Методическая разработка урока "Имя беды - наркомания", 10 класс и презентация к уроку
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Частова Ольга Владимировна

В данной разработке вы можете найти интересные методы и приёмы проведения урока по профилактике вредных привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._raz._uroka.doc69 КБ
Office presentation icon urok_k_seminaru.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 10 классе.

 Профилактика вредных привычек «Имя беды – наркотики».

Цель: профилактика вредных привычек  обучающихся.

Задачи:

  • Разъяснить негативное влияние наркомании на здоровье молодых людей.
  • Раскрыть последствия наркомании для здоровья человека, показать актуальность и значимость проблемы наркомании как для отдельной личности, так и для общества в целом.
  • Дать учащимся понятия о различных формах принуждения, под давлением которых подростки начинают пробовать, а затем употреблять наркотики, научить способам отказа.
  • Закрепить у учащихся знания о том, что здоровье – главное условие счастливой жизни, формировать чувство ответственности за свою жизнь.
  • Воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: 

  • компьютер, проектор, презентация к уроку;
  • раздаточный материал (текст);
  • рисунки и плакаты, касающиеся темы.

Тип урока: обобщения и закрепления материала.

Ход урока

I этап. Вступительное слово учителя. 

Учитель Здравствуйте! У нас принято говорить это слово при встрече, так мы желаем здоровья друг другу. Вот и я говорю вам: здравствуйте. Здоровье – бесценный дар любого человека. Берегите его. С понятием здоровья неразрывно связано другое, и это ЗОЖ.   Здоровый образ жизни включает целый комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и духовного здоровья. А что конкретно он включает в себя? (ответы детей).

 Учитель:  Именно отказ от вредных привычек – основное правило ЗОЖ. К сожалению, в нашей стране малолетние дети знают, что такое сигареты, алкоголь, наркотики. Мы с вами уже  говорили о влиянии вредных привычек на организм человека.

II этап. Объяснение темы урока. 

Учитель: На сегодняшнем уроке разговор пойдет о наркомании, которая приобрела характер эпидемии и объявлена угрозой безопасности России, является наиболее социально опасной и страшной. А как вы думаете, почему? Ответы учащихся. (Снижение уровня здоровья людей, рождение больных детей, интеллектуальное разрушение)

Учитель: По мнению медиков и социологов мы перешли 10% барьер наркотизации населения, а это ведет к вырождению нации.

 Учитель: Вот какая беда настигла нас. Давайте, заглянем ей в лицо.

ВИДЕОФРАГМЕНТ.

Учитель: Тема урока сегодня: «Имя беды-наркотики» Слайд 1.

Каждый из нас, а особенно вы – будущее нашей страны должны знать и помнить, какая опасность подстерегает, если встать на наркотическую тропу. Домашнее задание было: подготовить информацию, данные статистики и факты, над которыми стоит поразмыслить (высказывания учащихся).

Статистика и факты:            

  • В России около 6 млн. человек подвержены наркотической зависимости. По официальным данным зарегистрировано около 500 тысяч.
  • в окружении 40% учащихся находятся люди, которые постоянно употребляют наркотики.  
  • за 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65 % – передозировка);
  • к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек;
  • 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы;
  • 1 наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек.
  • 50 % наркоманов погибают спустя полгода после начала регулярного приёма зелья;
  • От 30 до 80 % всех самоубийств совершается в состоянии наркотического опьянения.

Учитель: Обратите внимание на данные у меня на доске. Слайд 2.

Учитель: Из этих цифр видите, насколько серьезна  эта проблема, особенно актуальна она среди молодежи. Наркомания молодеет и распространяется со скоростью лесного пожара.

      «Наркомания - лесной пожар» слайд 3.

Учитель: Борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. Приняты законы и один из них - о специализированном тестировании во всех образовательных учреждениях, которое вы все прошли.

Вопрос к учащимся: Почему именно подростки наиболее подвержены наркомании? (Наркомания выбирает самых молодых. Более старшее поколение уже осознает последствия употребления наркотиков)

III этап. Дискуссия «Причины употребления и отказ от наркотиков» («мозговой штурм»):  Работа в группах.  Слайд 4.

Учитель: Класс поделен на 3 группы для обсуждения вопросов. Каждая группа выбирает спикера. Ответы обобщаются, озвучиваются и затем обсуждаются. Ребята из других групп  могут добавить к уже  названым причинам те, которые не были  названы.

Задача: Обсудить проблему, обобщить ответы, спикеры озвучивают их.

 Вопрос 1 группы: Зачем люди употребляют наркотики? (Назовите причины приема ПАВ).

Ответы учащихся. Учитель: А вот посмотрите, какие еще причины называют.

Причины употребления  Слайд 5.

  • Желание освободиться от контроля взрослых.
  • Стараюсь забыть о неприятном.
  • Желание быть «крутым».
  • Из любопытства.
  • В жизни надо попробовать все!
  • Дань моде.
  • Активный поиск новых видов ощущений.
  • Низкая культура.
  • Неумение сказать «Нет!».
  • Все мои друзья так делают.
  • Неумение организовать досуг.
  • Желание быть в центре внимания.

Вопрос 2 группы: А почему большинство людей не употребляют наркотики? (Назовите причины, которые останавливают от употребления наркотиков). Ответы учащихся:

Причины, которые останавливают от употребления  Слайд 6.

  • Вредно для здоровья.
  • Из-за страха, например смерти.
  • Из-за страха попасть в зависимость.
  • Не соотносится жизненными принципами.
  • Не хотят проблем.
  • Впереди большие перспективы.
  • Не хотят попасть в «порочный круг».
  • Просто им это не интересно.
  • Нет лишних денег.

Вопрос 3 группы: Какие мифы используются для оправдания приема наркотиков?

Они думают так…  Слайд 7.

  • ... один раз не страшно…
  • ... от этого вещества зависимости не будет…
  • ... в жизни надо все попробовать…
  • ... чем я хуже других…
  • ... мне легко будет общаться…
  • ... те, кто стали наркоманами, - слабые и безвольные…
  • ... я сильный, я буду держать себя в руках…
  • ... когда почувствую, что начинается зависимость - брошу…

Учитель:  Подобные мифы сгубили не одно поколение молодежи. Жизнь похожая на ад и смерть в расцвете лет – вот цена излишнего любопытства.

Пример со свежим помидором, который поместили в рассол. Вывод: попав один раз в рассол помидор уже никогда не будет прежним.

IV этап. Дискуссия «Последствия наркомании и пути вовлечения в неё» Учитель: Каковы последствия наркомании? (Ответы учащихся.)   слайд 8

  • Проблемы со здоровьем (ломка, инфекционные заболевания).
  • Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал).
  • Появление развязности, агрессивности, грубости, снижении е умственной работоспособности, плохая координация.
  • Проблемы в семье, учебе, неприятности в школе.
  • Финансовые трудности (долги, пропажа вещей из дома, постоянный поиск денег).
  • Конфликты с друзьями.
  • Конечный результат – смерть, то к чему приводит наркомания.

Учитель: В наркоманию вовлекают, используя самые разные способы, которые принуждают вас делать то, что порой не хочется.

 Виды группового давления: лесть, угрозы, насмешки, призыв «делай как мы», обман, подчеркнутое внимание и т.д. Слайд 9.

Учитель: Существуют определенные формы давления, которые нужно уметь  распознать и принять правильное решение. Давай научимся противостоять давлению.

Учитель: Кто и где вам может предложить наркотик? (ответы детей: компания знакомых, дискотека…) Рядом как вам кажется друзья, и вы не чувствуете опасности.

- Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Не хочешь попробовать кое-что?»

- Давление, которое оказывают «дразнилки» и клички: «Давай, не будь маменьким сынком!» или «Ты что, слабак?»

- Тяжелое давление: «Боишься? Ты - трус!», «Ты нам больше не друг, слабак!» и т.д.

V этап. Сюжетно-ролевая игра «Уверенный ответ - отказ»

Учитель: Очень не просто сказать «Нет» и нужно уметь сделать это правильно: твердо, уверенно и корректно.

Инструкция к игре.  В ваших группах разыграйте роли: «провокатор», умеющий убедить и «молодой человек», уверенно отказывающийся. Сами решите, в какой ситуации это произойдет и где. Подберите фразы, которые помогут вам отказаться от наркотиков.

Умение сказать «нет»: 1. Выбрать союзника, 2.Сменить тему, 3. Задавить интеллектом, 4. Упереться, 5. Испугать их, 6.Обходить стороной.    

Учащиеся определяют, какой отказ был наиболее уверенный.

Вывод игры: уверенность помогает человеку выйти из конфликтной ситуации, отстоять свои права, сохранить индивидуальность, сказать «Нет!».

VI этап. Подведение итогов урока.

Каждому из вас я хочу дать памятку. Возможно, написанное в ней поможет вам сделать правильный выбор. И эта беда обойдет вас стороной. И все в вашей жизни будет прекрасно. В жизни так много всего интересного. Займитесь спортом, путешествуйте, найдите интересное дело, влюбляйтесь – жизнь прекрасна, и у вас так много всего впереди хорошего. Главное берегите себя, своё здоровье и здоровье ваших близких. Оно бесценно.

Просмотр жизнеутверждающие кадров и роликов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

имя беды - наркомания

Слайд 2

Сегодня в России употребляющих наркотики насчитывается около 6 миллионов . По официальным данным зарегистрировано только 500 тысяч . Из общего количества наркоманов: 20 % школьники, 60 % молодежь от 16 до 30 лет 20% более старшего возраста . Смертность от передозировки наркотиков за последнее время возросло в 12 раз , а среди детей – в 42 раза . Средний возраст потребления наркотиков за последние 10 лет снизился до 11 лет . Нередки случаи, когда наркоманами становились дети младшего школьного возраста и даже дошкольники…

Слайд 3

Наркомания распространяется со скоростью лесного пожара.

Слайд 4

Почему именно подростки наиболее подвержены наркомании?

Слайд 5

Мозговой штурм. Зачем люди употребляют наркотики? А почему большинство людей этого не делают? Какие мифы используются для оправдания приема наркотиков?

Слайд 7

Как вы думаете, зачем люди употребляют наркотики? Из любопытства, желание «просто попробовать», Для кайфа, для новых ощущений; Так легче общаться; От горя, уйти от боли; Чтобы было весело; Чтобы быть взрослее и круче; Иллюзия свободы; За компанию; Неумение сказать «НЕТ» Отсутствие цели в жизни и т.д.

Слайд 8

А почему большинство людей этого не делают? Они боятся за свою жизнь и здоровье; У них есть цели в жизни; Они не хотят проблем с родителями, полицией; У них есть принципы и убеждения; Они не хотят попасть в зависимость и т.д.

Слайд 9

Он думал так: один раз не страшно … от этого вещества зависимости не будет … в жизни надо всё попробовать … чем я хуже других… мне легко будет общаться… те, кто стали наркоманами, - слабые и безвольные я сильный, я буду держать себя в руках … когда почувствую, что начинается зависимость – брошу … Ни один наркоман, погибающий от передозировки, не планировал для себя ничего такого, когда вводил себе первую дозу или затягивался первым «косяком». … А может, он вообще не думал …

Слайд 10

Последствия наркомании Проблемы со здоровьем Потеря контроля над поведением Проблемы в семье, в учебе Финансовые трудности Конфликты с друзьями Конечный результат – СМЕРТЬ…

Слайд 13

«Мы – против наркотиков!» Друг, скажи: «Нет наркотикам!». Наркомания – роковая наследственность; неумение владеть своими чувствами. Так что – владейте ими! Не ищите решения своих проблем в наркотиках. Судьба этих людей очень тяжела. Легче никогда не пробовать наркотики, чем избавиться от пристрастия к ним. Лучше быть «белой вороной», чем быть наркоманом. Дай отпор наркотикам! Займи свое свободное время – занимайся спортом, туризмом, веди здоровый образ жизни, читай книги, ходи в музеи, кино, театры. Лишь сначала бывает хорошо. Ты ищешь свободу – находишь рабство. Сначала наркотики для тебя, потом ты для наркотика. Остановись! Разве в детстве ты об этом мечтал? Разве твоя мама, подарившая тебе жизнь, хотела такой судьбы для тебя? Если ты все - таки колешься, посмотри на себя в зеркало. Кто ты? Что ты? Прежде чем решиться на это, подумай: хочешь ли ты стать рабом? Может, есть еще время очнуться. Давай сделаем так, чтобы наркоманов стало меньше. Это зависит от нас с тобой. Знаешь, быть здоровым – модно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

Методическая разработка по теме «Наркомания и уголовная ответственность»

Методическая разработка по теме «Наркомания  и уголовная  ответственность»...

методическая разработка «Русь и Степь», конспект и презентация к уроку

Методическая разработка урока «Русь и Степь». Россия - страна многонациональная и мультикультурная, с очень богатым и разнообразным совместным историческим прошлым: от военных конфликтов д...

Методическая разработка "Приготовление блинов", 6 класс, презентация к уроку, 2019

Материал содержит красочную пошаговую инструкцию по приготовлению блинов...

методическая разработка по профилактике наркомании среди учащихся старших классов «Мой выбор»

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться " катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значите...