Рабочая программа по ОБЖ 10 класс (девочки)
рабочая программа по обж (10 класс) на тему
Рабочая программа по ОБЖ 10 класс (девочки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obzh_10_klass.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. Базовый уровень / под общей редакцией А.Т.Смирнова - М.: Просвещение, 2008.
- Авторская программа среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 классы А.Т.Смирнова - М.: Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Примерная учебная программа для девушек 10–11 классов по основам медицинских знаний и здорового образа жизни разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе. Программа реализует положение о добровольной подготовке учащихся – граждан женского пола по основам военной службы и организации с ними отдельно от учащихся – граждан мужского пола занятий по углублённому изучению основ медицинских знаний.
Структурно программа состоит из 2 разделов и 11 тем.
I раздел «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи» состоит из шести тем и предназначен для изучения с девушками в 10 классе. Занятия по разделу проводятся на факультативной основе в период, когда юноши проходят учебные сборы по основам военной службы. Количество занятий и темы из пяти предложенных определяются в образовательном учреждении при разработке расписания занятий.
II раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» также состоит из пяти тем и предназначен для проведения занятий с девушками 11 классов. По итогам изучения данной программы в 11 классе учащимся выставляется оценка, которая учитывается при итоговой аттестации выпускников.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11 классы
Планируемые результаты освоения рабочей программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения тематики рабочей программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждого раздела рабочей программы.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, в содержании планируемых результатов по основам безопасности жизнедеятельности описаны и характеризованы обобщённые способы действий с учебным материалом, которые позволят учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи.
В структуре планируемых результатов в рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности выделяются следующие уровни описания:
— Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной рабочей программы. Этот блок результатов характеризует основной вклад данной программы в развитие личности учащихся в формировании у них современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, чувства личной ответственности за обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и мотивации к военной службе в современных условиях.
— Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении основного (базового) учебного материала.
Планируемые результаты, характеризующие эту группу целей, приводятся в блоках «Ученик научится» к каждому разделу рабочей программы, они определяют уровень усвоения основного учебного материала, которого должен достигнуть выпускник.
В эту группу включена система таких знаний и учебных действий с ними, которые составляет необходимый минимум, характеризующий успешность обучения по данной ступени образования и может быть освоена в основном всеми учащимися.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую аттестацию.
— Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих основную (базовую) систему.
Планируемые результаты, характеризующие эту группу целей, приводятся в блоках «Учащиеся получат возможность научиться» к каждому разделу рабочей программы и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные наиболее способные учащиеся.
Цели-ориентиры:
1. Сформированность понятий о наиболее распространённых опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях;
2. Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также используя различные информационные источники;
3. Знание основных мер защиты и правил безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
4. Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе об экологической культуре как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, способствующей повышению защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательно влияния человеческого фактора;
5. Знание правовых и организационных основ федеральной системы, направленных на защиту населения и территорий Российской Федерации от внешних и внутренних угроз;
6. Умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
7. Осознание понятий об экстремизме и терроризме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу национальной безопасности России;
8. Знание факторов, способствующих вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность;
9. Сформированность гражданской духовно-нравственной позиции негативного отношения к экстремистской и террористической деятельности, а также к любым противоправным поступкам;
10. Осознание понятий о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека, способствующей обеспечению его духовного, физического и социального благополучия;
11. Сформированность потребности в постоянном соблюдении норм здорового образа жизни;
12. Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье;
13. Сформированность знаний о нравственности, о значении семьи в современном обществе, о ключевой роли семьи в обеспечении благополучной и безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства;
14. Сформированность убеждений в необходимости владеть умениями в оказании первой помощи при неотложных состояниях;
15. Сформированность гражданской позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе и выполнению конституционного долга по защите Отечества;
16. Сформированность начальных знаний в области обороны, о предназначении и задачах Вооружённых Сил Российской Федерации и гражданской обороны по обеспечению военной безопасности государства в современных условиях;
17. Знание составных частей воинской обязанности граждан Российской Федерации, предназначение воинского учёта граждан, содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, права и обязанности граждан до призыва, во время призыва и прохождения военной службы.
Учебный материал, обязательный для девушек
18. Углубление понятий по основам медицинских знаний, основам здорового образа жизни и оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении основного (базового) учебного материала и в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих основную (базовую) систему.
Раздел-5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. (10 класс)
Ученик научится:
— Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях.
— Последовательно выполнять приёмы при оказании первой помощи в различных неотложных состояниях.
— Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных частей тела и транспортировки пострадавшего.
— Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорно-двигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
— Формировать умение в выполнении приёмов по остановке артериального кровотечения.
— Усваивать порядок проведения сердечно-легочной реанимации (непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких).
Ученик получит возможность научиться
— Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию).
— Прогнозировать по характерным признакам возникновение инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи.
Место предмета в учебном плане школы
Учитывая специфику учебного заведения и потребности учащихся в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства, в учебном плане ГБПОУ «МССУОР №1» за счёт компонента образовательного учреждения в 10 классах с девушками данный курс изучается как отдельный предмет, на изучение предмета выделяется 35 часов из часов школьного компонента – из расчёта 1 час в неделю. Это даёт возможность увеличить количество часов на изучение отдельных тем.
Учебник
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.И.Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с. : ил. -
Содержание программы «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (для девушек) 10 класс.
Раздел 1. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Основные кишечные инфекции. Инфекции дыхательных путей.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика
Основные неинфекционные заболевания. Факторы риска их возникновения. Ишемическая болезнь сердца, факторы риска её возникновения.
Первая помощь при травмах и ранениях
Значение своевременного оказания первой помощи по снижению тяжести последствий для пострадавшего. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и растяжениях.
Оказание первой помощи при ранениях, методы остановки кровотечения.
Травматические переломы, правила оказания первой помощи при переломах опорно-двигательного аппарата.
Виды повязок и правила их наложения. Основные приёмы транспортной иммобилизации пострадавших и правила их транспортировки.
Первая помощь при отравлениях
Оказание первой помощи при отравлении лекарственными препаратами, алкоголем и никотином, препаратами бытовой химии.
Оказание первой помощи при отравлении угарным газом и аварийно химически опасными веществами (АХОВ).
Первая помощь при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током.
Правила оказания первой помощи при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током.
Первая помощь при массовых поражениях
Особенности оказания первой помощи в условиях массовых поражений. Медицинские средства защиты и профилактики.
Тематическое планирование
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни с девушками 10 классов
1 | Темы Число часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Раздел 1 (10 класс) (21 ч) | Основы медицинских знаний и оказания первой помощи | ||
1 | Основные инфекционные заболевания, меры профилактики (2 ч) | 1.1. Основные кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллез, ботулизм). 1.2. Инфекции дыхательных путей (дифтерия, грипп, туберкулёз). | Характеризовать причины возникновения дизентерии, симптома её проявления и методы распознавания. Сформировать правила поведения для профилактики дизентерии. Характеризовать основные причины заболевания сальмонеллезом, симптомы его проявления и меры профилактики. Характеризовать основные причины, приводящие к заболеваниям ботулизмом, симптомы его проявления и меры профилактики. Характеризовать дифтерию как острое инфекционное заболевание, симптомы её проявления и меры профилактики. Характеризовать грипп как острое респираторное заболевание, причины его возникновения, симптомы проявления, профилактику. Характеризовать туберкулёз органов дыхания, основные причины его возникновения, симптомы проявления и меры профилактики. |
2 | Основные неинфекционные заболевания и их профилактика (2 ч) | 2.1. Основные неинфекционные заболевания, факторы риска их возникновения. 2.2. Ишемическая болезнь сердца, факторы риска её возникновения. | Характеризовать основные неинфекционные заболевания, факторы риска их возникновения и меры профилактики. Характеризовать основные симптомы ишемической болезни сердца, факторы риска её возникновения и меры профилактики. |
3 | Первая помощь при травмах и ранениях (6 ч) | 3.1. Значение своевременного оказания первой помощи по снижению тяжести последствий для пострадавшего. 3.2. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и растяжениях. 3.3. Оказание первой помощи при ранениях. Методы остановки кровотечения. 3.4. Травматические переломы, правила оказания первой помощи при переломах опорно-двигательного аппарата. 3.5. Виды повязок и правила их наложения. 3.6. Основные приёмы транспортной иммобилизации пострадавших и правила их транспортировки. | Характеризовать значение оказания первой помощи пострадавшим для сохранения их здоровья. Характеризовать основные признаки ушибов, вывихов и растяжений. Отработать правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, растяжениях. Характеризовать основные виды кровотечений и методы остановки кровотечения. Отработать приемы остановки артериального кровотечения. Отработать приемы остановки венозного и капиллярного кровотечения. Характеризовать травматические переломы опорно-двигательного аппарата. Отработать порядок оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Характеризовать существующие виды повязок и правила их наложения. Отработать приемы транспортно иммобилизации пострадавшего и правила его транспортировки. |
4 | Первая помощь при отравлениях (5 ч) | 4.1. Оказание первой помощи при отравлении лекарственными препаратами. 4.2. Оказание первой помощи при отравлении алкоголем и никотином. 4.3. Оказание первой помощи при отравлении препаратами бытовой химии. 4.4. Оказание первой помощи при отравлении угарным газом. 4.5. Оказание первой помощи при отравлении аварийно химически опасными веществами (АХОВ). | Характеризовать последовательность оказания первой помощи при отравлении лекарственными препаратами. Характеризовать симптомы отравления алкоголем и никотином. Уяснить последовательность действий при оказании первой помощи при отравлении алкоголем и никотином. Отработать последовательность действий при оказании первой помощи при отравлении различными препаратами бытовой химии. Характеризовать признаки отравления угарным газом и порядок оказания первой помощи. Характеризовать наиболее распространенные АХОВ и признаки отравления ими. Уяснить последовательность действий при оказании первой помощи при отравлении АХОВ. |
5 | Первая помощь при ожогах, отмораживаниях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током (4 ч) | 5.1. Оказания первой помощи при ожогах. 5.2. Оказания первой помощи при отморожении. 5.3. Оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах 5.4. Оказания первой помощи при поражении электрическим током. | Характеризовать виды ожогов и их возможные последствия. Уяснять последовательность действий при оказании первой помощи при различных видах ожогов. Характеризовать причины отморожения различных частей тела. Классифицировать степень отморожения. Характеризовать основную цель и порядок оказания первой помощи при отморожении. Характеризовать основные причины возникновения теплового и солнечного ударов и признаки их проявления. Отработать порядок оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Характеризовать причины и последствия поражения электрическим током. Характеризовать меры безопасности, которые необходимо соблюдать при оказании первой помощи пострадавшему. Уяснить и отработать последовательность и порядок оказания первой помощи пораженному электрическим током. |
6 | Первая помощь при массовых поражениях (2 ч) | 6.1. Особенности оказания первой помощи в условиях массовых поражений. 6.2. Медицинские средства защиты и профилактики. | Анализировать причины возникновения массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций. Отрабатывать приемы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. Характеризовать медицинские средства защиты и профилактики, их предназначение и порядок использования. |
В программу внесены следующие изменения:
1. В тему 1 «Основные инфекционные заболевания, меры профилактики» и тему 2 «Основные неинфекционные заболевания и их профилактика» в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела добавлено по 2 часа.
2. Тема 3 «Первая помощь при травмах и ранениях» увеличена на 5 часов для отработки практических действий по оказанию первой помощи.
4. В тему 5 «Первая помощь при ожогах, отмораживаниях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током» добавлен 1 час для контроля знаний учащихся.
5. Тема 6 «Первая помощь при массовых поражениях» увеличена на 2 часа для отработки практических действий по оказанию первой помощи.
Результат освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащимися средней школы предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
- умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
- умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
- умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
- умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования;
- умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации.
Ученица научится
— Распознавать по внешним признакам основные, наиболее часто встречающиеся, инфекционные заболевания.
— Применять рекомендуемые меры профилактики возникновения инфекционных заболеваний на практике.
— Формировать знания об основных неинфекционных заболеваниях, факторах риска их возникновения и реализовать на практике рекомендации по профилактике возникновения неинфекционных заболеваний.
— Формировать знания и умения по оказанию первой помощи пострадавшим и при неотложных состояниях.
— Оказывать само- и взаимопомощь в зоне массовых поражений и пользоваться медицинскими средствами защиты и профилактики.
Контроль результатов обучения
Контроль результатов обучения осуществляется через использование различных видов оценки и контроля ЗУН. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа, тест, устный опрос.
Дополнительная литература
1. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Под общей редакцией С.К.Шойгу. – М., 2004.
2. Методический журнал «ОБЖ в школе»
3. Интернетресурсы.
Критерии оценки учебной деятельности
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;
«4»- 82-67%;
«3» - 66 – 50%;
«2» - менее 50%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Технология 6 класс (девочки)
Рабочая программа по технологии составлена к учебнику В.Д. Симоненко "Технология. " (девочки) для 6 класса общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа «Технология» 5 класс (девочки)
Рабочая программа «Технология» 5 класс (девочки) ФГОС...
Рабочая программа «Технология» 6 класс (девочки) ФГОС
Рабочая программа «Технология» 6 класс (девочки) ФГОС...
Рабочая программа «Технология» 7 класс (девочки)
Рабочая программа «Технология» 7 класс (девочки)...
Рабочая программа «Технология» 8 класс (девочки)
Рабочая программа «Технология» 8 класс (девочки)...
Рабочая программа технологии 8 класс (девочки)
Рабочая программа разработана с учетом ФГОС и предназначена для девочек 8 класса. Количество часов -34....
рабочая программа 5-8 класс девочки
рабочая программа по девочкам 5-8 класс...