План-конспект урока ОБЖ 6 класс на тему: "Ориентирование по местным признакам"
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме
План-конспект урока ОБЖ на тему: "Ориентирование по местным признакам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obzh_6_kl._orientirovanie_po_mestnym_priznakam.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Кармановская средняя общеобразовательная школа»
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 класс
Урок на тему: «Ориентирование по местным признакам»
Разработал и провёл: учитель ОБЖ
Дробязко Олег Николаевич
Тема: «Ориентирование по местным признакам».
Цели урока: изучить признаки местности, по которым можно определять стороны света.
Тип урока: комбинированный (проверка знаний и объяснение нового материала).
Оборудование: учебник, тетрадь, рисунки и фотографии с изображением природных объектов, позволяющих ориентироваться.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Фронтальный и индивидуальный опрос
Вопросы для проверки знаний.
1. Как по Солнцу определить стороны света, если тебе известно время суток в данной местности.
В какое время дня Солнце находится на юге, востоке, западе, севере?
- Как по Солнцу определить стороны света, если у тебя нет часов или они остановились?
- Как определить самую короткую тень? Как делается гномон?
- Сколько градусов за час Солнце проходит по небосводу?
- Как можно измерить градусное расстояние?
- Задание. На доске нарисовано Солнце. Как с помощью солнечного компаса, можно определить стороны света. В настоящие момент 10 часов утра по местному солнечному времени. Отвечает ученик с изготовленным дома макетом солнечного компаса. (Или просто отложить от Солнца 30° правее — это будет юг.)
- Задание. Определите стороны света по наручным часам. Часы идут по зимнему декретному времени. Солнце нарисовано на доске
(Ученик должен найти биссектрису между 13 часами и тем часом, который на часах. При ответе использует «условное» солнце, нарисованное на доске.)
Помните, что метод дает наиболее точные результаты в высоких широтах. В средних широтах что нужно делать с часами или с солнечным компасом?
- Нарисуйте созвездия Большой и Малой Медведицы. Как по Полярной звезде определить стороны света? Нарисуйте схему, как обнаружить Полярную Звезду. (Ответ у доски.)
- Как по полной Луне определить стороны света? (Полная Луна находится напротив Солнца.)
10. Как определить, растущая Луна или стареющая?
(Нарисовать поясняющую схему на доске.)
11. Как по половинке Луны определить стороны света?
(Половина растущей Луны отстает от Солнца на 90°. Половинка стареющей идет впереди Солнца на 90°. Например, растущая половинка по декретному зимнему времени в 19 часов на юге, и в 1 ночи на западе. Половинка стареющей Луны в 1 час ночи на востоке, в 7 утра — на юге.)
Вопрос повышенной сложности. Как определить направление по любой фазе Луны.
Например, растущий месяц, его доля — 3/12 от полного диска Луны. Время наблюдения — 23 часа по декретному зимнему времени. В какой стороне света находится месяц?
(Если затрудняются ответить, можно разобрать эту задачу учителю.
Месяц растущий. Р — разность. Вычисляем разность. 23 (час наблюдения) минус 3 (доля лунного диска) получится 20 часов. Солнце в это время находится в 15° правее Запада (оно на западе по зимнему декретному времени в 19 часов). Значит, месяц находится в 15° правее запада.)
III. Объяснение нового материала.
Вводное слово учителя
Не всегда небо над головой ясное. Не всегда светит Солнце или видны Луна и звезды. Поэтому необходимо уметь определять направления и по другим признакам. В природе есть очень много признаков, по которым можно определить стороны света.
Растительному и животному миру свойственны некоторые особенности, которые могут быть использованы при определении сторон горизонта. Однако ориентирование по местным признакам не так надежно, как использование простейших астрономических приемов, поэтому прибегать к нему можно только в крайних случаях.
(Необходимо подчеркнуть, что при ориентировании по местным признакам, во избежание грубых ошибок никогда не следует определять стороны горизонта только по одному признаку. Нужно брать сразу ряд признаков и проводить ориентирование несколько раз по каждому из них.)
