План-конспект урока на тему " Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности".
план-конспект урока по обж
План-конспект урока на тему "Современные улицы и дороги - зоны повышенной опасности" (Раздел "Безопасность и защита человека в среде обитания. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.") с приложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_i.doc | 79 КБ |
prilozhenie_1.doc | 27.5 КБ |
pamyatka_yunogo_peshehoda.doc | 27 КБ |
kontrolnyy_test_po_teme.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Безопасность и защита человека в среде обитания.
Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Урок 1.
Тема урока: Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности.
Цели урока:
- Проверить знания обучающихся по теме «Правила безопасного поведения в быту»
- Сформировать у обучающихся представление о значении терминов: улица, дорога, тротуар, пешеход, пешеходная дорожка, проезжая часть;
- Прививать правила безопасного поведения на тротуаре и обочине.
Оборудование: плакаты «Правила дорожного движения», ноутбук, экран, мультимедиапроектор, раздаточный материал (памятки юного пешехода).
Ход урока
- Организационный момент.
- Дата и тема урока записана на доске.
- Подготовка обучающихся к работе на уроке.
- Сообщение плана урока.
- Проверка знаний обучающихся по теме «Правила безопасного поведения в быту» в форме теста. Тесты выдаются каждому ученику. По окончании работы взаимопроверка (ключи проецируются на экран).
Контрольный тест по вариантам:
Вариант 1
1. Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 04?
а) службе газа;
б) пожарной охране;
в) скорой помощи.
2. Чем нельзя тушить горящий бензин?
а) песком;
б) водой;
в) огнетушителем пенным.
3. Почему нельзя вешать комнатные цветы на стенку над телевизором?
а) неудобно поливать;
б) цветам будет жарко от работающего телевизора;
в) вода при поливе может попасть в телевизор, и тогда он
загорится.
4. Можно ли при пожаре пользоваться лифтом?
а) пользоваться лифтом можно, только проверить, работает ли он;
б) ни в коем случае нельзя;
в) можно пользоваться, если на лестничной площадке еще нет дыма.
5. Как при запахе газа можно проверить, нет ли его утечки?
а) промазать подозрительный стык трубы мыльной пеной;
б) поднести горящую спичку;
в) обнюхать подозрительный стык трубы.
6. Что следует сделать при ожоге уксусной кислотой?
а) протереть одеколоном;
б) промыть мыльным раствором или раствором соды:
в) промыть раствором лимонной или борной кислоты.
7. Если вас укусила собака, надо
а) громко позвать хозяина;
б) промыть рану;
в) обратиться в медпункт (травмпункт).
Вариант 2
1. Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 03?
а) службе газа;
б) милиции;
в) скорой помощи.
2. Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 01?
а) службе газа;
б) единый телефон спасения и пожарных;
в) милиции.
3. Чем нельзя тушить загоревшийся электроприбор под напряжением?
а) землей;
б) водой;
в) порошковым огнетушителем.
4. Почему комнатные цветы нельзя ставить на телевизор?
а) цветы мешают просмотру телепередач;
б) цветам будет жарко;
в) вода от полива может попасть в телевизор, может случиться его возгорание.
5. Можно ли при утечке газа пользоваться выключателем, электрозвонком?
а) можно;
б) ни в коем случае нельзя;
в) можно, если в помещении очень темно.
6. Как при запахе газа можно проверить, нет ли его утечки?
а) промазать подозрительный стык трубы мыльной пеной;
б) поднести горящую спичку;
в) обнюхать подозрительный стык трубы.
7. Если на вас бежит лающая собака, что нужно делать?
а) закричать;
б) остановиться;
в) убежать.
Ключи к контрольному тесту:
За каждый правильный ответ 1 балл. Оценивание по сумме баллов:
7 баллов – оценка «5»
5-6 баллов – оценка «4»
3-4 балла – оценка «3»
Правильные ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Вариант 1 | а | б | в | б | а | б | в |
Вариант 2 | в | б | б | в | б | а | б |
- Изучение нового материала
- Сообщение темы урока
- Рассказ учителя «Историческая справка» (для подготовки к активному усвоению нового материала)
В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах для пешеходов специальные дорожки, которые назвали французским словом «тротуар», что в переводе означает дорога для пешеходов. А чтобы на тротуар не заезжали экипажи и сани, его приподняли над проезжей частью. Уже позднее, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения на проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке не попасть в беду.
- Работа в тетради (запись определений, спроецированных на экран)
- Улица – это ограниченное зданиями и сооружениями пространство, по которому проходит городская дорога
- Дорога – это полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения
- Знакомство с новым материалом в форме беседы
- Вопросы ученикам:
а) Как называется часть улицы, по которой движутся машины? (предполагаемый ответ: проезжая часть)
б) Как ещё называют проезжую часть? (ответ: мостовая)
в) Откуда пошло такое название?
г) Кого можно назвать участниками дорожного движения? (ответ: пешеходы, пассажиры, водители)
- Работа в тетради (запись определений, спроецированных на экран)
- Участники дорожного движения - это водители, пассажиры транспортных средств и пешеходы. (Они обязаны выполнять требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения. Участникам дорожного движения запрещается загрязнять и повреждать дороги, приводить в негодность и самовольно устанавливать (снимать) дорожные знаки, светофоры, другие технические средства, загораживать дороги и останавливать на предметы, мешающие движению).
- Пешеходом называется лицо, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам относятся люди, передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, коляску.
6. Задание ученикам: внимательно прочитайте выданный текст-рассказ Е.В.Борового «Тротуар – дорога пешеходов» (см. приложение 1) и ответьте на вопросы, спроецированные на экран:
а) Откуда пошло название мостовая? (ответ: чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи, пространство между домами мостили булыжником.)
б) В каком городе появились первые тротуары? (ответ: в столице Франции – Париже)
в) Что означает слово «тротуар»? в переводе на русский язык? (ответ: дорога пешеходов)
г) Что изменилось на дорогах с появлением тротуара? (ответ: количество несчастных случаев на улицах уменьшилось)
Тротуар – дорога пешеходов
Когда-то давным-давно, когда еще и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения являлись конные упряжки, в городах не существовало четкого разделения улицы на тротуар и проезжую часть. Чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи, пространство между домами мостили булыжником. Кстати, отсюда и пошло название - мостовая, от слова «мостить». По ней ехали конные упряжки, шли люди.
Обычно на одной из лошадей сидел человек, кучер, который управлял конной упряжкой с помощью вожжей и кнута. Вы, ребята, представляете себе этот кнут? Длиннющий такой, из добротной кожи, Так вот. Едет такой конный экипаж по мостовой. Кучер размахивает кнутом, I подгоняя лошадей, чтобы те бежали резвее.
А что же делать прохожим? Жмутся они поближе к стенам домов. Да не тут-то было. Улочки тогда были узкие, кривые. Случалось, что кареты и наезжали на людей. Стали горожане жалобы царю писать на такое безобразие, просить навести порядок на улицах городов.
В 1720 году вышел указ петербургского генерал-полицмейстера, который гласил: «Ездить на лошадях взнузданных, со всеми опасениями и осторожностью. Того же, кто не будет соблюдать этих правил, бить кнутом и отправлять на каторгу.
Но даже строгие указы не помогали. Задумались люди, как помочь беде. И придумали.
В Париже, на самых больших улицах, от мостовой стали отделять узкие полоски земли и мостить их более мелким булыжником или кирпичом. Были они обязательно немного выше мостовой. Делалось это для того, чтобы экипажи не заезжали на них. Назвали эти полоски тротуарами. Это французское слово. В переводе на русский оно означает дорога пешеходов.
На узких улицах тротуары делались с одной стороны, на более широких - с обеих сторон мостовой. Затем повесили объявления. Вот содержание одного из них: «По указу Его Королевского Величества отныне всем людям, пешим образом ходящим, идти только по тротуарам, а каретам и всадникам пользоваться средней частью улицы - мостовой».
С тех пор количество несчастных случаев на улицах Парижа становилось все меньше и меньше. Впоследствии не только во Франции, но и во многих других государствах стали отделять тротуары от проезжей части улицы. Как видите, делается это и сейчас. (Е.В.Боровой)
- Физкультминутка
Учитель: после напряжённого труда давайте отдохнём.
Ученики: Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
(встали, подтянулись)
Руки в стороны, вперёд.
(руки в стороны)
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
(ходьба на месте)
Побежим скорее в реку,
(бег на месте)
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
(приседания)
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
(ходьба на месте)
Там урок идёт у нас.
- Закрепление нового пройденного материала.
- Учитель обобщает новый материал: Движение пешеходов осуществляется по тротуарам и пешеходным дорожкам, а там где нет – по обочинам или велосипедным дорожкам. Двигаться можно как по направлению движения транспортных средств, так и в противоположном направлении. Вне населённых пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной дорожек, обочин пешеходам разрешается идти по краю проезжей части навстречу транспортному потоку.
- Задание ученикам: найдите на плакате ошибки (демонстрация плаката по ПДД)
- Раздача памяток юного пешехода (см. приложение 2) и чтение их вслух. С разбором отдельных пунктов.
Памятка юного пешехода
- Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом и не разрешай этого делать другим.
- Не устраивай игр на проезжей части улиц и дорог. Не цепляйся за проходящий транспорт.
- Не ходи по мостовой: она предназначена для транспорта. Ходить нужно по тротуару или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, - там ты никому не помешаешь. Если пешеходных дорожек нет, ходи только по левой обочине навстречу движению транспорта.
- Прежде, чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода.
- Строго подчиняйся сигналам светофора или милиционера-регулировщика.
- Переходи улицу (дорогу) только прямо, а не наискось, там же, где имеются пешеходные дорожки, иди по ним.
- Пользуясь общественным транспортом, соблюдай порядок посадки и выхода.
- Будь внимателен к окружающим: если человек упал, помоги подняться, старым и слабым помоги перейти улицу; ребенка переведи сам; если тебя попросят показать дорогу, спокойно и толково объясни; уступай старшим место в общественном транспорте и т. д.
- Информация обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
(Прочитать и выучить правила юного пешехода и определения в тетради)
- Подведение итогов (выставление оценок за урок с комментированием)
Предварительный просмотр:
Приложение 1 к уроку 1.
Тротуар – дорога пешеходов
Когда-то давным-давно, когда еще и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения являлись конные упряжки, в городах не существовало четкого разделения улицы на тротуар и проезжую часть. Чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи, пространство между домами мостили булыжником. Кстати, отсюда и пошло название - мостовая, от слова «мостить». По ней ехали конные упряжки, шли люди.
Обычно на одной из лошадей сидел человек, кучер, который управлял конной упряжкой с помощью вожжей и кнута. Вы, ребята, представляете себе этот кнут? Длиннющий такой, из добротной кожи, Так вот. Едет такой конный экипаж по мостовой. Кучер размахивает кнутом, I подгоняя лошадей, чтобы те бежали резвее.
А что же делать прохожим? Жмутся они поближе к стенам домов. Да не тут-то было. Улочки тогда были узкие, кривые. Случалось, что кареты и наезжали на людей. Стали горожане жалобы царю писать на такое безобразие, просить навести порядок на улицах городов.
В 1720 году вышел указ петербургского генерал-полицмейстера, который гласил: «Ездить на лошадях взнузданных, со всеми опасениями и осторожностью. Того же, кто не будет соблюдать этих правил, бить кнутом и отправлять на каторгу.
Но даже строгие указы не помогали. Задумались люди, как помочь
беде. И придумали.
В Париже, на самых больших улицах, от мостовой стали отделять узкие полоски земли и мостить их более мелким булыжником или кирпичом. Были они обязательно немного выше мостовой. Делалось это для того, чтобы экипажи не заезжали на них. Назвали эти полоски тротуарами. Это французское слово. В переводе на русский оно означает дорога пешеходов.
На узких улицах тротуары делались с одной стороны, на более широких - с обеих сторон мостовой. Затем повесили объявления. Вот содержание одного из них: «По указу Его Королевского Величества отныне всем людям, пешим образом ходящим, идти только по тротуарам, а каретам и всадникам пользоваться средней частью улицы - мостовой».
С тех пор количество несчастных случаев на улицах Парижа становилось все меньше и меньше. Впоследствии не только во Франции, но и во многих других государствах стали отделять тротуары от проезжей части улицы. Как видите, делается это и сейчас.
(Е.В.Боровой)
Предварительный просмотр:
Приложение 2 к уроку 1.
Памятка юного пешехода
- Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом и не разрешай этого делать другим.
- Не устраивай игр на проезжей части улиц и дорог. Не цепляйся за проходящий транспорт.
- Не ходи по мостовой: она предназначена для транспорта. Ходить нужно по тротуару или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, - там ты никому не помешаешь. Если пешеходных дорожек нет, ходи только по левой обочине навстречу движению транспорта.
- Прежде, чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода.
- Строго подчиняйся сигналам светофора или милиционера-регулировщика.
- Переходи улицу (дорогу) только прямо, а не наискось, там же, где имеются пешеходные дорожки, иди по ним.
- Пользуясь общественным транспортом, соблюдай порядок посадки и выхода.
- Будь внимателен к окружающим: если человек упал, помоги подняться, старым и слабым помоги перейти улицу; ребенка переведи сам; если тебя попросят показать дорогу, спокойно и толково объясни; уступай старшим место в общественном транспорте и т. д.
\
Предварительный просмотр:
Контрольный тест по теме «Правила безопасного поведения в быту»
Вариант 1
1. Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 04?
а) службе газа;
б) пожарной охране;
в) скорой помощи.
2. Чем нельзя тушить горящий бензин?
а) песком;
б) водой;
в) огнетушителем пенным.
3. Почему нельзя вешать комнатные цветы на стенку над телевизором?
а) неудобно поливать;
б) цветам будет жарко от работающего телевизора;
в) вода при поливе может попасть в телевизор, и тогда он
загорится.
4. Можно ли при пожаре пользоваться лифтом?
а) пользоваться лифтом можно, только проверить, работает ли он;
б) ни в коем случае нельзя;
в) можно пользоваться, если на лестничной площадке еще нет дыма.
5. Как при запахе газа можно проверить, нет ли его утечки?
а) промазать подозрительный стык трубы мыльной пеной;
б) поднести горящую спичку;
в) обнюхать подозрительный стык трубы.
6. Что следует сделать при ожоге уксусной кислотой?
а) протереть одеколоном;
б) промыть мыльным раствором или раствором соды:
в) промыть раствором лимонной или борной кислоты.
7. Если вас укусила собака, надо
а) громко позвать хозяина;
б) промыть рану;
в) обратиться в медпункт (травмопункт).
Вариант 2
1. Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 03?
а) службе газа;
б) милиции;
в) скорой помощи.
2. Какой службе обеспечения безопасности жителей города принадлежит телефон 01?
а) службе газа;
б) единый телефон спасения и пожарных;
в) милиции.
3. Чем нельзя тушить загоревшийся электроприбор под напряжением?
а) землей;
б) водой;
в) порошковым огнетушителем.
4. Почему комнатные цветы нельзя ставить на телевизор?
а) цветы мешают просмотру телепередач;
б) цветам будет жарко;
в) вода от полива может попасть в телевизор, может случиться его возгорание.
5. Можно ли при утечке газа пользоваться выключателем, электрозвонком?
а) можно;
б) ни в коем случае нельзя;
в) можно, если в помещении очень темно.
6. Как при запахе газа можно проверить, нет ли его утечки?
а) промазать подозрительный стык трубы мыльной пеной;
б) поднести горящую спичку;
в) обнюхать подозрительный стык трубы.
7. Если на вас бежит лающая собака, что нужно делать?
а) закричать;
б) остановиться;
в) убежать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".
План открытого урока в з-ем классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....
план конспект открытого урока по теме:РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА БАЗЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: СЕМЬЯ.ПРОФЕССИИ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ HAVE GOT.
план-конспект открытого урока в 2-ом классе...
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
Маршрутная игра "Дорога - зона повышенной опасности"
Игра, направленная на профилактику ДДТТ...
Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.
Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...
Памятка_Железная дорога - зона повышенной опасности
Памятка для родителей на тему "Железная дорога - зона повышенной опасности"...