Рабочая программа по ПДД 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс) на тему
Рабочая программа по ПДД для общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pdd_5_klass.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »
Рабочая программа
курса «Правил дорожного движения »
для 5 классов
на 2014 –2015 учебный год
Рабочая программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''.
Составитель:
Коваленко Александр Сергеевич
преподаватель-организатор ОБЖ
Барнаул 2014 г.
Пояснительная записка
Программа курса «Правил дорожного движения » для 5 классов составлена на основе нормативных документов:
- федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- годового календарного учебного графика;
- положение о рабочей программе предметов, курсов, модулей (утверждён 2012 год);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067, зарегистрирован в Минюсе России 30.01.2013 № 26755),
Согласно учебного плана образовательного учреждения рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение по правилам дорожного движения в объёме 0.5 часа в неделю, 17 часов в год.
Программа по обучению правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», Постановления Алтайского Краевого Совета народных депутатов, «Об утверждение Алтайского регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений края», совместных приказов комитета администрации края по образованию и Управлению внутренних дел «Об организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения».
Включение в региональный компонент содержание образования изучение «Правил дорожного движения» обосновывается необходимостью усиления воспитывающего воздействия обучения.
Увеличение количества транспортных средств неизбежно вызывает интенсивность дорожного движения, вовлекает в этот процесс много новых водителей, неискушенных в вопросах предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Обостряется и проблема поведения людей, принимающих участие в дорожном движении. Высокая скорость движения становится источником конфликтных ситуаций на дорогах, окружающая среда загрязняется вредными выбросами двигателей, автомобили заполняют местные проезды, дворы жилых домов и т.д.
Этап массовой автомобилизации, происходящий теперь в нашей стране, характерен также неподготовленностью населения, особенно детей, к решению проблемы безопасного поведения на дорогах. Неподготовленность большинства пешеходов к выполнению обязанностей по участию в процессе дорожного движения- опасное социальное зло: при дорожных происшествиях ежегодно погибают или становятся инвалидами десятки тысяч человек.
Остается высоким уровень детского дорожно-транспортного травматизма и в Алтайском крае. Ежегодно погибают и получают ранения сотни школьников и детей дошкольного возраста.
Основными причинами несчастных случаев с детьми являются несоблюдение ими элементарных основ безопасного движения и недостаточная профилактическая работа педагогических работников среди родителей, школьников и дошкольников.
В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения учащихся, начиная с начальной школы, к среде обитания современного человека и сознательного определения своего места в этой среде, а также изучение существующих правил поведения пешехода, как одного из участников дорожного движения.
Такое приобщение возможно только на основе:
- систематического изучения правил;
- осознанности в их усвоении;
- постоянном наращивании количества изученного материла в соответствии возрастным возможностям обучающихся.
Предлагаемая программа построена с учетом этих дидактических принципов. Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умении обеспечить себе и окружающим безопасность на дорогах.
Правила дорожного движения и основы безопасного поведения на дорогах предлагается изучать в рамках курса ОБЖ, регулярно, желательно отводить на это 0,5 часа в неделю (с учетом бесед, приглашенных на занятия специалистов).
Время для таких занятий отводится в расписании и должно быть предусмотрено в сетке часов: 17 часов ежегодно в каждом классе с первого по седьмой.
Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель должен постоянно акцентировать внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасности поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона.
Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Но самые результативные практические занятия – занятия в «автогородке» или на автоплощадке, имеющихся на территории школы.
Цель: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
- относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
- владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
- владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи:
- предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
- выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
- формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
- воспитание грамотных участников дорожного движения,
- формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Ожидаемый результат:
- повышение правовой культуры участников дорожного движения
- предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебная программа.
Научно – методическое обеспечение:
- Государственный образовательный стандарт.
- Учебный план и учебные программы школы.
- Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
- Учебники по ОБЖ, ПДД.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- самостоятельности в принятии правильных решений;
- убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни; - внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения. - здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
Учащиеся 5 класса
Должны знать:
- Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте.
- Виды дорожной разметки: пешеходный переход, линии разделения транспортных потоков и островка безопасности, места, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.
- Значение жестов (сигналов) регулировщика.
- Дорожные знаки, изученные в 1-5 классе, их назначение и места установки на улицах и дорогах.
- Правила перевозки людей в различных транспортных средствах и их особенности.
- Опасности, возникающие при движении пешеходов вдоль железнодорожного полотна. Почему опасно играть вблизи железнодорожных путей.
- Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
- Устройство велосипеда, порядок определения его исправности и техническое обслуживание. Что необходимо проверять при выезде на велосипеде. Технику пользования органами управления. Как должен быть оборудован велосипед для езды в вечернее время. Где запрещено ездить на велосипеде. Меры предупреждения дорожно-транспортного происшествия.
Должны уметь:
- Рассказать о правилах поведения на улицах. Переходить улицу после выхода из общественного транспорта.
- Оказывать помощь младшим школьникам в безопасном переходе улиц и дорог.
- Выполнить техническое обслуживание велосипеда.
- Выполнять практическое вождение велосипеда на закрытой площадке.
- Анализировать и оценивать правильность и безопасность поведения участников дорожного движения на улицах и дорогах и общественном транспорте.
Тематический план
5 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Причины дорожно-транспортных происшествий | 2 |
2. | Знай правила движения, как таблицу умножения | 1 |
3. | Дорожная разметка ее значение | 2 |
4. | Дорожные знаки, их значение в регулировании дорожного движения | 2 |
5. | Сигналы светофора, сигналы регулировщика | 1 |
6. | Я участник дорожного движения | 2 |
7. | Перекрестки их виды, особенности нерегулируемого перекрестка | 1 |
8. | На железной дороге | 1 |
9. | Основы движения на велосипеде | 2 |
10. | Конкурс знатоков ПДД | 2 |
11. | Итоговые занятия | 1 |
Всего | 17 |
Содержание программы
- Причины дорожно-транспортных происшествий – 2 часа
Рассказ о селе, районе, городе и его транспортном сообщении, об улицах с наиболее интенсивным движением транспортных средств и пешеходов. Увеличение населения. Перспективы развития градостроения и транспортных средств. Основные причины ДТП и меры их предупреждения (по материалам ГИБДД, статистики). Меры принимаемые местными органами по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов.
- Знай правила движения, как таблицу умножения – 1 час
Повторение изученного материала в 4 классе.
Рассказать о предыстории ПДД, о правостороннем движении, о формах регулирующих дорожное движение. Правила движения – закон улиц и дорог. Знание ПДД, не одолжение, а долг каждого гражданина России.
- Дорожная разметка ее значение – 2 часа
Рассказать о значении дорожной разметки в организации дорожного движения.
Виды дорожной разметки:
а) пешеходный переход (регулируемый и нерегулируемый);
б) линии разделения транспортных потоков противоположных направлений (сплошная, прерывистая);
в) линии островка безопасности;
г) линии посадочной площадки;
д) линии обозначающие места, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.
- Дорожные знаки, их значение в регулировании дорожного движения – 2 часа
Ознакомить учащихся со знаками предупреждающей группы: железнодорожный переезд со шлагбаумом, железнодорожный переезд без шлагбаума, опасный поворот, крутой спуск, выброс гравия, падение камней, прочие опасности, сужение дороги.
Знаки приоритета: главная дорога, конец главной дороги, пересечение со второстепенной дорогой, примыкание второстепенной дороги, уступите дорогу, преимущество встречного движения, преимущество перед встречным движением.
Запрещающие знаки: въезд запрещен, движение запрещено, движение гужевых повозок запрещено, движение на велосипедах запрещено, движение пешеходов запрещено.
Предписывающие знаки: велосипедная дорожка, пешеходная дорожка.
Информационно-указательные знаки: автомагистраль, дорога с односторонним движением, полоса для маршрутных транспортных средств, начало населенного пункта, километровый знак, жилая зона.
Знаки сервиса: пункт первой медицинской помощи, телефон.
Знаки дополнительной информации: расстояние до объекта, зона действия, виды транспортных средств, временные действия, слепые пешеходы, инвалиды.
- Сигналы светофора, сигналы регулировщика – 1 час
Значение сигналов светофора, регулировщика. Виды светофоров их значение. Места установки светофоров. Жесты регулировщика их значение. Правила перехода улиц, дорог на регулируемых перекрестках.
- Я участник дорожного движения – 2 часа
Знать и выполнять ПДД – не одолжение, а долг каждого гражданина общества. Обязанности пешехода (дисциплина, культура, поведение). Обязанности пассажира. Перевозка людей в различных транспортных средствах и их особенности.
- Перекрестки их виды, особенности нерегулируемого перекрестка - 1 час
Повторить элементы улиц, дорог. Правила перехода улиц, дорог, особенности перехода на нерегулируемых перекрестках. Сигналы подаваемые водителями транспортных средств.
- На железной дороге – 1 час
Опасности, возникающие при движении пешеходов вдоль железнодорожного полотна. Подход и подъезд к железнодорожному переезду (охраняемому и неохраняемому). Сигналы. Правила перехода через железнодорожные пути. Запрещение хождения по рельсам, насыпи. Запрещение игр вблизи путей.
- Основы движения на велосипеде – 2 часа
Техника пользования органами управления велосипедом. Учебная езда на велосипеде (на закрытой площадке). Устройство и техническое обслуживание велосипеда. Меры предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
- Конкурс знатоков ПДД – 2 часа
По разработанному сценарию проводится конкурс на лучшее знание ПДД. Могут быть использованы различные формы работы: соревнования, викторины, анкеты и т.п.
Цель: выявить лучших знатоков ПДД как в теории, так и на практике (на макете, школьной автоплощадке).
- Итоговые занятия – 1 час
Встреча с работниками ГИБДД, закрепление знаний безопасного движения на улицах и дорогах (в форме вопросов, ответов). Вручение удостоверения лучшего участника движения.
Поурочное тематическое планирование курса ПДД 5 класс
№ урока | Темы урока. | Тип и вид урока | Виды деятельности обучающихся | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке. | Примечание |
1 | Причины дорожно-транспортных происшествий | Ознакомительный | Решение ситуационных задач | рассказ, беседа | |
2 | Причины дорожно-транспортных происшествий | Комбинированный | беседа опрос | беседа, лекция | |
3 | Знай правила движения, как таблицу умножения | Комбинированный | конспектирование | беседа, лекция | |
4 | Дорожная разметка ее значение | обобщения и систематизации знаний | Решение ситуационных задач | рассказ, беседа | |
5 | Дорожная разметка ее значение | Комбинированный | конспектирование | беседа, лекция | |
6 | Дорожные знаки, их значение в регулировании дорожного движения | Комбинированный | конспектирование | беседа, презентация | |
7 | Дорожные знаки, их значение в регулировании дорожного движения | Комбинированный | Решение ситуационных задач | рассказ, беседа | |
8 | Сигналы светофора, сигналы регулировщика | Комбинированный | конспектирование | лекция | |
9 | Я участник дорожного движения | Комбинированный | конспектирование | беседа, лекция | |
10 | Я участник дорожного движения | Комбинированный | конспектирование, тестовый опрос | презентация лекция | |
11 | Перекрестки их виды, особенности нерегулируемого перекрестка | Комбинированный | конспектирование | лекция, беседа | |
12 | На железной дороге | Комбинированный | конспектирование | беседа, лекция | |
13 | Основы движения на велосипеде | Комбинированный | конспектирование, составление памятки | презентация, беседа, лекция | |
14 | Основы движения на велосипеде | Комбинированный | письменный опрос | учебная езда на велосипеде | |
15 | Конкурс знатоков ПДД | изучения нового материала | конспектирование | беседа, лекция | |
16 | Конкурс знатоков ПДД | Комбинированный | конспектирование, беседа | беседа, лекция | |
17 | Итоговое занятие | Комбинированный | Встреча с работниками ГИБДД | беседа, презентация, лекция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...