Рабочая программа 11 класс
рабочая программа по обж (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
«ОБЖ»
11 класс
- Пояснительная записка
Учебная программа для 11-х классов
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 34 ч (из расчета по 1 ч в неделю). Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколния.
Программа выстроена по двум логически взаимосвязанным модулям и двум входящим в них разделам:
Модуль I (M-I). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел I. Основы здорового образа жизни
Модуль II Обеспечение военной безопасности государства
Раздел II. Oсновы военной службы.
Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов и др.).
В 11-м классе изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается итоговой аттестацией.
Данная учебная программа предусматривает формирование у yчащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенногo и социального характера);
- умeние анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
- навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
- ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Раздел I «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел II «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
- методы и формы обучения:
- Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
- Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
- Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
- Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
- Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
- Стимулирования и мотивации.
- Самостоятельной учебной деятельности.
- Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
- Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
- Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
- предполагаемые результаты:
В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской
деятельности учащихся.
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.
- система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Раздел I (P-I). Раздел II (P-II). Модуль I (М-I). Модуль II (М- II).
Проверочные работы по курсу ОБЖ – 11 класс | ||||
№ п/п | Тема проверочной работы | Форма проведения | Время работы | № урока п/п |
1 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | Тестирование | 20 мин. | 10 |
2 | Воинская обязанность | Тестирование | 20 мин. | 17 |
3 | Особенности военной службы | Тестирование | 20 мин. | 25 |
4 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | Тестирование, практическая работа | 40 мин. | 33 |
5 | Обобщение по курсу «ОБЖ» | Тестирование | 40 мин. | 34 |
Практические работы по курсу ОБЖ – 11 класс
№ п/п | Тема практической работы | Место проведения | Время работы | № урока п/п |
1 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | класс | 15 мин. | 6 |
2 | Первая медицинская помощь при ранах | класс | 15 мин. | 7 |
3 | Первая медицинская помощь при травмах | класс | 15 мин. | 8 |
4 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | класс | 15 мин. | 9 |
5 | Обобщение по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» | Скорая помощь | 30 мин. | 33 |
2.Учебно-тематический план
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Кол-во часов |
M-I | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
P-I | Основы здорового образа жизни | 10 |
Тема 1 | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 2 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 4 |
Итоговое задание | ||
M-II | Обеспечение военной безопасности государства | |
P-II | Основы военной службы | 24 |
Тема 3 | Воинская обязанность | 10 |
Тема 4 | Особенности военной службы | 8 |
Тема 5 | Военнослужащий – защитник своего Отечества. | 4 |
Тема 6 | Символы воинской чести | 2 |
Итоговое задание | ||
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям обучающихся: В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:
Выпускники старших классов должны уметь:
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву. Формы и вопросы контроля: Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов. Возможные виды самостоятельной работы учащихся: - работа с учебником; - анализ ситуации; - сообщение; - доклад; - реферат; - проект; - творческие работы. |
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
- нормы международного гуманитарного права;
- требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
- основные виды воинской деятельности;
- строи отделения и порядок управления ими;
- назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
- правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
- правила подготовки автомата к стрельбе;
- приемы и правила стрельбы из автомата;
- основы современного общевойскового боя;
- общие обязанности солдата в бою;
- основные способы передвижения солдата в бою;
- способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
- основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
- государственные и военные символы Российской Федерации;
- боевые традиции Вооруженных Сил России;
- классы сходных воинских должностей;
- общие требования к безопасности военной службы;
- порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
- правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
- средства массового поражения и их поражающие факторы;
- защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
- порядок размещения и условия быта военнослужащих;
уметь:
- применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
- выполнять строевые приемы на месте и в движении;
- производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
- вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
- ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
4.Перечень учебно-методического обеспечения
Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
- Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
- Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
- Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
Учебные пособия:
- Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,
Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
- Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
- Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
- ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
- Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;
- Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;
- Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский центр «Валеос», 1993.
- 1. Федеральные Законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об охране окружающей и природной среды», «О безопасности жизнедеятельности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне».
5. Приложения к программе
Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.
Для реализации данной рабочей программы используются следующие методы и формы обучения:
- Лекции;
- Беседы;
- Семинары;
- Практические занятия;
- Соревнования;
- Ролевые игры.
- Реферат;
- Доклад;
- Проектное задание;
- Анализ ситуации.
Списки тем рефератов:
- Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
- Тема 2. Условия и история создания гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по защите населения.
- Тема 3. Общая характеристика современных средств поражения (ядерное, химическое, бактериологическое оружие, обычные средства вооруженной борьбы).
- Тема 4. Мероприятия личной и общественной гигиены. Значение соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни для здоровья человека.
- Тема 5. Основные составляющие режима дня человека. Значение двигательной активности, питания и сна в режиме дня для здоровья человека.
- Тема 6. Биологическая необходимость двигательной активности человека в процессе жизнедеятельности.
- Тема 7. Вредные привычки, основные причины, способствующие их появлению. Меры профилактики вредных привычек.
- Тема 8. Военные реформы в России, их необходимость и значение для обеспечения национальной безопасности России.
- Тема 9. Основные качества, присущие российскому воину — защитнику Отечества.
- Тема 10. Обязательная подготовка граждан к военной службе, ее значение в воспитании у молодежи качеств, необходимых гражданину России.
- Тема 11. Статус военнослужащего, права и свободы, льготы, предоставляемые военнослужащему, проходящему военную службу по призыву.
- Тема 12. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации, правила приема в них, обучение в военно-учебном заведении.
Темы творческих работ:
- Тема 1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
- Тема 2. Основы здорового образа жизни.
- Тема 3. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.
- Тема 4. Военнослужащий — защитник Отечества.
- Тема 5. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащего.
- Тема 6. Символы воинской чести.
6. Методические рекомендации:
Единые требования к ТДЗ
к оформлению:
1. Оформление титульного листа по образцу:
• ТемаТДЗ;
• Вид работы (сообщение, доклад...);
• Учебный предмет («Сообщение по ОБЖ»);
• Ф.И., класс, автор;
• гп., Излучинск, год;
• Наличие иллюстрации по желанию автора или учителя.
2. Функциональность (прочность материала).
3. Аккуратность выполнения.
к содержанию:
1. Терминология, сложность информации должна соответствовать возрасту учащегося.
2. Лаконичность и интересность информации.
3. Наличие списка использованной литературы.
Алгоритм работы над ТДЗ учащихся:
1. Поиск литературы (в школьной, районной, или городской библиотеках, читальном зале, у соседей, учителей, в компьютере...
2. Работа с книгой: поиск статей по оглавлению.
3. Работа со статьёй: прочитать, выбрать главную и интересную информацию, составить конспект, или сделать ксерокопию, подчеркнуть основные моменты карандашом.
4. Свести всю найденную информацию в общий последовательный текст.
5. Оформить работу в соответствии с требованиями.
6. Подготовить устное выступление (краткий пересказ).
Оценка ТДЗ:
1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно.
2. Отметка выставляется только за устное выступление (общая).
Формы подведения итогов, практическое
применение ТДЗ:
1. Письменная рецензия учителя.
2. Устное выступление учащегося на уроке, семинаре, конференции.
3. Выставка лучших по оформлению работ.
4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ.
5. Публикация в школьной печати.
6. Участие в конкурсах различного уровня.
7. Использование ТДЗ в качестве учебного пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ТВОРЧЕСКИМ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ
Классификация ТДЗ:
По содержанию | По виду деятельности | По уровню оформления |
1. Вопросник. 2. Кроссворд. 3. Макет, модель. 4. Ребус. 5. Сообщение. 6. Доклад. 7. Сочинение. 8. Реферат. 9. Эссе. 10.Исследование. 11... | 1. Индивидуальная. 2. Парная. 3. Мелкогрупповая (3-7 человек). 4. групповая (10-15 человек). 5. Коллективная, | В электронном виде. Рабочая (в тетради, «с листами»...). Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы таблицы...): - файл-лист; - буклет; - брошюра; - газета; - «Раскладушка»; - альбом». |
Основная цель ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
оформление:
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№ 1».
Тема:« »
Учебно-исследовательская работа по Основам Безопасности Жизнедеятельности
Выполнил: фамилия имя учащийся___класса
Научный руководитель: ФИО преподавателя
гп. Излучинск, 20 - - г.
7. Список литературы (основной)
- Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
- Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
- Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
- Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
- Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
(дополнительной)
1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.
9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.
10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.
13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.
14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.
15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.
16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс (35 часов)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Кол-во часов Домашнее задание | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Раздел 1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) Основы здорового образа жизни (6 ч) | |||||||||
1 | Правила личной гигиены и здоровья | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма | Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | Тестирование (10 мин) | §1.1 1 час | 05.09 | 05.09 | |
2 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов | Комбинированный | Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи | Характеризовать факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни. Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи | Индивидуальный опрос | §1.2 1 час | 12.09 | 12.09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
3 | Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики | Комбинированный | Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью | Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП. Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни | Индивидуальный опрос | § 1.3 1 час | 19.09 | 19.09 |
4 | СПИД | Комбинированный | ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД - финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) | Знать о путях заражения ВИЧ-инфекцией. Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни | Индивидуальный опрос | § 1.3 1 час | 26.09 | 26.09 |
5 | Профилактика СПИДа | Комбинированный | Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией | Знать о профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ- инфекцией. Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни | Тестиро вание (10 мин) | §1.5 1 час | 03.10 | 03.10 |
6 | Семья в современном обществе. Законодательство о семье | Урок обобщения и систематизации знаний | Брак и семья, основные понятия и определения. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей | Знать об основах законодательства РФ о семье. Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи | Семинар | Повторить §1.5 | 10.10 | 10.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
7 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности инсульте | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт: причины и возникновения. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | Знать правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте | Практичес-кая работа Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточ-ности и инсульте (15 минут) | 1 час | 17.10 | 17.10 |
8 | Первая медицинская помощь при ранениях | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью | Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении жгута и давящей повязки. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях | Практичес-кая работа Первая медицинская помощь при ранениях (15 минут) | § 2.2 1 час | 24.10 | 24.10 |
9 | Первая медицинская помощь при травмах | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника | Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях | Практичес-кая работа. Оказание первой медицинской помощи при травмах (15 мин ) | § 2.3 1 час | 31.10 | |
10 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | Урок комплексного применения | Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины и признаки. | Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приемах | Практичес-кая работа Оказание | 14.11 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ЗУН учащимися | Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно- легочной реанимации | проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа | первой медицинской помощи при остановке сердца (15 мин) | § 2.4 1 час | |||
Раздел 2 Основы военной службы (25 ч) Воинская обязанность (10 ч) | |||||||
11 | Основные понятия о воинской обязанности | Комбиниро-ванный | Воинская обязанность, определение и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе | Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности. Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Проверочная работа по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин) | § 3.1 1 час | 21.11 |
12 | Организация воинского учета и его предназначение | Комбиниро-ванный | Организация воинского учета. Обязанности граждан по воинскому учету | Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету. Использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос | § 3.2 1 час | 28.11 |
13 | Первоначальная постановка граждан на воинский учет | Комбиниро-ванный | Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке | Знать о первоначальной постановке граждан на воинский учет. Использовать полученные знания для осуществления осознанного | Индивидуальный опрос | Повторить §3.2 1 час | 05.12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
на воинский учет | самоопределения по отношению к военной службе | ||||||
14 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | Комбиниро-ванный | Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе | Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос | § 3.3 1 час | 12.12 |
15 | Основные требования к индивидуально-психологическим качествам молодежи | Комбиниро-ванный | Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.) | Называть требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос | Повторить § 3.3 1 час | 19.12 |
16 | Добровольная подготовка граждан к военной службе | Комбиниро-ванный | Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования | Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос | § 3.4 1 час | 26.12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
17 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет | Комбиниро-ванный | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет | Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет. Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет | Индивидуальный опрос | §3.5 1 час | 16.01 | |||
18 | Категории годности к военной службе | Комбиниро-ванный | Предназначение медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Категории годности к военной службе | Знать о категориях годности к военной службе. Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет | Индивидуальный опрос | Повторить §3.5 1 час | 23.01 | |||
19 | Организация профессионально-психологического отбора граждан | Комбиниро-ванный | Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет | Знать об организации профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет | Индивидуальный опрос | Повторить §3.5 1 час | 30.01 | |||
20 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | Комбиниро-ванный | Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил Российской Федерации, его Предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов | Знать об основах военной службы. Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе. Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос | § 3.6 1 час | 06.02 |
Особенности военной службы (8ч) | |||||||
21 | Правовые основы военной службы | Комбиниро-ванный | Военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного военного права | Знать основные положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан. Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Проверочная работа по теме «Воинская обязанность» (20 мин) | §4.1 1 час | 13.02 |
22 | Общевоинские уставы Вооруженных сил - закон воинской жизни | Комбиниро-ванный | Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарный устав, Строевой устав, их предназначение и основные положения | Знать о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил. Называть нормативно-правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих. Использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос | §4.2 1 час | 20.02 |
23 | Военная присяга - клятва воина на верность Родине, России | Комбиниро-ванный | Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих. Значение для выполнения каждым военнослужащим воинского долга | Знать о традициях ВС РФ. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос | §4.3 1 час | 27.02 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
24 | Призыв на военную службу, время и организация призыва | Комбиниро-ванный | Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек | Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек Использовать полученные знания при постановке на воинский учет. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Индивидуальный опрос | §4.4 1 час | 06.03 |
25 | Прохождение военной службы по призыву | Комбиниро-ванный | Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Военная форма одежды | Знать об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос | Повторить §4.4 1 час | 13.03 |
26 | Прохождения военной службы по контракту | Комбиниро-ванный | Основные условия прохождения, требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту | Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту | Тестирование (15 мин) | §4.5 1 час | 20.03 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней | 1 час | ||||||
27 | Права и ответственность военнослужащих | Комбиниро-ванный | Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.) | Знать общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступления против военной службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос | § 4.6 1 час | 03.04 |
28 | Альтернативная гражданская служба | Комбиниро-ванный | Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. | Знать особенности прохождения альтернативной гражданской службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе | Тестирование (15 мин) | §4.7 1 час | 10.04 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой | |||||||
Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России (7 ч) | |||||||
29 | Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества | Комбиниро-ванный | Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание - защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу; высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа и Отечества | Знать об основных качествах военнослужащего. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Проверочная работа по теме «Особенности военной службы» (20 мин) | § 5.1 1 час | 17.04 |
30 | Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | Комбиниро-ванный | Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою. Потребность повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и военное мастерство. Быть готовым к грамотным | Характеризовать основные качества военнослужащего. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос | §5.1 1 час | 24.04 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя | |||||||
31 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально- психологическим и профессиональным качествам гражданина | Комбиниро-ванный | Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных сил и родах войск. Требования к психическим и морально- этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета) | Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных сил и родах войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос | §5.3 1 час | 02.05 |
32 | Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | Комбиниро-ванный | Единоначалие - принцип строительства Вооруженных сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу | Знать о принципе единоначалия в Вооруженных силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Индивидуальный опрос | §5.4 1 час | 08.05 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
33 | Как стать офицером Российской армии? | Комбиниро-ванный | Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования | Знать об основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос | §5.5 1 час | 15.05 |
34 | Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации | Комбиниро-ванный | Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации | Знать об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Индивидуальный опрос | Повторить § 5.5 1 час | 22.05 |
35 | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных сил Российской Федерации | Комбиниро-ванный | Участие Вооруженных сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента | Анализировать миротворческую деятельность Вооруженных сил Российской Федерации. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Тестирование (20 мин) | § 5.6 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...