МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА спортивно-военизированной игры «ЗАРНИЦА»
методическая разработка по обж на тему

Юрочкин Анатолий Николаевич

Приложения к методическому проекту

«Двигательная   активность  как  один  из факторов  сохранения  психофизического здоровья учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozheniya_k_metodicheskomu_proektu_-_kopiya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к методическому проекту

«Двигательная   активность  как  один  из факторов  сохранения  психофизического здоровья учащихся» (автор  Юрочкин А.Н.)

  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

спортивно-военизированной  игры «ЗАРНИЦА»

Цель соревнований – воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся.

Задачи игры:

  • пропаганда и популяризация среди учащихся здорового образа жизни;
  • формирование качеств, необходимых в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, на военной службе;
  • физическое и интеллектуальное развитие личности  военно-прикладными видами спорта.
  • развитие инициативы и самостоятельности обучающихся на основе игровой деятельности.

Участники и игры: учащиеся 1-11 классов

Оборудование: мины (60 штук), миноискатели (12 шт.), флажки (50 шт.), винтовки (4 шт.) и пули к ним (2 коробки), мишени для стрельбы, ватно-марлевые повязки (изготавливаются на каждого участника под руководством классного руководителя), медицинская аптечка, шины и средство для транспортировки (санки и др.), компас (2 шт.), пластиковые бутылки для конкурса «Меткий стрелок» с замороженной водой, гранаты (12 шт.), факельные приспособления для полосы препятствий (20 шт.), ветошь для факелов, конструкция для полосы препятствия, план-карта проведения соревнования.

Место проведения: территория клуба и школы

Предварительная подготовка: 

  • этапы обозначаются флажками, выбирается объект для определения азимута
  • определяются квадраты 1м х 1м для метания гранат;
  • определяется полоса для зоны заражения (длина 50 м) и флажками обозначается начало зоны;
  • минные поля (по количеству классов) 10м х 2,5м, на каждом поле прячутся мины  по 5 штук на класс;
  • на этапах «Меткий стрелок» устанавливаются мишени и заготавливаются снежки, которые лежат на исходной позиции;
  • полоса препятствий длиной 5-7 м, высотой 0,5 м, по краям устанавливаются факелы для большего эффекта;
  • место сбора учащихся определяется большим костром.

Описание игры

По сигналу учащиеся собираются в условном месте, проводится смотр команд (определяется внешний вид участников, экипировка), команды представляют девиз и эмблемы, капитаны получают ценные указания, маршрутный лист, где судьи будут отмечать качество прохождения этапа (штрафные баллы).

По условиям игры команда на каждом этапе должна находиться на более 3-х минут (исключение: минное поле 5 мин.). При превышении контрольного времени на этапе команде не защипывается прохождение данного этапа.

Запуск команд производится по звеньям 1 звено: 1-4 классы, 2 звено: 5-8 классы, 3 звено: 9-11 классы. Победители определяются так же по звеньям. Сначала запускается 1 звено, каждая команда движется по собственному маршруту. После того, как 1 звено закончит прохождение всех этапов и среди них определятся победители, запускается 2 звено. Последними на этапы уходят школьники 3 звена.

Результаты игры определяются по количеству штрафных баллов, полученных на этапах и в конкурсной программе.

Этапы соревнований

1-4 классы

  1. Метание гранаты
  2. Полоса препятствий
  3. Минное поле
  4. Зона заражения
  5. «Меткий стрелок» (снежки)
  6. Оказание первой помощи  и перевозка пострадавшего

      5-8 классы, 9-11 классы

  1. Шифровальщики
  2. Стрельба из пневматической винтовки
  3. Зона заражения
  4. Сигналы бедствия
  5. Полоса препятствий
  6. Минное поле
  7. Оказание первой помощи и транспортировка пострадавшего
  8. Определение азимута
  9. Викторина «Ратные страницы истории Отечества», посвященная 23 февраля

Описание и оценка отдельных этапов:

Метание гранаты: 12 бросков от класса ( по 4 человека сразу) по заданному квадрату, за непопадание в квадрат – 1 штрафное очко;

Минное поле: 2 минёра идут впереди всех, за ненайденную мину – 1 штрафной балл, после разминирования  весь класс проходит через поле, если класс «взровался» на ненайденной мине -5 б.(см. фото 1);

