3.4. СПИД и его профилактика.

      ВИЧ – инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения.

      СПИД – это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого иммунодефицита человека (ВИЧ).

      Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

      3.5. Семья в современном обществе. Законодательство и семья.

      Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

      4. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

(4 часа)

      4.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия).

      Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

      4.2. Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия).

      Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.

      Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.

      4.3. Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия).

      Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

      Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.

      4.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

      Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

Раздел III. Основы военной службы (22 часа)

       5. Вооруженные силы Российской Федерации – основа обороны государства

5.1. Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, - постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.

      5.2. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

      Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.

      Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.

6. Символы воинской чести

6.1. Боевое знамя воинской части - символ чести, достоинства и славы. Военная форма одежды

6.2. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Контрольный тест по теме: Вооруженные силы РФ- основа обороны государства.

      7. Воинская обязанность (7 часов)

      7.1. Основные понятия о воинской обязанности.

      Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

      7.2. Организация воинского учета и его предназначение.

      Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

      7.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

      Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.

      Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).

      7.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.

      Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.

      Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

      Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

      7.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет.

      Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.  

      7.6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

      Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, ее предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

      8. Особенности военной службы (5 часов).

      8.1. Правовые основы военной службы.

      Военная служба – особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.

     8.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни.

     Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

      Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения.

      8.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России.

      Военная присяга – основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

      8.4. Прохождение военной службы по призыву.

      Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.

      Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.

      Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

      Военная форма одежды. Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родов войск.

      Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

      8.5. Прохождение военной службы по контракту.

      Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

       Права и ответственность военнослужащих.

      Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Видя ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

      Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

      Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношения между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

       Альтернативная гражданская служба.

      Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе».

      Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

      Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

      Сроки альтернативной гражданской службы для различных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы.

      Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

      9. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил (7 часов)

      9.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.

      Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание – защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.

     9.2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.

      9.3.  Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

в 11 классе

      В результате обучения основ безопасности жизнедеятельности учащийся должен

      Знать:

  • основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
  • основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан по призыву на венную службу, во время прохождения военной службы и пребывания а запасе;
  • особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной         гражданской службы;
  • предназначение, структура и задачи РСЧС;
  • предназначение, структура и задачи гражданской обороны.

уметь:

  • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;
  • объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
  • назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
  • показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
  • рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны;

     

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
  • пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения не водоемах в любое время года;
  • соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
  • вызова (обращение за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
  • подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
  1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

                     Формы и вопросы контроля:

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов.

 Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

- работа с учебником;

- анализ ситуации;

- сообщение;

- доклад;

- реферат;

- проект;

- творческие работы.

Учащиеся  должны  знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
  • нормы международного гуманитарного права;
  • требования,   предъявляемые   к  уровню  подготовленности  призывников;
  • основные виды воинской деятельности;
  • строи отделения и порядок управления ими;
  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
  • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
  • правила подготовки автомата к стрельбе;
  • приемы и правила стрельбы из автомата;
  • основы современного общевойскового боя;
  • общие обязанности солдата в бою;
  • основные способы передвижения солдата в бою;
  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
  • государственные и военные символы Российской Федерации;
  • боевые традиции Вооруженных Сил России;
  • классы сходных воинских должностей;
  • общие требования к безопасности военной службы;
  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
  • правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
  • средства массового поражения и их поражающие факторы;
  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;

уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;
  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;
  • использовать приборы радиационной,  химической разведки  и дозиметрического контроля;
  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.

  1. Оснащенность учебного процесса по предмету

п/п

Наименование

1

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (под ред. А.Т.Смирнова), 10-11 класс 2014г.

2

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (под ред. Ю.Л.Воробьева), 10 класс, М.,2007 г.

3

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (под ред. Ю.Л.Воробьева), 11 класс, М.,2007 г.

4

Конституция Российской Федерации

5

Правила дорожного движения Российской Федерации

6

Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»

7

Федеральный закон «О гражданской обороне»

8

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

9

Плакат «Правила поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде»

10

Плакат «Средства индивидуальной защиты»

11

Плакат «Средства коллективной защиты»

12

Плакат «Современные обычные средства поражения»

13

Плакат «Химическое оружие»

14

Плакат «Ядерное оружие»

15

Плакаты «Здоровый образ жизни»

16

Плакат «Основы военной службы»

17

Плакат «Терроризм»

18

Противогаз ГП-5

19

Аптечка индивидуальная АИ-2

20

Газодымозащитный комплект ГЗДК-У

21

Капюшон защитный «Феникс» (портативный фильтрующий самоспасатель для взрослых и детей от 7 лет)

22

Защитный костюм резиновый (ОЗК, Л-1 ...))

23

Форма военная камуфлированная (куртка, брюки)

24

Модель автомата АК-74

25

Пневматическая винтовка

26

Пневматический пистолет

27

Набор знаков дорожного движения

28

Телевизор

29

DVD, видиомагнитофон

Перечень учебно-методического обеспечения

      Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя: 

             Программа по курсу ОБЖ:  авторы  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение» 2014г.

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Учебные пособия:

  • Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,

Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
  • ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
  • Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей.  2004-2008 - №№ 1-12;
  • Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;
  • Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский центр «Валеос», 1993.
  • 1. Федеральные Законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об охране окружающей и природной среды», «О безопасности жизнедеятельности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне».

        

 Список литературы (основной)

  1. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2014;
  2. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2009;
  3. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2011;
  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2010;
  5. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2010;
  6. Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2009;
  7. Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2011.

(дополнительной)

1.  Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.

2.  Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.

3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.

4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.

5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.

6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.

7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.

9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.

10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.

11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.

12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.

13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.

14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.

15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.

16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.

 

Согласовано  с  заместителем

директора по учебной работе

_________С.А.Якубенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...