рабочая программа по ОБЖ 11 класс
рабочая программа по обж (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ериковская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области
Рабочая программа
по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности»
в 5 классе
Разработал:
преподаватель–организатор
МОУ «Ериковская ООШ»
Базаров Н.И.
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 11 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе:
- авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов, В.А. Васнеев //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008
- Учебного плана общеобразовательного учреждения на 2013-2014 учебный год
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2013-2014 учебном году
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи учебного курса
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
• освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу,
и их обоснование
Изменения в авторскую учебную программу внесены не были.
Авторская программа | Рабочая программа | Изменения |
1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | ||
10 | 10 | - |
2. Основы военных знаний. | ||
24 | 24 | - |
ИТОГО: | ||
34 | 34 | - |
Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил», «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части), которые являются необязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование понятий о физическом, духовном и репродуктивном здоровье женщины; на подробное рассмотрение вопросов семейного права, роли женщины в современном обществе, социально-демографической обстановки в России, взаимосвязи здоровья женщины и здоровья нации
Название учебно – методического комплекта
Для преподавания учебного предмета ОБЖ в 11 классе используется учебно-методический комплект под редакцией А.Т. Смирнова.
Учебно-методический комплект | Класс | Издательство |
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 11 | Просвещение |
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни) | 11 | Просвещение |
Количество учебных часов,
на которое рассчитана Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю)
Формы организации учебного процесса
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности» и «Безопасное колесо», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
знать:
• основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
• основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
• основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
• состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
• основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
• предназначение, структуру и задачи РСЧС;
• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
• перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
• перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;
• объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
• назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
• показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
• рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ведения здорового образа жизни;
• действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; пользования бытовыми приборами;
• использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
• пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
• соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
• соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
• соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
• вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
• подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
Календарно-тематический план 11 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки | Фактические сроки | Примечание |
I | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10ч |
| |||
1 | Основы здорового образа жизни | ||||
1.1 | Правила личной гигиены и здоровье | 1 | |||
1.2 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов | 1 |
| ||
1.3 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики | 1 |
| ||
1.4 | СПИД и его профилактика | 1 | |||
1.5 | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 1 | |||
2 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | ||||
2.1 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия) | 1 | |||
2.2 | Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия) | 1 | |||
2.3 | Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия) | 1 | |||
2.4 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | 1 | |||
II | Основы военной службы 24ч | ||||
3 | Воинская обязанность | ||||
3.1 | Основные понятия о воинской обязанности | 1 | |||
3.2 | Организация воинского учета и его предназначение | 2 | |||
3.3 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | 1 | |||
3.4 | Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 | |||
35 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет | 2 |
| ||
3.6 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 | |||
4 | Особенности военной службы | ||||
4.1 | Правовые основы военной службы | 1 | |||
4.2 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни | 2 | |||
4.3 | Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России | 1 | |||
4.4 | Прохождение военной службы по призыву | 1 | |||
4.5 | Прохождение военной службы по контракту | 1 | |||
4.6 | Права и ответственность военнослужащих | 1 | |||
47 | Альтернативная гражданская служба | 1 | |||
5 | Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил | ||||
5.1 | Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества | 1 |
| ||
5.2 | Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | 1 |
| ||
5.3 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально -психологическим и профессиональным качествам гражданина | 1 |
| ||
54 | Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | 2 |
| ||
5.5 | Как стать офицером Российской армии | 1 | |||
5.5 | Как стать офицером Российской армии | 1 | |||
5.6 | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации | 1 | |||
итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
11 КЛАСС
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10ч.
1. Основы здорового образа жизни 6ч.
1.1. Правила личной гигиены и здоровье
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
1.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного
взаимоотношения полов
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
1.3. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики
Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
1.4. СПИД и его профилактика
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
1.5. Семья в современном обществе. Законодательство о cемье. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения
брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.
2. Основы медицинских знаний и правила оказания nepвой медицинской помощи 4ч.
2.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия)
Сердечная недостаточность, основные понятия и определения инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульта
2.2. Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощь Способы остановки кровотечения. Правила наложения давя повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.
2.3. Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, при повреждении позвоночника.
2.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямой массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.
Раздел II. Основы военной службы 24ч.
3. Воинская обязанность 10ч.
3.1. Основные понятия о воинской обязанности
Воинская обязанность, определение воинской обязанности
содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к вое-службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и происхождение военных сборов в период пребывания в запасе.
3.2. Организация воинского учета и его предназначение
Организация воинского учета. Первоначальная постановка на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учёту. Организация медицинского освидетельствования граждан при начальной постановке на воинский учет.
3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.
Основные требования к индивидуально-психологическим качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, связи и наблюдения, водительские и др.).
3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки; граждан к военной службе.
Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.
3.6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
4. Особенности военной службы 8ч.
4.1. Правовые основы военной службы
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.
4.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни
Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения.
4.3. Военная присяга — клятва воина на верность Родине —России
Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги
Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
4.4. Прохождение военной службы по призыву
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.
Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военная форма одежды.
4.5. Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту.
Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
4.6. Права и ответственность военнослужащих
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
4.7. Альтернативная гражданская служба. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой
деятельности в интересах общества и государства.
Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы.
Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил 7ч.
5.1. Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.
5.2. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
5.4. Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
5.5. Как стать офицером Российской армии
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
5.6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.
Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.
Формы и средства контроля
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), контрольных работ, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Обсуждаемые вопросы:
1. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
2. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
3. Чрезвычайная ситуация: причины и последствия
4. Наркотические средства: здоровье и безопасность нации
5. Инфекционная безопасность населения как вектор национальной безопасности
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература: Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом в 11 классе используется учебно-методический комплект под редакцией А.Т. Смирнова.
Учебно-методический комплект | Класс | Издательство |
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 11 | Просвещение |
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни) | 11 | Просвещение |
Дополнительная литература
- УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические издания издательства «Просвещение»:
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». 10-11 класс.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя.
- Васнев В.А., Чиненный С.А «Основы подготовки к военной службе»: Методические материалы и документы: Книга для учителя
- Армия государства Российского и защита Отечества: Пособие для учащихся 10-11 классов /Под общ. ред. В.В.Смирнова.
- Программно-методические материалы: «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Составитель Б.И. Мишин. – М.: «ДРОФА», 2001.
- Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к военной службе./Составитель В.С. Добровольский, М.П. Фролов, Б.И. Мишин. – М.: Высшая школа, 2002.
- Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учебное пособие для 10 – 11 классов: - М.: Просвещение, 2002.
- Особенности военной службы: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 11 кл./ под ред. В.И. Кузнецов. – М.: «АРМПРЕСС», 2001.
- Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002.
- Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 кл./ Составитель В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2003.
- Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 9 кл./ Составитель В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2004.
- Основы РСЧС. Приведение в готовность и защита формирований. Специальная обработка. Эвакуационные мероприятия. /А.Ф. Полтарак, А.Л. Кривошлыков, А.П. Зайцев. – М.: Военные знания, 2000.
- Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и документы: Книга для учителя / Составители В.А. Васнев, С.А. Чиненный. – М.: Просвещение, 2003.
- Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
- Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
- Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2004
- Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285
- Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
- Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006.
Оборудование и приборы
- предметный кабинет,
- комплект учебников для 11 класса (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательство «Просвещение», 2006 г.),
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов.
- тир для стрельбы с пневматической винтовки,
- пневматические винтовки,
- спортивный зал,
- спортивная площадка с элементами полосы препятствий,
- компас,
- палатка,
- аптечка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...