Полоса препятствий: проходить полосу необходимо по одному, по 1 штрафному очку за задевание стойки, сбитие колышка, два человека в одном коридоре (см.фото 2);

Зона заражения: судья дает вводную типа : «произошла утечка аммиака, облако движется …», если команда идет не в том направлении через  зону заражения – 5 б., незакрытые органы дыхания у 1 участника команды – 3 б.;

«Меткий стрелок» и стрельба из винтовки: 4 снайпера, каждому по 5 патронов: 1 непопадание – 2 штрафных балла;

Определение азимута: судья показывает объект для определения азимута, ошибка 5 градусов – 2 б., 10 градусов – 5б., 15 – 7 б. штрафа;

Сигналы бедствия: судья называет 3 знака из перечня «Сигналы бедствия» (см. учебник «ОБЖ 6 кл.») и 1 участник изображает данный сигнал на снегу подручными средствами: за незнание каждого знака – 3 б. штрафа;

 Шифровальщики: участники получают зашифрованное послание:

для учащихся 5-11 классов шифруются предложения типа «Штаб в лесу слева от гор, охраняют две пушки, один танк», «Охрана моста – два танка за рекой слева, в овраге один танк» и т.д. или пословицы типа «Кто Родине верен, тот в бою примерен», «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством», « Русскую заповедь знай, в бою не зевай», «Мужественный пеняет на себя, а трусливый – на товарища». Каждая буква русского алфавита заменяется порядковым номером данного алфавита;

 учащиеся 1-4 классов получают конверт со словами из пословицы, которые нужно правильно собрать;

Оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего

Один из участников команды (по указанию судьи на этапе) назначается пострадавшим. Действия при выполнении задания командные.

Используя подручный материал (жерди), имеющуюся при себе одежду и санитарную сумку, необходимо оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и подготовить его к транспортировке в медицинское учреждение.

Действия по транспортировке начинаются сразу же после получения оценки по оказанию помощи пострадавшему. Длина коридора транспортировки 100—300 м по пересеченной местности.

Оцениваются:

  • правильность и качество оказываемой медицинской помощи;
  • умение пользоваться имеющимися медицинскими принадлежностями, а также подручными средствами;
  • правильность транспортировки;
  • создание покоя пострадавшему при транспортировке.

Действия на этапе начинаются по указанию судьи и заканчиваются после прохождения участка транспортировки последним участником.

Штрафы:

  • незнание    способов     перевязки    подручными средствами — 1 балл;
  • неправильный выбор места наложения жгута — 1 балл;
  • неправильная установка жгута — 1 балл;
  • не вложена указательная записка — 1 балл;
  • недостаточно   прочно   зафиксирована   шина —1 балл;
  • неосторожное обращение с конечностью пострадавшего при наложении шины — 1 балл;
  • нарушение последовательности при наложении шины — 1 балл;
  • неправильная транспортировка — 3 балла;
  • падение пострадавшего с носилок — 5 баллов;
  • помощь самого пострадавшего — 2 балла.

Ратные страницы Отечества: ( вопросы см. в приложении) команда отвечает на 5-10 вопросов, каждый неправильный ответ или его отсутствие – 1 штрафной балл.

Неспортивное поведение - 6 баллов.

После прохождения всех этапов участники соревнований собираются у костра:  едят солдатскую кашу, отдыхают (см. фото 4).

      Победители награждаются дипломами и подарками (см. фото 3)

  ФОТО 1. На минном поле

 ФОТО 2. Полоса препятствий

ФОТО 3. Команда 8-го класса получила щит победителя

                                                             

ФОТО 4. Отдых у костра после соревнований

Приложение    «Ратные страницы истории Отечества»

1. Укажите имя и фамилию капитана советской подлодки, которого Гитлер объявил личным врагом за гигантский ущерб, причинённый  фашистскому флоту.

2. Запишите даты начала и завершения а) второй мировой войны; б) Великой Отечественной войны.

3. В каком году и по просьбе какого государства Красная армия вела на его территории совместные операции против общего врага?

4. Назовите имя и фамилию советского снайпера, за ликвидацию которого Вермахт объявил крупное вознаграждение.

5. Назовите имя и фамилию советского писателя, который в шестнадцать лет принял под своё командование целый полк.

6. Сколько советских женщин воевало на фронтах Великой Отечественной войны?

7. Напишите имя и фамилию российского полководца, не проигравшего ни одного из своих многочисленных сражений и дослужившегося до высшего воинского звания "Генералиссимус".

