Методическая разработка урока "Ядерное оружие" 10 класс
методическая разработка по обж (10 класс) на тему
Данная разработка создана в помощь учителю для проведения урока по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yadernoe_oruzhie.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 10 классе.
Тема: «Ядерное оружие массового поражения».
Цель: познакомить учащихся с историей появления, принципами действия и поражающими факторами ядерного оружия массового поражения.
Оборудование, наглядность:
- компьютер, проектор;
- презентация урока «Ядерное оружие», видеоролики;
- фотографии, отражающие последствия ядерного взрыва в Хиросиме и Нагасаки;
1.Организационный момент (2 минуты).
Построение. Доклад дежурного о готовности класса к уроку. Проверка посещаемости.
2.Проверка знаний по пройденному материалу «Гражданская оборона как система мер по защите населения» (5 минут).
- Что такое Гражданская оборона?
- Назовите задачи Гражданской обороны.
- Какие существуют сигналы оповещения ГО и каков порядок действий по ним?
3.Изучение новой темы (30 минут).
1.)Введение в тему урока.
(Демонстрация видеоролика с записью ядерного взрыва в Нагасаки.)
2.)Рассказ-описание исторических событий с ядерными взрывами.
Учитель: Одно из самых разрушительных средств ведения войны – применение ядерного оружия. Для того чтобы представить себе, что такое ядерное оружие, необходимо обратиться к истории. Французский физик Беккерель(1852-1908) открыл в 1896 году естественную радиоактивность солей урана. За это достижение ему совместно с П.Кюри и М. Склодовской-Кюри была присуждена Нобелевская премия 1903 года. С этого момента началась новая эра изучения и использования ядерной энергии. С надеждой и опасением следили учёные мира, что получится из неизвестных лучей: друг и помощник людям, либо разрушитель и мировой диктатор? Исследования велись в разных странах, но особенно интенсивно в США эмигрировавшими туда германскими физиками. И 16 июля1945 года был произведён первый атомный взрыв. Подробное описание его есть в разной литературе. Таким образом, наихудшие предположения великого русского учёного В.И.Вернадского оправдались - вначале появились не атомные электростанции, не мощные ледоколы, а разрушительные бомбы. Очень скоро, 6 августа того же года, американцы сбросили «Малыша» (так они назвали первую боевую атомную бомбу) на японский город Хиросима, а через три дня - на Нагасаки. Последствия этих взрывов заключаются не только в огромном количестве убитых, заражённых, разрушениях и пожарах, а в монополии, присвоенной себе американцами, с угрозой всем странам мира.
3.)Определение основных понятий.
Далее учитель даёт определения основных понятий по теме, демонстрирует презентацию, учащиеся записывают в тетради.
Ядерное оружие - оружие массового поражения, действие которого основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при ядерном взрыве. Носителями ядерного оружия являются: ракеты, авиация, артиллерия. Слайд №1
Сами ядерные взрывы подразделяются на высотные, воздушные, наземные, подземные, в зависимости от высоты и глубины взрыва. Слайд №2
Поражающие факторы ядерного взрыва:
Ударная волна - область резкого сжатия воздушной среды, распространяется со сверхзвуковой скоростью, сметая всё на своём пути. Защитой могут служить естественные неровности земной поверхности-овраги, ямы, балки, земляные и дорожные насыпи и др. Слайд №3
Световое излучение - поток лучистой энергии. Образуется раскалёнными частицами ядерного взрыва вместе с раскалённым воздухом, распространяется мгновенно и длится до 20 секунд. Происходит ослепление, возгорание кожных покровов, пожары. Защитой могут стать любые преграды, создающие тень. Дым, пыль, туман, дождь и т.п. могут ослабить его влияние. Слайд №4
Проникающая радиация - поток гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве. Приводит к нарушению жизненных функций организма, отдельных органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни. Защитой могут служить убежища и противорадиационные укрытия. В 2 раза ослабляют радиацию: сталь толщиной 2.8 см, бетон-10 см, грунт-14 см, древесина -14 см. Слайд №5
Радиоактивное заражение - осадки, насыщенные радиоактивными веществами. Опасность заражения такими осадками сохраняется до нескольких месяцев. Защитным условием может быть изоляция от воздействия осадков в течение одних суток (в убежище или противорадиационном укрытии). Слайд №6
Электромагнитный импульс - кратковременное отклонение напряжения или тока от некоторого постоянного значения, сопровождается перегоранием или выходом из строя различных элементов радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры. Защиты тактически нет. Слайд №7
4.)Последствия применения ядерного оружия.(Демонстрация фотографий).
Поражения, возникающие от внешнего и внутреннего облучения, вызывают лучевую болезнь, а при попадании радиоактивных веществ на открытые участки тела появляются местные поражения участков кожи.
Степень поражения организма человека определяется дозой облучения в рентгенах. (Обращение к материалу учебника. Комментарии учителя.)
Может привести к радиоактивному заражению местности, что представляет серьёзную опасность для людей и животных, окружающей среды. (Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС).
5.) Безопасное поведение при радиационной опасности.
Задание учащимся: создать кластер «Меры по защите населения в случае угрозы ядерного нападения».
Работа в группах по созданию кластера, обсуждение, подведение итогов.
4.Подведение итогов и закрепление новой темы (5 минут).
- Назовите основные поражающие факторы ядерного взрыва.
- Почему возникает необходимость изучения данной темы? Насколько она актуальна в современное время?
5.Домашнее задание (3 минуты).
Сообщение «Общая характеристика современных средств поражения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету
Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"
В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...