разработка урока по ОБЖ "Современный транспорт - зона повышенной опасности", 5 класс
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Тема: Современный транспорт – зона повышенной опасности.
Цель: объяснить учащимся, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их.
Задачи.
1.Обучающие: знакомство с понятиями «общественный транспорт», «виды транспорта»; изучение опасных и аварийных ситуаций на дорогах и улицах, а также правил безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.
2.Воспитательные: формирование сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения; привитие навыков дисциплины и культуры поведения на дорогах и в общественном транспорте.
3.Развивающие: формирование умения самостоятельно ориентироваться в опасных ситуациях.
Учебно-наглядные пособия: плакаты «Общественный транспорт», «Причины ДТП»; видеофильм «Улица полна неожиданностей»; рисунки учащихся.
 
Ход урока.
I Вступительное слово учителя.
   Тема урока: современный транспорт – зона повышенной опасности. Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их, познакомимся с различными видами автомобилей, изучим опасные ситуации на улицах и дорогах и сформулируем правила безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.
   Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом. 
II Изложение нового материала.
1.Работа со схемой.
   Наши улицы и дороги заполняют разнообразные виды транспорта. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью. Автомобили можно классифицировать следующим образом.
Схема нарисована на доске.
 
 
 
                                
                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Беседа.
А теперь посмотрим, как выглядят эти автомобили.
Показ автомобилей на плакате «Транспортные средства».
- Какие автомобили относятся к специальным?
    (Автокраны, пожарные, медицинские и др.)
- Какие автомобили включает пассажирский транспорт?
    (Легковые, трамваи, троллейбусы, автобусы).
- Для чего служат легковые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы?
- (Легковые – для перевозки пассажиров; автобусы – для массовой перевозки            пассажиров, они бывают городские, пригородные и междугородные; трамваи и  троллейбусы – для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию).
А теперь послушаем загадки про автомобили, которые вы нарисовали, и поместим рисунки с отгадками в соответствующий сектор на доске.
1.Не летает, не жужжит,
   Жук по улице бежит.
   И горят в глазах жука 
   Два блестящих огонька. (Автомобиль)
2.Дом по улице идет,
   На работу всех везет.
   Не на курьих ножках,
   А в резиновых сапожках. (Автобус)
3.Мчится огненной стрелой,
   Мчится вдаль машина,
   И зальет пожар любой
   Смелая дружина. (Пожарная машина)
4.Бывают ли у дождика
   Четыре колеса?
   Скажи, как называются
   Такие чудеса? (Поливальная машина)
5.Силач на четырех ногах,
   В резиновых сапогах,
   Прямиком из магазина
   Притащил нам пианино. (Грузовик)
6.Спозаранку за окошком
   Стук, и звон, и кутерьма.
   По прямым стальным дорожкам
   Ходят красные дома. (Трамвай)
7.Поднимает великан
   Груды груза к облакам.
   Там, где встанет он потом,
   Вырастет огромный дом. (Подъемный кран)
8.Я мчусь, держусь за провода,
   Не заблужусь я никогда.(Троллейбус)
 
   Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Но задача нашего урока не только познакомиться с общественным транспортом, но и узнать, какие опасные ситуации возникают на дорогах и улицах в связи с использованием транспорта и как избежать этих ситуаций.
   Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно,200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.
   По каким же причинам происходят несчастные случаи? Давайте посмотрим фрагмент фильма «Улица полна неожиданностей». Обратите внимание, какие опасности поджидают наших героев на улице, из-за чего мог произойти несчастный случай.
3.Просмотр фрагмента фильма.
(Примерные ответы детей: переход перед близко движущимся транспортом, невнимательность на дороге, невыполнение ПДД водителем и пешеходом, переход улицы в неположенном месте).
   Совершенно верно. Но давайте посмотрим , какие еще могут быть причины ДТП?
4.Чтение плаката «Причины ДТП».
   А вот по каким причинам происходят чаще всего ДТП.
5.Чтение записи на доске:
- переход улицы перед близко движущимся транспортным и средствами – 27%;
- переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;
- невнимательность при переходе улиц – 17%;
- нетрезвое состояние пешехода – 14%;
- неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;
- прочие причины – 6%.
Ребята, а как же избежать опасных ситуаций? Давайте посмотрим еще один фрагмент фильма и сформулируем правила безопасного поведения.
6.Просмотр фрагмента фильма.
(Примерные ответы детей: 1.Ждать автобус нужно на остановке. 2.Нельзя баловаться на остановке и стоять на краю проезжей части. 3.Улицу нужно переходить по пешеходному переходу. 4.Нужно уступать место инвалидам и пожилым людям. 5.Нужно вести себя спокойно в общественном транспорте, не ходить без дела, не шуметь. 6.Когда садишься в трамвай или выходишь из него, убедись, все ли машины остановились. 7.Переходи улицу перед трамваем по пешеходному переходу.) 
   Молодцы, ребята. Вы правильно сформулировали правила безопасного поведения на улице и в общественном транспорте. А теперь посмотрим, к чему могут привести нарушения правил безопасного поведения.
7.Просмотр фрагмента фильма «Опасные шалости».
   Итак, что же нельзя делать на улице?
(Примерные ответы ребят: кататься на роликах по дороге, прыгать с высоты, быть невнимательным на дороге, ездить на велосипеде и роликах рядом с дорогой, отвлекаться, катаясь на велосипеде, играть в футбол в арках домов, кататься на санках с горки на дорогу, садиться в машину с незнакомым человеком.)
- А кто нам поможет, если произошел несчастный случай? (Милиция).
- По какому телефону нужно позвонить? (01).
III Закрепление.
   А теперь закрепим полученные на уроке знания. Покажите, чему вы сегодня научились.
1.Практическое занятие – ролевые игры.
1-я ситуация. «На остановке». Две девочки толкают друг друга на остановке. Подходят ребята из отряда ЮИД и делают им замечание.
2-я ситуация. «В автобусе». Ребята ставят стулья, садятся, изображая пассажиров.
Заходит пожилая женщина – ребята уступают место.
3-я ситуация. «На перекрестке». Ребята переходят дорогу по пешеходному переходу.
4-я ситуация. «Похищение ребенка». Подъезжает «машина», из нее выходит мужчина и пытается затащить ребенка. Ребенок сопротивляется, кричит, зовет на помощь.
2.Заключительное слово учителя.
   Итак, что нового мы узнали на уроке?
(Ответы ребят: 
1. Виды транспорта. 
2. Опасные ситуации на дорогах и улицах.
3. Причины ДТП.
4. Правила безопасного поведения на улице, на дороге и в общественном транспорте).
   Мы убедились, что современный транспорт представляет зону повышенной опасности. Количество машин на дорогах растет с каждым годом. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицу и на дорогу будет опасно выходить. Главное – хорошо знать правила дорожного движения, вести себя на улице и дороге внимательно и дисциплинированно, и тогда количество несчастных случаев сократится.
3.Оценивание ответов учащихся.
4.Домашнее задание
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_transport.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Современный транспорт – зона повышенной опасности.

Цель: объяснить учащимся, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их.

Задачи.

1.Обучающие: знакомство с понятиями «общественный транспорт», «виды транспорта»; изучение опасных и аварийных ситуаций на дорогах и улицах, а также правил безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.

2.Воспитательные: формирование сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения; привитие навыков дисциплины и культуры поведения на дорогах и в общественном транспорте.

3.Развивающие: формирование умения самостоятельно ориентироваться в опасных ситуациях.

Учебно-наглядные пособия: плакаты «Общественный транспорт», «Причины ДТП»; видеофильм «Улица полна неожиданностей»; рисунки учащихся.

Ход урока.

I Вступительное слово учителя.

   Тема урока: современный транспорт – зона повышенной опасности. Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их, познакомимся с различными видами автомобилей, изучим опасные ситуации на улицах и дорогах и сформулируем правила безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.

   Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом.

II Изложение нового материала.

1.Работа со схемой.

   Наши улицы и дороги заполняют разнообразные виды транспорта. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью. Автомобили можно классифицировать следующим образом.

Схема нарисована на доске.

                               

                                 

2.Беседа.

А теперь посмотрим, как выглядят эти автомобили.

Показ автомобилей на плакате «Транспортные средства».

  • Какие автомобили относятся к специальным?

    (Автокраны, пожарные, медицинские и др.)

  • Какие автомобили включает пассажирский транспорт?

    (Легковые, трамваи, троллейбусы, автобусы).

  • Для чего служат легковые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы?
  • (Легковые – для перевозки пассажиров; автобусы – для массовой перевозки            пассажиров, они бывают городские, пригородные и междугородные; трамваи и  троллейбусы – для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию).

А теперь послушаем загадки про автомобили, которые вы нарисовали, и поместим рисунки с отгадками в соответствующий сектор на доске.

1.Не летает, не жужжит,

   Жук по улице бежит.

   И горят в глазах жука

   Два блестящих огонька. (Автомобиль)

2.Дом по улице идет,

   На работу всех везет.

   Не на курьих ножках,

   А в резиновых сапожках. (Автобус)

3.Мчится огненной стрелой,

   Мчится вдаль машина,

   И зальет пожар любой

   Смелая дружина. (Пожарная машина)

4.Бывают ли у дождика

   Четыре колеса?

   Скажи, как называются

   Такие чудеса? (Поливальная машина)

5.Силач на четырех ногах,

   В резиновых сапогах,

   Прямиком из магазина

   Притащил нам пианино. (Грузовик)

6.Спозаранку за окошком

   Стук, и звон, и кутерьма.

   По прямым стальным дорожкам

   Ходят красные дома. (Трамвай)

7.Поднимает великан

   Груды груза к облакам.

   Там, где встанет он потом,

   Вырастет огромный дом. (Подъемный кран)

8.Я мчусь, держусь за провода,

   Не заблужусь я никогда.(Троллейбус)

   Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Но задача нашего урока не только познакомиться с общественным транспортом, но и узнать, какие опасные ситуации возникают на дорогах и улицах в связи с использованием транспорта и как избежать этих ситуаций.

   Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно,200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.

   По каким же причинам происходят несчастные случаи? Давайте посмотрим фрагмент фильма «Улица полна неожиданностей». Обратите внимание, какие опасности поджидают наших героев на улице, из-за чего мог произойти несчастный случай.

3.Просмотр фрагмента фильма.

(Примерные ответы детей: переход перед близко движущимся транспортом, невнимательность на дороге, невыполнение ПДД водителем и пешеходом, переход улицы в неположенном месте).

   Совершенно верно. Но давайте посмотрим , какие еще могут быть причины ДТП?

4.Чтение плаката «Причины ДТП».

   А вот по каким причинам происходят чаще всего ДТП.

5.Чтение записи на доске:

  • переход улицы перед близко движущимся транспортным и средствами – 27%;
  • переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;
  • невнимательность при переходе улиц – 17%;
  • нетрезвое состояние пешехода – 14%;
  • неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;
  • прочие причины – 6%.

Ребята, а как же избежать опасных ситуаций? Давайте посмотрим еще один фрагмент фильма и сформулируем правила безопасного поведения.

6.Просмотр фрагмента фильма.

(Примерные ответы детей: 1.Ждать автобус нужно на остановке. 2.Нельзя баловаться на остановке и стоять на краю проезжей части. 3.Улицу нужно переходить по пешеходному переходу. 4.Нужно уступать место инвалидам и пожилым людям. 5.Нужно вести себя спокойно в общественном транспорте, не ходить без дела, не шуметь. 6.Когда садишься в трамвай или выходишь из него, убедись, все ли машины остановились. 7.Переходи улицу перед трамваем по пешеходному переходу.)

   Молодцы, ребята. Вы правильно сформулировали правила безопасного поведения на улице и в общественном транспорте. А теперь посмотрим, к чему могут привести нарушения правил безопасного поведения.

7.Просмотр фрагмента фильма «Опасные шалости».

   Итак, что же нельзя делать на улице?

(Примерные ответы ребят: кататься на роликах по дороге, прыгать с высоты, быть невнимательным на дороге, ездить на велосипеде и роликах рядом с дорогой, отвлекаться, катаясь на велосипеде, играть в футбол в арках домов, кататься на санках с горки на дорогу, садиться в машину с незнакомым человеком.)

  • А кто нам поможет, если произошел несчастный случай? (Милиция).
  • По какому телефону нужно позвонить? (01).

III Закрепление.

   А теперь закрепим полученные на уроке знания. Покажите, чему вы сегодня научились.

1.Практическое занятие – ролевые игры.

1-я ситуация. «На остановке». Две девочки толкают друг друга на остановке. Подходят ребята из отряда ЮИД и делают им замечание.

2-я ситуация. «В автобусе». Ребята ставят стулья, садятся, изображая пассажиров.

Заходит пожилая женщина – ребята уступают место.

3-я ситуация. «На перекрестке». Ребята переходят дорогу по пешеходному переходу.

4-я ситуация. «Похищение ребенка». Подъезжает «машина», из нее выходит мужчина и пытается затащить ребенка. Ребенок сопротивляется, кричит, зовет на помощь.

2.Заключительное слово учителя.

   Итак, что нового мы узнали на уроке?

(Ответы ребят:

  1. Виды транспорта.
  2. Опасные ситуации на дорогах и улицах.
  3. Причины ДТП.

4. Правила безопасного поведения на улице, на дороге и в общественном транспорте).

   Мы убедились, что современный транспорт представляет зону повышенной опасности. Количество машин на дорогах растет с каждым годом. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицу и на дорогу будет опасно выходить. Главное – хорошо знать правила дорожного движения, вести себя на улице и дороге внимательно и дисциплинированно, и тогда количество несчастных случаев сократится.

3.Оценивание ответов учащихся.

4.Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный транспорт – зона повышенной опасности.

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об ...

План-конспект урока на тему " Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности".

План-конспект урока на тему "Современные улицы и дороги - зоны повышенной опасности" (Раздел "Безопасность и защита человека в средеобитания. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде....

презентация "Современный транспорт - зона повышенной опасности".

презентация "Современный транспорт - зона повышенной опасности"....

Маршрутная игра "Дорога - зона повышенной опасности"

Игра, направленная на профилактику ДДТТ...

Памятка_Железная дорога - зона повышенной опасности

Памятка для родителей на тему "Железная дорога - зона повышенной опасности"...