Рабочая программа по ОБЖ 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:

1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;

3.  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной линии учебников под редакцией А.Т.Смирнова, .- 2-е изд.  – М.: Просвещение, 2012 г. стр.14-17.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_fgos_5_kl.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:

1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;

3.  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной линии учебников под редакцией А.Т.Смирнова, .- 2-е изд.  – М.: Просвещение, 2012 г. стр.14-17.

Рабочая программа рассчитана на  1 час в неделю,   34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Курс предназначен для

- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:

формы  обучения учащихся на уроке: общеклассная,  групповая, парная, индивидуальная;

Методы обучения: 

  1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
  2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
  3. Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
  4. Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Планируемые образовательные результаты.

Личностные результаты обучения:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметными  результатами обучения  курса «Основы безопасности жизнедеятельности  является (УУД).

  • Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Познавательные УУД: 
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.  

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.

Периодические издания

  • Подшивка газеты  «Добрая дорога детства» и др.

Учебная литература

  • Пособие для учителя «Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ. 5—9 классы». Составитель Г.П.Попова. Издательство « Учитель», Волгоград, 2015
  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—6 классы» под редакцией А.Т.Смирнова. Москва « Просвещение», 2014

2. Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер
  • Экран настенный

Календарно – тематическое планирование по Основам безопасности жизнедеятельности на 2015 – 2016 учебный год.

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые предметные результаты

Дата по плану

Дата по факту

1.

1 четверть

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях-

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека -

Город как среда обитания.

16 ч

5

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства

05.09

2.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения  жилища.

- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

12.09

3.

Особенности природных условий в городе.

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

19.09

4.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

26.09

5.

Основы безопасности жизнедеятельности человека.

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

03.10

6.

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера

Дорожное движение, безопасность участников движения.

6

- формирование современной культуры и безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

10.10

7.

Пешеход. Безопасность пешехода.

- применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

17.10

8.

Пассажир. Безопасность пассажира.

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

24.10

9.

Водитель. Меры профилактики террористических актов.

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

31.10

10.

2 четверть

Пожарная безопасность.

- применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

14.11

11.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

-  применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

21.11

12.

Глава 3. Опасные ситуации природного характера –

Погодные условия и безопасность человека.

2

-  знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

28.11

13.

Безопасность на водоемах.

-  применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

05.12

14.

Глава 4. Опасные ситуации социального характера Криминогенные ситуации и личная безопасность.

3

-  знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

12.12

15.

Обеспечение личной безопасности дома.

- применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

19.12

16.

Обеспечение личной безопасности на улице.

- применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

26.12

17.

3 четверть

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации

Глава 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного  характера –

Чрезвычайные ситуации природного характера.

3 ч

3

-  знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

16.01

18.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного и социального характера

23.01

19.

Общие правила поведения при возникновении ЧС природного и  техногенного характера.

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

30.01

20.

Раздел  3.

Основы здорового образа жизни

Глава 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

О здоровом образе жизни.

9 ч

9

- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

06.02

21.

Двигательная активность и закаливание организма-  необходимые условия укрепления здоровья.

-  понимание личной и общественной значимости укрепления здоровья для безопасности жизнедеятельности

13.02

22.

Двигательная активность и закаливание организма-  необходимые условия укрепления здоровья.

-  понимание личной и общественной значимости укрепления здоровья для безопасности жизнедеятельности

20.02

23.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности

27.02

24.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности

05.02

25.

Закаливание организма . Рациональное питание.

-          формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

12.03

26.

Рациональное питание.

-        формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

19.03

27.

4 четверть

Гигиена питания.

-           формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

09.04

28.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности

16.04

29.

Раздел   4.   Основы медицинских знаний и оказание  первой медицинской помощи

 Глава 7. Первая медицинская  помощь и правила ее оказания

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений.

6 ч

6

-    знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-  умение оказать первую помощь пострадавшим;

умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

23.04

30.

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений.

-  умение оказать первую помощь пострадавшим;

-   умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом индивидуальных возможностей

30.04

31.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах.

-  умение оказать первую помощь пострадавшим;

-   умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом индивидуальных возможностей

07.05

32.

ПМП при ушибах и ссадинах (практическое занятие)

-  умение оказать первую помощь пострадавшим;

-   умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом индивидуальных возможностей

14.05

33.

Первая медицинская помощь при порезах.

-  умение оказать первую помощь пострадавшим;

-   умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом индивидуальных возможностей

21.05

34

Первая медицинская помощь при порезах (практическое занятие).

-  умение оказать первую помощь пострадавшим;

-   умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом индивидуальных возможностей

28.05

Итого:

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...