Программа по апробации нового учебника
рабочая программа по обж по теме

РЫЧКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Программа  по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЭКОЛОГИЯ и БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(базовый уровень, 10 класс)

Рычков Н.А.

Преподаватель-организатор ОБЖ

г.Когалым

1. Пояснительная записка

1.1. Общая характеристика учебного предмета

Программа разработана на основе Конституции Российской Федерации[1],  Конвенции ООН о правах ребенка[2], в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования (в ред. 2011 г.) и Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2012 г.) к результатам освоения основной образовательной программы, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, международные обязательства РФ по реализации идей образования для устойчивого развития.  

Настоящая программа определяет объем содержания образования по предмету, дает  примерное распределение  учебных часов по учебным модулям и учитывает возрастные особенности учащихся, а также особенности региона в области экологии, безопасности и организации защиты населения.

Учебная программа «Экология и безопасность жизнедеятельность» представляет собой вариант интеграции учебных предметов «Основы безопасности и жизнедеятельности» и «Экология». Программа составлена из расчета 20 часов на 2 модуля: «Безопасность в экстремальных ситуациях»14 часов, «Служение Отечеству» 6 часов. Содержание курса отражает систематизированные научные знания об экологических связях в системе «человек-общество-природа» », их противоречиях, закономерностях, теориях и моделях развития; о культуре безопасности в современном мире; стратегиях и способах действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; основах безопасности в экстремальных ситуациях; психологии личности безопасного типа; способах оказания первой помощи пострадавшим; сохранении эмоциональной устойчивости в критических ситуациях; особенностях здорового и безопасного образа жизни в 21 веке; экологических проблемах здоровья; предупреждении формирования личности зависимого типа; профилактике вредных привычек; безопасности и экологии труда; экологическом, нравственном и правовом императиве деятельности современного человека; путях обеспечения личной, общественной и государственной безопасности в условиях глобализации современных рисков и роста их непредсказуемости; основах военной службы; военной доктрине РФ, основах защиты государства и военной службы. Программа выполняет две основные функции. 1. Информационно-методическая которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. 2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структруирования учебного материала по учебным модулям, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.                                                                                                               Модуль «Безопасность в экстремальных ситуациях» направлен на усвоение школьниками системного подхода к обеспечению личной, общественной, государственной безопасности и безопасности окружающей природной среды; умений предвидения возникновения и развития опасных и чрезвычайных ситуаций природного, экологического, техногенного и социального характера на основе анализа их признаков и получение информации о них из разных источников; принятие решения о выборе адекватной стратегии и способов действий возможных негативных последствий, применять способы психологического совладания со стрессом.   Опираясь на знания, полученные в основной школе об опасных и чрезвычайных ситуациий природного, техногенного и социального характера ,рассматриваются основные меры защиты и правила поведения и обеспечения эмоциональной устойчивости в опасных условиях по противодействию экстремизму, терроризму и другим действиям противоправного характера, ролью государства в защите поселения от опасностей.

1.2. Место учебного предмета в учебном плане

Интегрированный предмет «Экология и безопасность жизнедеятельности» реализуется в учебном плане общеобразовательной школы в часы, предусмотренные для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Варианты планирования занятий по годам обучения.

Первый вариант -  Х кл. -      1 час в неделю;

                                        

                            XI кл. -    1 час в неделю.

В соответствии с базисным учебным планом, интегрированному учебному предмету «Экология и безопасность жизнедеятельности» на старшей ступени общего образования  предшествуют предметы «Окружающий мир» начальной школы, «Основы безопасности жизнедеятельности» основной школы, а также естественнонаучные и гуманитарные учебные предметы начальной и основной школы, вопросы экологии и безопасности жизнедеятельности которых выполняют пропедевтическую роль по отношению к интегрированному, гуманитарно-естественнонаучному курсу в старшей школе.

