Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках ОБЖ/
статья по обж на тему
Выступление на заседании РМО учителей ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_obzh.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках ОБЖ»
Москотельникова Наталья Владимировна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»
учитель ОБЖ
г. Воскресенск
2013 г.
Введение.
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с нарушениями интеллекта (в настоящее время их называют “дети с ограниченными возможностями здоровья”, сокращенно “дети с ОВЗ”)
Важное место в учебном процессе занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников с нарушениями интеллекта (умственно отсталые) комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
Теоретическую основу коррекционно-развивающей модели организации обучения детей с нарушениями интеллекта составляет учение Л.С. Выготского о компенсации дефекта, об общих закономерностях нормального и аномального развития, о единстве биологических и социальных факторов в развитии личности и ее социальной обусловленности. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
Психологические особенности детей с трудностями в обучении обуславливают несколько иной подход, к отбору содержания изучаемого материала выдвигая на первый план то содержание, которое обеспечивает формирование положительных мотиваций к учению, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора детей. В процессе обучения таким детям на уроке необходимо предоставить возможность осуществления предметно-практической деятельности, усвоения теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта.
Только в условиях класса щадящего режима, где проводятся особые коррекционно-развивающие занятия, где учебный материал преподносится небольшими порциями, а его усложнение происходит постепенно, где обучается 8-12 человек, появляется возможность индивидуального подхода, учитываются характерные для каждого ребёнка затруднения. Это позволяет систематически восполнять пробелы в элементарных знаниях и практическом опыте учащихся, а значит повышать уровень общего развития.
Учитель на уроке выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на уроках.
Смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха (дать каждому пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя).
В основе ожидания успеха лежит стремление заслужить одобрение старших – учителей, родителей. При создании ситуации успеха учителем достигается эмоциональный комфорт в классе, особенно важно это в период учения.
Педагогически обоснованные ситуации успеха:
• сбывшаяся радость (на что наделся, то и получил);
• неожиданная радость (результат превзошел ожидание);
• общая радость (успех хорошо воспринимается окружением);
• семейная радость (успех переживается всей семьей);
• радость познания (радость от процесса учения);
• мнимый успех (неверие в свои силы).
Коррекционно-развивающие технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Исходя из коррекционно-развивающей модели обучения, я вижу главную цель в следующем:
– использование современных технологий на уроках ОБЖ, направленных на развитие и коррекцию психических и физических недостатков учащихся с нарушениями интеллекта, способствующих усвоению универсальных учебных действий, необходимых для повышения их жизненной компетентности.
Задачами достижения главной цели, считаю:
– развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с ОВЗ в результате систематического применения коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр, занятий на уроках ОБЖ;
– использовать на уроках ОБЖ разнообразные виды деятельности, помогающих учащимся с нарушениями интеллекта преодолеть их умственные и физические недостатки развития.
В коррекционно-развивающем обучении большая роль принадлежит использованию приемов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с нарушениями интеллекта. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении – это всестороннее развитие личности ребенка, сознательный и активный характер обучения, наглядность и предметность в обучении, и практическая направленность учебных занятий. При этом можно достичь определенного прогресса в решении педагогических задач по формированию представлений об окружающем мире, предупредить механическое запоминание материала.
На уроках для развития устной и письменной речи учащихся большое значение имеет работа с текстом учебника. В результате обогащается словарь учащихся, они отвечают на вопросы и формулируют их, им приходиться планировать предстоящие действия и составлять словесные ответы.
Учитель ОБЖ имеет широкие возможности для проведения самых разнообразных методов и видов деятельности на уроках. От методов работы на уроке, выбранных учителем, во многом зависит усвоение содержания образования. Каждый метод можно рассматривать как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся.
Большое значение имеет сочетание разных методов на различных этапах урока. Методы, выбранные соответственно содержанию, возрасту, особенностям познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта обеспечивают эффективное обучение.
От эффективности применяемых на уроках ОБЖ методов и приемов коррекционно-развивающего обучения в большей мере зависит развитие высших психических функций детей с нарушениями интеллекта (мышления, памяти, речи, внимания, восприятия). Чтобы учащиеся хорошо усваивали знания, умения и навыки надо для них создать условия работы на уроке (наглядные пособия, карточки, схемы, таблицы, объемные пособия и др.), а также подобрать такие методы и приемы, которые способствуют преодолению возникающих трудностей в процессе изучения предмета.
На уроках ОБЖ широко используется метод практических работ, который способствует развитию и коррекции, мышления, памяти, внимания, речи, внимания, моторики, пространственной ориентировки и активизации познавательной деятельности. Примерами таких работ являются: работы с условными знаками международных сигналов SОS, работы по ориентированию на местности, с таблицами, схемами, работы по изготовлению макетов зимних и летних укрытий и др. Такие работы позволяют формировать у детей с нарушениями интеллекта более прочные знания по предмету и способствуют овладению практическими умениями и навыками, которые необходимы им для самостоятельной жизни.
Чтобы коррекционно-развивающий процесс в таких классах был более успешен (в классе обучаются дети с хроническими заболеваниями, со сниженным иммунитетом, с родовыми травмами) педагогу необходимо найти резервы собственной деятельности для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи учителя, работающего в специальном (коррекционном) классе VII вида с позиции здоровьесбережения:
- Сохранение и укрепление уровня реального здоровья учащихся;
- Формирование культуры здоровья;
- Обеспечение возможности дальнейшего успешного обучения на следующей образовательной ступени;
- Здоровьесберегающее поведение.
Решение данных задач осуществляется через использование на уроках физминуток, изучение основ здорового образа жизни на уроках, проведение внеклассных мероприятий по предмету.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.
Такие уроки особенно актуальны в коррекционных классах.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
В своей работе использую презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
• повышает качество знаний
• продвигает ребенка в общем развитии
• помогает преодолеть трудности
• вносит радость в жизнь ребенка
• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Таким образом, применение технологии коррекционно-развивающего обучения на уроках ОБЖ способствуют:
– активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти, речи, восприятия и моторики учащихся;
– развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение оказывать первую медицинскую помощь, правильно действовать в чрезвычайной ситуации, ориентироваться на местности и.т.д.);
– позволяет учащимся лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений;
– уточняют и обогащают представление о мире;
– умению правильно действовать в чрезвычайной ситуации, избегать опасностей,
– вести здоровый образ жизни,
– воспитывают самоконтроль, самооценку, активизируют познавательную деятельность;
Заключение.
Разработанные технологии коррекционно-развивающего обучения, применяемые на уроках ОБЖ, способствуют развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формируют основы здорового образа жизни, а также пространственное восприятие мира, стимулируют компенсаторные процессы развития учащихся с нарушениями интеллекта и позволяют формировать у них новые положительные качества.
Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр и методов обучения на уроках ОБЖ способствуют исправлению недостатков психофизического развития учащихся с нарушениями интеллекта и в значительной степени сглаживают (возмещают, уравнивают) их нарушенные функции в результате которого происходит повышение их жизненной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках географии
Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках географии В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Задача специальной ( коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появился механизм ко...
Использование коррекционно-развивающих элементов на уроке физкультуры
Упражнения на развитие координации и равновесия...
Совершенствование техники ведения мяча с использованием коррекционно-развивающих технологий»
Конспект урока по физкультуре в 3 классе школы( V вида)....
«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »
«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »...
Использование коррекционно-развивающих упражнений на этапе целеполагания при конструировании уроков в специальной коррекционной школе
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Дает корова молоко».Век XXI – век открытый,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети бы...
Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ».
Тема:«Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ». Подготовила:учитель русского языка и литературыВорникова Т...