Открытый урок Дни воинской славы России! 10 класс
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему
Интегрированный открытый урок по ОБЖ 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dni_voinskoy_slavy_rossii.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок ОБЖ и информатики
Тема урока: «Дни воинской славы России!
Создание и оформление документа с помощью ЭТ.»
Тип урока: интегрированный урок с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: комбинированный.
Технология: личностно – ориентированная.
Цели:
- Обучающая:
Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества. Показать значение побед в военной истории России.
Повторение и закрепление знаний и умений работы в Excel 2003; отработка основных приёмов работы с электронной таблицей (ЭТ); использование знаний, полученных на уроках информатики по применению встроенных функций Excel 2003, составлению и введению формул в таблицу, построению диаграмм. - Развивающая:
Развитие кругозора, умения вести грамотный диалог с компьютером, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, речи и внимания. - Воспитательная:
Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.
Воспитание общей и информационной культуры, трудолюбия, усидчивости, терпения, бережного отношения к компьютерной технике, привитие учащимся навыков самостоятельности в работе.
Оборудование:
- Компьютеры с ОС Windows XP и пакетом программ Microsoft Office.
- Проектор, экран.
- Файлы с демонстрационным материалом.
- Файлы с тестами и практическими заданиями.
- Карточки для практической работы.
- Бланки для опорного конспекта.
Время: два учебных часа.
Место проведения: кабинет информатики.
План урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала. Составление учениками опорного конспекта.
- Закрепление материала (тест).
- Подготовка к практической работе.
- Выполнение практической работы на персональных компьютерах.
- Анализ результатов выполнения практической работы.
- Подведение итогов урока и домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(На экране слайд 1)
Преподаватель ОБЖ объявляет тему и цель урока; доводит до сведения учащихся, что урок объединит темы двух предметов – ОБЖ и информатики, объясняет порядок его проведения.
(На экран выводится текст: тема урока, цели.)
Учитель информатики в ходе объяснения нового материала обеспечивает работу мультимедийного оборудования, управляет демонстрацией слайдов.
- Изучение нового материала.
Преподаватель ОБЖ
– На прошлом уроке вы получили задание подготовить информацию о некоторых исторических датах. Давайте еще раз вспомним об этих славных датах. У вас на рабочих местах лежат бланки конспектов. В ходе урока заполните оставленные в них пропуски, используя рассказ ваших товарищей и демонстрируемые на экране слайды.
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории. В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России.(слайд 2)
Далее учащиеся по очереди выступают с подготовленными сообщениями.
Примерный текст сообщений.
- 18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. В этот день в 1242 году произошло решающее сражение, окончательно освободившее русскую землю от немецких захватчиков. В историю оно вошло под названием Ледовое побоище. Эта победа укрепила моральный дух русских людей, вселила надежду на успех борьбы с чужеземными захватчиками. Александр Невский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. (слайды 3,4)
- 21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо – татарскими войсками в Куликовской битве. Страшные бедствия принесло монголо-татарское иго на русскую землю. В 1380 году правитель Золотой Орды хан Мамай пошел в большой поход на Русь. Против него выступил князь Дмитрий во главе русского войска, он решил разгромить полчища Мамая до того как они вторгнутся в глубь русской земли. Победа русских воинов на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения. (слайды 5, 6)
- 7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В к.16 – начале 17 века на долю Руси выпали тяжелые испытания. Период смуты и хаоса длился 15 лет. Над Русью нависла угроза потери национальной независимости. Это вызвало глубокое беспокойство в патриотически настроенных кругах дворянства и других сословий всего населения. В Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которое сыграло решающую роль в освобождении Москвы от поляков. Оно состояло из отрядов дворян, горожан, крестьян, жителей Поволжья всех национальностей. Посадские люди выдвинули руководителем ополчения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вместе с ним организатором и руководителем ополчения был Кузьма Минин. В августе 1612 года отряды ополченцев разгромили под столицей польскую армию. Весть об освобождении Москвы воодушевила всю страну. Были созданы условия для восстановления государственной власти в России. Благодарные потомки открыли в столице России памятник. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818». (слайды 7 – 10)
- 10 июля – День победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении. В 1700-1721 годах Россия вела со Швецией тяжелую Северную войну за возвращение исконных русских земель и выход в Балтийское море. Победа под Полтавой предопределила победоносный для России исход Северной войны. (слайды 11, 12)
- 9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра1 над шведами у мыса Гангут. Морское сражение у мыса Гангут – славная страница истории русского флота. Это была первая морская победа над сильнейшим в то время шведским флотом, который до той поры не знал поражений. Петербург торжественно встречал героев Гангута. Над городом гремели залпы артиллерийских салютов, тысячи жителей столицы заполнили набережные Невы, по которой следовали победоносные русские суда с захваченными шведскими кораблями. Петр1 назвал победу у Гангута «второй Полтавой». (слайды 13, 14)
- 24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова. Это событие произошло в ходе русско – турецкой войны 1787-1791годов и имело особое значение. Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости. Комендант был настолько уверен в неприступности крепости, что его ответ стал крылатой фразой: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил». Измаил был взят русской армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. За взятие Измаила в честя А. В. Суворова Екатерина2 повелела выбить медаль и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость». (слайды 15 – 17)
- 8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией. В июне 1812 года французская армия под командованием Наполеона вторглась в Россию, рассчитывая на быструю победу. Однако планам Наполеона не суждено было сбыться. Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов решил остановить продвижение армии Наполеона на Москву у села Бородино. Здесь в 120 км. от столицы было принято решение дать генеральное сражение. Позднее Наполеон скажет: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу; русские стяжали право быть непобежденными». (слайды 18 – 21)
- 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп. Морское сражение при Синопе произошло в самом начале Крымской войны. Это было последнее крупное сражение парусных кораблей и первое, в котором использовались бомбические орудия (т. е. стрелявшие разрывными снарядами). В синопском бою наглядно проявилась эффективность передовой системы обучения и воспитания воинов черноморцев. Высокое боевое мастерство, показанное моряками, было достигнуто упорной учебой, тренировками, походами, овладением всеми тонкостями морского дела. (слайды 22, 23)
- 23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии – День Защитника Отечества. 23 февраля 1918 года молодая Рабоче – Крестьянская Красная Армия приостановила продвижение немецких войск под Псковом и Нарвой. Этот день и стал считаться днем рождения Красной Армии, а позже – Днем Защитника отечества.(слайды 24)
- 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск под Москвой. По количеству войск, военной техники и вооружения, размаху и напряженности боевых действий битва под Москвой в 1941 году была одной из крупнейших в истории второй мировой войны. За доблесть и мужество, проявленные в ожесточенных и кровопролитных боях 36 тыс. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. Битва под Москвой явилась началом коренного перелома в великой отечественной войне. (слайды 25, 26)
- 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.13 сентября враг начал штурм Сталинграда, намереваясь мощным ударом сбросить его защитников в Волгу. Разгорелись ожесточенные бои, особенно в районе вокзала и за мамаев курган. Борьба шла за каждую улицу, каждый квартал, каждое здание. О накале боев говорит тот факт, что вокзал в течение двух дней 13 раз переходил из рук в руки. 19 ноября 1942 года на врага обрушилась лавина огня и металла. 2 февраля 1943 года окруженные фашистские войска были полностью разгромлены. Победа под Сталинградом ознаменовала коренной перелом в великой Отечественной войне и оказала определяющее влияние на весь ее дальнейший ход. (слайд 27)
- 27 января – День снятия блокады города Ленинграда. С первых дней войны одним из стратегических направлений, по планам гитлеровского командования, было ленинградское. Ленинград входил в число важнейших объектов, намеченных для захвата. Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей ВОВ, шла 900 дней. Ленинградцы показали образцы стойкости выдержки и патриотизма. За время блокады погибло около 1 млн. жителей, в том числе более 600 тыс. – от голода. 27 января 1944 года ленинградцы праздновали снятие блокады (слайд 28). Вечером этого дня состоялся салют из 324 орудий, о котором наша известная поэтесса А. А. Ахматова написала такие незабываемые строки:
И в ночи январской беззвездной
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе. - 9 мая – День победы советского народа в ВОВ 1941–1945 годов. 1418 дней и ночей советские люди вели кровопролитную войну против фашистских агрессоров и сокрушили их. Народ отстоял свободу и независимость своего отечества, спас от фашистского порабощения мировую цивилизацию. 8 мая представители германского военного командования подписали Акт о безоговорочной капитуляции. От имени советского командования Акт подписал маршал Жуков. 9 мая – самый светлый праздник всего российского народа, день нашей немеркнущей воинской славы. (слайды 29 – 31)
Преподаватель ОБЖ
– Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были в числе первых. Но вовсе не из-за любви к завоеваниям. Так уж сложилась история страны – нам все время приходилось отстаивать свою независимость. Поэтому беспримерная стойкость и мужество – в крови у русских воинов! Будем же помнить их славные победы! Будем же достойными их славы! (слайд 32)
С помощью последнего слайда ученики проверяют свои опорные конспекты.
III. Закрепление материала (тест).
Для повторения и закрепления материала учащимся предлагается ответить на вопросы теста (предлагается два варианта теста – простой и сложный). Преподаватель ОБЖ объясняет правила работы с компьютерным тестом. Вопросы теста в разном порядке появляются на экране монитора, ученик должен выбрать правильный ответ из предложенных. После выполнения теста компьютер выдаёт сообщение об оценке.
IV. Подготовка к практической работе.
1. Фронтальный опрос.
- Какие операции с информацией позволяет выполнять ЭТ?
- Какие задачи можно решать с помощью ЭТ?
- Как можно ввести данные в ячейку? Как можно ввести формулу в ячейку? (ответ демонстрируется с помощью проектора на экране)
- Как можно вставить функцию в формулу? (ответ демонстрируется с помощью проектора на экране)
- Как можно выполнить сортировку данных в таблице? (ответ демонстрируется с помощью проектора на экране)
- Опишите процесс построения диаграммы. (ответ демонстрируется с помощью проектора на экране)
2.Обсуждение этапов выполнения практической работы.
1 этап. Заполнить пустые ячейки в таблице.
Вопросы:
В какие ячейки требуется ввести данные? В какие ячейки требуется ввести формулы? Какие формулы требуется ввести в ячейки?
2 этап. Выполнить сортировку по возрастанию относительно параметра «Год»
3 этап. Построение диаграммы для сравнения количества людских потерь в разных битвах.
Вопрос:
Какие столбцы в таблице следует выделить для построения диаграммы?
4 этап. Оформление таблицы и диаграммы.
Вопросы:
Как следует оформить таблицу (Границы, выравнивание текста, шрифт и т.д.)? На что следует обратить внимание при оформлении диаграммы?
V. Выполнение практической работы.
Учащиеся выполняют практическую работу. Учитель информатики наблюдает за выполнением работы и проводит индивидуальные консультации. Для предупреждения переутомления учащихся во время работы проводится физкультминутка.
VI. Анализ результатов выполнения практической работы.
С помощью проектора на экране демонстрируется одна из выполненных работ. Учитель информатики обращает внимание учащихся на следующие элементы работы: формулы, сортировка, вид диаграммы, оформление работы. Ученики анализируют и оценивают свою работу.
VII. Подведение итогов урока и домашнее задание.
В заключении учитель даёт содержательную оценку результатов работы класса в целом и отдельных учащихся, акцентируя внимание на положительных достижениях. Ученики делятся своими впечатлениями о проведённом уроке: что понравилось, что не понравилось, что изменить, что ввести новое.
Домашнее задание: используя опорный конспект подготовиться по теме «Памятные дни России»; составить задачу для ЭТ.
Учителя благодарят детей за урок.
Приложение 1.
Бланк конспекта ученика.
Фамилия, имя _______________________ , класс __________ , дата _____________.
Тема урока: «Дни воинской славы России».
______ марта _________ года был принят ФЗ «_____________________________________________».
В календарь памятных дат вошли ________________ события военной истории.
День | Месяц | Год | Название событий. |
Ледовое побоище. | |||
Куликовская битва. | |||
Освобождение Москвы от польских интервентов. | |||
Полтавское сражение. | |||
Морская победа у мыса Гангут. | |||
Взятие турецкой крепости Измаил. | |||
Бородинское сражение. | |||
Сражение у мыса Синоп. | |||
Победа Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии. | |||
Начало контрнаступления под Москвой. | |||
Сталинградская битва. | |||
Снятие блокады Ленинграда. | |||
День победы советского народа в ВОВ. |
Ледовое побоище произошло на _____________________ озере. Русские войска выступали под руководством ______________ ______________ . В Куликовской битве во главе русского войска выступил ______________ _____________ . Руководителями первого русского ополчения против польских интервентов были князь ________________ ______________ и _____________ _____________. Полтавское сражение и сражение у мыса Гангут произошли в период _____________ войны. Русскими войсками командовал царь _______________ . Взятие турецкой крепости Измаил произошло под командованием великого русского полководца ___________________ . Поражение под Москвой французской армии нанесли русские войска под командованием ________________________ . Под командованием великого русского адмирала ____________________ произошло знаменательное сражение у мыса Синоп. Акт о капитуляции Германии в 1945 году был подписан ______________.
Приложение 2.
Практическая работа
Тема: Создание и оформление документа с помощью электронной таблицы.
Задания:
- Открыть файл «ОБЖ» (Мои документы/Учебная/ОБЖ).
A | B | C | D | |
1 | Год | Название событий. | Людские потери с обеих сторон (тыс. человек) | Доля от общего количества потерь (%) |
2 |
| Полтавское сражение. | 31,5 |
|
3 |
| Снятие блокады Ленинграда. | 700 |
|
4 |
| Начало контрнаступления под Москвой. | 1500 |
|
5 |
| Ледовое побоище. | 5 |
|
6 |
| Сталинградская битва. | 2700 |
|
7 |
| Взятие турецкой крепости Измаил. | 35 |
|
8 |
| Бородинское сражение. | 102 |
|
9 |
| Морская победа у мыса Гангут. | 1,5 |
|
10 |
| День победы советского народа в ВОВ. |
|
|
11 |
| Освобождение Москвы от польских интервентов. |
| |
12 |
| Сражение у мыса Синоп. | 4,5 |
|
13 |
| Куликовская битва. | 200 |
|
14 |
| Победа Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии. |
|
|
15 |
| Общие потери |
|
|
16 |
|
|
|
|
17 |
| Максимальное количество потерь |
|
|
18 |
| Минимальное количество потерь |
|
|
- Заполнить пустые ячейки в таблице данными или формулами.
- Выполнить сортировку по возрастанию относительно параметра «Год»
- Построить диаграммы для сравнения количества людских потерь в разных битвах.
- Оформить таблицу и диаграмму.
- Сохранить документ в файле.
Приложение 3.
Оценка урока
Какой этап урока понравился больше остальных? (нужное подчеркнуть)
- Изучение нового материала.
- Тест
- Практическая работа.
Какой этап урока вызвал затруднения? (нужное подчеркнуть)
- Изучение нового материала.
- Тест
- Практическая работа.
Поставьте оценку за работу на уроке:
№ | Оценка | Пояснения | |
4 | Моя оценка за урок | ||
5 | Оценка учителю ОБЖ | ||
6 | Оценка учителю информатики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.
А.Невский Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...
открытый урок "Дни воинской славы России"
Одним из дней воинской славы России является победа советских войск под Москвой. ...
разработка урока по ОБЖ для 10 класса "Дни воинской славы России"
Интегрированный урок по ОБЖ и истории для 10 класса общеобразовательной школы. Тема урока: "Дни воинской славы России"...
Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».
Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...
Интегрированный урок «Дни воинской славы России»
Цели:• образовательная - проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;• развивающая - соверше...
Урок ОБЖ 10 класс. Тема урока: «Дни воинской славы России!»
Тип урока: урок с применением ИКТ.Технология: личностно – ориентированная.Цели и задачи:Обучающая:Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества, значение побед в во...
Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».
Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....