"Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ 5, 6, 7 классы".
календарно-тематическое планирование по обж по теме
поурочное планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_5_7891011_klassy_2012.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
5 класс по ОБЖ
Пояснительная записка по ОБЖ 5 класс
Настоящая программа определяет объем содержания образования по предмету, дает примерное распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам курса.
Одной из важнейших задач ОБЖ данного этапа является подготовка обучающихся к осознанному ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Обучающийся должен самостоятельно научиться ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Цели основного общего образования:
- Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности.
- Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания.
- Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Учебные задачи:
- Формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
- Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.
- Воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
II. Общая характеристика предмета ОБЖ для 5 класса.
Предмет ОБЖ включает в себя изучение и выполнение федеральных законов РФ «Об образовании», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», « Об охране окружающей природной среды» , « О пожарной безопасности», « О безопасности дорожного движения», « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , «О гражданской обороне».
ОБЖ предназначено для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, основополагающих знаний по данным вопросам и умениям распознавать, и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае возникновения опасных ситуация.
ОБЖ воспитывает у школьников потребность предвидеть возможные жизненные ситуации, вырабатывает навыки правильного анализа экстремальной ситуации и поведения в ней, обучает грамотным, правильным действиям в тех условиях, которые могут встретиться в жизни.
III. Место учебного предмета ОБЖ в учебном плане.
Предмет О.Б.Ж в соответствии с учебным планом основного общего образования изучается в 5 классе из расчета на 1 час в неделю (всего-35 часов).
Разделы:
1. «Основы комплексной безопасности в 5 классе».
2. «Защита населения РФ от ЧС в 5 классе»
3. «Основы здорового образа жизни».
4. «Оказание первой медицинской помощи в 5 классе».
IV. Ценностные ориентиры содержания предмета ОБЖ.
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положении Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
-Эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области БЖ в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также далее полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ в 5 классе.
- Структурные компоненты программы представлены в рабочей программе, охватывающей весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности.
Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Обеспечивает у обучаемых комплексной БЖ в повседневной жизни и в различных опасных ЧС.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС 5.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
V. Содержание учебного предмета ОБЖ в 5 классе.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.
- Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых и безопасность. Обеспечение безопасности при автономном существовании.
- Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
- Обеспечение безопасности в ЧС природного, техногенного и социального характера. ЧС природного характера. ЧС техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС.
Организация защиты населения от ЧС. Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС.
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ. Система борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни..
- Факторы, разрешающие здоровье. Основные понятия о здоровом образе жизни
- Составляющие здорового образа жизни.
- Факторы, разрушающие здоровье.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека. Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
- Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.
- Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов на раздел | Дата проведения | Тип урока | Элементы Содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/З |
Безопасность и защита человека в опасных ситуациях 22 часа | ||||||||
1 | Человек, среда обитания, безопасность человека | 9 | ||||||
1 | Среда обитания человека | 1 | Усвоение новых знаний | Познакомить учащихся с источниками и зонами повышенной опасности в современной среде обитания человека. научить мерам безопасности в зонах повышенного риска. | ЗНАТЬ особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища УМЕТЬ распознавать возможные опасные и аварийные ситуации. | Вопросы | Стр. 8-13 | |
2 | Особенности жизнеобеспечения жилища человека | 1 | Комби-нирован-ный | Научить учащихся пользоваться инструкциями для электрических и электронных приборов | ЗНАТЬ правила пользования бытовыми электроприборами УМЕТЬ пользоваться инструкциями по применению электрических и электронных приборов. | Вопросы | ||
3 | Опасные ситуации в доме (квартире) | 1 | Комби-нирован-ный | Познакомить учащихся с городским и сельским жилищем и их системами жизнеобеспечения; рассмотреть особенности строительных материалов; формировать психологическую устойчивость к стрессу. готовность к грамотному поведению во время аварийных ситуаций в жилище. | ЗНАТЬ системы жизнеобеспечения городских и сельских жилищ УМЕТЬ предотвращать опасные ситуации в быту. | Вопросы | Стр. 14-17 | |
4 | Электричество | 1 | Комби-нирован-ный | Учить правильно обращаться с электроприборами. Научить как уберечься от поражения электрическим током. Формировать готовность к грамотному поведению при поражении электрическим током. | ЗНАТЬ правила обращения с электроприборами в быту. УМЕТЬ пользоваться ими. | Вопросы | ||
5 | Опасные вещества | 1 | Комби-нирован-ный | Научить различать предметы бытовой химии, познакомить с опасными веществами бытовой химии, используемых в домашних условиях. Познакомить с действием опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека. Учить мерам безопасного пользования и правилам хранения. | ЗНАТЬ о вредном воздействии на организм человека бытовой химии УМЕТЬ различать предметы бытовой химии | Опрос | ||