Прежде всего надо обязательно отметить, что некоторые известные признаки определения севера и юга, которые сообщаются со всех популярных книжках, в действительности оказываются более сложными и неопределенными.
Так путем систематических наблюдений было установлено, что нельзя ориентироваться по ветвям и кольцам деревьев. Ветви развиваются сильнее обычно не с южной стороны, а в сторону свободного пространства. Характер роста отдельно стоящих деревьев, кроме Солнца, также определяют ветер, крутизна склона и другие факторы, и определение сторон света по ним часто бывает неопределенным. Точно так же годичные кольца прироста древесины даже на отдельно стоящих деревьях не всегда шире с южной стороны; не только Солнце, но и ветер влияют на ширину колец; кроме того, ширина колец изменяется по вертикали, и срез дерева на различной высоте может дать разные результаты.
Муравейники почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней и кустов; южная сторона муравейника более отлога, северная круче. Но из этого правила бывают исключения.
Более надежны определения по коре и лишайникам, растущим на стволах деревьев. Лишайники всегда развиты преимущественно на северной стороне; кора березы светлее и эластичнее с южной стороны. Кора многих деревьев грубее с северной стороны. Стволы сосен покрываются вторичной коркой, которая образуется на северной стороне в первую очередь и заходит выше; это особенно четко видно после дождей, когда корка набухает и чернеет. В жаркое время смола на стволах хвойных деревьев выступав обильнее с южной стороны.
На камнях, так же, как и на деревьях, лишайники и мох чаще покрывают северную сторону. Но в некоторых случаях распределение их зависит от ветра.
Трава весной на северных окраинах полян в лесу растет гуще; к югу от пней, стволов, больших камней трава более густая и высокая. Летом при длительной жаркой погоде трава к югу от всех этих экранов раньше желтеет и сохнет.
Почва летом около больших камней, пней и т. п. суше (можно определить на ощупь с южной стороны.)
Ягоды и плоды при созревании раньше окрашиваются с южной стороны.
Цветы подсолнуха и череды поворачиваются вслед за солнцем.
Ветер может служить сам по себе для ориентировки в тех районах, где его направление постоянно летом или зимой; нужно знать направление этих господствующих ветров. Кроме того, с ветром связаны некоторые постоянные признаки. Большинство деревьев, особенно на опушках, наклонены по ветру. В горах на границе леса ветви деревьев часто вытянуты по ветру в виде флага. Со стороны господствующего ветра столбы и деревянные строения скорее разрушаются и изменяют окраску. Ветер производит шлифовку камней, выветривание ниш и карнизов; расположение и форма барханов и дюн также может служить для ориентировки. Зимой можно определить направление по гребням застругов*, идущих перпендикулярно ветру.
*Заструга (заструг) — нанесенная ветром снежная (или песчаная) гряда в ветровой тени каких-либо предметов (столб, дерево, стена) или на открытой местности, высотой от сантиметров до многих метров, как правило, с острым гребнем. Заструги на открытой местности обычно обрывисты с подветренной стороны.
Движение по ветру и застругам. Замерив угол между нужным вам направлением движения и направлением ветра или застругов, нужно выдерживать этот угол в ходе движения. Точность движения по ветру составляет около 10-15°. В отдельные моменты возможны отклонения до 30-40°. При наличии поземки точность выше: угол между лыжами и струями поземки легко определяется, с точностью до 10°.
Движение ветра не зависит от магнитного склонения и времени. Движение по ветру очень эффективно в «белую мглу», когда нет Солнца и снег, поднятый ветром, скрывает полностью все очертания земной поверхности.
Снег даст ряд дополнительных признаков, особенно весной. Снег тает раньше на южных склонах холмов и гор; чем круче склон, тем раньше появляются проталины. На северной стороне ям и лощин, обращенной к югу, снег также тает раньше. Корни деревьев раньше показываются из-под снега с южной стороны ствола: лунка вокруг дерева, вытаявшая от отраженных лучей, вытянута к югу. Такие лунки могут появляться в солнечные дни и осенью. Не следует смешивать их с лунками выдувания.