В ходе освоения содержания разных учебных предметов начальной и основной школы у учащихся формируются представления в области основ безопасной жизнедеятельности в повседневных, опасных и чрезвычайных ситуациях, первой доврачебной помощи, гражданской обороны, экологии природных систем, охраны окружающей среды, здоровья человека. Учащиеся осваивают ряд понятий: безопасность, безопасность жизнедеятельности, опасная и чрезвычайная ситуация, риск, экологическая система, социальная система, экологический фактор, экологическая безопасность, социальная безопасность,  экологическая культура, культура здоровья, культура  безопасности, устойчивое развитие. Создаются предпосылки для изучения интегрированного курса экологии и безопасности жизнедеятельности в старшей школе, имеющего мировоззренческую направленность, обобщающего вопросы безопасности в системе «человек – общество – природа».

1.3. Цели изучения предмета

Цели интегрированного предмета формулируются на  метапредметном, личностном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области ОБЖ и экологии.

Стратегические цели школьного образования в области экологии и ОБЖ определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения безопасности страны, общества, личности, природы; устойчивого развития общества и природы; идеями модернизации отечественного образования в условиях информационного постиндустриального общества, международными рекомендациями по развитию образования в интересах устойчивого развития – как генеральной гуманитарной стратегии XXI века, направленной на предотвращение  глобальной экологической катастрофы.

С учетом вышеназванных подходов стратегическим вектором образования в области экологии и ОБЖ являются:

  • социализация обучаемых – вхождение в мир культуры безопасности, экологической культуры; оценка своих возможностей и осознания своего места в созидании социальных отношений общества устойчивого развития;
  • ориентация в системе нравственных категорий общенациональных ценностей, экологической этики, признание ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; приобретение опыта решения личностных противоречий в ситуации выбора;
  • приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, порождая новые аспекты безопасности человека и социума;
  • воспитание экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям;  патриотизму, гражданственности; готовности к соблюдению законности, социальному партнерству, социальной толерантности, восприятию окружающего мира с разных, даже противоречащих друг другу точек зрения, соблюдению демократических форм принятия согласованных решений и выполнения совместных действий для комплексного решения социальных и экологических проблем;

негативного отношения к любым формам неравенства -  экономического, расового, гендерного, возрастного, образовательного – как источников неустойчивого развития;  

  • формирование готовности безопасно действовать и жить в быстро меняющихся условиях, неопределенном будущем за счет развития способности к творчеству, освоения новых способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, способности к сотрудничеству, совместным действиям в  новых ситуациях, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; участвовать в планировании социального развития территории, предвидеть последствия предпринимаемых действий, действовать предосторожно;
  • накопление личного опыта применения полученных знаний и умений действовать безопасно в реальных жизненных ситуациях в рамках экологических, нравственных и правовых императивов, в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды, качества жизни.

 

 1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Деятельность образовательного учреждения по реализации интегрированного учебного предмета «Экология и безопасность жизнедеятельности» должна быть направлена на достижение обучающимися образованности в области экологии и безопасности жизнедеятельности, критериями которой выступает: сформированная на теоретическом уровне экосистемная познавательная модель, как принцип и методологическая основа системного познания проблем безопасности  системы «человек – общество – природа»; готовность к осуществлению экологически сообразной безопасной практической деятельности в разных жизненных ситуациях; мотивация и умение самообразования и саморазвития личной экологической культуры, культуры здоровья и культуры  безопасности.

Достижение этого интегрированного результата рассматривается на уровне личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты предусматривают:

- ценностное отношение к экологическому качеству окружающей социоприродной среды,  здоровью человека, безопасности жизни, устойчивому развитию общества и природы; экологическому императиву, правовым и этическим нормам, регулирующим взаимодействие человека и общества с природой; поликультурному опыту рационального природопользования;

- направленность личности на саморазвитие личностных качеств, необходимых для служения Отчизне в разных его формах (честный труд, законопослушность, исполнение Конституциональных обязанностей); отрицание экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, асоциального поведения;

- самоидентификацию человека как части мира природы и как представителя социокультурной общности с поиском смыслов гармонизации социального и природного, путей устойчивого развития общества и природы;

- рефлексивную готовность к самооценке личного эколого-эстетического отношения к социальной и природной среде; вклада в развитие коллективной экологической безопасности, реализацию социально-значимых проектов в сфере безопасности и здоровья человека, экологического качества окружающей среды.

 Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по экологии и безопасности жизнедеятельности являются:

- сформированность экологического системного мышления, способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности, как имеющей универсальную значимость в глобальном мире,

а также умений:

- придавать любому проекту направленность на обеспечение здоровья и безопасности человека, снижение экологического следа в окружающей среды, повышение экологической культуры, культуру здорового и безопасного образа жизни;

- прогнозировать и оценивать системные последствия (риски) действий, деятельности, поведения для состояния окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития местного сообщества и природы; проектировать действия, поведение, деятельность в окружающей среде на основе баланса экологических, экономических и социальных интересов, в рамках экологического императива, включая принципы природосообразного управления сложными системами и предосторожности;

- позиционировать себя в роли гражданина, защитника, эксперта, консультанта, специалиста, потребителя  в целях взвешенного принятия решения в ситуациях столкновения экологических, экономических и социальных интересов,

- находить информацию по вопросам экологии, безопасности жизнедеятельности и здоровья, проверять ее на достоверность; систематизировать новые знания и  применять их в повседневной жизни при организации экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни;

- вступать в социальное партнерство, конструктивно общаться, организовывать совместную согласованную деятельность в группе, оказывать  само- и взаимопомощь, в том числе по обеспечению эмоциональной устойчивости в критической ситуации;

- предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также на основе использования различных информационных источников;

- применять эти умения для организации в совместной деятельности экологически безопасной образовательной среды и формирования личной учебной культуры;

- рационально организовывать учебу на основе   представлений о его научной организации и  учета индивидуальных особенностей.

Предметные  результаты освоения выпускниками основной школы программы «Экология и безопасность жизнедеятельности» предусматривают:

сформированность представлений о

- взаимообусловленности природы и культуры, природного и культурного разнообразия на планете, здоровья человека и безопасности окружающей его среды; о единстве природы окружающей среды и природы самого человека;  

- закономерностях экологических связей и отношений в системе «человек–общество–природа», экологических кризисах и их причинах; экологической культуре, культуре здорового и безопасного образа жизни как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы;

- экологических императивах, гражданских правах и обязанностях в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

- культуре безопасности жизнедеятельности, культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

- формах служения Отечеству; решении проблем экологии, здоровья и безопасности в трудовой деятельности в интересах глобальной, национальной и личной безопасности;

- экологии труда, его научной организации и безопасности, вкладе профессионального труда в устойчивое развитие и обеспечение национальной безопасности.

- экологически сообразном здоровом и безопасном образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

- распространённых в данной территории опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; основных мерах защиты и правилах поведения;

- принципиальной невозможности жизни без рисков; важности психологического принятия их постоянного присутствия, недопущения фобий; формирования взвешенного отношения к рискам на основе взаимоучета их экологического, экономического и социального аспектов;

- факторах, разрушающих здоровье человека, и факторах, укрепляющих его; необходимости исключения из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.), факторах, пагубно влияющих на здоровье человека, в том числе информационных; роли учебной культуры в сохранении здоровья человека в информационном обществе;

- биологических, психологических и социальных резервах здоровья, принципах сохранения и укрепления их; закономерностях адаптации человека в быстро изменяющихся условиях окружающей среды;

- роли образования для устойчивого развития, Хартии Земли для сохранения биосферы и выживания человечества;

- основах медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;

- основах обороны государства и воинской службы,

а также умения

- оценивать личные резервы биологического, психологического и социального здоровья и возможности их развития;

- проектировать экологически сообразный здоровый и безопасный образ жизни с учетом  специфики территории проживания и индивидуальных особенностей;

- обосновывать актуальность поиска цивилизацией путей гармонизации отношений с природой, осуществления хозяйственной деятельности в пределах ресурсной емкости биосферы;

- систематизировать знания по вопросам государственной системы обеспечения безопасности населения, основам обороны государства и воинской обязанности;

- выявлять системные связи социоприродной, социальной, информационной, технической безопасности; ресурсы безопасности на глобальном, национальном и личностном уровнях;

- характеризовать переход к устойчивому развитию как переход от стихийного развития к «направляемому»; от общества потребления к информационному обществу, материальные потребности и жизнедеятельность которого ограничены возможностями биосферы;

- выявлять риски безопасности,  оценивать вероятности его реализации, масштаб последствий, определять максимально возможный ущерб; выбирать пути управления риском, разрабатывать стратегии для снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий.

1.5. Основное содержание учебного предмета

           Базовый уровень образования

Модуль 1 «Безопасность в экстремальных ситуациях». (14 часов)

Цель обучения: усвоение школьниками системного подхода к обучению личной, общественной, государственной безопасности и безопасности окружающей природной среды; умений предвидения возникновения и развития опасных и чрезвычайных ситуаций природного, экологического, техногенного и социального характера на основе анализа их признаков и информации о них из разных источников; принятия решения о выборе адекватной стратегии и действий для минимизации возможных негативных последствий, применять способы психологического совладания со стрессом.

Содержание.

Безопасность и ее системный характер. Безопасность как первоочередная потребность человека, государства, цивилизации. Новые аспекты безопасности в XXI веке .Системный подход к безопасности. Принципиальная неустранимость рисков. Риски обоснованные и необоснованные, оправданные и неоправданные.

Личность в обществе рисков. Фобии и пути их предупреждения. Проблема достоверности информации, способы проверки. Особенности безопасности жизнедеятельности в условиях природных, техногенных ,информационных рисков в XXI века. Радиационная безопасность современного человека.

Культура безопасности. Общенациональные ценности. Ценностное и эмоционально-эстетическое отношение личности к природе, человеку, культуре. Принцип предосторожности. Проблема эмоциональной устойчивости в опасных и чрезвычайных ситуациях. Защита в экстремальных ситуациях. Гражданская оборона. Защита населения от оружия массового поражения. Основные мероприятия по защите населения и территорий от опасностей, возникающей при ведении военных действий.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Экология и Безопасность Жизнедеятельности»

Модуль 1.

Преподаватель:  Рычков Н.А.

п/п

Дата

Тема
урока

Цели деятельности
учителя

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

план

факт

понятия

универсальные учебные действия
(УУД)

личностные результаты

I модуль. Безопасность в экстремальных ситуациях (14 час.)

1

Введение.

Безопасность – базовая потребность человека.

Сформулировать  особенности обеспечения безопасности в 21 веке –новые подходы к культуре безопасности, безопасность - не только в технических решениях, сколько в головах людей.

Культура безопасности в жизненных ситуациях.

Риск. Мышление критическое

Мышление экологическое.

Метапредметные:

-классифицировать и составлять схему взаимных рисков в социальной, природной и техногенной среде и влияние на психологические качества личности;

- сопоставлять научные суждение с метафорами и афоризмами ученых разных эпох и определить свое отношение к проблеме безопасности в 21веке. Какие опасности вы видете лично для себя?

Предметные:

- формировать экологического системного мышления, способности учитывать и оценивать экологические последствия, его роли в возникновении и решении проблем в различных сферах жизни.

Ценностное отношение к экологическому качеству окружающей социоприродной среды, здоровью человека.

2

 Роль государства в защите населения от чрезвычайных ситуаций.

       Уяснить  что  исторический опыт привел людей к  пониманию того, что  коллективная защита от  опасностей надежнее и эффективнее защиты индивидуальной.

Чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера.

Системы мониторинга ч с.

Метапредметные:

-уметь различать ЧС техногенного характера и природного характера.                                          Предметные:

- формировать знания как действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций.  

Формировать умение сравнивать и анализировать высказывания и афоризмы, делать умозаключения.

3

 Культура безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности человека-это не только определенные ценности, знания, умения действовать, это и особая психология человека, его личностные качества, формирования экологической культуры

Общенациональные ценности, культура безопасности.

Метапредметные:

-разъяснять смысл толерантности и ее границ;

-приводить примеры плодотворного межгосударственного сотрудничества при решении глобальных экологических проблем и проблем глобальной безопасности.

Предметные:

- формировать представления о толерантности, толерантном обществе;

- формировать представления о социальном партнерстве и его значимости в обществе.

Формировать умение объяснить принципы толерантности их значимость.

4 - 5

Человеческий фактор.

Проблема неадекватной оценки рисков.

Поведение в критических ситуациях. Проблема неадекватной оценки рисков.

Преодоление страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела.

Экологические

риски – вероятность наступление событий, имеющие неблагоприятные последствия.

Метапредметные:

- прогнозировать и оценивать системные последствия (риски) – действий , деятельности , поведения для состояния окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

- позиционировать себя в роли гражданина, защитника, эксперта.

Предметные:

- сформировать взаимообусловленности природы и культуры, здоровья человека и безопасности окружающей его среды.

формировать  умения действовать в критических ситуациях.

6 -7

 Пожарная безопасность – одно из главных условий безопасности жизнедеятельности современного человека

 Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя – комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара.

Что такое пожар. Возмещение ущерба, виды пожарной сигнализаций.

Метапредметные:

- прогнозировать возможные очаги возгорания.

- организовать комплекс мероприятий по пожарной безопасности.

.

Предметные:

- формировать ответственность за обеспечение пожарной безопасности.

Научится пользоваться огнетушителями при возникновении пожара.

8 – 9.

 Оружие массового поражения.

Ядерным оружием называется оружие, поражающие факторы которого основаны на использование внутриядерной энергии, освобождающейся при ядерном взрыве.  

Ядерное оружие.

Химическое оружие.

Бактериологическое оружие.

Проникающая радиация.

Метапредметные:

- предвидеть  возникновение опасных ситуаций с применением оружия массового поражения.

- применять умения по защите от ядерного ,химического,

бактериологического оружия.

 Предметные:

- организовать комплекс мероприятий направленных на защиту от оружия массового поражения.

Научиться пользоваться   коллективной и  индивидуальными

средствами защиты.

10.

Оружие на новых принципах. Обычное современное оружие.

Большое значение в определении  характера вооружений будут иметь военные возможности стран в космическом пространстве- в киберпространстве.

Лазерное оружие.

Ускорительное оружие. Высокоточное оружие Зажигательное оружие.

Инфразвуковое. Электромагнитное оружие. Радиочастотное оружие.

Метапредметные:

-Формулировать проблемы взаимодействия человека с техносферой;

-Объяснять социальную опасность фобий (в том числе экофобии и радиофобии) и причины их возникновение

-Выделять критерии эколого-эстетической организации среды и приводить пример их применения при оценке экологической сообразности техногенных объектов .

Предметные:

- формировать представления о связи природных и технических элементов культуры, особенностях техногенной среды жизни;

- формировать представления психологии взаимодействия человека с техногенной средой, проблеме преодоления потребительского отношения человека к природным ресурсам;

- формировать представления о путях преодоления экофобий.

Формировать представления о техносфере, путях преодоления экофобий, позиционирование себя как грамотной личности, умеющей сохранить свой психологический комфорт.

11.

Гражданская оборона: неотъемлемый элемент безопасности России.

Организовать урок-практикум, презентацию учащимися своих работ на теме «Экологический дизайн в современном мире».

Силы гражданской обороны. Мероприятия по гражданской обороне. Защита населения.

Метапредметные:

- находить пути реализации выполнения мероприятий ГО в целях защиты населения.

- вступать в социальное партнерство, конструктивно общаться, организовывать совместную согласованную деятельность в группе по спасению от разных угроз.

Предметные:

- формировать умения практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникших при ведении военных действий .

- Учить четко действовать по сигналам оповещения.

Формировать готовность вклада в развитие коллективной экологической безопасности, реализацию социально-значимых проектов в сфере безопасности и здоровья человека, экологического качества окружающей среды.

12.

Личность в техногенной среде. Экологический дизайн

Организовать урок-практикум, презентацию учащимися своих работ на теме «Экологический дизайн в современном мире».

Экологическая эстетика

Эстетика

Метапредметные:

- находить информацию по вопросам экологического дизайна в современном мире, создавать презентацию найденного материала, доступную для окружающих слушателей;

- вступать в социальное партнерство, конструктивно общаться, организовывать совместную согласованную деятельность в группе.

Предметные:

- формировать представления об эстетике гармонии техногенной и природной среды;

- формировать представления  об эколого-эстетической организации среды - как синтеза природы, науки, искусства и современных технологий.

Формировать готовность вклада в развитие коллективной экологической безопасности, реализацию социально-значимых проектов в сфере безопасности и здоровья человека, экологического качества окружающей среды.

13.

Атомная энергетика – неоправданные фобии.

Сформировать представление о атомной энергетике  используемой в мирных целях.

