рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс) на тему

Базаров Николай Иванович

рабочая программа по ОБЖ для учащихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ериковская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области

Рабочая программа

по  предмету «Основы

безопасности жизнедеятельности»

в 5 классе

Разработал:

преподаватель–организатор

МОУ «Ериковская ООШ»

Базаров Н.И.

2013 г.

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 10 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе:

  • авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов, В.А. Васнеев //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008
  • Учебного плана общеобразовательного учреждения на 2013-2014 учебный год
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2013-2014 учебном году

      Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цели и задачи  учебного курса

        Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

• освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

        Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

        

Изменения, внесенные   в  авторскую учебную программу,

и их обоснование

Изменения  в авторскую учебную программу  внесены не были.

Авторская программа

Рабочая программа

 Изменения

1 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

                  13

              13

            -

2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

                 6

              6

            -

3 Основы военной службы

                16

              16

            -

   ИТОГО:

                35

             35

            -

Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил», «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части), которые являются необязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование понятий о физическом, духовном и репродуктивном здоровье женщины; на подробное рассмотрение вопросов семейного права, роли женщины в современном обществе, социально-демографической обстановки в России, взаимосвязи здоровья женщины и здоровья нации

Название учебно – методического комплекта

Для преподавания учебного предмета ОБЖ в 10 классе используется учебно-методический комплект под редакцией А.Т. Смирнова.

Учебно-методический комплект

Класс

Издательство

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.; Ижевский П.В. под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

Просвещение

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы  безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

Количество учебных часов,

на которое рассчитана Рабочая программа

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю) и дополнительно 40 часов на учебные сборы

Формы организации учебного процесса

    Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа (участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности» и «Безопасное колесо», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

Требования к уровню подготовки учащихся

           В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 10 класса должен

Знать:

• основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

• основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

• основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;

• состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

• основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

• особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;

• предназначение, структуру и задачи РСЧС;

• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; уметь:

• перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

• перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который следует взять с собой в случае эвакуации;

• объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

• назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;

• показать порядок использования средств индивидуальной защиты;

• рассказать о предназначении и задачах организации гражданской обороны;

Уметь:

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,

респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ведения здорового образа жизни;

• действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; пользования бытовыми приборами;

• использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

• пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

• соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

• соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

• соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

• вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

• подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.

                                                                                                                                Календарно-тематический  план 10 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки

Фактические сроки

Примечание

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях .

12

1

Опасные   и   чрезвычайные   ситуации,   возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1.1

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.  Подготовка к проведению турпохода

1

1.2

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

1

1.3

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

1.4

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

1.5

Единая государственная система предупреждения    и    ликвидации    чрезвычайных    ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1

1.6

Законы   и   другие   нормативно- правовые   акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

1

2

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

2.1

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

1            

2.2

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

2.3

Оповещение  и  информирование  населения  об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

1

2.4

Организация инженерной зашиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

1

2.5

Средства индивидуальной защиты

1

2.6

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

2.7

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

1

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни .

6

3

Основы  медицинских знаний  и  профилактика инфекционных заболеваний

3.1

Сохранение   и   укрепление   здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

1

3.2

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

1

4

Основы здорового образа жизни

4.1

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

4.2

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

1

4.3

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1

4.4

Вредные   привычки,   их   влияние   на  здоровье. Профилактика вредных привычек

1

III

Основы военной службы.

17

5

Вооруженные   Силы   Российской   Федерации — защитники нашего Отечества

5.1

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

1

5.2

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

1

5.3

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе    обеспечения    национальной    безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил

1

5.4

Другие войска, их состав и предназначение

1

6

Боевые традиции Вооруженных Сил России

6.1

Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

1

6.2

Памяти поколений — дни воинской славы России

1

6.3

Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

1

7

Символы воинской чести

7 1

Боевое Знамя  воинской  части -символ воинской чести, доблести и славы

1

7.2

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1

7.3

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1

8

Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)*

8.1

Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках

1

8.2

Размещение и быт военнослужащих

1

8.3

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

1

8.4

Организации караульной   службы и обязанности часового

1

8.5

Строевая подготовка

1

Итого:

35

СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО КУРСА  

10   КЛАСС

Раздел I.  Безопасность и защита человека в

опасных и чрезвычайных ситуациях 13ч.

1.  Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения  6ч

1.1.        Правила поведения в условиях вынужденной автономии
в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

1.2.Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

  1. Уголовная ответственность несовершеннолетних 

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

1.4.        Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера

Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

1.5.        Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.6.        Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны 7ч

2.1.        Гражданская оборона, основные понятия и определения,
задачи гражданской обороны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

2.2.        Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

2.3.        Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

2.4.        Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

2.5.        Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.

2.6.        Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

2.7.        Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.

Раздел II.  Основы медицинских знаний и здорового образа жизни  10ч.

3.Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний 3ч

3.1.        Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

3.2.        Основные инфекционные заболевания, их классификация
и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

4.Основы здорового образа жизни 7ч

4.1.        Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная it физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

4.2.        Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

4.3.        Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливая. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению  закаливающих процедур.

4.4.        Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курения) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека и  социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

Раздел III.  Основы военной службы 12ч.

5.Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества 6ч

5.1.        История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

5.2.        Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.

Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.

Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.

Военно-морской флот, история создания, предназначение.

Отдельные рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.

5.3.        Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил.

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание.

5.4.        Другие войска, их состав и предназначение Пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

6.Боевые традиции Вооруженных Сил России 3ч

6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление
служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание
патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

6.2.        Памяти поколений — дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

6.3.        Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

7.Символы воинской чести 3ч

7.1.        Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести,
доблести и славы

Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

7.2.        Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

7.3.        Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого

Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

8.Основы военной службы (практические занятия

на базе воинской части во внеурочное время) 40ч.

8.1.        Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках

Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов не базе воинской части. Ознакомление с историей части, ее боевым путем, подвигами воинов части в военное и мирное время, боевым традициями и задачами части, решаемыми в мирное время по подготовке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий и распорядком дня, с требованиями к правилам безопасности во время занятий с оружием и на военной технике. Значение учебных сборов в практической подготовке обучающихся к военное службе.

8.2.        Размещение и быт военнослужащих

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охран; окружающей среды.

Распределение служебного времени и повседневный порядок.

Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.

8.3.        Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.

8.4.        Организация караульной службы, обязанности часового Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.

8.5.        Строевая подготовка

Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

8.6.        Огневая подготовка

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба.

8.7.        Тактическая подготовка

Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.

8.8.        Физическая подготовка

Разучивание упражнений утренней физической зарядки. Проведение занятий по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей.

Формы и средства контроля

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), контрольных работ, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Обсуждаемые вопросы:

1. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

2. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

3. Чрезвычайная ситуация: причины и последствия

4. Наркотические средства: здоровье и безопасность нации

5. Инфекционная безопасность населения как вектор национальной безопасности

Практические задания:

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом,

хлором и аммиаком.

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

Оказание первой медицинской помощи при травмах, ушибах и переломах.

Транспортировка пострадавшего.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература:        Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом в 10 классе рекомендуется использовать учебно-методический комплект под редакцией А.Т. Смирнова.

         Учебно-методический комплект

Класс

Издательство

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.; Ижевский П.В. под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

Просвещение

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы  безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

Дополнительная литература:

  1. УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические издания издательства «Просвещение»: 
  2. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». 10-11 класс.
  3. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя.
  4. Васнев В.А., Чиненный С.А «Основы подготовки к военной службе»: Методические материалы и документы: Книга для учителя
  5. Армия государства Российского и защита Отечества: Пособие для учащихся 10-11 классов /Под общ. ред. В.В.Смирнова.
  6. Программно-методические материалы: «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Составитель Б.И. Мишин. – М.: «ДРОФА», 2001.
  7. Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к военной службе./Составитель В.С. Добровольский, М.П. Фролов, Б.И. Мишин. – М.: Высшая школа, 2002.
  8. Ермакова В.И. Основы физиологии  питания, санитарии и гигиены: Учебное пособие для 10 – 11 классов: - М.: Просвещение, 2002.
  9. Особенности  военной службы: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 11 кл./ под ред. В.И. Кузнецов. – М.: «АРМПРЕСС», 2001.
  10. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002.
  11. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 кл./ Составитель В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2003.
  12. Основы РСЧС. Приведение в готовность и защита формирований. Специальная обработка. Эвакуационные мероприятия. /А.Ф. Полтарак, А.Л. Кривошлыков, А.П. Зайцев. – М.: Военные знания, 2000.
  13. Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и документы: Книга для учителя / Составители  В.А. Васнев, С.А. Чиненный. – М.: Просвещение, 2003.
  14. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
  15. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
  16. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2004
  17. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285
  18. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
  19. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006.

Оборудование и приборы

  1. предметный кабинет,
  2. комплект учебников для 10 класса (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательство «Просвещение», 2006 г.),
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов.  
  4. тир для стрельбы с пневматической винтовки,
  5. пневматические винтовки,
  6. спортивный зал,
  7. спортивная площадка с элементами полосы препятствий,
  8. компас,
  9. палатка,
  10. аптечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...