Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!»
учебно-методический материал на тему
Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!» для детей начальной школы 6 - 10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskaya_razrabotka.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слюсарева Валентина Николаевна – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦТТ г. Белая Калитва Ростовская область
Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!»
Цели:
Закрепить ранее полученные знания по теме «Правила пожарной безопасности»,
Расширить представление обучающихся об опасности пожара и огня вообще.
Форма проведения:
сообщения обучающихся, конкурс пословиц и поговорок о пожаре, викторина.
Ход мероприятия:
1) Сообщение преподавателя, крестьянина, рабочего, домохозяйки, работника МЧС, пожарного, в роли которых выступают ученики
Вступительное слово преподавателя:
-Самое большое чудо природы, которое мы знаем это огонь. Когда наши первобытные предки бродили по лесам в поисках добычи, которую съедали в сыром виде и мерзли
холодными ночами, им часто приходилось наблюдать различные природные явления, в том числе и молнии, что, попадая в деревья, зажигали их и, оказывается, у этого дерева теплее, чем на сырой земле, кусочек мяса, нечаянно оброненный в горящие угли, становится мягче и вкуснее. А горящей веткой можно отбиться от любого зверя.
Постепенно, огонь стал настолько необходим людям, что они обожествляли его, относились к нему как к живому существу, потому, что он и дышит и ест. Кто скажет как огонь дышит? А как и что огонь ест?__________
-Правильно, ребята, огонь горит только на воздухе, а ест дрова и другие горючие материалы.
Огонь дал человеку очень многое, даже пуля из пистолета летит, благодаря огню, но нет ничего страшнее огня, который вышел из под контроля человека. Сегодня у нас в гостях представители разных профессий, давайте спросим крестьянина, чем может навредить огонь в сельском хозяйстве?
Крестьянин: Мы, крестьяне, живем на земле, дома у нас отапливаются печами:, если плохо следить за печкой можно погибнуть от угарного газа, а может и дом сгореть, т.к. при строительстве мы используем много дерева, но самое страшное, когда горят поля с урожаем, тогда мы все можем остаться без хлеба!
Преподаватель: А чем может навредить огонь на производстве? Спросим рабочего!
Рабочий: На рабочем месте, за станком или у доменной печи, мы можем полyчить травмы от ожогов, может произойти взрывогорючесмазочных материалов, возгорание промасленной ветоши, которой мы вытираем руки.
Преподаватель: У нас в гостях простая домохозяйка, ей – то чего огня бояться?
Домохозяйка: На хозяйке в семье лежит большая ответственность: она должна и покушать приготовить, и воды согреть, следить, чтобы огонь водой не залило- можно газом отравиться, огонь не только сам опасен, он может травму через нагретые предметы нанести, что вот случится, если ребенок возьмется за разогретую сковороду? _________
Ожог конечно !
Нужно детей приучать, чтобы с огнем не играли!
Преподаватель: А теперь, ребята, мы узнаем мнение специалиста по этому вопросу:
Эксперт №l: Чаще всего пожар возникает из-за нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовой электротехники, газовых приборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами. Пожар опасен открытым огнём, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами. С давних времен известно, что пожар легче предупредить, чем погасить.
Преподаватель: А что думает работник МЧС?
Работник МЧС: Для предупреждения возгораний в жилице необходимо соблюдать несложные правила пожарной безопасности. Вот некоторые из них:
- не оставляйте включенными электроприборы после работы с ними;
- не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергий;
-пользуясь свечами, изолируйте их от стола огнестойкими материалами;
- не применяйте бенгальские огни, хлопyшки и другие пиротехнические средства в квартирах;
- не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами,
Преподаватель: Теперь послушаем пожарного:
Выступление пожарного:
- но бывает и так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что делать в таких слyчаях ?
- Срочно позвонить в пожарную охрану, сообщить точный адрес и что горит;
- Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть одеялом, перекрыв доступ воздуха;
-нельзя тушить водой горящую электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением.
-Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение,
-Если выйти из квартиры невозможно , плотно закройте мокрыми полотенцами двери и вентиляционные отверстия
-Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.
И помните:
Если кто-то гладил брюки
И не выключил утюг
Он немедля остается
И без дома и без брюк.
Если кто-то не подумав.
У бензина закурил,
Он конечно же большую
Неприятность сотворил.
На автомобиле скором
Чуть доспехами звеня,
Словно рыцари из сказки
Мы выходим из огня.
Не курите на работе
Прячьте спички от детей.
И тогда не попадете
В список грустных новостей.
Ведь пожар неуправляем,
Очень много силы в нем,
мы вас просто умоляем-
Осторожнее с огнем!!!
Выступление эксперта№2
Чрезвычайно опасными являются лесные и степные пожары. Причиной их возникновения являются:
- неосторожное обращение с огнем;
-нарушение правил пожарной безопасности;
-самовозгорание сухой растительности;
- разряд атмосферного электричества.
В случае, если пожар застиг вас в лесу или степи, не следует принимать поспешное решение, обнаружив рядом с собой, к примеру, вал степного или лесного низового пожара преодолевайте кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Если на вас загорелась одежда, ложитесь на землю и, перекатываясь, сбивайте пламя; бежать нельзя - это ещё больше раздует пламя. Выходить из зоны
пожара, скорость распространения которого невелика, надо в наветренную сторону.
II Ответьте на вопросы:
1. Назовите причины возникновения пожара.
2. Что следует делать при возникновении возгорания в школе? Дома?
3. Каковы правила обращения с огнем в лесу?
4. Каковы правила поведения и порядок действий при лесных пожарах?
5. По каким телефонам нужно звонить в случае пожара?
III Игровые ситуации:
Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор, какими должны быть ваши действия?
Покажите, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло. Песок.
Ответ:
обесточить телевизор, накрыть влажной тканью, позвонить по "01".
ситуация №2
На сковороде ты жарил картошку,
Но вспыхнул огонь и не понарошку!!
Масло горит и брызжет кругом,
Вот-вот загорится бабушкин дом!!
На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.
Ответ:
выключить газ, накинуть влажное полотенце.
Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
Ответ:
надо упасть на пол, накрыться влажной тканью, бежать нельзя!
Ситуация №4
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ:
догнать, накрыть тканью, уронить на пол, пользоваться огнетушителем нельзя.
Ситуация№ 5
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа.
Что ты сделаешь?
а) первым делом! Включу свет и спичкой проверю, откуда идет газ;
б) понюхаю, откуда пахнет;
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу, жду, когда они приедут;
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04, и
все это буду делать, не включая света.
Ответ: г.
Ситуация №6
В доме начался пожар, который ты не можешь потyшить. Что делать?
а) убежать;
б) закричать;
в) вызвать пожарных.
Ситуация №7
Послушайте отрывок известного стихотворения Самуила Яковлевича Маршака
«Кошкин дом» и скажите, кто из героев ведёт себя правильно:
…С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Как увидели грачи
Это пламя с каланчи,
Затрубили,
Зазвонили:
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух,
Поросенок – с решетом
И козел с фонарем.
Тили-бом!
Тили-бом!
ГРАЧИ:
Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо,
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.
Поскорей, без проволочки
Наливайте воду в бочки.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Стой, свинья!
Постой, коза!
Что таращите глаза?
Воду ведрами носите!..
Ответ:
грачи, курица, пожарная бригада.
IV Викторина:
Собрать пословицы и поговорки об огне, пожаре:
-Против огня и камень треснет.
-От искры пожар разгорается.
-Дыма без огня не бывает.
-Там не загорится, где огня нет.
-И сырые дрова загораются.
-Из искры возгорается пламя.
-От искры пожар рождается.
-Искра мала велик пламень родит.
-Пока искра в пепле, тогда и туши.
-Не шути с огнем - обожжешься..
-Огонь да вода все сокрушат
-В огне и железо плавко
-Огонь не вода, схватит - не всплывешь.
-С огнем не шути, сгореть можно.
-Не играй кошка с огнем - лапу обожжешь.
-Искру тyши до пожара, беду отводи до удара
А теперь, ребята, отгадайте загадки на тему
«Освещение, огонь, тепло»:
Мать толста,
Дочь прекрасна,
Сын-сокол
Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)
У нас в печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)
Белое ест,
Чёрное роняет. (Лучина горит)
Красненький петушок
По улице бежит. (Пожар)
Ударю булатом
По белым каменным палатам,
Выйдет княгиня
И сядет на пуховую перину.
(Огниво, кремень, искра и трут)
Пришёл вор во двор,
Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)
Накормишь - живет,
Напоишь - умрёт. (Огонь)
По деревне прошёл,
Ничего не осталось. (Пожар)
В маленьком амбаре
держат 100 пожаров. (Спички)
Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет. (Огонь)
Ни стук, ни бряк,
А близко прошёл. (Ток, свет)
Красная корова всю солому съела. (Огонь)
Красный бык стоит, дрожит,
чёрный дым на небо бежит. (Огонь и дым)
На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не унесешь! (Костер)
То назад, то вперед ходит-бродит пароход,
остановишь - горе: продырявит море. (Утюг)
Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу. (Выключатель)
Я не сам по себе,
А сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня, и все губят меня. (Огонь)
V Исполнение частушек
Возле печки я вертелась
Даже юбка загорелась
Папа, юбка же, не знамя,
Что ж ремнем сбиваешь пламя?
Если хочешь чай попить
Нужно правила все чтить
Помни, что забытый газ
может жизнь отнять у нас!
Смех хороший лишь тогда,
Если не грозит беда!
Один тут досмеялся
Без волос остался!
Мы котеночка так грели
Даже лапы обгорели
Больше делать так не будем
И урок не позабудем!
Я с петардой баловался
Чуть без глаза не остался!
Призываю вас друзья-
С пламенем шутить нельзя!!!
VI. Награждение победителей конкурса на лучший плакат, рисунок на тему противопожарной безопасности.
VII. Подведение итогов мероприятия.
Заключительное слово преподавателя:
-Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связана с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём - залог нашей
безопасности. (Раздать буклеты)
Используемая литература
l. Ресурсы Интернета.
2.О.В.Павлова и др. Пожарная безопасность в начальной школе.- Волгоград: Учитель ,2007 .
3.Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Е.Н.Литвинов
и др. - М.: Издательство АСТ, 1997 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...
Спортивно - массовое мероприятие "Гонка за лидером" для учащихся начальных классов.
Вашему вниманию представлена разработка спортивно – массового мероприятия в школе «Гонка за лидером».Данное мероприятие способствует повышению мотивации учащихся к занятиям легкой атлетико...
Спортивно - массовое мероприятие "Гонка за лидером" для учащихся начальных классов.
В данной разработке много итересного материала.Классный час позволит сплотить классный коллектив....
Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ
В помощь учителю...
Методика проведения работы над ошибками по русскому языку учащимися начальной школы.
Подборка всех орфограммм, которые изучаются в начальной школе....
Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы "Не шути с огнем"
Конспект внеклассного занятия по безопасности. "Не шути с огнем"....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ
Обучению по настоящему методическому пособию должны быть охвачены все учащиеся общеобразовательных школ Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурс...