Методическая разработка урока "Имя беды - наркомания", 10 класс и презентация к уроку
методическая разработка по обж (10 класс) по теме
В данной разработке вы можете найти интересные методы и приёмы проведения урока по профилактике вредных привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._raz._uroka.doc | 69 КБ |
urok_k_seminaru.ppt | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 10 классе.
Профилактика вредных привычек «Имя беды – наркотики».
Цель: профилактика вредных привычек обучающихся.
Задачи:
- Разъяснить негативное влияние наркомании на здоровье молодых людей.
- Раскрыть последствия наркомании для здоровья человека, показать актуальность и значимость проблемы наркомании как для отдельной личности, так и для общества в целом.
- Дать учащимся понятия о различных формах принуждения, под давлением которых подростки начинают пробовать, а затем употреблять наркотики, научить способам отказа.
- Закрепить у учащихся знания о том, что здоровье – главное условие счастливой жизни, формировать чувство ответственности за свою жизнь.
- Воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование:
- компьютер, проектор, презентация к уроку;
- раздаточный материал (текст);
- рисунки и плакаты, касающиеся темы.
Тип урока: обобщения и закрепления материала.
Ход урока
I этап. Вступительное слово учителя.
Учитель: Здравствуйте! У нас принято говорить это слово при встрече, так мы желаем здоровья друг другу. Вот и я говорю вам: здравствуйте. Здоровье – бесценный дар любого человека. Берегите его. С понятием здоровья неразрывно связано другое, и это ЗОЖ. Здоровый образ жизни включает целый комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и духовного здоровья. А что конкретно он включает в себя? (ответы детей).
Учитель: Именно отказ от вредных привычек – основное правило ЗОЖ. К сожалению, в нашей стране малолетние дети знают, что такое сигареты, алкоголь, наркотики. Мы с вами уже говорили о влиянии вредных привычек на организм человека.
II этап. Объяснение темы урока.
Учитель: На сегодняшнем уроке разговор пойдет о наркомании, которая приобрела характер эпидемии и объявлена угрозой безопасности России, является наиболее социально опасной и страшной. А как вы думаете, почему? Ответы учащихся. (Снижение уровня здоровья людей, рождение больных детей, интеллектуальное разрушение)
Учитель: По мнению медиков и социологов мы перешли 10% барьер наркотизации населения, а это ведет к вырождению нации.
Учитель: Вот какая беда настигла нас. Давайте, заглянем ей в лицо.
ВИДЕОФРАГМЕНТ.
Учитель: Тема урока сегодня: «Имя беды-наркотики» Слайд 1.
Каждый из нас, а особенно вы – будущее нашей страны должны знать и помнить, какая опасность подстерегает, если встать на наркотическую тропу. Домашнее задание было: подготовить информацию, данные статистики и факты, над которыми стоит поразмыслить (высказывания учащихся).
Статистика и факты:
- В России около 6 млн. человек подвержены наркотической зависимости. По официальным данным зарегистрировано около 500 тысяч.
- в окружении 40% учащихся находятся люди, которые постоянно употребляют наркотики.
- за 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65 % – передозировка);
- к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек;
- 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы;
- 1 наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек.
- 50 % наркоманов погибают спустя полгода после начала регулярного приёма зелья;
- От 30 до 80 % всех самоубийств совершается в состоянии наркотического опьянения.
Учитель: Обратите внимание на данные у меня на доске. Слайд 2.
Учитель: Из этих цифр видите, насколько серьезна эта проблема, особенно актуальна она среди молодежи. Наркомания молодеет и распространяется со скоростью лесного пожара.
«Наркомания - лесной пожар» слайд 3.
Учитель: Борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. Приняты законы и один из них - о специализированном тестировании во всех образовательных учреждениях, которое вы все прошли.
Вопрос к учащимся: Почему именно подростки наиболее подвержены наркомании? (Наркомания выбирает самых молодых. Более старшее поколение уже осознает последствия употребления наркотиков)
III этап. Дискуссия «Причины употребления и отказ от наркотиков» («мозговой штурм»): Работа в группах. Слайд 4.
Учитель: Класс поделен на 3 группы для обсуждения вопросов. Каждая группа выбирает спикера. Ответы обобщаются, озвучиваются и затем обсуждаются. Ребята из других групп могут добавить к уже названым причинам те, которые не были названы.
Задача: Обсудить проблему, обобщить ответы, спикеры озвучивают их.
Вопрос 1 группы: Зачем люди употребляют наркотики? (Назовите причины приема ПАВ).
Ответы учащихся. Учитель: А вот посмотрите, какие еще причины называют.
Причины употребления Слайд 5.
- Желание освободиться от контроля взрослых.
- Стараюсь забыть о неприятном.
- Желание быть «крутым».
- Из любопытства.
- В жизни надо попробовать все!
- Дань моде.
- Активный поиск новых видов ощущений.
- Низкая культура.
- Неумение сказать «Нет!».
- Все мои друзья так делают.
- Неумение организовать досуг.
- Желание быть в центре внимания.
Вопрос 2 группы: А почему большинство людей не употребляют наркотики? (Назовите причины, которые останавливают от употребления наркотиков). Ответы учащихся:
Причины, которые останавливают от употребления Слайд 6.
- Вредно для здоровья.
- Из-за страха, например смерти.
- Из-за страха попасть в зависимость.
- Не соотносится жизненными принципами.
- Не хотят проблем.
- Впереди большие перспективы.
- Не хотят попасть в «порочный круг».
- Просто им это не интересно.
- Нет лишних денег.
Вопрос 3 группы: Какие мифы используются для оправдания приема наркотиков?
Они думают так… Слайд 7.
- ... один раз не страшно…
- ... от этого вещества зависимости не будет…
- ... в жизни надо все попробовать…
- ... чем я хуже других…
- ... мне легко будет общаться…
- ... те, кто стали наркоманами, - слабые и безвольные…
- ... я сильный, я буду держать себя в руках…
- ... когда почувствую, что начинается зависимость - брошу…
Учитель: Подобные мифы сгубили не одно поколение молодежи. Жизнь похожая на ад и смерть в расцвете лет – вот цена излишнего любопытства.
Пример со свежим помидором, который поместили в рассол. Вывод: попав один раз в рассол помидор уже никогда не будет прежним.
IV этап. Дискуссия «Последствия наркомании и пути вовлечения в неё» Учитель: Каковы последствия наркомании? (Ответы учащихся.) слайд 8
- Проблемы со здоровьем (ломка, инфекционные заболевания).
- Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал).
- Появление развязности, агрессивности, грубости, снижении е умственной работоспособности, плохая координация.
- Проблемы в семье, учебе, неприятности в школе.
- Финансовые трудности (долги, пропажа вещей из дома, постоянный поиск денег).
- Конфликты с друзьями.
- Конечный результат – смерть, то к чему приводит наркомания.
Учитель: В наркоманию вовлекают, используя самые разные способы, которые принуждают вас делать то, что порой не хочется.
Виды группового давления: лесть, угрозы, насмешки, призыв «делай как мы», обман, подчеркнутое внимание и т.д. Слайд 9.
Учитель: Существуют определенные формы давления, которые нужно уметь распознать и принять правильное решение. Давай научимся противостоять давлению.
Учитель: Кто и где вам может предложить наркотик? (ответы детей: компания знакомых, дискотека…) Рядом как вам кажется друзья, и вы не чувствуете опасности.
- Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Не хочешь попробовать кое-что?»
- Давление, которое оказывают «дразнилки» и клички: «Давай, не будь маменьким сынком!» или «Ты что, слабак?»
- Тяжелое давление: «Боишься? Ты - трус!», «Ты нам больше не друг, слабак!» и т.д.
V этап. Сюжетно-ролевая игра «Уверенный ответ - отказ»
Учитель: Очень не просто сказать «Нет» и нужно уметь сделать это правильно: твердо, уверенно и корректно.
Инструкция к игре. В ваших группах разыграйте роли: «провокатор», умеющий убедить и «молодой человек», уверенно отказывающийся. Сами решите, в какой ситуации это произойдет и где. Подберите фразы, которые помогут вам отказаться от наркотиков.
Умение сказать «нет»: 1. Выбрать союзника, 2.Сменить тему, 3. Задавить интеллектом, 4. Упереться, 5. Испугать их, 6.Обходить стороной.
Учащиеся определяют, какой отказ был наиболее уверенный.
Вывод игры: уверенность помогает человеку выйти из конфликтной ситуации, отстоять свои права, сохранить индивидуальность, сказать «Нет!».
VI этап. Подведение итогов урока.
Каждому из вас я хочу дать памятку. Возможно, написанное в ней поможет вам сделать правильный выбор. И эта беда обойдет вас стороной. И все в вашей жизни будет прекрасно. В жизни так много всего интересного. Займитесь спортом, путешествуйте, найдите интересное дело, влюбляйтесь – жизнь прекрасна, и у вас так много всего впереди хорошего. Главное берегите себя, своё здоровье и здоровье ваших близких. Оно бесценно.
Просмотр жизнеутверждающие кадров и роликов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня в России употребляющих наркотики насчитывается около 6 миллионов . По официальным данным зарегистрировано только 500 тысяч . Из общего количества наркоманов: 20 % школьники, 60 % молодежь от 16 до 30 лет 20% более старшего возраста . Смертность от передозировки наркотиков за последнее время возросло в 12 раз , а среди детей – в 42 раза . Средний возраст потребления наркотиков за последние 10 лет снизился до 11 лет . Нередки случаи, когда наркоманами становились дети младшего школьного возраста и даже дошкольники…
Наркомания распространяется со скоростью лесного пожара.
Почему именно подростки наиболее подвержены наркомании?
Мозговой штурм. Зачем люди употребляют наркотики? А почему большинство людей этого не делают? Какие мифы используются для оправдания приема наркотиков?
Как вы думаете, зачем люди употребляют наркотики? Из любопытства, желание «просто попробовать», Для кайфа, для новых ощущений; Так легче общаться; От горя, уйти от боли; Чтобы было весело; Чтобы быть взрослее и круче; Иллюзия свободы; За компанию; Неумение сказать «НЕТ» Отсутствие цели в жизни и т.д.
А почему большинство людей этого не делают? Они боятся за свою жизнь и здоровье; У них есть цели в жизни; Они не хотят проблем с родителями, полицией; У них есть принципы и убеждения; Они не хотят попасть в зависимость и т.д.
Он думал так: один раз не страшно … от этого вещества зависимости не будет … в жизни надо всё попробовать … чем я хуже других… мне легко будет общаться… те, кто стали наркоманами, - слабые и безвольные я сильный, я буду держать себя в руках … когда почувствую, что начинается зависимость – брошу … Ни один наркоман, погибающий от передозировки, не планировал для себя ничего такого, когда вводил себе первую дозу или затягивался первым «косяком». … А может, он вообще не думал …
Последствия наркомании Проблемы со здоровьем Потеря контроля над поведением Проблемы в семье, в учебе Финансовые трудности Конфликты с друзьями Конечный результат – СМЕРТЬ…
«Мы – против наркотиков!» Друг, скажи: «Нет наркотикам!». Наркомания – роковая наследственность; неумение владеть своими чувствами. Так что – владейте ими! Не ищите решения своих проблем в наркотиках. Судьба этих людей очень тяжела. Легче никогда не пробовать наркотики, чем избавиться от пристрастия к ним. Лучше быть «белой вороной», чем быть наркоманом. Дай отпор наркотикам! Займи свое свободное время – занимайся спортом, туризмом, веди здоровый образ жизни, читай книги, ходи в музеи, кино, театры. Лишь сначала бывает хорошо. Ты ищешь свободу – находишь рабство. Сначала наркотики для тебя, потом ты для наркотика. Остановись! Разве в детстве ты об этом мечтал? Разве твоя мама, подарившая тебе жизнь, хотела такой судьбы для тебя? Если ты все - таки колешься, посмотри на себя в зеркало. Кто ты? Что ты? Прежде чем решиться на это, подумай: хочешь ли ты стать рабом? Может, есть еще время очнуться. Давай сделаем так, чтобы наркоманов стало меньше. Это зависит от нас с тобой. Знаешь, быть здоровым – модно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме: Разработка урока по теме "Параллелограмм".
План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...
Методическая разработка по теме «Наркомания и уголовная ответственность»
Методическая разработка по теме «Наркомания и уголовная ответственность»...
Методическая разработка урока алгебры в 9 классе и презентация к уроку
Презентация к уроку...
методическая разработка «Русь и Степь», конспект и презентация к уроку
Методическая разработка урока «Русь и Степь». Россия - страна многонациональная и мультикультурная, с очень богатым и разнообразным совместным историческим прошлым: от военных конфликтов д...
Методическая разработка "Приготовление блинов", 6 класс, презентация к уроку, 2019
Материал содержит красочную пошаговую инструкцию по приготовлению блинов...
Методическая разработка по информатике: "Вставка гиперссылок для презентации в Power Point" 11 класс
1...
методическая разработка по профилактике наркомании среди учащихся старших классов «Мой выбор»
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться " катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значите...