Активные формы познавательной деятельности, используемые на уроках ОБЖ
статья по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Активные формы познавательной деятельности,
используемые на уроках ОБЖ»
подготовил
учитель ОБЖ
МБОУ «Тростенецкая СОШ»
Власов С.Л.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ученик не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, и эти знания более прочные.
В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов.
Высокое качество учебно – воспитательного процесса невозможно без ориентации на личность каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей, его интересов. Следовательно, одной из целей современного обучения, в частности по предмету ОБЖ, должно стать создание благоприятных условий для развития личности как индивидуальности.
В арсенале педагога целый арсенал активных форм познавательной деятельности, используемый на занятиях при изучении предмета ОБЖ. Это:
- занимательные задания;
- деловая игра;
- конкурсная программа;
- семинар;
- диспут;
- исследование;
- обсуждение сообщений, докладов, рефератов;
- конференция;
• защита проектов и рефератов;
- аукцион знаний и умений;
- мозговой штурм;
• философский стол.
Опыт использования в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов, показал успешность усвоения и реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности .
При изучении программы ОБЖ рекомендуется примерно 60-70% учебного времени отводить активным формам деятельности. Доказано, что проведение практикумов, конкурсных программ, тренинговых занятий в значительной степени повышают заинтересованность учащихся, служит дополнительным стимулом в овладении навыками безопасности жизнедеятельности.
Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Роль занимательного элемента в обучении видится в том, чтобы не науку, превращать в забаву, а напротив забаву ставить на службу обучению.
Занимательные задания побуждают работать мысль учащегося. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям. При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:
- Занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока - они могут использоваться при объяснении нового материала, перед закреплением материала и т.д.;
- Занимательные материалы можно подбирать, применять по каждой теме предмета;
- Решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях;
- Важен последовательный переход от простых задач к сложным;
- Учитывать индивидуальные качества учащихся, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности;
- После решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.
Большинство предлагаемых учителям методических форм допускает возможность использования занимательных заданий преимущественно в устном варианте, но вполне допустим и письменный вариант.
Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной деятельности способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями.
Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.
Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума. Рисование кроссвордов – занятие увлекательное и полезное, расширяющее кругозор, тренирующее память, обостряющее сообразительность, вырабатывающее настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания, приучающее к краткости и четкости формулировок. При решении кроссвордов подчас приходится пользоваться литературой, советоваться, расспрашивать, вспоминать забытое и узнавать новое.
Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим дома. Тогда не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные учащимися одной группы, передаются для решения другой. Лучшие работы показываются всему классу, дети поощряются и словом и отметкой. Наиболее интересные и содержательные кроссворды используются для дальнейшей работы с учащимися других классов.
Кроме того, на уроках ОБЖ в старших классах используются чайнворды.
Количество используемых в чайнворде терминов и их содержание зависят от решаемых учебно-воспитательных задач, а также от вида проводимого мероприятия и времени. Не следует использовать чайнворды, содержащие более 10 слов.
В соответствии с принципом научности в обучении слова для чайнвордов и определения к ним должны обязательно соответствовать стандартам, техническим справочникам и словарям.
В работе на уроках часто используются ребусы. Ребусы с использованием интересных сведений способствуют развитию познавательной активности учащихся, их сообразительности и фантазии.
Опытом установлено, что использование при обучении безопасности жизнедеятельности загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяют общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность.
В старших классах потребность в формировании собственного взгляда на вещи, желание высказаться, найти неординарное решение проблемы находит воплощение в семинаре и диспуте. Семинар и диспут - это формы дифференцированного обучения, при которой сохраняются все особенности школьного урока и создаются дополнительные условия для индивидуализации и повышения роли творческой работы школьников.
Хотя диспут практикуется чаще всего в старших классах, учить спорить, отстаивать своё мнение нужно на протяжении всего школьного обучения. Диспут, как правило, не только активизирует интерес учащихся к литературе, но и служит развитию устной речи, прививает культуру дискуссии.
Семинар целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определённую систему знаний, но и найти самостоятельное решение проблем философского, нравственного, гражданского характера.
Семинару предшествует, как правило, основательная подготовительная работа. Подготовка к семинару начинается с определения темы занятия и выбора форм участия ребят в нём. Учителю в процессе подготовки к семинару нужно продумать форму участия каждого ученика, подготовить вопросы, провести консультации. Для ребят предлагаются как индивидуальные, так и групповые задания.
Одной из привлекательных форм работы учащихся на уроке, которая ведёт их в область самостоятельных поисков и открытий, является исследование.
Методика ролевого поведения хорошо прослеживается при проведении занятия в форме «философского стола».
«Философский стол» как форма групповой деятельности школьников - это коллективная, интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений в жизни.
Содержание «философского стола» самое разнообразное, Потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующие обстоятельства. Планирование данного группового занятия и заключается в развитии у школьников умений обнаруживать объективные закономерности в частном и случайном.
Философские размышления - необходимый элемент в становлении личности школьника как субъекта собственной судьбы и жизни. Во время «философского стола» более чем когда-либо школьник реализует в полной степени основную функцию человека - мыслить.
К общим вопросам обсуждения относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Безопасность и опасность», «Свобода и долг», «Цена и ценность» и т. д. Но предметом разговора может стать и узкий вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе, классе. Например, «Конфликт в классе», «Нужна ли самодисциплина человеку», «Безобидна ли шалость с огнем». Обсуждаться философски «за столом» могут и отдельное понятие (например «доброта») или один вопрос (например «духовность - это сопричастность жизни»).
Составляется некоторая программа разговора в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связанны и тем самым определяют движение коллективной мысли в ведомом разговоре. Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до «философского стола».
Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна - выдвигает суждения, ей оппонирует другая. При этом нужна фигура судьи (рефери, арбитр или группы судей (жюри), а также четкие этические правила ведения разговоров.
Важно, чтобы философские размышления не уводили детей от повседневной жизни, а, наоборот, помогали обрести способность видеть философскую проблему в конкретности жизни. Поэтому чрезвычайно важным становится наряду с системой вопросов подбор ярких иллюстраций, примеров анализируемого явления.
Основная цель мозгового штурма – это развитие творческого стиля мышления.
Дидактические ценности мозгового штурма:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга;
- большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
Обычно штурм проводится в группах численностью 7-8 человек.
Группу инструктируют. Основное правило – никакой критики!
I этап: Создание банка идей.
Главная цель – наработать как можно больше возможных решений.
II этап: Анализ идей.
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом в каждой идее желательно найти что-то полезное.
III этап: Обработка результатов.
Заключение
Использование активных форм познавательной деятельности делает урок ОБЖ эффективным, интересным.
Они побуждают работать мысли учащегося, углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.
Список литературы
1. Щуркова И. Формирование познавательных интересов у учащихся. М., 1989.
2. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. М., «Творческий центр «Сфера» 2003.
3. Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие. Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. СПб., 2002.
4. Творчество творит чудеса/ Сост. В.В. Гаранина и др. Казань, 2001.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. 1996 .
6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке
В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...
Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...
Активные формы познавательной деятельности на уроках математики
Это творческий отчёт по теме самообразования,который я выполнила к прошлой аттестации в 2008г. Муниципальное общеобразовательное учреждение«Деревянкская средняя общеобразовательная школа №5...
Обобщение педагогического опыта: Экскурсии по биологии как активная форма познавательной деятельности школьников.
Экскурсии – главнейшее после урока звено процесса воспитывающего обучения. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процесс...
Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Современный учитель ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия з...
СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
СТАТЬЯ Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...
Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии
Доклад Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии...