Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ».
статья
Тема:«Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ».
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Ворникова Т.Н.
Кто-то когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв?
Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он
С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти: поздно заметил и поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли…!!!
Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Это становится возможным лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни.
Психолог Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что дети с дефектом могут достигнуть то же, что и нормальные, но «иным способом, на ином пути, иными средствами». И ещё «Для развития высших функций внимания и мышления умственно отсталого ребёнка должно быть создано нечто, напоминающее шрифт Брайля для слепого или дактилологию для глухонемого, т.е. систему обходных путей культурного развития там, где прямые пути оказываются отрезанными вследствие его природного недостатка».
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской
Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
По уровню обученности, проявляющейся в овладении ЗУН учащихся можно разделить на 4 группы:
1 группу – составляют дети, которые в целом правильно решают
предъявляемые им задания. Они наиболее активны и
самостоятельны в усвоении программного материала.
2 группу – обучающихся характеризует замедленный темп продвижения в овладении ЗУН.
Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях,
т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у
них затруднены. Эти ученики нуждаются в применении
наглядности на всех этапах учебной деятельности.
3 группа – учащихся отличается пассивностью, инертностью
психологических процессов, нарушениями внимания, что
приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики
обучаются по сниженной программе специальных (коррекционных) школ.
4 группа – характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих усвоение основ письма, простейшего счёта и чтения. Обучаются такие дети на дому.
Основные направления коррекционной работы, которые используем в обучении детей ОВЗ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
развитие пространственных представлений ориентации;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций:
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умение планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями)
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальных коррекционных классах является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе учитываю индивидуальные особенности каждого обучающегося в классе. В начале учебного года обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, анкеты, беседы с родителями). В начале сентября провожу анкетирование детей с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы.
Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, письменные задания.
Используются разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Сделала для себя вывод, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества на уроке. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркие наглядные пособия, занимательность. «Учить играя» - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
В своей профессиональной деятельности учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовить презентации).
В начале сентября проводить анкетирование детей, с целью выявления интересов детей, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников.
Для диагностики уровня воспитанности применять различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, методы контроля, мультимедийные презентации.
Использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
А так же использование в практике эффективных педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология дифференцированного обучения;
- технология личностно-ориентированное обучения;
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- блочное обучение;
- поэтапное формирование умственных действий;
- разноуровневое обучение;
- технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.
- элементы ИКТ;
При проведении внеклассных занятий использовать компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности учащиеся учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем.
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
- Здоровьесберегающие технологии:
С каждым годом количество детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы такие, как логоневроз, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память и другие проблемы неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния детей помогает использование в ходе занятий здоровье-сберегающихтехнологий.Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи логопеда, но и от работы всех участников диагностико-коррекционно-развивающего процесса – психологов, педагогов, родителей.
Здоровье-сберегающие технологии:
- Пальчиковая гимнастика А.П.Савиной.
- Гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили.
- Дыхательная гимнастика.
- Мимическая гимнастика.
- Занятия в спортивных кружках и секциях.
- Релаксирующие упражнения.
- Элементы музыкотерапии.
- Элементы цветотерапии.
- Зрительная гимнастика.
- «Динамические паузы».
- Элементы самомассажа.
- Прогулки
- Пешеходные экскурсии.
В своей работе, я как учитель использую следующиездоровье-сберегающие технологии:
1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.
2. Дыхательная гимнастика - стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками в виде «Динамических запоминалок», при этом обязательно учитывается модальность детей (двигательная память).
4. Элементы цветотерапии и элементы музыкотерапии. Использование цветовой гаммыи музыки на коррекционно-развивающих занятияхмогут способствовать успокоению, либо активизации ребенка.
5. Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
6. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.
7. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.
8. Игра «Приз» – развивает сенсорику, кинестетические ощущения, служит для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.
9. Кинезиологические упражнения - направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), помогают активизировать различные отделы коры головного мозга.
А так же специальные коррекционные технологии:
- коррекционно-развивающие;
- коррекционно-образовательные;
Использую различные формы организации урока:
урок КВН
урок-путешествие
урок-сказка
урок-циркового представления
урок-викторина
урок-зачёт и т.д.
Игровые технологии для нас очень важны и приемлемы. Мне хочется подтвердить словами Ш. Амонашвили.
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.
При выполнении заданий ребенку со стороны педагога оказывается необходимая помощь. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Так же в практике применяю такой вид работы, как проверку домашних или тестовых работ самими учениками друг у друга: ученики обмениваются работами и проверяют правильность их выполнения. Это повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.
Для оптимизации учебно-воспитательного процесса необходимо проводить психолого-педагогическую диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива.
Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.
Применение технологий на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.
Современное общество настолько сложно, что любой ребёнок нуждается в определённом психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды.
Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель педагогов – подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.
Закончить своё выступление хочу такими словами В.А. Сухомлинского.
О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема:«Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ».
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Ворникова Т.Н.
Кто-то когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв?
Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он
С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти: поздно заметил и поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли…!!!
Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Это становится возможным лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни.
Психолог Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что дети с дефектом могут достигнуть то же, что и нормальные, но «иным способом, на ином пути, иными средствами». И ещё «Для развития высших функций внимания и мышления умственно отсталого ребёнка должно быть создано нечто, напоминающее шрифт Брайля для слепого или дактилологию для глухонемого, т.е. систему обходных путей культурного развития там, где прямые пути оказываются отрезанными вследствие его природного недостатка».
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской
Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
По уровню обученности, проявляющейся в овладении ЗУН учащихся можно разделить на 4 группы:
1 группу – составляют дети, которые в целом правильно решают
предъявляемые им задания. Они наиболее активны и
самостоятельны в усвоении программного материала.
2 группу – обучающихся характеризует замедленный темп продвижения в овладении ЗУН.
Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях,
т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у
них затруднены. Эти ученики нуждаются в применении
наглядности на всех этапах учебной деятельности.
3 группа – учащихся отличается пассивностью, инертностью
психологических процессов, нарушениями внимания, что
приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики
обучаются по сниженной программе специальных (коррекционных) школ.
4 группа – характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих усвоение основ письма, простейшего счёта и чтения. Обучаются такие дети на дому.
Основные направления коррекционной работы, которые используем в обучении детей ОВЗ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
развитие пространственных представлений ориентации;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций:
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умение планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями)
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям)
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащения словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальных коррекционных классах является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе учитываю индивидуальные особенности каждого обучающегося в классе. В начале учебного года обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, анкеты, беседы с родителями). В начале сентября провожу анкетирование детей с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы.
Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, письменные задания.
Используются разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Сделала для себя вывод, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества на уроке. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркие наглядные пособия, занимательность. «Учить играя» - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
В своей профессиональной деятельности учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовить презентации).
В начале сентября проводить анкетирование детей, с целью выявления интересов детей, планировать тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников.
Для диагностики уровня воспитанности применять различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, методы контроля, мультимедийные презентации.
Использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
А так же использование в практике эффективных педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология дифференцированного обучения;
- технология личностно-ориентированное обучения;
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- блочное обучение;
- поэтапное формирование умственных действий;
- разноуровневое обучение;
- технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.
- элементы ИКТ;
При проведении внеклассных занятий использовать компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности учащиеся учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем.
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
- Здоровьесберегающие технологии:
С каждым годом количество детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы такие, как логоневроз, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память и другие проблемы неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния детей помогает использование в ходе занятий здоровье-сберегающихтехнологий.Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи логопеда, но и от работы всех участников диагностико-коррекционно-развивающего процесса – психологов, педагогов, родителей.
Здоровье-сберегающие технологии:
- Пальчиковая гимнастика А.П.Савиной.
- Гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили.
- Дыхательная гимнастика.
- Мимическая гимнастика.
- Занятия в спортивных кружках и секциях.
- Релаксирующие упражнения.
- Элементы музыкотерапии.
- Элементы цветотерапии.
- Зрительная гимнастика.
- «Динамические паузы».
- Элементы самомассажа.
- Прогулки
- Пешеходные экскурсии.
В своей работе, я как учитель использую следующиездоровье-сберегающие технологии:
1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.
2. Дыхательная гимнастика - стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками в виде «Динамических запоминалок», при этом обязательно учитывается модальность детей (двигательная память).
4. Элементы цветотерапии и элементы музыкотерапии. Использование цветовой гаммыи музыки на коррекционно-развивающих занятияхмогут способствовать успокоению, либо активизации ребенка.
5. Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
6. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.
7. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.
8. Игра «Приз» – развивает сенсорику, кинестетические ощущения, служит для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.
9. Кинезиологические упражнения - направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), помогают активизировать различные отделы коры головного мозга.
А так же специальные коррекционные технологии:
- коррекционно-развивающие;
- коррекционно-образовательные;
Использую различные формы организации урока:
урок КВН
урок-путешествие
урок-сказка
урок-циркового представления
урок-викторина
урок-зачёт и т.д.
Игровые технологии для нас очень важны и приемлемы. Мне хочется подтвердить словами Ш. Амонашвили.
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.
При выполнении заданий ребенку со стороны педагога оказывается необходимая помощь. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Так же в практике применяю такой вид работы, как проверку домашних или тестовых работ самими учениками друг у друга: ученики обмениваются работами и проверяют правильность их выполнения. Это повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.
Для оптимизации учебно-воспитательного процесса необходимо проводить психолого-педагогическую диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива.
Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.
Применение технологий на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.
Современное общество настолько сложно, что любой ребёнок нуждается в определённом психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды.
Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель педагогов – подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.
Закончить своё выступление хочу такими словами В.А. Сухомлинского.
О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.
Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...
Статья "Использование зджоровье сберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в школе VIII вида!
процесс современной школы.Здоровьесберегающие технологии в образовании в школе 8 вида технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддер...
«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »
«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе
Данный материал рассказывает об основных образовательных технологиях с примерами использования некоторых из них на уроках...