"Безопасность и здоровье гимназистов"(Инновационные подходы)
статья по обж (5 класс) на тему
"Безопасность и здоровье гимназистов" (Инновационные подходы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_nomer_51_sevalnev_n.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
0 здоровье , питание в школе, на примере своей гимназии показаны основные результаты сберегающей технологии“Безопасность и здоровье гимназистов ( Инновационные подходы и достижения).
ГБОУ номер 61 гимназия.
Почему и для чего ? -однозначное и строгое определение целей обучения.
Что?- отбор и структура содержания,
Как, оптимальная организация учебного процесса,
С помощью чего? методы, приемы и средства обучения,
Кто?- Реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? объективные методы оценки результатов обучения.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества поскольку лишь здоровее дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Существует более 300 определений понятия « здоровья”. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье -это состояние полного физического , психического и социального благополучия , а не только отсуствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
. это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде(педагогическое определение):
. это состояние роста и развитие органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы , обеспечивающие адапционные реакции ( медицинское определение).
Психическое здоровье:
. это высокое сознание,развитое мышление ,большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение):
. это состояние психической сферы,основу которой составляет статус общего душевного комфорта,адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье-это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье-это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей,установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье-это система ценностей и убеждений.
Признаки индивидуального здоровья
. Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
. Показатели роста развития
. Текущие функциональное состояние и потенциал (возможности ) организма и личности
. Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
. В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Cоматический компонент-текущее состояние органов и систем организма человека, -основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивает индивидуализацию этого процесса.
Физический компонет-уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого состовляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент- состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
Нравственный компонент- комплекс характеристик мотивационной и потребностно -информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Здоровье человека, в первую очередь зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями , убеждениями, личностными наклонностями .
Здоровы образ жизни объеденяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
. благоприятное социальное окружение:
. духовно –нравственное благополучие:
. оптимальный двигательный режим
. закаливание организма
. рациональное питание
. личная гигиена
. отказ от вредных пристрастий ( курение , употребление алкогольных напитков, наркотических веществ)
. положительные эмоции
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии ст. 51 Федерального закона « Об образовании». Решение этой проблемы -сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных усилий и координации всего комплекса страны.
Основными целями общеобразовательной школы является сохранения здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды .
Гимназия номер 61 Выборгского района г. Санкт-Петербурга относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью- школа, содействующая сохранению здоровья детей- школа здоровья.
Деятельность гимназии направлена:
- на формирование у учащихся и родителей здорового образа жизни:
- создание безопасной и здоровой среды(микроклимат), освещенность, мебель , технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей , обучения в спортивном классе)
-совершенствование учебно-материальной базы для физического развития и воспитания ( в этом школе хорошо помогают наши муниципалы)
- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения и др.
В гимназии организована работа по следующим направлениям:
- профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата и др.
- работа с обучающими и их родителями по формированию здорового образа жизни:
- организация и проведение экскурсей :
- проведение «дней здоровья” .
- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников:
- спортивные мероприятия.
Коллектив гимназии работает в экспериментальном режиме и занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
- создание комфортных условий обучения ( моделирование в образовательном учреждении зоны экологической комфортности):
- использование оздоровительных методик , регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Создан режим работы, наиболее благоприятный для решения поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный, Созданы комфортные условия для пребывания детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы
Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденными программами Министерства образования РФ ,адаптированными к особенностям здоровья и психофизического здоровья ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами. В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии ( классно-урочная форма, лекционно-семинарская зачетная ), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса( педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии). Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьясберегающих технологий обучения. Это предполагает:
- учет периодов работоспособности детей на уроках( период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления):
- учет возрастных и физических особенностей ребенка на занятиях( количества деятельности на уроках,, их продуктивность):
- наличие эмоциональных разрядок на уроках .
- чередование позы с учетом видов деятельности.
- использование физкультурных пауз на уроках.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Учителями школы были разработаны интегрированные курсы, что позволило снизить учебную нагрузку учащихся. Разработаны коммуникативные связи между образованием и оздоровлением учащихся.
Возникла необходимость в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия учебных перегрузок и сохранения здоровья учащихся без потери его качества. Решена проблема по интеграции оздоровительного процесса в учебный план в расписание занятий школы. В учебный план включены уроки с учетом возрастных особенностей детей, в режим работы гимназии в обязательном порядке введена утренняя физическая зарядка и физкультминуты на уроках.
В настоящее время сформирован вариант расписания , которое состоит из блоков :
- расписание занятий по школьному компоненту , с учетом работы психолога
- расписание занятий блока дополнительного образования( секции, объединение по интересам)
- расписание индивидуальных консультаций учителей-предметников.
Расписания составлены в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемые требованиями государственным санитарно-эпидимиологическим надзором
В средней и старшей школе в рамках школьного компонента введен предмет « здоровый образ жизни” В рамках компонента на уроках ОБЖ в старшей школе введена тема «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни,» на которую отводится 18 часов в 10 классе и 9 часов в 11 классе.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс , в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во-второй половине дня. Своеобразие этого направления заключается в том ,что кроме задачи гармонического развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы .
Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь , получение базового образования , а также возможности адаптироваться в современном обществе.
Во второй половине дня , после обеда для всех детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают спортивные секции и кружки ( спортивные игры ,восточные единоборства ,Общая спортивная подготовка, организация экскурсий, прогулок. В школе регулярно проходят общешколные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
Создана целостная система образовательного процесса в режиме полного дня.
Целям охраны здоровья обучающихся будет отвечать применение в школах педагогических технологий , построенных с учетом учебно-позновательных., но и функциональных возможностей, зависящих от состояния здоровья детей
Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе гимназии:
Одним из основных направлений в воспитательной работе нашей школы является внедрение здоровьесберегающие технологий. Образовательный и воспитательный процесс в школе строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Степень оснащения школы новейшим оборудованием , в том числе и медицинским ,наличие в школе целеустремленного творческого педагогического коллектива,позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в воспитательную работу школы , но и в повседневную жизнь каждого ученика. Основная цель, которую преследует современное воспитание ,- воспитывать не только социално-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ города, округа , школы.
Данная тема актуальна , так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение здоровья населения в целом, и учащихся в средних школ, в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков в 15-17 лет в 95 случаях из 100 зарегистрированы различные заболевания . Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии . Поэтому педагоги и администрация школы сочли подходить к этой проблеме комплексно .С целью приостановке ухудшения здоровья школьников в воспитательной работе начата разработка комплексного подхода и воздействия педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрение в повседневную жизнь здорового образа жизни.
Воспитательная работа в школе по направлению «здоровьесберегающие технологии” спланирована , имеет цели и задачи.
В настоящее время воспитательная работа опирается на основное направление-сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача –создание системы воспитательной работы, направленное на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды меж личностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной работы позволит сохранить физическое и психическое состояние здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду средней школы.
Наша школа в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий опирается на следующие подходы к воспитанию учащихся:
1.Аксиологический-Воспитание у ученика личной системы ценностей.
2.Личностно-ориентированный-создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности .
2.Гуманистический-поддержка и защита ребенка( социальная , правовая, педагогическая, медико-психологическая).
4.Системный- вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе, разработана программа развития школы.
Ребенок должен воспитываться в благопрятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают , оскорбляют, занижают их способности,- все это приводит к тому. Что дети не только неадекватно занижают свою самооценку , не верят в свои способности , но и к различным заболеваниям , в том числе и психическим . Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком-создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов ,способностей , умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.
Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка , характеру занятий с ребенком, наличие доброжелательной атмосферы.
Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими,товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.
Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы, классными руководителями , социальным педагогом и психологом в первую очередь с родителями учащихся-ведь от них зависит при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе. Школа при постановке задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы , но и возможные пути ее решения.
Очень важен режим дня детей не только в школе , но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должен должен начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятсвует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.
В гимназии дети не только учатся , но и питаются,посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе , прогулки проводятся ежедневно. Каждый класс посещает не менее двух экскурсий в месяц.
Взаимоотношения с учителями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями , но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении уроков и воспитательные задачи –формирование коллектива , толерантность, создание психо-эмоциональной среды в классе.
Любое мероприятие в школе носит положительны эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования , игры. В гимназии проводятся дни здоровья, в основном на свежем воздухе, чтобы ученики могли отдохнуть, расслабится, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры и обычные прогулки. Так же в каникулярное время в большенстве учащиеся бывают на свежем воздухе-классными руководителями организуются соответствующие мероприятия , например , экскурсионные поездки по Пушкинским местам, музеи города.
Отдельное внимание уделяется санитарно-гигиеническому состоянию гимназии, все учащиеся имеют сменную обувь , моют руки перед едой. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими , моющими , дизинцифицирующими средствами и уборка ковровых покрытий пылесосом.
Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги, мыла и исправность установок для сушки рук. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений гимназии с дизинцифицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне.
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей,поэтому под особым контролем должна находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности. Так же проводится наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах ( поддержание температурного режима в вентиляционных системах, проветривание помещений и рекриаций)
При разработке критериев оценки эстетического состояния школы мы исходим из того , что состояние физического, психического здоровья человека определяется восприятием гармонии или дисгармонии форм , цвета, композицию. Поэтому при эстетическом оормлении школы следует учитывать особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира, отталкиваясь не от устоявшихся позиций ребенка в вопросах вкуса,которые, зачастую, у многих бывают далеки от высокого, а ориентируясь на высокие каноны эстетики окружающего пространства.
Для хорошего восприятия окружающей детей обстановки проведен ремонт первого этажа и рекриаций. Стены светлые радуют глаза детей.
В коридорах на этажах вывешены рисунки выполненные школьниками на уроках и кружках по ИЗО.
В гимназии есть хорошо оснащенный по-возможности. медицинский кабинет, где врач и мед сестра может оказать первую медицинскую помощь ученикам, там же проводятся прививки и вакцинации против заболеваний и в период эпидемий. В период эпидемии различных болезней оформляются и распрстроняются памятки : например, Юный друг! Знаешь ли ты, как бороться с гриппом? И др.( см приложение)
В гимназии издается ежегодно приказ « Об обеспечении безопасности жизни и здоровья образовательного процесса» , где отмечена главная задача : обеспечение выполнения участниками образовательного процесса требований законодательных и других нормативно-правовых актов , регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания: предотвращения несчастных случаев с обучающимися , воспитанниками в ходе образовательного процесса и во время проведения мероприятий , организованных образовательным учреждением, формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопажарного режима, профилактику пресечения противопрвного поведения , защиту детей и работнков от преступных посягательсв
Большое внимание в гимназии уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями .В гимназии создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табако курения, наркомании , употребления спиртных напитков. Преподаватель по ОБЖ проводит индивидальные разъяснительные беседы с учениками склонными к вредной привычке -курению ,пагубности для здоровья наркотиков и алкоголя.
Большое внимание уделяется профориентационной работе, где классные воспитатели рассказывают не только об интересных ,нужных и важных профессиях , но и том как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какое-либо заболевание ,как сохранить здоровье в напряженных трудовых условиях.
Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит поблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный воспитатель рассказывает детям , что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает родителям.
Мы уже можем сделать вывод о том , что такая целенаправленная работа( поданным анкетирования учащихся ) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учеников к здоровому образу жизни, к спорту ,к правильному питанию.
Все учащиеся признают , что курить вредно, сами они не курят и рекомендуют своим сверстникам из других школ бросить эту вредную привычку.
Поэтому работу в этом направлении следует продолжить и расширять, более активно привлекать родителей учащихся—ведь семья –опора здорового воспитания учащихся. Н о воспитания любых качеств личности требует большого терпения.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Общеизвестно , что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий , в которых находятся дети ( безопасность пребывания в гимназии, санитарно-гигиеническое состояние помещений , освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения.
Для выполнения распорежений Губернатора Санкт-Петербурга и Комитета образования об организации контроля за обеспечением безопасности в школе введена система контроля доступа. Организован пост охраны. Осуществляется контроль доступа учеников и посетителей по предъявлению пропуска или договоренности по телефону с администрацией с записью в журнале приема поситителей Посетители сопровождаются охранником до места посещения, с контролем возврата из гимназии .
Это исключает всякую возможность проникновения в гимназию лиц не с добрыми намериваниями, создание предпосылок террористических актов и нанесения ущерба здоровью школьников.
Для осушествления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающие технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях его организацию , содержание, формы и методы то есть принципы. Для того , чтобы принципы здоровьесберегающие технологий обучения , были определены критерии отбора : принципы должны способствовать профилактике , диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе: развитию познавательной деятельности младших школьников, гуманизация образования . Принципы выступают в органическом единстве , образуя систему , в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления
Общедидактические принципы –это основные положения , определяющие содержание , организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий . Среди специфических принципов , выражающие специфические закономерности педагогике оздоровления, важнейшим можно назвать принцип»Не навреди! “- одинаково актуальный , как для медиков , так и педагогов . Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требует их повторяемости.
Рассмотрим более подробно указанные группы принципов и их претворение в жизнь педагогами нашей гимназии .
Общедидактические принципы
- принцип сознательности и активности -нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания , устойчивого интереса ,осмысленного отношения к познавательной деятельности .Принцип активности предполагает у учащихся высоку степень самостоятельности , инициативы и творчества.
- принцип наглядности- обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечением органов чувств человека к процессу познания .
- принцип систематичности и последовательности во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него , приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Специфические принципы:
- принцип не несения вреда
- принцип триединого представления о здоровье ( единство физического, психического духовно-нравственного здоровья ).
- принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
- принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. О тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
- принцип цикличности . Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в последовательном повторении занятий , что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков развитию двигательных способностей ребенка , учету функциональных возможности организма младшего школьника.
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности . Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей , двигательных умений и навыков , осуществляемых в единстве и направлениях на всестороннее физическое , интеллектуальное , духовное , нравственное и эстетическое развитие ребенка.
--принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения .
- принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
- принцип активного обучения , заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения ( обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.)
- принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать младших школьников применять свои знания по формированию , сохранению и укреплению здоровья на практике , используя окружающую действительность не только как источник знания, но и как место их практического применения. Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий необходимо определить основные средства обучения : средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия , которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение: физические упражнения , физкультминутки и подвижные перемены эмоциональные разрядки и минутки покоя , гимнастика ( оздоровительная гимнастика , дыхательная , для профилактики простудных заболеваний ,для бодрости) .
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на
Достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических
Процессов, вызываемых процессом обучения , повышают работоспособность орга-
низма , замедляет процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства
оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны , водные процедуры.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих
Образовательных технологий обучения , содействующим укреплению здоровья
И стимулирующим развитии адаптивных свойств организма относятся выполнение
Санитарно-гигиенических требований, регламентированных СаНиНами личная
И общественная гигиена ( чистота тела , чистота места занятий, воздуха и т.д.)
Проветривание и влажная уборка помещений , соблюдение общего режима дня,
Режима двигательной активности , режима питания и сна , привитие детям элемен
тарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и.т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, пустейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах ,ожогах , укусах , организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций , ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления .
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использований профилактических методик, с применением функциональной музыки , аудиосопровождение уроков , с чередованием занятий высокой и низкой двигательной активностью в виде реабилитационных мероприятий через массовые оздоровительные мероприятия спортивно-оздоровительные праздники здоровья: выход на природу , экскурсии через здоровьеразвивающие тпехнологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических практических занятий в родительских лекториях , в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.
В современной литературе и практике системы образования здоровьесберегающие технологии понимаются как совокупность методов. Которые направлены на решение таких задач, как охрана и укрепление здоровья учащихся : создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса , основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха , в том числе, активных его форм :формирование в сознании учащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни.
Метод обучения-это упорядочная деятельность педагога , направленной на достижение заданной цели обучения. В здоровьеобразовательных образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:специфические ( характерные только для педагогики оздоровления ) и общепедагогические ( применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ученые ( В.Ф. Лахтман. Н.К. Смирнов и др.) считают ,что кроме стремления защитить школьников от воздействия негативных факторов образовательного процесса , необходимо последовательно и планомерно обучать их ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. Причем делать это не в традиционных формах проведения большенства уроков , а в режиме активных методов обучения, с использованием игр, тренингов, показом и обсуждением видеоматериалов, анализом реальных жизненных ситуаций ит.п. Заметно повысить эффективность этой работы можно путем приобщения к ней родителей школьников, но в традиционных формах взаимодействия семьи и школы, а именно по тематике заботы о здоровье школьника.
В нашей школе применяются следующие методы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: динаминизация рабочей позы посредством использования ученических конторок для профилактики нарушения осанки и искривления позвоночника: Методика сенсорно-координаторских тренажей с помощь зрительно-сигнальных сюжетов и зрительно-двигательной схемы для повышения физической и психической активности детей на уроке коррекции и профилактике зрения:
Обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов, расширении зрительных горизонтов, развитие творческого воображения и целостного восприятия:
Основной формой обучения в нашей гимназии учащихся остается урок. Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья мы обращаем внимание на следующие аспекты:
- гигиенические условия в классе
- число видов учебной деятельности, используемым учителем( нормой считается 4-7 видов за урок)
- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности ( ориентировочная норма 7-10 минут)
- число использованных учителем видов преподавания ( норма не мене трех за урок)
- использование методов , способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
-умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсцинирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам т.е. взаимосвязанного решения как учебных так и воспитательных задач
- физкультминутки и физкультпаузы( норма на 15-20 минут урока по1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого)
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов , связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
- благоприятный психологический климат на уроке
- преобладающее выражение лица учителя
- момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности .
-темп и особенности окончания урока.
Таким образом , для сохранения здоровья гимназистов в учебном процессе необходима реализация принципов ,форм и методов здоровьесохраняющего обучения.
Для сохранения здоровья учащихся большое значение имеет организация питания. . Питание организовано с учетом всех диетологических требований и физиологических потребностей детей и подростков. Эти требования полностью реализуются в нашей школе. В рационе питания наших учащихся неукоснительно соблюдается дифференцированный подход к энергетической ценности и содержанию белков, жиров, углеводов в зависимости от возраста( 11-14 и 15-17 лет), каждый день в рационе свежие фрукты и овощи.
Необходимым элементом здоровьясбережения в гимназии является питьевой режим. Для решения этой проблемы в школе установлен куллер с холодной и горячей
водой. Учащиеся имеют свободный доступ в течении всего времени работы столовой.
Изучение и анализ медицинских документов учащихся позволили сделать вывод о том , что правильно организованное питание позволило снизить количество обращений к медицинским работникам по поводу желудочно-кишечных расстройств. Одновременно с этим было отмечено снижение простудных заболеваний , что можно отнести за счет дополнительной витаминизации питания и системой работы по здоровьесберегающим технологиям всеми учителями школы. Для того чтобы каждый мог удовлетворить свои потребности в дополнительном питании в школе работает буфет.
В ассортименте есть горячие пирожки и булочки , минеральная вода без газа, салаты
Через буфет организовано также питание преподавательского состава.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Понятие « ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА” МНОГОАСПЕКТНАЯ КАТЕГОРИЯ .ЭТО ПРОИЗВОДНАЯ ОТ ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА, ЗДОРОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ, ЗДОРОВОЙ ЭКОЛОГИИ, ЗДОРОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ЗДОРОВОЙ ШКОЛЫ. ИМЕННО ШКОЛА ДОЛЖНА ПОМОЧЬ ОСОЗНАТЬ ДЕТЯМ И МОЛОДЕЖИ ИДЕИ ЗДОРОВОЙ И МИРНОЙ ЖИЗНИ НА БАЗЕ ЕДИНСТВА ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО, ЛИЧНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО,НАЦИОНАЛЬНОГО И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. ХОЧИТСЯ НАПИСАТЬ КРУПНЫМИ БУКВАМИ ПЛАКАТ И ПОВЕСИТЬ ЕГО В
»ГИМНАЗИИ :»БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К ЗДОРОВЬЮ ТЕХ , КОГО. ОБУЧАЕШЬ! НЕ навреди!
,
.
Учитель ОБЖ гбоу № 61 гимназия Севальнев Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к организации учебной деятельности по сохранения здоровья обучающихся.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках – задача особой важности для педагогов школы – интерната. При обучении и воспитании педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход,...
ШКОЛЬНЫЙ «ТЕАТР ЗДОРОВЬЕ» ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Школа является местом активной деятельности ребенка. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим со...
Безопасность и здоровье школьника с использованием инновационных подходов по здоровьесберегающим технологиям опыт ГБОУ школы-интерната №68 Санкт-Петербурга
На базе нашей школы создана экспериментальная площадка по теме эксперимента «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе».Здоровьесбере...
Инновационные подходы к физическому воспитанию, детей с ограниченными возможностями здоровья
Физическое воспитание в коррекционных школах VIII вида –это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение ф...
Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Программа научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
Инновационный подход в обучении математике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними. Инновационные методы позволяют ученикам самоутвердиться. А самоутверждение &nd...
Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни учащихся
Одним из приоритетных направлений работы педагогов со школьниками является формирование культуры здорового образа жизни и применение на практике инновационных методов и подходов в этом направлении....