8. Запишите фамилию и имя советского гражданина, который не только стал легендарным лётчиком в Великую Отечественную войну, но много лет  после войны вносил огромный вклад в допризывную подготовку молодёжи.

9. Чего меньше всего ожидали фашисты на оккупированных советских территориях?

10. Назовите имя и фамилию юноши, возглавившего подпольный молодёжный отряд  по борьбе с фашистами “Молодая Гвардия”.

11. Назовите имя и фамилию легендарного лётчика, который, погибая, направил свой подбитый бомбардировщик на колонну фашистских машин.

12. Закончите формулировку завета Суворова: “Служба военная беспощадна, …

13. Закончите формулировку завета Суворова: “Испуган, значит…

14. Закончите формулировку завета Суворова: “Три искусства воина – …

15. Закончите формулировку завета Суворова: “Дисциплина – …

16. Закончите формулировку завета Суворова: “Хорошему полководцу …

17. Закончите формулировку завета Суворова: “Где меньше войско…

18. Закончите формулировку завета Суворова: “Легко в учении – …

19. Закончите формулировку завета Суворова: “В бою делай то, что…

20. Закончите формулировку завета Суворова: “Кто себя не бережёт – …

21. Назовите имя и фамилию советского лётчика, послужившего прототипом героя книги, освоившего управление боевым самолётом после ампутации ног.

22. Назовите имя и фамилию советского полководца, названного в народе “Маршал Победы”.

23. Где за всю войну фашистские войска так и не смогли пройти через границу Советского Союза?

24. Какой из городов, получивших после Великой Отечественной войны почётное звание “город-герой”, за всю историю существования ни разу не был захвачен вражескими войсками?

25. Назовите полную дату официального создания в СССР первых сил особого назначения – Воздушно-десантных войск.

26. Назовите имя и фамилию советского разведчика, истребившего под видом немецкого офицера десятки фашистских военачальников.

27. Что позволило спасти ряд европейских городов, подготовленных фашистами к полному разрушению?

28. Назовите имена и фамилии двух советских пулемётчиков, трое суток сдерживавших сотни фашистов огнём из проломов в стене, будучи замурованными под развалинами здания.

29. Где был разработан пистолет-пулемёт Судаева (ППС), признанный лучшим в Великой Отечественной войне?

Ответы к блоку “Ратные страницы истории”

1. Александр Маринеско

2. а) 1.09.1939-2.09.1945; б) 22.06.1941-9.05.1945

3. 1921, Китай

4. Антон Зайцев

5. Аркадий Гайдар

6. Более 800 тысяч

7. Василий Суворов

8. Александр Покрышкин

9. Мощного партизанского сопротивления

10. Олег Кошевой

11. Николай Гастелло

12. …береги здоровье сам”

13. …наполовину побеждён”

14. …глазомер, быстрота, рукопашный натиск”

15. …мать победы”

16. …солдат дороже себя”

17. …там больше храбрых”

18. …тяжело в походе”

19. …противник полагает невозможным”

20. …того наказывать”

21. Алексей Маресьев

22. Георгий Жуков

23. на Северной Земле.

24. Тула

25. 2 августа 1933

26. Андрей Кузнецов

27. Подвиги советских сапёров

28. Юрко Таракуль и Михаил Начинкин

29. В блокадном Ленинграде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по обучению действиям при возникновении природных и техногенных катастроф и аварий, ЧС социального характера «Служить Отчизне суждено. Зарница»

Военно -спортивная  эстафета «Служить Отчизне суждено» среди учащихся проводится в соответствии с планом мероприятий, проводимых в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работ...

Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных...

"Методическая разработка военно-спортивной игры "Зарница"

В течение учебного года в комплекс мероприятий по проведению игры входили следующие:Смотр песни и строя; Парад октябрятских войск;Обучение по специальностям игры «Зарница»Соревнования...

Методическая разработка по военно -спортивной игре "Зарница"

Методическая разработка по военно -спортивной игре "Зарница"...

Методическая разработка "Оказание первой медицинской помощи" (занятие для обучающихся объединения "Зарница", 11-12 лет)

Предложенный материал помогает закрепить полученные знания и навыки по первой помощи, а также сформировать представление о значимости и необходимости уметь оказывать первую помощь.В разработке использ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Зарница"

Сценария военно-спортивной игры "Зарница"...