Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) на тему

 

Пояснительная записка

Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе примерной программы  основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и на основе программы по курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений – автор программы А.Т. Смирнов 2010 г.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

   Закон Российской Федерации «Об образовании», 2004, № 12

Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего (полного) образования, утверждённый приказом МО РФ № 1089от 05.03.2004г. Стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004г.

Сборник нормативно-правовых и методических документов образовательного процесса предмета ОБЖ.

Письмо Министерства общего и профессионального образования № 1606/03 от 22.03.2005г. «О включении в учебные планы образовательных учреждений предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Комплексная программа  для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11  классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.,  М.: Просвещение,  2010

Основные цели курса:

- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

-готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию;

Задачи, обеспечивающие достижение этих целей:

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и  в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Результаты освоения курса:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорта и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике.

-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

-освоение приёмов действия в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, оказание первой помощи пострадавшему;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные

социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности;

-формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремизма и терроризма;

- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

-формирование установки на здоровый образ жизни;

-формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремизма и терроризма;

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-умение  оказать первую помощь пострадавшим;- умение предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их проявления;

-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.

Исходя из целей и задач курса, считаю рациональным использовать самые разнообразные методы и приёмы обучения, охватывающие все способы восприятия материала: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (самостоятельная, практическая работа), репродуктивные (воспроизведение знаний из личного опыта детей, анализ ситуаций), игровые формы организации учебной деятельности, создание ситуации успеха.

На своих уроках применяю следующие технологии:

технология традиционного обучения (объяснительно-иллюстративная);

технология личностно-ориентированного обучения (опора на жизненный опыт);

ИКТ (обеспечивает высокую наглядность и доступность изучаемого материала, практически неограниченную возможность предъявления ученикам документальных и справочных материалов, сопровождение иллюстрациями всех учебных вопросов);

здоровьесберегающие технологии:

1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). (Проведение профилактических бесед по безопасности жизнедеятельности, ЗОЖ,  инструктажей по ТБ.)

2. Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  (ЗОТ):

-              организационно-педагогические технологии (ОПТ). Предотвращение состояния   переутомления,  гиподинамии   и    других состояний;

-   психолого-педагогические технологии (ППТ). Непосредственная работа учителя на уроке (смена видов деятельности с   целью предотвращения усталости, смена видов активности, включение таких видов работы, которые вызывают эмоциональную разрядку)

-   учебно-воспитательные технологии (УВТ). Обучение грамотной заботе о своем  здоровье  и формирование культуры здоровья учащихся, мотивация их к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, проведение  организациионно-воспитательной работы со школьниками после уроков,  просвещение их родителей.

Инструментарий для оценивания учащихся: устный опрос, практические задания, индивидуальные задания, тесты. Возможные виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, анализ ситуации, сообщение.

 Преподавание ОБЖ будет осуществляться по учебнику для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» под редакцией А.Т. Смирнова 2013 г., рекомендованному Министерством  образования и науки РФ в Федеральный перечень учебников. По учебному плану  на курс ОБЖ в 8 классе отводится 34ч. в год (1 час в неделю).

 Выбор УМК обусловлен следующими мотивами:

рекомендован Министерством образования РФ для общеобразовательных школ;

соответствует Стандарту основного общего образования по ОБЖ 2004 года;

построен с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;

включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;

обеспечивает условия для реализации практической направленности; учитывает возрастную психологию учащихся.

Кроме того УМК всесторонне рассматривает техногенные явления, опасные для человека: пожары, взрывы, аварии на радиационно-опасных, химически-опасных объектах и др. Приводится разнообразный документальный и статический материал. Предлагаются правила поведения человека при угрозе стихийных бедствий и алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи.

В связи с этим, логика построения УМК заключается в том, чтобы ученики могли правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий:

          Опасность – ситуация, в которой возможно возникновение техногенных явлений и процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду.

          Причина     – событие, предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемые следствием.

          Последствие – негативное изменение, вызванное причиной.

          Действие       - что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или  здоровью.

   Т.о., УМК в комплексе с грамотной методикой обучения учащихся, позволяют:

-учитывать индивидуальные психофизические особенности подростка;

-использовать естественно возникающие у подростка желания и побуждающие его к деятельности мотивы;

-усваивать необходимый материал осознанно и без принуждения;

-риентировать ученика на использование своих индивидуальных способностей и чувственно-осознанного опыта для самообеспечения безопасности в различных опасных ситуациях.

Форма контроля: контрольных работ-4; практических-6.

Примечание к календарно – тематическому планированию.

В последнее время увеличивается число ДТП с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими ПДД или несоблюдение их. В связи с этим на заседании секции РМО учителей ОБЖ  было решено ввести в планирование часы на изучение ПДД. В данном планировании введены  дополнительно 2 часа на изучения ПДД за счёт уплотнения часов из раздела ЧС техногенного характера  «Аварии на гидротехнических сооружениях»-2 ч.  

Эти уроки помогут учащимся  усвоить навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, научат правильному поведению при ДТП, будут способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_kl.docx46.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе примерной программы  основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и на основе программы по курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений – автор программы А.Т. Смирнов 2010 г.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

   Закон Российской Федерации «Об образовании», 2004, № 12

Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего (полного) образования, утверждённый приказом МО РФ № 1089от 05.03.2004г. Стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004г.

Сборник нормативно-правовых и методических документов образовательного процесса предмета ОБЖ.

Письмо Министерства общего и профессионального образования № 1606/03 от 22.03.2005г. «О включении в учебные планы образовательных учреждений предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Комплексная программа  для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11  классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.,  М.: Просвещение,  2010

Основные цели курса:

- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

-готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию;

Задачи, обеспечивающие достижение этих целей:

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и  в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Результаты освоения курса:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорта и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике.

-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

-освоение приёмов действия в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, оказание первой помощи пострадавшему;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные

социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности;

-формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремизма и терроризма;

- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

-формирование установки на здоровый образ жизни;

-формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремизма и терроризма;

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-умение  оказать первую помощь пострадавшим;- умение предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их проявления;

-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.

Исходя из целей и задач курса, считаю рациональным использовать самые разнообразные методы и приёмы обучения, охватывающие все способы восприятия материала: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (самостоятельная, практическая работа), репродуктивные (воспроизведение знаний из личного опыта детей, анализ ситуаций), игровые формы организации учебной деятельности, создание ситуации успеха.

На своих уроках применяю следующие технологии:

технология традиционного обучения (объяснительно-иллюстративная);

технология личностно-ориентированного обучения (опора на жизненный опыт);

ИКТ (обеспечивает высокую наглядность и доступность изучаемого материала, практически неограниченную возможность предъявления ученикам документальных и справочных материалов, сопровождение иллюстрациями всех учебных вопросов);

здоровьесберегающие технологии:

1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). (Проведение профилактических бесед по безопасности жизнедеятельности, ЗОЖ,  инструктажей по ТБ.)

2. Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  (ЗОТ):

-        организационно-педагогические технологии (ОПТ). Предотвращение состояния   переутомления,  гиподинамии   и    других состояний;

-   психолого-педагогические технологии (ППТ). Непосредственная работа учителя на уроке (смена видов деятельности с   целью предотвращения усталости, смена видов активности, включение таких видов работы, которые вызывают эмоциональную разрядку)

-   учебно-воспитательные технологии (УВТ). Обучение грамотной заботе о своем  здоровье  и формирование культуры здоровья учащихся, мотивация их к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, проведение  организациионно-воспитательной работы со школьниками после уроков,  просвещение их родителей.

Инструментарий для оценивания учащихся: устный опрос, практические задания, индивидуальные задания, тесты. Возможные виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, анализ ситуации, сообщение.

 Преподавание ОБЖ будет осуществляться по учебнику для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» под редакцией А.Т. Смирнова 2013 г., рекомендованному Министерством  образования и науки РФ в Федеральный перечень учебников. По учебному плану  на курс ОБЖ в 8 классе отводится 34ч. в год (1 час в неделю).

 Выбор УМК обусловлен следующими мотивами:

рекомендован Министерством образования РФ для общеобразовательных школ;

соответствует Стандарту основного общего образования по ОБЖ 2004 года;

построен с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;

включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;

обеспечивает условия для реализации практической направленности; учитывает возрастную психологию учащихся.

Кроме того УМК всесторонне рассматривает техногенные явления, опасные для человека: пожары, взрывы, аварии на радиационно-опасных, химически-опасных объектах и др. Приводится разнообразный документальный и статический материал. Предлагаются правила поведения человека при угрозе стихийных бедствий и алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи.

В связи с этим, логика построения УМК заключается в том, чтобы ученики могли правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий:

          Опасность – ситуация, в которой возможно возникновение техногенных явлений и процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду.

          Причина     – событие, предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемые следствием.

          Последствие – негативное изменение, вызванное причиной.

          Действие       - что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или  здоровью.

   Т.о., УМК в комплексе с грамотной методикой обучения учащихся, позволяют:

-учитывать индивидуальные психофизические особенности подростка;

-использовать естественно возникающие у подростка желания и побуждающие его к деятельности мотивы;

-усваивать необходимый материал осознанно и без принуждения;

-риентировать ученика на использование своих индивидуальных способностей и чувственно-осознанного опыта для самообеспечения безопасности в различных опасных ситуациях.

Форма контроля: контрольных работ-4; практических-6.

Примечание к календарно – тематическому планированию.

В последнее время увеличивается число ДТП с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими ПДД или несоблюдение их. В связи с этим на заседании секции РМО учителей ОБЖ  было решено ввести в планирование часы на изучение ПДД. В данном планировании введены  дополнительно 2 часа на изучения ПДД за счёт уплотнения часов из раздела ЧС техногенного характера  «Аварии на гидротехнических сооружениях»-2 ч.  

Эти уроки помогут учащимся  усвоить навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, научат правильному поведению при ДТП, будут способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.  

Содержание тем учебного курса

МОДУЛЬ I

Основы безопасности личности, общества и государства

РАЗДЕЛ I.

Основы комплексной безопасности

Тема 1.  Безопасность на дороге

Причины   дорожно-транспортных   происшествий и травматизм людей

Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров

Тема 2.  Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

Тема 3. Безопасность на водоемах

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

Безопасный отдых на водоемах

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Тема 4.  Экология и безопасность

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Тема 5.  Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

РАЗДЕЛ II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

Обеспечение радиационной безопасности населения

Обеспечение химической защиты населения

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Тема7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Эвакуация населения

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

МОДУЛЬ II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

РАЗДЕЛ III

Основы здорового образа жизни

Тема8. Здоровый образ жизни и его составляющие

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

Вредные привычки и их влияние на здоровье

Профилактика вредных привычек

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

РАЗДЕЛ IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 9  Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

  Здоровье человека и факторы на него влияющие

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.

Влияние неблагоприятной окружающей среды  на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

Тема 10. Безопасность на дорогах

   Велосипедист – водитель транспортного средства.

  Езда в автогородке.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»  направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать:

потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения.

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;  

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

Уметь:

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной  защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской    аптечкой) и средствами коллективной защиты;

вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения,  по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.

                                                                                                                       

                                                                                                          Учебно-тематический план

№  модуля, раздела и темы

Наименование модуля ,раздела,  темы

Всего часов

теоретические

практические

М-1

Р-I

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности

11

Тема 1

Безопасность на дорогах

3

Тема 2

Пожарная безопасность

3

Тема 3

Безопасность на водоемах

3

Тема 4

Экология и безопасность

2

P-II

Чрезвычайные   ситуации  техногенного   характера и безопасность населения

10

Тема 6

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

9

Тема 7

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

2

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14

Р-III

Основы здорового образа жизни

7

Тема 8

Здоровый образ жизни и его составляющие

7

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

5

Тема 9

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

5

4

Тема 10

Безопасность на дорогах

2

2

итого

35

6

                                           

8 класс

Календарно-тематическое планирование

урока

№ урока в теме

Наименование раздела, темы  и урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Модуль 1 Обеспечение безопасности личности, общества и государства.

11

Безопасность на дорогах

3

1

1

Причины   дорожно-транспортных   происшествий и травматизм людей

1

2

2

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров

1

3

3

Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.

1

Пожарная безопасность

3

4

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

5

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

6

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

1

7

4

Обеспечение личной безопасности при пожаре

1

Безопасность на водоемах

3

8

1

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

9

2

Безопасный отдых у воды.

1

10

3

Контрольная работа №1. Безопасность при ДТП, пожаре и на водоёмах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

Экология и безопасность

2

11

1

Загрязнение   окружающей   природной   среды и здоровье человека

1

12

2

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1

Чрезвычайные   ситуации  техногенного   характера и безопасность населения

10

Чрезвычайные   ситуации  техногенного   характера и безопасность населения

9

13

1

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

14

2

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

1

15

3

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

16

4

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

17

5

Контрольная работа №2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1

18

6

Обеспечение химической защиты населения

1

19

7

Пожары   на   взрывопожароопасных   объектах экономики и их возможные последствия

1

20

8

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

21

9

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.  Защита населения от аварий на гидротехнических сооружениях

1

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

22

1

Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14

Основы здорового образа жизни

7

23

1

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

1

24

2

Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное    здоровье — составная    часть здоровья человека и общества

1

25

3

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

26

5

Контрольная работа №3. Основы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1

27

6

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

28

7

Профилактика вредных привычек

1

Основы медицинских знаний и оказание

первой медицинской помощи

5

29

1

Практическое занятие№ 1  Первая   медицинская   помощь   пострадавшим и ее значение.  

1

30

2

Практическое занятие№ 2  Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ.

1

31

3

Практическое занятие№ 3  Первая   медицинская   помощь   при   травмах.

1

32

4

Практическое занятие№ 4  Первая  медицинская  помощь при  утоплении.

1

33

5

Контрольная работа №4. День защиты детей

1

Безопасность на дорогах

2

34

1

Практическое занятие№ 5   Велосипедист – водитель транспортного средства.

1

35

2

Практическое занятие№ 6  Езда в автогородке.

1

                                                                              Всего часов

35

                                                                               

                                                                               

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник по основам безопасности жизнедеятельности 8 кл. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под редакцией А.Т. Смирнова. Изд-во «Просвещение» 2013 г.

Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания 5 -11 классы /авторы В.С, Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер – М.: ВАКО, 2010/

 Примерные программы по учебным предметам Основы безопасности жизнедеятельности /Москва издательство Просвещение 2010/

   Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений   /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, И.Ф. Богоявленский, В.А. Воловик, Е.Я. Гаткин, Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, Б.И. Мишин, А.В. Наследухов, И.Т. Суравегина, В.П. Шолох;

Под ред. Ю.Л. Воробьёва. – 2-е изд., испр. И доп. – М.; АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012/

1. Плакат «Действия при техногенных авариях».

3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».

4. Фильтрующие противогазы ГП-5

5. Аптечка первой медицинской помощи.

Список литературы (основной и дополнительной) и образовательных электронных ресурсов

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон «О гражданской обороне»

 Закон «Об образовании»

   Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

  Федеральный закон «О пожарной безопасности»

  Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

 Федеральный закон «О противодействии терроризму»

Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне"

Федеральные законы Российской Федерации "О статусе военнослужащих"

Федеральные законы Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе"

Федеральные законы Российской Федерации "О гражданской обороне"

Федеральные законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http:// www.hardtime.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...