Учебно-воспитательная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
учебно-методический материал по обж на тему
Предварительный просмотр:
Учебно-воспитательная программа
формирования культуры здорового
и безопасного образа жизни.
МОУ «СОШ №12»
Пояснительная записка
Население России неумолимо уменьшается и, именно, проблема формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей стоит на первом месте. Удельный вес здоровых детей в образовательных учреждениях составляет 25-30% от общего количества обучающихся, в школах же нового типа с высокой интенсификацией учебного процесса здоровых школьников осталось не более 4% (Взаимосвязь здоровья и эффективности об учения старшеклассников // Школа здоровья. — РОО «Образование и здоровье», 2001
Внимание к вопросам здоровья и безопасного образа жизни в последние годы заметно возросло, т. к в последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, службы ЧС, МВД, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается в лучшем случае просмотру видеофильмов и компьютерным играм, а иногда общению с лицами асоциального поведения. На другой уровень вышли проблемы, связанные с уровнем подготовки учащихся при угрозе или возникновении ЧС природного, техногенного и криминогенного характера, подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах России. В попытках разрешить эти проблемы современной школе чаще всего приходится рассчитывать на свои силы. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника очень многое.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы, а также на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, на приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим и на подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах России.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:
• Конституция РФ
• Конвенция о правах ребенка.
• Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
• Закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• ЗАКОН ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. Принят Тульской областной Думой 29 января 2004 года Постановление N 55/1565
• СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
ЦЕЛЬ: формирование у учащихся школы понимания значимости здорового и безопасного образа жизни. Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями и навыками здоровых установок здорового и безопасного образа жизни.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
• сформировать представление о правильном поведении при угрозе возникновения или возникновении ЧС.
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
• учить детей и подростков делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
• организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;
• организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
• предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);
• охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
• формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
• организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Ожидаемые результаты реализации программы.
•Укрепление общего соматического, психического здоровья учащихся.
•Обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков.
•Повышение уровня воспитанности учащихся.
•Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении.
•Проявление навыков ЗОЖ и безопасного образа жизни в повседневной практической деятельности учащихся
Учебно-воспитательная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется через основные направления работы.
Содержание программы.
№ | Наименование раздела | Проводимые мероприятия | Ответственные |
1. | Основы здорового образа жизни. | ||
Основы личной гигиены | 1.Конкурс рисунков «Да здравствует мыло душистое!» 2.Проведение просветительской работы агитбригадой (10-11кл.) «Как прожить долго здоровым и молодым» 3. «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?» | Преподаватель – организатор ОБЖ, кл. рук. | |
Вредные привычки, их влияние на здоровье и профилактика | 1.Викторина «Мои привычки». 2.Просмотр презентации «Здоровый образ жизни». 3. « Стоит ли идти за Клинским?» профилактика алкоголизма 4. «Курить или не курить? Вот в чем вопрос». | Преподаватель – организатор ОБЖ, зам.директора по УВР | |
Пути укрепления здоровья |
5. «Учусь делать правильный выбор». | Преподаватель – организатор ОБЖ, мед работник | |
Охрана репродуктивного здоровья подростков | 1.Выступления психологов центра «Диалог» по теме «Чтобы потом не казнить себя» 2.Проведее тематических бесед врачом – гинекологом. 3.Беседа с использованием фильма по теме «Когда девочка взрослеет» 4.Решения и здоровье 5.Круглый стол «Есть ли будущее у современной семьи?» | Преподаватель – организатор ОБЖ, кл. рук. | |
Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека | 1.“Здоровье – это спорт!” под девизом “Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай”; 2.Проведение спартакиады 3.Организация походов на лыжах 4.Кл.час «В здоровом теле –здоровый дух!» | учитель физ.воспитания | |
СПИД и его профилактика | 1.«СПИД – чума нашего века» 2.Конкурс плакатов « Я против…» | Преподаватель – организатор ОБЖ, зам.директора по УВР | |
2. | Опасные ЧС, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения | 1. «День защиты детей». 2.Организация и проведение практических тренировок по эвакуации учащихся. 3.Проведение эстафет с элементами выполнения нормативов « Будь готов к труду и обороне». 4.Организация выставок книг в библиотеке по тематике« Человек в экстремальной ситуации». 5.Конкурс плакатов «Защита человека в чрезвычайной ситуации». 6. Беседа «Что вокруг нас может быть опасным?» | Преподаватель – организатор ОБЖ, зам.директора по УВР |
Правила обеспечения безопасности дорожного движения | 1.Учебный проект « Мой безопасный путь». 2.Проведение бесед работниками ГИБДД. 3.Конкурс рисунков « Будь внимателен на дороге». 4.Месячник безопасности «Безопасное колесо» 5.«Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?» | Преподаватель – организатор ОБЖ, зам.директора по УВР, кл.рук. | |
Правила пожарной безопасности и поведения при пожарах | 1.Экскусии в пожарную часть 2.Проведение бесед с приглашением работников МЧС 3. «Правила безопасности при обращении с огнем». | Преподаватель – организатор ОБЖ, зам.директора по УВР, кл.рук. | |
Правила безопасного поведения в быту | 1. Просмотр кинофрагментов «Один дома» 2. «Правила безопасного поведения в быту» | Преподаватель – организатор ОБЖ | |
3. | Безопасность детей в природе. | 1.Инструктаж с использованием плакатов «Будь внимателен на воде». 2. « Мы выбираем безопасный маршрут» мини – игра по курсу ОБЖ | Преподаватель – организатор ОБЖ |
4. | ЧС техногенного характера и правила безопасного поведения учащихся при их возникновении. | 1.Проведение «Дня защиты детей». | Преподаватель – организатор ОБЖ, кл. рук. |
5. | Подготовка учащихся к военной службе. | 1.Выполнеие нормативов физической подготовленности учащихся в ОУ. 2.Школьное мероприятие « Готов встать в строй!» 3.Городское мероприятие «Зарница». 4.Посещение музея боевой славы. 5.Участие в областной военно-спортивной игре « Тропа разведчика» 6.Месячник оборонно-массовой работы. | Преподаватель – организатор ОБЖ |
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Анализ заболеваемости школьников проводится следующим образом. Учитываются данные о количестве дней, пропущенных по болезни (определяется по классному журналу и сверяется с медицинскими справками), подсчитываются на каждый месяц пропуски учебных дней по болезни по классу в целом, затем в среднем на каждого учащегося. Анализ заболеваемости позволит выделить наиболее сложные периоды учебного года и спланировать необходимые здоровьесберегающие мероприятия: снижение учебной нагрузки в определенные месяцы учебного года, увеличение Дней здоровья и спорта, проведение оздоровительно- профилактических мероприятий.
Очень важно проследить изменение психического здоровья школьников 10-11 классов. Для этого можно использовать анкеты, тесты оценки психического и функционального напряжения организма учащегося. По данным мониторинга проанализировать психологическое напряжение в начале, середине, конце учебного года, выявить риск возникновения психической дезадаптпации, высокой тревожности старшеклассников.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
город Донской Тульская область
Учебно-воспитательная программа
формирования культуры здорового
и безопасного образа жизни.
Разработана
Преподавателем -организатором ОБЖ
Шаталовой Л.М.
Г.Донской
2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО
Статья по воспитанию здорового образа жизни...
Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.
Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье – это состояние п...
Д. В. Марченко "Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни"
Данная работа содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе с обучающимися МОАУ СОШ №3 города Шимановска. Воспитание экологической культуры...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...
организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся
организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся...