Интегрированный урок «Дни воинской славы России»
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему
Цели:
• образовательная - проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;
• развивающая - совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им
оценку;
• воспитательная - формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам.
Форма урока: интеллектуальный марафон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_-dni_voinskoy_slavy.doc | 135.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «Дни воинской славы России»
Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца...
Цели:
- образовательная - проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;
- развивающая - совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им
оценку;
• воспитательная - формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам.
Форма урока: интеллектуальный марафон.
Материально-техническое обеспечение:
- Книжная выставка " О доблести, подвигах, славе".
- Плакаты, репродукции картин, фотографии патриотической тематики.
- Значки "Отличник" 1,11,111 степеней.
- "Чёрный ящик" (для проведения 5 этапа интеллектуального марафона) - коробка, в которой лежат рисунки или макеты кольчуги, корабля, танка времён Великой Отечественной войны, Боевого Знамени воинской части.
- Запись песни из кинофильма "Офицеры" - "От героев былых времён".
- Маршрутный лист - раздаточный материал.
- Карточки обратной связи красного, оранжевого и зелёного цвета по количеству учащихся.
Каждому участнику выдаётся:
1. Маршрутный лист, который даёт возможность отмечать свои ответы в колонках, стимулирует активность учащихся, желание набрать больше баллов, давая правильные ответы и дополняя ответы товарищей, а также развивает культуру труда и облегчает проверку результатов.
№ Этапы марафона 2 балл. 3 балл. 4 балл. 5 балл. 0,5 балл.
1 Исторический портрет
2
Историческое событие
3
Из первых уст
4
Историческая мозаика
5
Чёрный ящик'
1. Вступительное слово учителя литературы:
Слайд 1
"He ходите на Русь!'9 -
Мономах обращался к соседям.
"Кто с мечом к нам придёт.
От меча и погибнет!" -
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
"Не ходите на Русь!" -
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
"Не ходите на Русь!" -
Но враги наступали кроваво...
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена..
Слайд 2
ОБЖ: У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.
Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции.
Литер: На этих слайдах ( слайды 3-9) вы видите изображение значимых для нашего народа событий. Вот о них и их значении для нас вы будете говорить.
2. Объяснение правил интеллектуального марафона.
ОБЖ: Сегодня на уроке вы как будущие защитники нашего Отечества совершите интеллектуальный марафон в глубину нашей истории. Ваша задача - показать свои знания, кратко вспомнив все дни воинской славы России. В конце урока лучшие из вас получат значок "Отличник".
Литер: Наш интеллектуальный марафон проходит под девизом (зачитать надпись на слайде): "Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца...". Он делится на этапы, каждый из которых отражён в вашем маршрутном листе. Вопросы и ответы оцениваются по бальной системе. Наряду с оценками за ответы каждый может в ходе марафона заработать по 0,5 баллов за каждое дополнение, исправление. Вы самостоятельно фиксируете в колонках свои ответы: плюс - полный ответ, тире -
1l
неполный, галочка - дополнение или исправление. В конце урока подводим итоги, награждаем победителей.
3. Разминка
ОБЖ: Итак, разыгрываем право первого хода. Тот, кто первый ответит на мой вопрос, начнёт марафон, сможет выбрать любой этап и любой вопрос. Каждый, кто дополнит ответ хоть намного, будет следующим..Таким образом, мы установим очерёдность участия в марафоне. Если у кого - то и вас не будет ответа, право отвечать перейдёт к следующему. Ответы даём чётко и полно.
Начинаем. Внимание, вопрос: какой праздник отмечает наша страна 4 ноября? С каким историческим событием он связан?
Ответ. День народного единства - освобождение Москвы силами народного ополчения
под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 г.
4. Интеллектуальный марафон
Литер: I этап. Исторический портрет
Слайд 10
Задание: назвать имя выдающегося полководца, о котором пойдёт речь, и сообщить, с каким днём воинской славы оно связано.
1. Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков -Пересвета и Ослябю. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царём русским. Оценка - 2 балла.
Ответ. Князь Дмитрий Донской, 21 сентября 1380 года - Куликовская битва. Слайд 11
ОБЖ: 2. В 12 лет зачислен в лейб - гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник "Наука побеждать". Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск. Оценка - 3 балла.
Ответ. А. В. Суворов, 24 декабря 1790 года - день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова.
Слайд 12
Литер: 3. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учреждён орден. Оценка - 4 балла.
Ответ. М. И. Кутузов, 8 сентября 1812 г. - Бородинское сражение русской армии с французской армией Наполеона.
Слайд 13
ОБЖ: 4. Он навсегда остался в памяти народной. Художник Л.Д. Корин написал картину, С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов - поэму, СМ. Эйзенштейн -фильм. В его честь в 1725 году учреждён орден в России. О нём говорили: "Это враг опасный, сильный, умный..." Оценка - 5 баллов.
Ответ. Князь Александр Невский, 18 апреля 1242 г. - день победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере. (Ледовое побоище)
Литер: II этап. Историческое событие
Задание: ответить, какому событию посвящены строки, рассказать о нём.
"Москва, Москва, Священная держава, Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя - по долгу, и по праву,
И по любви - мы бьёмся за тебя!" Оценка - 2 балла.
Ответ. 5 декабря 1941г. - день начала контрнаступления советских войск против немецко - фашистских войск в битве под Москвой.
ОБЖ:
"За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось". Оценка - 3 балла.
Ответ. 27 января, 1944 год - день снятия блокады города Ленинграда.
Литер:
"Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград". Оценка - 4 балла.
Ответ. 2 февраля 1943 г. - день разгрома советским войсками немецко - фашистских войск в Сталинградской битве.
ОБЖ:
"На рубежах весны четвёртой, В награду за годк тревог,
В даму и прахе распростёртый
Берлин лежит у наших ног..." Оценка - 5 баллов.
Ответ. 9 мая 1945 года - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945гг.
Дополнительное задание: Рассказать о периодах Великой Отечественной войны. Литер: III этап. Из первых уст
Задание: назвать автора прочитанных слов и событие, о котором они были написаны или сказаны.
1. "Советская стратегия оказалась.. .выше нашей.. .Лучшее тому доказательство - исход
битвы на Волге, в результате которой я оказался в плену". Оценка -2 балла.
Ответ. Ф. Паулюе, генерал - фельдмаршал, командующий 6 немецкой армией, о Сталинградской битве 1942 - 1943гг.
ОБЖ:
2. "Воины, вот пришёл час, который решил судьбу Отечества. Итак, не должны вы
помышлять, что сражаетесь за..., но за государство...врученное, за род свой, за
Отечество, за православную нашу веру и церковь. Имейте в сражении перед очами
вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о.. .ведайте, что ему жизнь его не дорога,
только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".
Оценка - 3 балла.
Ответ. Пётр 1 перед Полтавской битвой 10 июля 1709г. Литер:
3. "Инициатива бесповоротно перешла в руки нашего командования. Грозный призрак
катастрофы во весь рост встаи перед гитлеровским рейхом". Оценка - 4 балла.
Ответ. К.К. Рокоссовский, Маршал Советского Союза, о Курской битве 1943г.
ОБЖ:
5. "Б результате провала наступления "Цитадель" мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из - за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Их своевременное восстановление для ведения оборонительных действий на Восточном фронте, а также для организации обороны на западе на случай десанта, который союзники грозились высадить весной, было поставлено под вопрос. Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже на восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива цолностью перешла к противнику". Оценка - 5 баллов.
Ответ. Х.В. Гудериан, генерал - полковник вермахта, о Курской битве 1943г.
Литер: IV этап. Историческая мозаика
1. Перечислите основных завоевателей, нашествия которых пришлось отражать русским
войскам на протяжении истории России. Оценка - 2 балла.
Ответ. Монголо-татары, немецкие рыцари-крестоносцы, поляки, шведы, турки, французские войска Наполеона, австро-венгерские и германские войска, гитлеровская Германия.
ОБЖ:
2. Кому принадлежат слова "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва?
Оценка - 3 балла.
Ответ. Политруку В.Г. Клочкову, возглавившему 28 героев - панфиловцев из 316 -й, с 18.11.1941 - 8-й гвардейской стрелковой дивизии генерал - майора И.В. Панфилова, которые в Московской битве 16 ноября 1941 года в бою у Дубосекова, восточнее Волоколамска, подбили 18 танков противника, почти все погибли, но не пропустили фашистов к столице.
Литер:
3. Составьте хронологическую цепочкуэ начиная с самого отдалённого по времени
события:
- Московская битва (5) Б) Полтавская битва (3)
- Ледовое побоище (1)
Г) Бородинское сражение (4) Оценка - 4 балла.
Ответ. ВБГА
ОБЖ:
4. В каком году был принят Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях)
России", позже переименованный в Федеральный закон "О днях воинской славы и
памятных датах России".
Оценка - 5 баллов.
Ответ: в 1995 г. Принят Госдумой 10 февраля, подписан Президентом России 13 марта того же года.
Слайд №4 ( О Законе)
Литер: V этап. "Чёрный ящик".
1. Здесь лежит то, что защищало русских воинов от врага в 9 -17 вв. Оценка - 2 балла.
Ответ: кольчуга.
ОБЖ:
2. Что сыграло главную роль в разгроме наступавшей фашистской группировки в сражении под Прохоровкой в ходе Курской битвы? Оценка - 3 балла.
Ответ: рисунок или модель танка времён Великой Отечественной войны.
Литер: 3. Что российский солдат должен хранить и беречь как символ воинской доблести и чести, своей верности Родине? Приведите исторические примеры. Оценка - 4 балла.
Ответ: рисунок или макет Боевого знамени воинской части. ОБЖ:
4. Какое вооружение объединяет следующие даты: 9 августа 1714 г., 11 сентября 1790 г., 1
декабря 1853 г.? Назовите произошедшие в эти дни события. Оценка - 5 баллов.
Ответ: рисунок или макет старинного боевого корабля. Морские сражения при Гангуте, Синопе, у Тендры.
5. Динамическая пауза. Проводится между этапами интеллек'туального марафона,
чтобы помочь учащимся снять напряжение, в виде выполнения под руководством учителя
нескольких гимнастических упражнений.
ОБЖ: Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России. Своими знаниями вы показали, что стремитесь продолжать славные традиции нашего Отечества, народа России и ее вооруженных сил. Надеемся, вы всегда будете патриотами своей страны.
Ученик читает стихотворение. (Антон Д)
Литер: (слайд 15) Какие ассоциации вызывает у вас слово «патриот»? ( Открываю буквы - называют слова)
Ученица: Георгиевская ленточка - символ победы, (сообщение)
6. Подведение итогов*
ОБЖ : Подсчитаем баллы, набранные в ходе интеллектуального марафона, объявляю приказ о награждении.
За отличные знания значком "Отличник" наградить... (перечисляются учащиеся, которые показали самые глубокие знания, наиболее активно участвовали в интеллектуальном марафоне и набрали наибольшее количество баллов).
Литер: 7. Обратная связь. На георгиевской ленточке закончить предложение: «Сегодня на уроке я понял (почувствовал) ...»
Урок окончен. Спасибо всем за активное участие в нём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.
А.Невский Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...
открытый урок "Дни воинской славы России"
Одним из дней воинской славы России является победа советских войск под Москвой. ...
Открытый урок Дни воинской славы России! 10 класс
Интегрированный открытый урок по ОБЖ 10 класс...
Интегрированный урок: Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России! Создание документации с помощью электронных таблиц » 10 класс
Конспект и материалы для интегрированного урока : Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России! Создание документации с помощью электронных таблиц » 10 класс...
Урок ОБЖ 10 класс. Тема урока: «Дни воинской славы России!»
Тип урока: урок с применением ИКТ.Технология: личностно – ориентированная.Цели и задачи:Обучающая:Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества, значение побед в во...
Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».
Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....
интегрированный урок "Дни воинской славы"
Данный урок интегрирован с уроком по ОБЖ и по истории. Также дается информация о солдатах-добровольцах из Республики Тыва....