ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОБЖ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
статья по обж на тему
Доклад учителя Данилова В.Н. на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: "Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у участников образовательного процесса". Автор, опираясь на свой опыт, раскрывает возможности формирования практических навыков по ОБЖ у обучающихся в ходе проведения школьных туристических походов и краеведческих экспедиций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОБЖ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
УЧАЩИХСЯ
Выступление учителя ОБЖ МОУ «Владыкинская СОШ» Данилова В.Н.
Вступление.
Одним из направлений реформирования образования Российской Федерации является развитие культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения. Важную роль в этом процессе могут сыграть различные виды внеурочной деятельности, применяемые в образовательном учреждении.
В нашей школе внеурочная деятельность весьма разнообразна, но для формирования у учащихся практических навыков по основам безопасности жизнедеятельности наибольшее значение имеет туристско-краеведческая работа. Туристско-краеведческая работа у нас – это не только кружковые теоретические занятия, это и ежегодные многодневные походы и школьные краеведческие экспедиции. Походы мы проводим по реке Хопёр на самодельных катамаранах, а в [Слайд 2]экспедиции ходим или выезжаем на автотранспорте. Немного статистики:
- походами с детьми занимаюсь 29 лет;
- водными походами на катамаранах – 19 лет;
- краеведческими [Слайд 3] экспедициями - 6 лет…
Формирование практических навыков.
Каждый ребёнок в походе или экспедиции выполняет определённые функции, неся при этом определённый груз ответственности [Слайд 4]:
- из числа старшеклассников назначаются капитаны катамаранов и штурманы;
- в каждом катамаране по двое с каждого борта членов экипажа отвечают за швартовку судна, безопасную посадку и высадку команды;
- обязанности кострового ребята исполняют по графику;
- дети заранее распределены по палаткам и в каждой палатке есть старший. Старший палатки выбирает место и руководит постановкой палатки;
- составлением меню и приготовлением пищи занимаются дежурные смены под руководством старшеклассниц и присмотром педагога;
- помимо этого есть штатные фотографы, поисковики и другие…
В походах и краеведческих экспедициях ребята отрабатывают следующие практические навыки:
Движение по азимуту [Слайд 5].
Метод[Слайд ] азимутального маршрутного поиска наиболее сложный в применении, особенно в лесу. Имея планшет с картой и компас, дети движутся по заданному азимуту и ищут интересующие их объекты. Обозначу следующие правила маршрутного поиска[Слайд 6]:
- идут в азимутальный маршрут только наиболее подготовленные поисковики;
- пред выходом на маршрут дети должны чётко усвоить ориентиры границ района поиска (С – дорога; Ю – склон речной долины; З и В – просеки.) и знать место сбора, обозначенное на карте;
- передвигаются дети парами или тройками.
При обнаружении объекта исследования, место фиксируется на карте и обозначается «вымпелом» (яркий лоскут ткани).
Глазомерная съёмка местности [Слайд 7]. При помощи глазомерной съёмки ребята фиксируют расположение курганов в курганных группах, конфигурации древних стоянок. Место нахождения объектов определяют с помощью электронного навигатора.
На практике осваивают [Слайд 8]:
- правила поведения на водоёмах;
- правила безопасного поведения в лесу [Слайд 9];
- правила поведения при встрече с гадюкой или обнаружении клещей;
Приобретают навыки:
- управления маломерными судами при помощи вёсел;
- организованной посадки и высадки из лодки;
- определения безопасного фарватера по характеру течения;
- организации походного лагеря;
- грамотной постановки палатки [Слайд 10];
- приготовления пищи на костре и обращения с огнём;
- не по учебникам, а в реальной обстановке наблюдают съедобные и ядовитые растения.
Таким образом, туристические походы и школьные краеведческие экспедиции являются прекрасным «полигоном» для формирования и отработки практических навыков по ОБЖ.
Практические навыки в большей или меньшей степени отрабатываются по темам ОБЖ:
- «Пожарная безопасность» [Слайд 11];
- «Погодные явления и безопасность человека»;
- «Безопасность на водоёмах»;
- «Двигательная активность и закаливание организма»;
- «Рациональное питание. Гигиена питания»;
- «Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах.
Всё это ФГОС – 5 класс.
- «Ориентирование по компасу»;
- «Ориентирование по солнцу, луне, звездам»;
- «Ориентирование по местным признакам»;
- «Устройство временных укрытий»;
- «Добывание огня, разведение костра»;
- «Обеспечение бытовых потребностей»;
- «Обеспечение водой»;
- «Организация питания»;
- «Личная гигиена, уход за одеждой и обувью»;
- «Возможные опасности в пути»;
- «Аптечка, природные лекарственные средства».
Всё это ФГОС – 6 класс.
Такая внеурочная деятельность, как походы и экспедиции, тесно связана и с тематикой основ безопасности жизнедеятельности в старших классах.
Сохранение здоровья
Важнейшей составляющей туристических походов и школьных краеведческих экспедиций является сохранение здоровья их участников.
Для решения этого вопроса, помимо инструктажа по технике безопасности, нами разработан и применяется на практике целый ряд строго контролируемых и обязательных для исполнения мероприятий:
- каждый участник на случай дождя должен иметь с собой в наличии полиэтиленовый плащ;
- каждый участник должен иметь с собой в наличии НЗО – непромокаемый запас одежды. НЗО представляет собой комплект запасной одежды в герметичной упаковке, которую ребёнок может надеть только на время сна в палатке, если другая его одежда промокла. После сна ребёнок надевает, подсушенную на костре одежду, в которой в движении ему достаточно комфортно. А НЗО хранится до следующей ночёвки, ибо наибольшую опасность для здоровья представляет сон в мокрой одежде. В НЗО входят нижнее бельё, шерстяные носки, тёплое трико, рубашка и свитер;
- каждая палатка у нас оснащена полиэтиленовыми плёнками 2х2 м – под палатку и 3х6 м – сверху на палатку;
- во избежание воспламенения палатки от спичек или свечи, для каждой палатки имеются по два электрических фонарика;
- каждый ребёнок должен иметь с собой по два лёгких головных убора, мазь от загара и средство от комаров;
- каждый катамаран оснащён медаптечкой, спасательными кругами, альпийскими шнурами и плавательными жилетами.
Участие в походах и экспедициях кардинально меняют психологию их участников. Дети становятся более самодисциплинированными, уверенными в себе и своих способностях. В них «просыпается» исследовательский инстинкт и тяга к знаниям.
Безусловно, в походах и экспедициях дети отдыхают – купаются, загорают на естественных пляжах, играют в различные игры в воде и на берегу. Наблюдают и фотографируют природные объекты. Шутят, смеются, поют песни. Впечатлений хватает на всю жизнь [Слайд 12]!
Обязан предупредить! Туристические походы и краеведческие экспедиции – не пик - ник в городском парке. Данные виды внеурочной деятельности требуют основательной подготовки, особенно по технике безопасности!
С методикой проведения этих мероприятий Вы можете познакомиться на моём сайте - http://nsportal.ru/danilov-vladimir-nikolaevich. Вместо заключения предлагаю Вашему вниманию тройку видео фрагментов…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Походы мы проводим по реке Хопёр на самодельных катамаранах
В экспедиции ходим или выезжаем на автотранспорте
Как в походах, так и в экспедициях ребята самостоятельно быстро и слаженно оборудуют стоянку
На азимутальном поисковом маршруте
Краеведческая экспедиция №2012.1 в работе
Глазомерная съёмка группы курганов
Каждый член экипажа катамарана выполняет свою функцию
Безобидная и редкая ящерица веретеница
Рыбу мы отвариваем в сетке, чтобы в ухе не было костей, а колбасу жарим на костре…
Наши дети успешно справляются с речными перекатами и не боятся снегопадов.
Обязан предупредить!!! Туристические походы и краеведческие экспедиции – не пик – ник в городском парке. Данные виды внеурочной деятельности требуют основательной подготовки, особенно по ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ! С методикой проведения этих мероприятий Вы можете познакомиться на моём сайте http :// nsportal.ru / danilov-vladimir-nikolaevich .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...
Формирование практических навыков и умений на уроках технологии в условиях недостаточной материально-технической базы мастерских
Данная работа отражает некоторые варианты организации работы с учащимися на уроках технологии при недостаточной оснащенности учебных мастерских в школе....
Деятельностный подход в обучении математики как фактор формирования практической предметной компетенции
Презентация к обобщению педагогического опыта...
Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте
Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте....
«Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни»
Развитие двигательной активности на уроках физической культуры...
Тема по самообразованию: Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни.
laquo;Физическое воспитание - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физическ...
Самообразование на тему «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте».
Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый обра...
- Мне нравится (2)