Рабочая программа 11 класс
рабочая программа по обж (11 класс) на тему

Каргин Вячеслав Михайлович

Рабочая программа 11 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11_klass.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  учебная  программа

«ОБЖ»

11 класс

  1. Пояснительная записка

Учебная программа для 11-х классов

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 34 ч (из расчета по 1 ч в неделю). Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколния.

Программа выстроена по двум логически взаимосвязанным модулям и двум входящим в них разделам:

Модуль I (M-I). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 

Раздел I. Основы здорового образа жизни

Модуль II Обеспечение военной безопасности государства

Раздел II. Oсновы военной службы.

Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов и др.).

В 11-м классе изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается итоговой аттестацией.

Данная учебная программа предусматривает формирование у yчащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную  деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенногo и социального характера);
  • умeние анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
  • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности   в   повседневной   жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
  • ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
  • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;   ответственного  отношения   к  сохранению  окружающей  природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;    необходимых моральных, физических и психологических  качеств для  выполнения  конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного  и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися  в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Раздел I «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел II «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

- методы   и   формы   обучения:

  • Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
  • Стимулирования и мотивации.
  • Самостоятельной учебной деятельности.
  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

- предполагаемые результаты:

    В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

   В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

деятельности учащихся.

- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

- система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

- инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Раздел I (P-I). Раздел II (P-II). Модуль I (М-I). Модуль II (М- II).

Проверочные работы по курсу ОБЖ – 11 класс

№ п/п

Тема проверочной работы

Форма проведения

Время работы

№ урока п/п

1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тестирование

20 мин.

10

2

Воинская обязанность

Тестирование

20 мин.

17

3

Особенности военной службы

Тестирование

20 мин.

25

4

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Тестирование, практическая работа

40 мин.

33

5

Обобщение по курсу «ОБЖ»

Тестирование

40 мин.

34

Практические работы по курсу ОБЖ – 11 класс

№ п/п

Тема практической  работы

Место проведения

Время работы

№ урока п/п

1

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

класс

15 мин.

6

2

Первая  медицинская помощь при ранах

класс

15 мин.

7

3

Первая  медицинская помощь при травмах

класс

15 мин.

8

4

Первая медицинская помощь при остановке сердца

класс

15 мин.

9

5

Обобщение по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»

Скорая помощь

30 мин.

33

2.Учебно-тематический план

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Кол-во часов

M-I

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

P-I

Основы здорового образа жизни

10

Тема 1

Основы здорового образа жизни

6

Тема 2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

4

Итоговое задание

     M-II

Обеспечение военной безопасности государства

     P-II

Основы военной службы

24

Тема 3

Воинская обязанность

10

Тема 4

Особенности военной службы

8

Тема 5

Военнослужащий – защитник своего Отечества.

4

Тема 6

Символы воинской чести

2

Итоговое задание

Всего часов

34

                        Требования к знаниям и умениям обучающихся:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:

  • основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
  • организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
  • основные принципы здорового образа жизни;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • основы обороны государства и военной службы;
  • боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.

Выпускники старших классов должны уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
  • выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
  • пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.

                     Формы и вопросы контроля:

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов.

                   Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

- работа с учебником;

- анализ ситуации;

- сообщение;

- доклад;

- реферат;

- проект;

- творческие работы.

3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся  должны  знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
  • нормы международного гуманитарного права;
  • требования,   предъявляемые   к  уровню  подготовленности  призывников;
  • основные виды воинской деятельности;
  • строи отделения и порядок управления ими;
  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
  • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
  • правила подготовки автомата к стрельбе;
  • приемы и правила стрельбы из автомата;
  • основы современного общевойскового боя;
  • общие обязанности солдата в бою;
  • основные способы передвижения солдата в бою;
  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
  • государственные и военные символы Российской Федерации;
  • боевые традиции Вооруженных Сил России;
  • классы сходных воинских должностей;
  • общие требования к безопасности военной службы;
  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
  • правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
  • средства массового поражения и их поражающие факторы;
  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;

уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;
  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;
  • использовать приборы радиационной,  химической разведки  и дозиметрического контроля;
  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования

4.Перечень учебно-методического обеспечения

      Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя: 

             Программа по курсу ОБЖ:  авторы  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Учебные пособия:

  • Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,

Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
  • ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
  • Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей.  2004-2008 - №№ 1-12;
  • Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;
  • Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский центр «Валеос», 1993.
  • 1. Федеральные Законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об охране окружающей и природной среды», «О безопасности жизнедеятельности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне».

5. Приложения к программе

Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.