 Принцип предосторожности. Атомные электростанции, подводные лодки, ледоколы.

Метапредметные:

-называть основные принципы экологической эстетики, критически оценивать свою готовность к их применению в жизни;

-анализировать личные мотивы и формы общения с природой, делать прогноз их значимости для здоровья, трудоустройства, жизненной перспективы;

-составлять презентацию по материалам модуля о возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.

Предметные:

- формировать представление об общении с природой, как условие психического здоровья человека;

- формировать представления об истории отношения людей к природе, проблеме отчуждения от природы современного человека;

-формировать представления о психологии содержания животных и растений в жилище человека; становлении новой экологической культуры в условиях глобализации экологического кризиса.

Формировать рефлексивную готовность к самооценке личного эколого-эстетического отношения к социальной и природной среде; вклада в развитие коллективной экологической безопасности, реализацию социально-значимых проектов в сфере безопасности и здоровья человека, экологического качества окружающей среды.

14

Урок-обобщение

Организовать групповую и индивидуальную работу для подведения итогов пройденного модуля

Раскрыть содержание понятий «безопасность», «риск»,

«опасность»

Метапредметные:

 
Объяснить учащимся, как подразделяются аварии, как определить степень опасности. Ознакомить детей с основными правилами поведения при аварии на ХОО. Изучить устройство и применение гражданского противогаза ГП-7

Предметные:

- формировать представление об общении с природой, как условие психического здоровья человека;

- формировать представления об истории отношения людей к природе, проблеме отчуждения от природы современного человека;

-формировать представления для организации в совместной деятельности экологически безопасной среды

И формирования личной учебной культуры.

Формировать рефлексивную готовность к самооценке личного эколого-эстетического отношения к социальной и природной среде; вклада в развитие коллективной экологической безопасности, реализацию социально-значимых проектов в сфере безопасности и здоровья человека, экологического качества окружающей среды.

Модуль 5 «Служение Отечеству» (6 часов).

Цель обучения: Развить патриотические настроения, ценностное отношение и мотивацию к служению Отечеству в его широком гражданском смысле; организовать рефлексивно-оценочную деятельность обучающихся в целях  самоинденсификации и самоопределения в базовых национальных ценностях России; психологическая подготовка к военной службе.

Содержание. Базовые национальные ценности России. Патриотизм. Духовные основы российского патриотизма, его история. Ценностное и эмоционально-эстетическое отношение личности к объектам защиты. Служение обществу и его формы. Гражданское согласие и социальное партнерство.  Честный труд. Законопослушность. Исполнение Конституционных обязанностей. Военная доктрина Российской Федерации, Ее военные, политические, экономические основы. Военные реформы в истории Российского государства. Дни воинской славы в истории России. Войны за экологические ресурсы. Пути их предупреждения. Воинские обязанности и подготовка к военной службе. Основы воинской обязанности. Физическая подготовка

 

 граждан к военной службе. Психологическая подготовка к военной службе. Основы прохождения военной службы. Воинская дисциплина. Государственная и военная символика Вооруженных сил Российской Федерации.

Резерв времени в рабочей программе рекомендуется использовать для выполнения проектной работы по одному из предложенных направлений:

- просвещение в области экологии и безопасности жизнедеятельности;

- организация безопасной  здоровьесберегающей  образовательной среды, экологически безопасного уклада школьной жизни;

- вклад будущей профессии в устойчивое развитие местного сообщества;

- межкультурное (межнациональное, межпоколенное) общение по актуальным  проблемам современного мира (экология, здоровье, безопасность);

- социальное партнерство в интересах устойчивого развития;

- образцы ресурсосберегающего поведения в быту;

            - экологический дизайн;

            - безопасность  человека в быту;

 -  безопасность человека в информационной среде;

           - экология детства (воспитание здорового ребенка);

- действия в экстремальных и чрезвычайных экологических ситуациях;

- действия за мир и международную безопасность.

        

Календарно-тематическое планирование по предмету «Экология и Безопасность Жизнедеятельности»

Модуль 5

Преподаватель – организатор ОБЖ  Рычков Н.А.

п/п

Дата

Тема,
тип
урока

Цели деятельности
учителя

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

план

факт

понятия

универсальные учебные действия
(УУД)

личностные результаты

5 модуль. Служение отечеству (6 часов).

1

Введение

Патриотизм, гражданское служение и воинский долг.

Познакомить учащихся с понятием «патриотизм» гражданская позиция, российская консолидация.

«Патриотизм», Базовые национальные ценности России»

«служение Отчизне»

Метапредметные:

-выявлять критерии истинного и ложного патриотизма.

- Вести дискуссию о смысле патриотизма (с позиции гражданина, матери, владельца фирмы)

Предметные:

- Исполнение Конституциональных обязанностей.

- Отрицание экстремизма.

- Направленность личности на саморазвитие личностных качеств, необходимых для служения Отчизне» в разных его формах.

Формировать

Базовые национальные ценности.

2

Служение Отечеству: это касается каждого!

Дать представление о специфике прохождения службы в Вооруженных Силах РФ.

«Современный национальный воспитательный идеал»

Метапредметные:

-Критически анализировать кто и а каких целях способствует распространению антипатриотических настроений.                              Предметные:

- формировать представления о службе в армии на положительных примерах.

- Направленность личности на саморазвитие личностных качеств, необходимых для служения Отчизны.

Формировать умение сравнивать и анализировать высказывания и афоризмы, делать умозаключения.

3

Военная доктрина Российской Федерации.

Побудить учащихся задуматься о цели военной доктрины.

Особенностях современной военно-политической обстановки. Формы вооруженных конфликтов, Экологические последствия войн.

Толеранотность; толерантное общество;

Социальное партнерство. «военная доктрина»

Метапредметные:

-разъяснять смысл толерантности и ее границ;

-приводить примеры плодотворного межгосударственного сотрудничества при решении глобальных экологических проблем и проблем глобальной безопасности.

Предметные:

- формировать представления о толерантности, толерантном обществе;

- формировать представления о социальном партнерстве и его значимости в обществе.

Формировать умение объяснить принципы толерантности их значимость.

4

Что такое служба в армии?

Развить смысл военной службы.

Фиэическая, психологическая и интеллектуальная подготовка граждан

К военной службе. Значение службы в армии для личности.

«Виды ВС России»,

«Рода воск», «Общевойсковые уставы

Метапредметные:

- Формулировать вопросы о специфике прохождения службы в войсках радиационной, химической и биологической защиты.

Предметные:

- формировать представления о видах и родах Вооруженных Силах Российской Федерации.

формировать представления о трех основных компонентах общения - мировоззренческий, психологический и технологический;

5

Служение Отечеству. На страже нашей безопасности.

Воинские обязанности и права служащих срочной службы. Их обоснованность.

Военная дисциплина.

Метапредметные:

- высказывать самооценку своей готовности к военной службе.

- позиционировать себя в роли гражданина, эксперта, консультанта.

Предметные:

- Формировать отношения к экстремизму, терроризму других действий противоправного характера.

Формировать

Представления, что за правами и обязанностями военнослужащими стоит огромный исторический опыт, психологически выверенный и проверенный.

6

Служение Отечеству, На страже нашей безопасности.

Изучить историю рождения: Российской армии,

Дней воинской славы. Зарождения общевойсковых уставов.

«Дни воинской славы»,

«Полководцы прославившие Россию»

Метапредметные:

- вступать в социальное партнерство, конструктивно общаться, организовывать совместную деятельность в группе.

-позиционировать себя в роли толерантной личности, умеющей вести конструктивный диалог.

Предметные:

- воспитывать потребность к изучению и уважения своей истории.

-формировать чувства гордости за подвиги героев нашей Родины.

формировать представления о государственной символике как неотъемлемой атрибутике в нашей жизни.

        

Перечень учебно-методического обеспечения

класс

Учебник

(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Книга для учителя

Рабочая тетрадь

Материалы для контроля

Интернет ресурсы

10

А Б

В.А.Грачёва

А.Н.Захлебный

Е.Н.Дзятковская

Учебник «Экология и безопасность жизнедеятельности»

«Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника»

Москва-2004г.

«Учусь общаться»

«Экология и здоровье в моей будущей профессии»

тесты

www.mchs.gov.ru

www.lesnik.ru

ozersk.ru

www.rg.ru

Список литературы для учителя и обучающихся

Список литературы для учителя:

1. Ауэрбах Ш. Наследственность. - М., 1998 г.

2. Глазачёв С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. - М., 1997 г.

3. Дзятковская Е.Н. Захлебный А.Н. Программа внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. Экология общения. – М Просвещение, 2012

4. Дзятковская Е.Н. Захлебный А.Н. Естествознание -5: Задания для учащихся – М : НПЦ «Экология и образование».

5. Дзятковская Е.Н. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс –М : Просвещение, 2012 г.

6. Дзятковская Е.Н. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 10 класс. –М : Просвещение, 2012 г.

7. Захлебный А.Н. Экологическое образование в РОССИИ: проблемы и практика. - М 1995

8. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. –М., 1995 г.

9. Энциклопедический словарь школьника. Всемирная история. Издательский дом Оникс 1999 г.

10. Мухин М.И. Развитие самосознания школьников (из опыта работы В.А. Сухомлинского). – М., 1997 г.

11. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. – М., 1986 г. – Беседы 1-4.

12. Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). – М., 1995 г.

13. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988 г. – Гл.14.

14. Соснин В.А., Лунев П.А., Учимся общению: Взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М., 1991 г.

15. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия. Москва 1999 г.

16. Зеленкова И.Л. Основы Этики. Минск 1998 г.

17. Золотухина - Аболина Е.В. Курс лекций по Этике. Ростов–на–Дону 1999 г.

18. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права. Москва 2001 г.

19. Кравченко А.И. Социология и политология: Учебное пособие. Москва 2000г.

20. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Москва 2001 г.

21. Нерсесянц В.С. Философия права. Москва 1997 г.

22. Основы этических знаний/ Под редакцией Лукашевой Е.А. Москва 1999 г.

23. Проблема общей теории права и государства./ Под редакцией Нерсесянца В.С. Москва 2001 г.

24. Теория государства и права. Москва 1997 г.

25. Общая социология: Учебное пособие./ Под редакцией Эфендиева А.Г. Москва 2000 г.

26. Философия истории./Под редакцией Панарина А.С. Москва 1999 г.

27. Курс политологии./ Под редакцией Грязновой Г.Г. Москва 2002 г.

28. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Санкт – Петербург 2001 г.

Список литературы для учащихся:

1. Маслов В.А. Словарик юного эколога. - М., 1993.

2. Захлебный А.Н. Экологическое образование в РОССИИ: проблемы и практика. - М 1995

3. Рязанцев С.В. В мире запахов и звуков. – М., 1997.

4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М., 1979.

5. Карнеги Д. Как завоевать друзей. – М., 2001. (отдельные главы).

6. Коломинский Я.Л. Познай самого себя: Руководство для подростков. – Киев, 1998.

7. Кротов В.Г. Государство чувств: Ориентирование во внутреннем мире. – М., 1997.

8. Культура общения: Кн. Для уч-ся/ Сост. Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин. – Воронеж, 2000.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

10. Немов Р.С. Психология.- М., 1994.

11. Психология: Словарь. – М., 1990.

12. Рубинщтейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – М., 1989.

13. Я познаю мир: Детская энциклопедия6 Психология/ Сост. Е.В, Селезнева. –М., 2001



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Обществознанию (по Кравченко, новый учебник) -10 класс

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе ныне действующего федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. и Примерной программы, соста...

План открытого урока данного на областном семинаре по апробации нового УМК О.Радченко "Всё ясно!" 8 класс

План открытого урока данного на областном семинаре по апробации нового УМК О.Рдаченко "Всё ясно!" 8 Класс...

Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек

Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе из...

Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)

Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...

Введение и апробация нового содержания образования по предмету география в 5 классе (учебник А.А Летягин География Начальный курс под общ. редакцией В.П Дронова изд-во Вентана-Граф)

Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебник...

Проект апробации электронных учебников

Проект апробации электронных учебников...

Презентация "Новые учебники - новые возможности: использование УМК по литературе под редакцией А.Н. Архангельского в 5 классе для достижения планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности".

Презентация была подготовлена к выступлению на региональном семинаре, в ходе которого рассматривались современные учебно-методические комплекты по русскому языку и литературе. МБОУ СОШ №2 - участник п...