Выступление на педагогическом совете школы
статья по обж на тему
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете школы | 54.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование деятельности школы по формированию гражданско-патриотического сознания учащихся
События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности активной позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью поколения образовательного процесса становится патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание – это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Таким образом, патриотическое воспитание учащихся в школе является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Но государственная политика по данному направлению расставляет всё больше и больше акцентов. Сегодня быть патриотом мало, надо быть еще и гражданином своей Родины. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.
Понятие «гражданственность» – многозначно:
- психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;
- способность и готовность выступать в роли гражданина;
- приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Поэтому возникает необходимость воздождения гражданско-патриотического воспитания, в котором гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки. Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве – главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), привить такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни. Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью и подготовленностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.
Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему;
2) вовлекать детей и подростков в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;
4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;
5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам.
6) в том числе, подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах.
Все сказанное еще раз подтверждает необходимость возвращения в образовательный процесс гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ.
Эффективность гражданско-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности.
Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то недостаткам всех проводимых государством реформ, - могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.
А выполнить намеченное поможет реализация новой программы (теперь уже) гражданско-патриотического воспитания «Будущие защитники Отечества». (слайд 3)
Цель:
воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему народу, малой Родине, Отечеству.
Задачи:
- формировать осознанное отношение к малой Родине, Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Ресурсное (кадровое) обеспечение (все участники образовательного процесса: администрация школы, учителя, воспитатели, ученики, родители) ( слайд 4)
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | - Осуществление общего контроля и руководства. - Руководство деятельностью коллектива. - Анализ ситуации и внесение корректив. - Проведение семинаров, консультаций. - Подготовка и издание методических рекомендаций | Администрация школы |
Педагоги школы |
- Использование современных воспитательных технологий. | - Педагоги - Классные руководители |
Социальные партнёры | Организация и участие в мероприятиях школы, поселка, района. | - Родители - Специалисты дополнительного образования |
Способы и формы организации воспитательной работы: ( слайд 5)
- Для формирования патриотизма организовывать и проводить мероприятия, встреч и выступления, активизировать поисковую работу в музее для изучения героического прошлого малой Родины, Отечества.
- Для формирования гражданственности активизировать школьное ученическое самоуправление, углубить изучение государственного устройства нашей страны.
- В целях расширения культуры общения и мира прекрасного увеличить число этических и эстетических клубы, творческие объединения; проводить различные конкурсы, смотры, культпоходы)
- Для привития здорового образа жизни проводить спортивные игры, состязания, конкурсы; активизировать пропаганду здорового образа жизни.
- Для популяризации трудового обучения возобновить общественно-полезный труд, трудовые десанты и субботники.
- Для гражданского воспитания и просвещения проводить агитбригады, наглядную агитацию, работу с родителями.
( слайд 6)
- ( слайд 7) Задачи культурно-исторического направления «Связь поколений»
- Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность.
- Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
Формы работы:
- Организация и проведение Вахты Памяти.
- Шефство над памятниками погибшим воинам.
- Проведение часов общения, уроков Памяти, уроков Мужества, читательских конференций, встреч с тружениками тыла и Ветеранами труда.
- Проведение школьных и участие в конкурсах стихов и Патриотической песни
- Проведение бесед, тестов на профессиональное самоопределение
- Изучение истории родного края на уроках краеведения, через экскурсии в музеи и туристические поездки.
- ( слайд 8) Задачи духовно-нравственного направления «Истоки»
- Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы и идеалы
- Формировать понимание значимости культуры и искусства страны в жизни каждого человека
- Формы работы
- Проведение праздников, связанных с народными традициями: Новый Год, Рождественские посиделки, Масленица, Осенний Бал, совместно с работниками ДК, сельской библиотеки.
- Участие в подготовке и проведении Дня села, Дня Молодежи, Дня Матери, Дня Пожилых людей и т.п.
- Общение с предметами искусства через изучение произведений русских писателей, поэтов, художников, совместный просмотр и обсуждение кинофильмов
- Изучение семейных традиций
- Участие в выставках декоративно-прикладного творчества
- Проведение классных и школьных мероприятий с участием родителей: День Матери, « Папа, мама, я – спортивная семья», « Мои родные – Защитники Родины»
- Организация выставки «Откроем семейный альбом».
3. (слайд 9) Задачи военно-патриотического направления «Мы – защитники Родины»
- Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости
- Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну
Формы работы
- Проведение месячника оборонно-массовой и спортивной работы.
- Военно-спортивные игры, соревнования по различным видам спорта, Дни Здоровья, школьные, поселковые и районные спортивные мероприятия.
- Тактические учения по ГО и пожарной безопасности.
- Работа по профилактике ДТП.
- Совместная работа с Администрацией села, инспекторами ПДН, Отделом опеки
по профилактике правонарушений. - Встречи с участниками боевых действий.
- Проведение акций «Посылка солдату!», «Подарок ветерану!» и т.д.
4. ( слайд 10) Задачи гражданско-правового направления «Природное наследие»
- Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой
- Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей
Формы работы
- Изучение на уроках биологии, географии, краеведения, природоведения природы родного края.
- Организация посадки зелёных насаждений, благоустройство территории школы и села.
- Работа на экологической тропе.
- Проведение конкурсов рисунков, стихов, сочинений.
- Ведение пропагандистской работы по сохранению и защите природы
- Дни Здоровья.
- Акция «Покормите птиц зимой!», «Чистая гора!» и т. д.
(слайд 11) Воспитательные модули программы:
1 четверть – «Связь поколений»
2 четверть – «Истоки»
3 четверть – «Мы – защитники Родины»
4 четверть - «Природное наследие»
В большей степени работа по направлениям предполагает коллективно-творческие дела класса.
Принципы воспитания (слайд 12)
- Принцип преемственности как форма сохранения и преумножения лучшего опыта работы школы.
- Принцип вариативности предполагает поиск новых форм и методов работы.
- Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
- Деятельностный подход. Ребёнок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
- Целостный подход. Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Функции воспитания (слайд 13)
- Образовательная – формирование целостной научно-обоснованной картины мира.
- Воспитательная – гражданско-патриотическое становление личности.
- Защитная – психологическая защита от негативных влияний среды.
- Компенсирующая – создание оптимальных условий для развития личности.
- Интегрирующая – восполнение утраченных нравственных качеств личности.
- Корректирующая – исправление и дополнение
При условии успешной реализации программы
мы должны получить гражданина-патриота (слайд 14)
- Знающего историю и культуру своей страны
- Духовно и физически здорового
- Любящего свою Родину и народ
- Творчески мыслящего
- Способного саморазвиваться
- Имеющего твердую социально-активную позицию гражданина
- Соблюдающего духовные, правовые и общечеловеческие нормы
- Обладающего культурой мысли и речи
(слайд 15) А чтобы выявить степень сформированности качеств выпускника необходимо проводить мониторинг и изучить
- личность воспитанника и уровень сформированности его гражданско-патриотического потенциала;
- личность воспитанника и уровень сформированности его коммуникативного потенциала;
- личность воспитанника и уровень сформированности его отношения к природе;
- личность воспитанника и уровень его удовлетворённости жизнедеятельностью в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на Педагогическом совете школы
Некоторые вопросы формирования ученических компетенций...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Выступления на педагогических советах школы
"Проблемное обучение на уроках истории и обществоведения"...
Выступление на педагогическом совете школы "Школа... Эмоции... Здоровье..."
"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте - родители и педагоги." А.С.Макаренко.В выступлении даны несколько секретов здоровьесберегающей педа...
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...