Для реализации данной рабочей программы используются следующие методы и формы обучения:

  • Лекции;
  • Беседы;
  • Семинары;
  • Практические занятия;
  • Соревнования;
  • Ролевые игры.
  • Реферат;
  • Доклад;
  • Проектное задание;
  • Анализ ситуации.

Списки тем рефератов:

  • Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
  • Тема 2. Условия и история создания гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по защите населения.
  • Тема 3. Общая характеристика современных средств поражения (ядерное, химическое, бактериологическое оружие, обычные средства вооруженной борьбы).
  • Тема 4. Мероприятия личной и общественной гигиены. Значение соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни для здоровья человека.
  • Тема 5. Основные составляющие режима дня человека. Значение двигательной активности, питания и сна в режиме дня для здоровья человека.
  • Тема 6. Биологическая необходимость двигательной активности человека в процессе жизнедеятельности.
  • Тема 7. Вредные привычки, основные причины, способствующие их появлению. Меры профилактики вредных привычек.
  • Тема 8. Военные реформы в России, их необходимость и значение для обеспечения национальной безопасности России.
  • Тема 9. Основные качества, присущие российскому воину — защитнику Отечества.
  • Тема 10. Обязательная подготовка граждан к военной службе, ее значение в воспитании у молодежи качеств, необходимых гражданину России.
  • Тема 11. Статус военнослужащего, права и свободы, льготы, предоставляемые военнослужащему, проходящему военную службу по призыву.
  • Тема 12. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации, правила приема в них, обучение в военно-учебном заведении.

Темы творческих работ:

  • Тема 1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
  • Тема 2. Основы здорового образа жизни.
  • Тема 3. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.
  • Тема 4. Военнослужащий — защитник Отечества.
  • Тема 5. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащего.
  • Тема 6. Символы воинской чести.

6. Методические рекомендации:

             

                                                      Единые требования к ТДЗ

к оформлению:

1. Оформление титульного листа по образцу:

•  ТемаТДЗ;

•  Вид работы (сообщение, доклад...);

•  Учебный предмет («Сообщение по ОБЖ»);

•   Ф.И., класс, автор;

•   гп., Излучинск, год;

•  Наличие иллюстрации по желанию автора или учителя.

2. Функциональность (прочность материала).

3. Аккуратность выполнения.

к содержанию:

1. Терминология, сложность информации должна соответствовать возрасту учащегося.

2. Лаконичность и интересность информации.

3. Наличие списка использованной литературы.

Алгоритм работы над ТДЗ учащихся:

1. Поиск литературы (в школьной, районной, или городской библиотеках, читальном зале, у соседей, учителей, в компьютере...

2. Работа с книгой: поиск статей по оглавлению.

3. Работа со статьёй: прочитать, выбрать главную и интересную информацию, составить конспект, или сделать ксерокопию, подчеркнуть основные моменты карандашом.

4. Свести всю найденную информацию в общий последовательный текст.

5. Оформить работу в соответствии с требованиями.

6. Подготовить устное выступление (краткий пересказ).

Оценка ТДЗ:

1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно.

2. Отметка выставляется только за устное выступление (общая).

Формы подведения итогов, практическое

применение ТДЗ:

       1. Письменная рецензия учителя.

       2. Устное выступление учащегося на уроке, семинаре, конференции.

 3. Выставка лучших по оформлению работ.

 4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ.

 5. Публикация в школьной печати.

 6. Участие в конкурсах различного уровня.

 7. Использование ТДЗ в качестве учебного пособия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ТВОРЧЕСКИМ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ

Классификация ТДЗ:

По содержанию

По виду деятельности

По уровню оформления

1. Вопросник.

2. Кроссворд.

3. Макет, модель.

4. Ребус.

5. Сообщение.

6. Доклад.

7. Сочинение.

8. Реферат.

9. Эссе.

10.Исследование.

11...

1. Индивидуальная.

2. Парная.

3. Мелкогрупповая (3-7 человек).

4. групповая (10-15 человек).

5. Коллективная,

В электронном виде. Рабочая (в тетради, «с листами»...). Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы таблицы...):

- файл-лист;

- буклет;

- брошюра;

- газета;

- «Раскладушка»;

- альбом».

Основная цель ТДЗ:

1.  Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

2.  Научить выделять главное из общей информации.

3.  Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.

4.  Сформировать ораторские навыки.

5.  Воспитание эстетической культуры.

6.  Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

оформление:

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№ 1».

Тема:«    »

Учебно-исследовательская работа по Основам Безопасности Жизнедеятельности

Выполнил: фамилия имя учащийся___класса

Научный руководитель: ФИО преподавателя

гп. Излучинск,  20 - - г.

7. Список литературы (основной)

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

(дополнительной)

1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.

3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.

4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.

5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.

6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.

7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.

9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.

10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.

11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.

12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.

13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.

14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.

15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.

16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс (35 часов)

п/п

Тема

урока

Тип

урока

Элементы содержания

Требования

 к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля. Измерители

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) Основы здорового образа жизни (6 ч)

1

Правила личной гигиены и здоровья

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена

одежды. Некоторые понятия об очищении организма

Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Тестирование (10 мин)

§1.1

1 час

05.09

05.09

2

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

Комбинированный

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи

Характеризовать факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни.

Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

Индивидуальный опрос

§1.2

1 час

12.09

12.09


1

2

3

4

5

6

7

8

3

Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики

Комбинированный

Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью

Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП.

Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

§ 1.3

1 час

19.09

19.09

4

СПИД

Комбинированный

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД - финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

Знать о путях заражения ВИЧ-инфекцией.

Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос

§ 1.3

1 час

26.09

26.09

5

Профилактика СПИДа

Комбинированный

Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией

Знать о профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ- инфекцией.

Использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни

Тестиро вание

(10 мин)

§1.5

1 час

03.10

03.10

6

Семья в современном обществе.

Законодательство о семье

Урок

обобщения и систематизации знаний

Брак и семья, основные понятия и определения. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и

обязанности родителей

Знать об основах законодательства РФ о семье. Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

Семинар

Повторить

§1.5

10.10

10.10


1

2

3

4

5

6

7

8

7

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности инсульте

Урок комплексного применения

ЗУН учащимися

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт: причины и возникновения.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Знать правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте

Практичес-кая работа

Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточ-ности и инсульте

  (15 минут)

1 час

17.10

17.10

8

Первая медицинская помощь при ранениях

Урок комплексного применения

ЗУН учащимися

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью

Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении жгута и давящей повязки.

 Владеть навыками  оказания первой медицинской помощи при кровотечениях

Практичес-кая работа

 Первая медицинская помощь при ранениях

  (15 минут)

§ 2.2

1 час

24.10

24.10

9

Первая медицинская помощь при травмах

Урок комплексного применения

ЗУН учащимися

Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника

Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях

Практичес-кая работа.

Оказание первой медицинской помощи при травмах

 (15 мин )

§ 2.3

1 час

31.10

10

Первая медицинская помощь при остановке сердца

Урок комплексного применения

Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины и признаки.

Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приемах

Практичес-кая работа

Оказание

14.11


1

2

3

4

5

6

7

8

ЗУН учащимися

Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно- легочной реанимации

проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа

первой медицинской помощи при остановке сердца

(15 мин)

§ 2.4

1 час

Раздел 2

Основы военной службы (25 ч)

Воинская обязанность (10 ч)

11

Основные понятия о                                воинской

обязанности

Комбиниро-ванный

Воинская обязанность, определение и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

Знать об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности.

Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Проверочная работа по теме «Основы медицинских знаний и

здорового образа жизни»

(20 мин)

  § 3.1

  1 час

21.11

12

Организация воинского учета и его предназначение

Комбиниро-ванный

Организация воинского учета. Обязанности граждан по воинскому учету

Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету.

Использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

  § 3.2

  1 час

28.11

13

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Комбиниро-ванный

Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке

Знать о первоначальной постановке граждан на воинский учет.

Использовать полученные знания для осуществления осознанного

Индивидуальный опрос

Повторить                                                                     §3.2

1 час

05.12

1

2

3

4

5

6

7

8

на воинский учет

самоопределения по отношению к военной службе

14

Обязательная                                                                                                             подготовка граждан

к военной службе

Комбиниро-ванный

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе

Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе.

Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§ 3.3

1 час

12.12

15

Основные требования к индивидуально-психологическим качествам молодежи

Комбиниро-ванный

Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.)

Называть требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Использовать приобретенные  знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

Повторить § 3.3

1 час

19.12

16

Добровольная

подготовка граждан к военной службе

Комбиниро-ванный

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе.

Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§ 3.4

  1 час

26.12

1

2

3

4

5

6

7

8

17

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет

Комбиниро-ванный

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет

Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет.

Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет 

Индивидуальный опрос

§3.5

1 час

16.01

18

Категории годности к военной службе

Комбиниро-ванный

Предназначение медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Категории годности к военной службе

Знать о категориях годности к военной службе.

Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

Повторить §3.5

    1 час

23.01

19

Организация профессионально-психологического отбора граждан

Комбиниро-ванный

Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет

Знать об организации профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

Индивидуальный опрос

Повторить §3.5

  1 час

30.01

20

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

Комбиниро-ванный

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил Российской Федерации, его Предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов

Знать об основах военной службы.

Иметь представление об основных правах и

обязанностях во время пребывания в запасе.

Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§ 3.6

 1 час

06.02

Особенности военной службы (8ч)

21

Правовые основы военной службы

Комбиниро-ванный

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Конституция

Российской Федерации и

 вопросы военной службы.

Статус военнослужащего, права

 и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Военные аспекты международного военного права

Знать основные положения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан.

Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по

  отношению к военной службе

Проверочная работа по теме «Воинская обязанность» (20 мин)

§4.1

1 час

13.02

22

Общевоинские уставы Вооруженных сил - закон воинской жизни

Комбиниро-ванный

Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарный устав,

Строевой устав, их предназначение и основные положения

Знать о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил.

Называть нормативно-правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих. Использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения

 по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§4.2

1 час

20.02

23

Военная присяга - клятва воина на верность Родине, России

Комбиниро-ванный

Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия

 военной присяги в России.

Текст военной присяги.

Порядок приведения военнослужащих. Значение для выполнения каждым

военнослужащим воинского

долга

Знать о традициях ВС РФ. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§4.3

1 час

27.02

1

2

3

4

5

6

7

8

24

Призыв на военную службу, время и организация

призыва

Комбиниро-ванный

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек

Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек

Использовать полученные знания при постановке на воинский учет. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе

Индивидуальный опрос

§4.4

1 час

06.03

25

Прохождение военной службы по призыву

Комбиниро-ванный

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время

военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Военная форма одежды

Знать об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Владеть навыками 

осуществления осознанного

самоопределения по

отношению

к военной службе

Индивидуальный опрос

Повторить §4.4

1 час

13.03

26

Прохождения военной службы по контракту

Комбиниро-ванный

Основные условия прохождения, требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту.

Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

Тестирование (15 мин)

§4.5

1 час

20.03

1

2

3

4

5

6

7

8

Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.

 Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней

1 час

27

Права

и ответственность военнослужащих

Комбиниро-ванный

Общие права и обязанности военнослужащих. Виды

ответственности, установленной для военнослужащих

(дисциплинарная,

административная,

гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность за преступления против военной службы

(неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между

военнослужащими, самовольное оставление части и др.)

Знать общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступления против военной службы.

Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§ 4.6

1 час

03.04

28

Альтернативная гражданская служба

Комбиниро-ванный

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Знать особенности прохождения альтернативной гражданской службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе

Тестирование (15 мин)

§4.7

1 час

10.04

1

2

3

4

5

6

7

8

Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России (7 ч)

29

Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством

несущий звание защитника Отечества

Комбиниро-ванный

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание - защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу; высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге,

готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа и Отечества

Знать об основных качествах военнослужащего. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

 Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Проверочная работа по теме

«Особенности военной службы»

(20 мин)

§ 5.1

1 час

17.04

30

Военнослужащий - специалист,

в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

Комбиниро-ванный

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою. Потребность повышать военно-профессиональные знания,

совершенствовать свою выучку и военное мастерство. Быть готовым к грамотным

Характеризовать основные качества военнослужащего.

Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§5.1

   1 час

24.04

1

2

3

4

5

6

7

8

высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя

31

Требования воинской деятельности, предъявляемые к

моральным,

индивидуально- психологическим и профессиональным качествам гражданина

Комбиниро-ванный

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных сил и родах войск. Требования к психическим и морально- этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета)

Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных сил и родах войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника.

Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе.

 Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§5.3

1 час

02.05

32

Военнослужащий - подчиненный,

строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

Комбиниро-ванный

Единоначалие - принцип строительства Вооруженных сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и

начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу

Знать о принципе единоначалия в Вооруженных силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос

§5.4

1 час

08.05

1

2

3

4

5

6

7

8

33

Как стать офицером Российской армии?

Комбиниро-ванный

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования

Знать об основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения.

Владеть навыками 

осуществления осознанного

самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

§5.5

1 час

15.05

34

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил Российской

Федерации

Комбиниро-ванный

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации

Знать об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ.

Владеть навыками 

осуществления осознанного

самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

Повторить § 5.5

1 час

22.05

35

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных сил Российской Федерации

Комбиниро-ванный

Участие Вооруженных сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.  Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента

Анализировать миротворческую деятельность Вооруженных сил Российской Федерации.

Владеть навыками 

осуществления осознанного

самоопределения по

отношению к военной службе

Тестирование (20 мин)

§ 5.6

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...