Весной на склонах южной экспозиции и на южной стороне снежных бугров появляются выступы, шипы или иглы, образующиеся при таянии снега; оси этих выступов обращены к точке кульминации солнца в данное время.
Характер склонов и их растительность являются важными признаками для ориентировки. Южные склоны большей частью суше и теплее и соответственно на них развивается другой комплекс растений, в отличие от северных. Нередко южные склоны покрыты травой, в то время как на северных растет лес, или жe южные склоны населены более теплолюбивыми и сухолюбивыми деревьями, например дубом. В горах на южных склонах граница леса и снеговая линия в большинстве случаев выше, чем на северных. В областях вечной мерзлоты на южных склонах мерзлота оттаивает летом глубже или ее нет совсем; поэтому на северных склонах заболоченность сильнее, и склон покрыт более густым покровом мха.
Для каждого района есть типичные сообщества растений северных и южных склонов, и внимательный исследователь легко отличит, на каком склоне он находится.
Церкви, кресты. Из построек всегда правильно ориентированы церкви: православные церкви обращены алтарем на восток и колокольней на запад; приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви обращен к югу, опущенный — к северу.
Активизация знаний и повторение пройденного материала.
— Как можно сориентироваться по квартальным столбам?
Просека в больших лесных площадях часто проводятся по линиям север - юг и восток - запад; можно ориентироваться как по просекам, так и по квартальным столбам на их пересечении. На картах север обычно располагается у верхней рамки карты. Нумерация кварталов ведется в порядке обычного чтения букв и строк, и поэтому, увидев на верхнем торце квартального столба четыре цифры, легко определить, где север. Линия север-юг проходит по ребру, разделяющему наименьшую пару. И север находится со стороны наименьших по числам кварталам.
Но иногда просеки идут и в других направлениях.
Как находить дорогу к жилью. Искусство идти по следам достигается практикой. Наблюдательность, развивающаяся у всякого естествоиспытателя, и внимание к мелочам позволяют ему узнать многое о жизни природы по мельчайшим признакам, которые для других остаются немыми. Великолепное описание понимания тайной жизни природы дал В.К. Арсеньев в «Дерсу Узала».
Учитель зачитывает цитату.
«Ущелье, по которому мы шли, было длинное и извилистое. Справа и слева к нему подходили другие такие же ущелья. Из них с шумом бежала вода. Распадок становился шире и постепенно превращался в долину. Здесь на деревьях были старые затески, они привели нас на тропинку. Гольд шел впереди и все время внимательно смотрел под ноги. Порой он нагибался к земле и разбирал листву руками.
— Что такое? — спросил я его.
Дерсу остановился и сказал, что тропа эта не конная, а пешеходная, что идет она по соболиным ловушкам, что несколько дней тому назад по ней прошел один человек и что, по всей вероятности, это был китаец.
Слова гольда нас всех поразили. Заметив, что мы отнеслись к нему с недоверием, он воскликнул:
— Как ваша понимай нету? Посмотри сам!
После этого он привел такие доказательства, что все мои сомнения отпали разом. Все было так ясно и так просто, что я удивился, как этого раньше я не заметил. Во-первых, на тропе нигде не было видно конских следов, во-вторых, по сторонам она не была очищена от ветвей; наши лошади пробирались с трудом и все время задевали вьюками за деревья. Повороты были так круты, что кони не могли повернуться и должны были делать обходы; через ручьи следы шли по бревну, и нигде тропа не спускалась в воду; бурелом, преграждавший путь, не был прорублен; люди шли свободно, а лошадей обводили стороной. Все это доказывало, что тропа не была приспособлена для путешествий с вьюками.
Часа два шли мы по этой тропе. Мало-помалу хвойный лес начал заменяться смешанным. Все чаще и чаще стали попадаться тополь, клен, осина, береза и липа. Я хотел было сделать второй привал, но Дерсу посоветовал пройти еще немного.
— Наша скоро балаган найти есть, — сказал он и указал на деревья,
с которых была снята кора.
Я сразу понял его. Значит, поблизости должно быть то, для чего это корье предназначалось. Мы прибавили шагу и через десять минут на берегу ручья увидели небольшой односкатный балаган, поставленный охотниками или искателями женьшеня. Осмотрев его кругом, наш новый знакомый опять подтвердил, что несколько дней тому назад по тропе прошел китаец и что он ночевал в этом балагане. Прибитая дождем зола, одинокое ложе из травы и брошенные старые наколенники из дабы свидетельствовали об этом. Теперь я понял, что Дерсу не простой человек. Передо мной был следопыт, и невольно мне вспомнились герои Купера и Майн-Рида. Гольд тщательно обернул берестой спички, отдельно в бересту завернул соль и рис и повесил все это в балагане. Затем он поправил снаружи корье и стал собираться.
- Вероятно, ты думаешь вернуться сюда? — спросил я гольда. Он отрицательно покачал головой. Тогда я спросил его, для кого он оставил рис, соль и спички.
- Какой-нибудь другой люди ходи, — отвечал Дерсу, — балаган найди, сухие дрова найди, спички найди, кушай найди — пропади нету!»
Итак, чтобы находить след прошедшей группы людей или каравана лошадей в ненаселенной местности надо быть наблюдательным и внимательным. Если 10-15 животных оставят ясный след, проход одной или двух лошадей по целине может оставить очень неотчетливый след, или такой, который может быть смешан со следами крупных жвачных — лосей и оленей. Последние часто также ходят по человеческим тропам или прокладывают сильно проторенные свои. Натоптанные тропы могут оставлять медведи. На Дальнем Востоке тропы медведей вдоль нерестовых рек настолько набиты, что напоминают хорошо утрамбованные людские тропы. Но очень скоро вы поймете, что тропа эта — тропа дикого животного. На ней много непрорубленных завалов, вы обнаружите клочки шерсти на бревнах. А на незадернованной земле рассмотрите и отпечатки лап.
След крупного жвачного, если нет ясных отпечатков копыт, а видны только ямки (например, в глубоком мху, в густой траве или на сухом песке), можно отличить по общему его направлению — дикое животное идет по местам, неудобным для всадника, и внезапно изменяет направление там, где человеку нет причин, казалось бы, уходить в сторону.
След по тропе хорошо отпечатывается на влажных ее участках и может совершенно исчезнуть на сухих и каменистых. Поэтому, чтобы убедиться в отсутствии следа или определить его принадлежность, приходится пройти по тропе иногда 200-300 метров.
След всадника и пешехода, прошедших без тропы по траве, может быть опознан по сакме. Сакма — это полоса травы с листьями, выведенными из нормального положения, и поэтому выделяющаяся своим цветом, чаще более светлым, чем окружающий луг. В мелких кустах (ернике) сакма обозначается листочками, повернутыми нижней стороной кверху или навстречу идущему, и поэтому резко выделяющимися своим светло-зеленым цветом на темно-зеленом фоне. Осенью, когда листья с кустов опадут, сакма бывает несколько более темной, чем окружающие кусты.
По направлению смятой травы можно определить, в какую сторону прошла группа. Куда наклонены листики — как их приминали люди, так они и шли.
В лесу животные и люди также переворачивают низко растущие листья и веточки на кустах и деревьях; вьюки и стремена всадников при проходе мимо деревьев иногда несколько повреждают их кору. След можно опознать также по сломанным веточкам, по раздавленным гнилым сучьям, перевернутым и сдвинутым камням, по сдернутому с места мху и, наконец, по наиболее простому и ясному признаку — свежему конскому навозу.
Хуже всего след виден в щебнистых пустынях, на голых каменных россыпях без лишайников и мха на галечниках рек и на ягельных участках сухих морен, где ягель очень низкий и крепкий. Но и здесь, следуя некоторое время по следу, можно заметить сдвинутый камень или отпечаток копыта на участке мягкой почвы. На речных галечниках у бродов свежие брызги на гальке указывают место недавнего прохода животных.
Зимой поиски следов значительно облегчаются, т.к. все следы хорошо видны. Но знайте, что зимой кабаны протаптывают плотно утрамбованные траншеи в снегу, которые можно принять за людскую тропу. Внимательно присмотритесь к тропе, и если она кабанья — вы найдете отпечатки копыт.
Затески. В поисках дороги и следов большую помощь оказывает знание системы затесов. Во всех таежных и горно-таежных районах нашей страны местные жители затесывают деревья вдоль малопроторенных троп. Затес делается топором или большим ножом, примерно на высоте груди; одним ударом топора с дерева снимают на вертикальном продолговатом участке не только кору, но и срезают часть древесины, и свежий затес выделяется в виде желтоватого пятна на темном фоне ствола. Уже на следующий год затес темнеет и по цвету почти сливается с деревьями; нарастающая кора постепенно закрывает его своими валиками с обеих сторон, но все же он остается отчетливо видимым, даже издалека, в течение нескольких десятков лет. Один затес должен быть виден от другого как на пути вперед, так и на обратном; поэтому затесы делают с обеих сторон дерева; расстояние между затесами варьируют, смотря по густоте леса, от 10 до 50 м. Там, где тропа разделяется на две, затес делается с трех или даже со всех четырех сторон дерева; такие же затесы делаются близ мест стоянок (например, когда надо отойти к воде в сторону от тропы).
Кроме этих постоянных знаков бывают временные — поперек тропы втыкается ветка или молодое деревце, указывающее своей вершиной в ту сторону, куда свернули с тропы; это же направление может указывать стрелка-щепка, воткнутая в разрез, сделанный в вершине кола или деревца.
В последние годы нередко можно встретить уже куски бересты с надписью, воткнутые на обнаженное от веток деревце, или увивать затес с надписью на нем.
Для быстрого обозначения пути в кустах и в лесу вместо затесов можно надламывать веточки, чтобы концы их висели вертикально вниз.
Туры из камней. В горно-таежной местности тропа часто может выходить на курумники, каменистые россыпи. Отыскать на них тропу труднее, чем в лесу. Обычно лишайники на камнях, где проходит тропа, стерты, и тропа выделяется от общего фона россыпи, покрытой лишайниками. На тропах в горах обычно ставятся пирамидки из камней — туры. По ним и определяется общее направление движения, если тропа не видна. Такие туры очень помогают в тумане.
Проходя по горной тропе, поставьте и вы тур из камней, чтобы другой какой-нибудь «люди» не заблудился.
IV. Подведение итогов урока
Вопросы для закрепления знаний.
1. Каким правилом нужно руководствоваться при ориентировании по местным признакам? (Нужно учитывать несколько признаков, а не следовать только одному.)
2. Какие признаки не очень надежны?
(Густота ветвей, обращенных к югу, ширина годичных колец, муравейники. Кора и лишайники — более или менее пригодный признак.)
3. Какие признаки более надежные?
(Проявления солнечной активности:
- Сухость почвы с южной стороны камней, деревьев на открытых местах.
- Растительные сообщества (теплолюбивые, теневыносливые и т.д.) северных и южных склонов гор.
- Снег на южной стороне вокруг валунов оттаивает быстрее.
- Проявления постоянно дующих ветров — заструги на снегу, вытянутые в сторону господствующего ветра ветви деревьев и кустарников.)
4. По каким признакам человеческого происхождения можно ориентироваться?
(Квартальные столбы, церкви.)
- В чем отличие звериной тропы от тропы, проложенной человеком?
- Сакма — это след прошедшего человека или животного по траве. Как увидеть сакму и как понять, в какую сторону прошел человек, группа людей?
- Что такое затески и туры?
V. Домашнее задание
1. Учебник, стр. 52-59. Вопросы и задания на стр. 56, 59. Используя учебник, составить список местных признаков, позволяющих ориентироваться по сторонам света.
2. Найти в окрестностях муравейники и с помощью компаса проверить, точно разбираются муравьи в сторонах света или нет. Поискать другие местные признаки и подготовить рассказ о них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.
4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
План-конспект открытого урока по классу блок-флейта
План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе игр...
План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано
Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...
План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...
План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)
Технологическая карта урока 7б класс по ФГОС....