Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!»
учебно-методический материал на тему

Слюсарева Валентина Николаевна

Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!» для детей начальной школы 6 - 10 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskaya_razrabotka.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слюсарева Валентина Николаевна – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦТТ г. Белая Калитва Ростовская область

Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!»

Цели:

Закрепить ранее полученные знания по теме «Правила пожарной безопасности»,

Расширить представление обучающихся об опасности пожара и огня вообще.

Форма проведения:

 сообщения обучающихся, конкурс пословиц и поговорок о пожаре, викторина.

Ход мероприятия:

1) Сообщение преподавателя, крестьянина, рабочего, домохозяйки, работника МЧС, пожарного, в роли которых выступают ученики

Вступительное слово преподавателя:

-Самое большое чудо природы, которое мы знаем это огонь. Когда наши первобытные предки бродили по лесам в поисках добычи, которую съедали в сыром виде и мерзли

холодными ночами, им часто приходилось наблюдать различные  природные явления, в том числе и молнии, что, попадая в деревья, зажигали их и, оказывается, у этого дерева теплее, чем на сырой земле,  кусочек мяса, нечаянно оброненный в горящие угли, становится мягче и вкуснее. А горящей веткой можно отбиться от любого зверя.

Постепенно, огонь стал настолько необходим людям, что они обожествляли его, относились к нему как к живому существу, потому, что он и дышит и ест. Кто скажет как огонь дышит? А как и что огонь ест?__________

-Правильно, ребята, огонь горит только на воздухе, а ест дрова и другие горючие материалы.

Огонь дал человеку очень многое,  даже пуля из пистолета летит, благодаря огню, но нет ничего страшнее огня, который вышел из  под контроля человека. Сегодня у нас в гостях представители разных профессий, давайте спросим крестьянина, чем может навредить огонь в сельском хозяйстве?

Крестьянин: Мы, крестьяне, живем на земле, дома у нас отапливаются печами:, если плохо следить за печкой можно погибнуть от угарного газа, а может и дом сгореть, т.к. при строительстве мы используем много дерева, но самое страшное, когда горят поля с урожаем, тогда мы все можем остаться без хлеба!

Преподаватель: А чем может навредить огонь на производстве? Спросим рабочего!

Рабочий: На рабочем месте, за станком или у доменной печи, мы можем полyчить травмы от ожогов, может произойти взрывогорючесмазочных материалов, возгорание промасленной ветоши, которой мы вытираем руки.

Преподаватель: У нас в гостях простая домохозяйка, ей – то чего огня бояться?

Домохозяйка: На хозяйке в семье лежит большая ответственность: она должна и покушать приготовить, и воды согреть, следить, чтобы огонь водой не залило- можно газом отравиться, огонь не только сам опасен, он может травму через нагретые предметы нанести, что вот случится, если ребенок возьмется за разогретую сковороду? _________

Ожог конечно !

Нужно детей приучать, чтобы с огнем не играли!

Преподаватель: А теперь, ребята, мы узнаем мнение специалиста по этому вопросу:

Эксперт №l: Чаще всего пожар возникает из-за нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовой электротехники, газовых приборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами. Пожар опасен открытым огнём, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами. С давних времен известно, что пожар легче предупредить, чем погасить.

Преподаватель: А что думает работник МЧС?

Работник МЧС: Для предупреждения возгораний в жилице необходимо соблюдать несложные правила пожарной безопасности. Вот некоторые из них:

- не оставляйте включенными электроприборы после работы с ними;

- не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергий;

-пользуясь свечами, изолируйте их от стола огнестойкими материалами;

- не применяйте бенгальские огни,  хлопyшки и другие пиротехнические средства в квартирах;

- не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами,

Преподаватель: Теперь послушаем пожарного:

Выступление пожарного:

- но бывает и так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что делать в таких слyчаях ?

- Срочно позвонить в пожарную охрану, сообщить точный адрес и что горит;

- Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть одеялом, перекрыв доступ воздуха;

-нельзя тушить водой горящую электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением.

-Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение,

-Если выйти из квартиры невозможно , плотно закройте мокрыми полотенцами двери и вентиляционные отверстия

-Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.

И помните:

 Если кто-то гладил брюки

И не выключил утюг

Он немедля остается

И без дома и без брюк.

Если кто-то не подумав.

У бензина закурил,

Он конечно же большую

Неприятность сотворил.

На автомобиле скором

Чуть доспехами звеня,

Словно рыцари из сказки

Мы выходим из огня.

Не курите на работе

Прячьте спички от детей.

И тогда не попадете

В список грустных новостей.

Ведь пожар неуправляем,

Очень много силы в нем,

мы вас просто умоляем-

Осторожнее с огнем!!!

Выступление эксперта№2

Чрезвычайно опасными являются лесные и степные пожары. Причиной их возникновения являются:

- неосторожное обращение с огнем;

-нарушение правил пожарной безопасности;

-самовозгорание сухой растительности;

- разряд атмосферного электричества.

В случае, если пожар застиг вас в лесу или степи, не следует принимать поспешное решение, обнаружив рядом с собой, к примеру, вал степного или лесного низового пожара преодолевайте  кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Если на вас загорелась одежда, ложитесь на землю и, перекатываясь, сбивайте пламя; бежать нельзя - это ещё больше раздует пламя. Выходить из зоны

пожара,  скорость распространения которого невелика, надо в наветренную сторону.

II Ответьте на вопросы:

1. Назовите причины возникновения пожара.

2. Что следует делать при возникновении возгорания в школе?  Дома?

3.  Каковы правила обращения с огнем в лесу?

4.  Каковы правила поведения и порядок действий при лесных пожарах?

5.  По каким телефонам нужно звонить в случае пожара?

III Игровые ситуации:

Игровая ситуация №1

У вас загорелся телевизор, какими должны быть ваши действия?

Покажите, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло. Песок.

Ответ:

обесточить телевизор, накрыть влажной тканью, позвонить по "01".

ситуация №2

На сковороде ты жарил картошку,

Но вспыхнул огонь и не понарошку!!

Масло горит и брызжет кругом,

Вот-вот загорится бабушкин дом!!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.

Ответ:

выключить газ, накинуть влажное полотенце.

Ситуация №3

На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?

Ответ:

надо упасть на пол, накрыться влажной тканью, бежать нельзя!

Ситуация  №4

Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?

Ответ:

догнать, накрыть тканью, уронить на пол, пользоваться огнетушителем нельзя.

Ситуация№ 5

Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа.

Что ты сделаешь?

а) первым делом! Включу свет и спичкой проверю, откуда идет газ;

б)  понюхаю, откуда пахнет;

в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу, жду, когда они приедут;

г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04, и

все это буду делать, не включая света.

  Ответ: г.

Ситуация  №6

В доме начался пожар, который ты не можешь потyшить. Что делать?

а) убежать;

б) закричать;

в) вызвать пожарных.

Ситуация №7

Послушайте отрывок известного стихотворения  Самуила Яковлевича Маршака

«Кошкин дом» и скажите, кто из героев ведёт себя правильно:

…С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.

Как увидели грачи
Это пламя с каланчи,
Затрубили,
Зазвонили:
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.

Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух,
Поросенок – с решетом
И козел с фонарем.
Тили-бом!
Тили-бом!

ГРАЧИ:
Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо,
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.

Поскорей, без проволочки
Наливайте воду в бочки.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!

Стой, свинья!
Постой, коза!
Что таращите глаза?
Воду ведрами носите!..

Ответ:

 грачи, курица, пожарная бригада.

IV Викторина:

 Собрать пословицы и поговорки об огне, пожаре:

-Против огня и камень треснет.

-От искры пожар разгорается.

-Дыма без огня не бывает.

-Там не загорится, где огня нет.

-И сырые дрова загораются.

-Из искры возгорается пламя.

-От искры пожар рождается.

-Искра мала велик пламень родит.

-Пока искра в пепле, тогда и туши.

-Не шути с огнем - обожжешься..

-Огонь да вода все сокрушат

-В огне и железо плавко

-Огонь не вода, схватит - не всплывешь.

-С огнем не шути, сгореть можно.

-Не играй кошка с огнем - лапу обожжешь.

-Искру тyши до пожара, беду отводи до удара

А теперь, ребята, отгадайте загадки на тему

«Освещение, огонь, тепло»:

Мать толста,

Дочь прекрасна,

Сын-сокол

Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)

У нас в печурочке

Золотые чурочки.  (Дрова в печи)

Белое ест,

Чёрное роняет. (Лучина горит)

Красненький петушок

По улице бежит. (Пожар)

Ударю булатом

По белым каменным палатам,

Выйдет княгиня

И сядет на пуховую перину.

(Огниво, кремень, искра и трут)

Пришёл вор во двор,

Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)

Накормишь - живет,

Напоишь - умрёт.  (Огонь)

По деревне прошёл,

Ничего не осталось.  (Пожар)

В маленьком амбаре

держат 100 пожаров.  (Спички)

Сколько бы ни ел,

Никогда сыт не будет.  (Огонь)

Ни стук, ни бряк,

А близко прошёл.  (Ток, свет)

Красная корова всю солому съела.  (Огонь)

Красный бык стоит, дрожит,

чёрный дым на небо бежит. (Огонь и дым)

На привале нам помог:

Суп сварил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не унесешь! (Костер)

То назад, то вперед ходит-бродит пароход,

остановишь - горе: продырявит море.  (Утюг)

Ночь. Но если захочу,

Щелкну раз - и день включу.  (Выключатель)

Я не сам по себе,

А сильнее всего и страшнее всего,

И все любят меня, и все губят меня. (Огонь)

V Исполнение частушек

Возле печки я вертелась

Даже юбка загорелась

Папа, юбка же, не знамя,

Что ж  ремнем сбиваешь пламя?

Если хочешь чай попить

Нужно правила все чтить

Помни, что забытый газ

может жизнь отнять у нас!

Смех хороший лишь тогда,

Если не грозит беда!

Один тут досмеялся

Без волос остался!

Мы котеночка так грели

Даже лапы обгорели

Больше делать так не будем

И урок не позабудем!

Я с петардой баловался

Чуть без глаза не остался!

Призываю вас друзья-

С пламенем шутить нельзя!!!

VI. Награждение победителей конкурса на лучший плакат, рисунок на тему противопожарной безопасности.

VII. Подведение итогов мероприятия.

Заключительное слово преподавателя:

-Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связана с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём - залог нашей

безопасности. (Раздать буклеты)

Используемая литература

l. Ресурсы Интернета.

2.О.В.Павлова и др. Пожарная  безопасность в начальной школе.- Волгоград: Учитель ,2007 .

3.Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Е.Н.Литвинов

и др. - М.: Издательство АСТ, 1997 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

Спортивно - массовое мероприятие "Гонка за лидером" для учащихся начальных классов.

Вашему вниманию представлена разработка спортивно – массового мероприятия в школе «Гонка за лидером».Данное мероприятие способствует повышению мотивации учащихся к занятиям  легкой атлетико...

Спортивно - массовое мероприятие "Гонка за лидером" для учащихся начальных классов.

В данной разработке много итересного материала.Классный час позволит сплотить  классный коллектив....

Методика проведения работы над ошибками по русскому языку учащимися начальной школы.

Подборка всех орфограммм, которые изучаются в начальной школе....

Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы "Не шути с огнем"

Конспект внеклассного занятия по безопасности. "Не шути с огнем"....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ

Обучению по настоящему методическому пособию должны быть охвачены все учащиеся общеобразовательных школ Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурс...