Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления/
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Урок ОБЖ в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_go.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предназначение и задачи гражданской  обороны. Структура и органы управления.

Учитель: Скрипицына В.Ю., 10 класс. 45 мин.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

    1.Дать учащимся представление о гражданской обороне, познакомить с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. По окончании изучения темы учащиеся должны закрепить полученные знания по теме урока.

Развивающие: формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса школьников, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.

Оборудование урока: доска, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Учебные материалы; мультимедийная презентация или фильм «История создания ГО» (сайт www.mchs.gov.ru),  раздаточный материал (приложение №1, приложение №2), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: «Дрофа», 10 класс.

План урока.

1.Организационный момент. (1 мин.)

2. Подготовка к изучению нового материала. (1 мин)

3. Усвоение новых знаний и первичная проверка. (37 мин)

4. Закрепление знаний. (4 мин)

5. Подведение итогов урока (рефлексия). (2 мин)


1.Организационный момент. (1 мин.)

2. Подготовка к изучению нового материала. (1 мин)

Учебные вопросы:

  • 1. Понятие ГО, ее роль и место в общей системе национальной безопасности, основы государственной политики в области ГО.
  • 2. Задачи и организационная структура ГО, принципы ее организации и ведения, степени готовности и их краткая характеристика.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с Гражданской обороной (ГО) РФ, разберем понятие ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе. Итак, тема урока: “Гражданская оборона” (слайд 1).

3. Усвоение новых знаний и первичная проверка. (37 мин)

1- й учебный вопрос. (17 мин)

Учитель: В начале нашего урока разберем понятие ГО.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “ГО”? (по одному слову-ассоциации записываем на доску).

Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.).

Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое? Помощником в этой работе нам будет следующая схема с вопросами (слайд 2).

Чтобы ответить на центральный вопрос этой схемы, вернемся к нашим словам-ассоциациям.

Эти понятия существуют независимо друг от друга по отношению к ГО? (учащиеся: нет, вместе, все эти слова входят в представление о ГО).

Каким одним словом можно заменить все это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на первый вопрос нашей схемы (записать его на доске).

Итак, ГО - это система мероприятий.

Найдите главное слово в словах-ассоциациях (Учащиеся: защита).

Защита направлена на кого? (Учащиеся: население, граждане, материальные и культурные ценности).

Когда? (период времени) (Учащиеся: война).

Где? (Учащиеся: на территории РФ).

Итак, мы ответили на все вопросы схемы, пробуем устно дать определение ГО? (пробуют два ученика).

На доске получится следующая запись (слайд 3)

Учитель: Переходим к вопросу об истории создания ГО. Для этой работы нам понадобится раздаточный материал (Приложение 1).

Сначала мы посмотрим фрагмент фильма или презентации о создании ГО. Перед вами краткое изложение истории создания ГО, но вы наверняка заметили, что здесь имеются пропуски. Ваша задача не только внимательно смотреть фильм (презентацию) и слушать мой рассказ, но и заполнить пропущенную информацию. После просмотра фильма работу проверим.

Далее показ фрагмента фильма или  лекция учителя с презентационным сопровождением.  (10 мин)

(Приложение 1 , слайд № 4,5) МПВО 1932-1941 гг. Первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система защиты населения от ударов с воздуха.

(слайд № 6) 4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.

Перед Великой отечественной войной в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО:

(слайд № 7) служба оповещения и связи, медико-санитарная служба.

(слайд № 8) службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др.

(слайд № 9) 1941-1945 гг. Опыт ВОВ показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров. Таким образом, была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

(слайд № 10) 1945-1961 гг. В 50-е гг. в арсенале многих государств появилось новое оружие - ядерное, появились новые средства его доставки-ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

Рассмотрим задачи ГО на современном этапе:

(слайд № 11) В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения. Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. “Мирные” катастрофы случались все чаще. Они уносили тысячи жизней, причиняли огромный материальный и моральный ущерб.

(слайд № 12). 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС. Огромные территории заражены радиоактивными веществами.

(слайд № 13) 1988 г. – землетрясение в Армении. Особенно пострадали Спитак, Ленинакан, Кировокан. Погибло 25 тыс. чел., разрушено 35 тыс. жилых домов.

(слайд № 14) Ликвидацию крупных ЧС обычно поручали силам ГО: ее воинским частям и невоенизированным формированиям.

(слайд № 15) В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в министерство МЧС России. Дальнейшему развитию системы ГО послужило принятие закона.

(слайд 16) На слайде представлены основные «вехи» в истории ГО нашей страны.

(слайд №17) Кто знает, как называется закон, определяющий задачи в области ГО и правовые основы их осуществления? (ФЗ РФ “О ГО”) Кто помнит год его принятия? 12 февраля 1998 г.

Учитель: Проверяем, что у вас получилось (Приложение 1). (Учащиеся по цепочке зачитывают по 1 предложению). После проверки задается вопрос классу: Сколько лет со дня основания исполнилось в этом году ГО? (ответ: 81 год (с момента утверждения Положения о противовоздушной обороне страны), 52 года (с момента преобразования МПВО в ГО)).

Учитель: Вернемся к нашему определению и озвучим его еще раз (один из учащихся).

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2-й учебный вопрос. (20 мин)

Рассмотрим задачи ГО на современном этапе. (10 мин) (слайд 18)

Цели и задачи ГО определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.

В процессе просмотра презентации вы должны были понять, какие задачи стоят перед ГО РФ. Попробуем обозначить основные задачи ГО.

Для этой работы вам необходимо разделиться на 5 групп.

Задания-инструкции группам:

  1. Каждая группа получает файл с задачами, направлениями, действиями ГО (Приложение 2).
  2. Прочитать их и подумать, все ли эти задачи, действия выполняются в системе ГО? (удалить одну лишнюю). Из задач ГО выбрать самую основную, первостепенной значимости.
  3. Группа аргументирует выбор (готовит защиту).
  4. Успешность выполнения работы зависит от понимания определения ГО. (слайд 19-23)
  5. Запишем основные задачи ГО (слайд 24)

Учитель: Все эти задачи важны для государства, обороны, обеспечения безопасности РФ?

Итак, мы с вами подошли к основному выводу (слайд 25) Организация и ведение ГО - важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечение безопасности страны.

Учитель: В последнее время произошли существенные изменения в организационных основах ГО, методах и способах ее деятельности: (слайд № 26) совершенствуются системы управления и (слайд № 27) оповещения ГО (в местах массового пребывания людей), (слайд № 28) организованы подготовительные мероприятия про повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного и техногенного характера, и террористических проявлений, (слайд № 29) разрабатываются и внедряются новые СИЗ И СКЗ, (слайд № 30-31), принимаются меры по развитию сил ГО в рамках реформирования военной организации государства, (слайд № 32-33) внедрение передовых космических, авиационных, информационных технологий при ведении АСДНР, (слайд № 34), создана система обучения всех категорий граждан в области ГО (слайд 35).

Организация ГО. (10 мин)

Руководство ГО  в России осуществляет Правительство РФ.

Государственную политику в области ГО осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти организациях осуществляют руководители этих органов и организаций.

Руководство ГО на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления. На схеме  представлена  структура органов управления гражданской обороны.    

 

Организация управления гражданской обороной  Российской Федерации

Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ведение ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях.

Силы ГО — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска  гражданской обороны; аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Граждане РФ в области ГО имеют следующие права и обязанности:

- проходить обучение по ГО:

- принимать участие  в мероприятиях по ГО;

- оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач ГО.


4. Закрепление знаний. (4 мин)

ЗАДАНИЕ. Выполните тестовые задания

Тестовые задания

Макс

балл

Кол-во

набранных

баллов

Определите один правильный ответ

1.

Руководство  гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет:
а) Президент Российской Федерации;

б) Правительство Российской Федерации;

в) Министр МЧС России.

1

2.

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет: 

а) МЧС России;

б) Совет безопасности Российской Федерации;

в) Государственная Дума

г) председатель Правительства Российской Федерации.

1

Определите все правильные ответы

3.

Ведение  гражданской  обороны на территории  Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента:

а) оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий и развертывания силами гражданской обороны вооружения, военной техники и средств защиты населения;  

б) объявления состояния войны, фактического начала военных действий;

в) отдания приказа Министром МЧС России войскам гражданской обороны о выдвижении в зоны ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

г) введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2

4

К силам гражданской обороны относятся:        

а) воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска  гражданской обороны;    

б) формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

в) аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;

г) военизированные горноспасательные и газоспасательные части угольной, горнорудной и химической промышленности.

2

Матрица ответов на тестовое задание

Номер теста

Верный ответ

Номер теста

Верный ответ

Номер теста

Верный ответ

Номер теста

Верный ответ

1

Б

2

А

3

Б,Г

4

А, В

Учитель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?

(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).

5. Подведение итогов урока (рефлексия). (2 мин)

Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.

  1. Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?
  2. Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)
  3. Мне понравились ваши ответы, я довольна вашей работой в группах.

Домашнее задание: Глава 6, пар 6.1.

Спасибо за урок!


Приложение 1.

История создания ГО

       4октября  19________г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил

Положение о _____________________________________обороне (ПВО) страны.

Местная противовоздушная  оборона (МПВО) была выделена из общей системы ПВО для ________________________населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

       В годы Великой Отечественной войны была создана основа для  создания _____________________________ мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

        В 50-х гг. особую остроту и важность приобрели проблемы защиты населения и территорий от ____________________________________________________________.

        В июле 19_______г. МПВО была преобразована в __________________________.

        В ноябре 19 ________г. на базе Госкомитета РСФСР по ЧС и штаба ГО РСФСР был образован     Государственный комитет по делам гражданской обороны.

       10 января 19_____ г. он был преобразован в Министерство (____________России).

        В 19______ г. был принят закон «_______________________________________».

Приложение2. Задачи гражданской обороны (работа в микрогруппах)

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Группа №5

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение населения об опасностях,  возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (противогазов, респираторов и др);

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Принятие мер по световой маскировке и другим видам маскировки;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и принятие других необходимых мер;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Срочное захоронение трупов в военное время;

Эвакуация раненых  с места военных действий

Тушение пожаров в жилых и общественных зданиях в мирное время

Строительство фортификационных сооружений в военное время

Руководство коммунальными службами в мирное и военное время

Принятие мер по организации медицинского обслуживания населения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачиЕдиная система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Р

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ор-ганов местного само...

Муниципальные органы управления

В помощь учителям по предмету право....

Цели, задачи и структура организации международных культурно-образовательных проектов как инструмента межкультурной коммуникации

Процессы глобализации оказывают заметное влияниее на самосознание жителей Москвы. Россия активно участвует в мировых интеграционных процессах. В сфере образования есть разрыв между накопленным культур...

Методическая разработка преподавателя Богданова Константина Николаевича, к проведению занятия по дисциплине Правила безопасности дорожного движения, на тему: "Органы управления транспортного средства"

Данная методическая разработка специально создана для более наглядного обучения студентов технического колледжа, на дисциплине - правила безопасности дорожного движения.Специальность - 19063...

11 класс, Предназначение и задачи РСЧС по защите населения от ЧС

Презентация " Предназначение и задачи РСЧС"...

Тест "Органы управления и самоуправления в образовательной организации"

Тест «Органы управления и самоуправления в образовательной организации»...