6 | Особенности природных условий в поселке | 1 | Комби-нирован-ный | Научить различать факторы определяющие природные условия в поселке (городе). Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв поселка (города). | ЗНАТЬ факторы определяющие природные условия в населенном пункте УМЕТЬ: определять, какие меры можно предпринять, чтобы снизить влияние неблагоприятных факторов на человека. | Вопросы | Стр. 17-22 | |
7 | Взаимоотношения людей проживающих в поселке (городе), и безопасность. | 1 | Комби-нирован-ный | Научить учащихся определять наиболее опасные места в криминальном отношении. Познакомить детей со службами, обеспечивающими безопасность населенного пункта, с правилами вызова служб, повторить номера телефонов и содержание информации при их вызове. | ЗНАТЬ наиболее опасные места в населенном пункте УМЕТЬ избегать ситуации криминального характера, при возникновении вызвать службу спасения. | Опрос | Стр. 22-28 | |
8 | Безопасность в повседневной жизни | 1 | Комби-нирован-ный | Научить учащихся характеризовать наиболее эффективный способ предотвращения опасных ситуаций в быту. | ЗНАТЬ как вести себя в опасных ситуациях УМЕТЬ предвидеть опасность и избегать их. | Вопросы | Стр. 28-32 | |
9 | Контрольная работа | 1 | Урок закрепления изученного | Решить тест по закреплению пройденного материала, разгадать кроссворд и найти ключевое слово. | ЗНАТЬ основы комплексной безопасности УМЕТЬ находить правильные решения для предотвращения опасных ситуаций в быту. | Работа с тестом, кроссвордом | ||
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 7 | ||||||
1 | Дорожное движение | 1 | Беседа | Анализировать знания учащихся по изучению ПДД, полученные в начальной школе. Средства безопасности на дорогах. | ЗНАТЬ правила дорожного движения УМЕТЬ характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий | Вопросы | Стр. 34-40 | |
2 | Безопасность пешехода | 1 | Комби-нирован-ный | Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колонны и групп людей (детей). | ЗНАТЬ правила безопасного поведения на дорогах УМЕТЬ применять их на практике | Опрос | Стр. 41-46 | |
3 | Безопасность пассажира | 1 | Комби-нирован-ный | Рассмотреть причины возникновения дорожно-транспортных происшествий на общественном транспорте. Учить правилам безопасности на городском общественном транспорте и поведения при аварийных ситуациях (пожаре, столкновении, перевороте, опрокидывании) на городском общественном транспорте, при неизбежном столкновении; при падении автомобиля в воду. | ЗНАТЬ правила безопасного поведения в общественном транспорте УМЕТЬ применять их на практике | опрос | Стр. 47-52 | |
4 | Безопасность велосипедиста | 1 | Комби-нирован-ный | Правила безопасного поведения велосипедистов на улицах и дорогах. Рассмотреть условия безопасности на дороге, развивать наблюдательность, ответственность при нахождении на улице; формировать готовность к грамотному поведению на дороге. | ЗНАТЬ правила безопасного поведения участников дорожного движения УМЕТЬ применять их на практике | Вопросы | Стр. 54-57 | |
5 | Толпа и гололед на дорогах | 1 | Комби-нирован-ный | Выяснить с учащимися, чем опасна толпа и паника и выработать стратегию поведения при панике в толпе и бегстве. | ЗНАТЬ правила поведения человека в толпе УМЕТЬ сохранять спокойствие, не паниковать и находить рациональный путь в сложной обстановке. | Вопросы | ||
6 | Пожарная безопасность | 1 | Комби-нирован-ный | Познакомить с причинами пожаров в жилых помещениях. Учить быстро и грамотно действовать при возгорании электротехники, одежды. Научить ориентироваться в помещении и находить пути эвакуации. Познакомить с первичными средствами пожаротушения и способами их применения. | ЗНАТЬ основные причины возникновения пожаров. Первичные средства пожаротушения. УМЕТЬ быстро и грамотно действовать при возникновении пожара | Вопросы Рисование листовок | Стр. 58-64 | |
7 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | Комби-нирован-ный | Познакомить учащихся с различными видами газа, дать представление, чем опасен бытовой газ; учить как избежать отравление газом и правильному поведению при утечке бытового газа. | ЗНАТЬ виды бытового газа и его отравляющее действие на организм человека УМЕТЬ быстро и грамотно действовать при утечке газа. | вопросы | стр. 66-72 | |
3 | Опасные ситуации природного характера | 2 | ||||||
1 | Погодные условия и безопасность человека | 1 | Усвоение новых знаний | Научить характеризовать основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различать меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гроза, гололед) | УМЕТЬ распознавать опасные погодные условия УМЕТЬ грамотно действовать во время грозы, шквального ветра ит.д. | Вопросы | Стр. 73-80 | |
2 | Безопасность на водоемах | 1 | Усвоение новых знаний | Научить учащихся различать состояние водоемов в различное время года, правила отдыха на воде, учить не терять самообладание и правильно действовать в критической ситуации. | ЗНАТЬ правила поведения на водоемах. УМЕТЬ применять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. | Опрос | стр. 81-86 | |
4 | Опасные ситуации социального характера | 4 | ||||||
1 | Криминогенные ситуации и личная безопасность | 1 | Усвоение новых знаний | Познакомить с криминогенными ситуациями и опасностями, которые могут возникнуть дома и при общении с посторонними людьми в подъезде, перед домом, в лифте, в подъезде, на лестничной площадке. | ЗНАТЬ основные виды антиобщественного поведения и их последствия. УМЕТЬ формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в криминогенных ситуациях в подъезде, лифте, лестничной площадке. | Вопросы | Стр. 87-90 | |
2 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 | Комби- нирован-ный | Познакомить с криминогенными ситуациями и опасностями, которые могут возникнуть дома (звонок в дверь, попытка открыть дверь силой и т.п.), при общении с посторонними людьми; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в криминогенных ситуациях ,готовность к грамотному поведению в сложившейся ситуации (невозможность попасть в квартиру). Предотвращение или алгоритм действия в подобной ситуации. | ЗНАТЬ опасные ситуации криминального характера и правила своего возможного поведения при их возникновении. УМЕТЬ грамотно действовать при возникновении опасной ситуации дома | Вопросы | Стр. 91-94 | |
3 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | Комби- нирован-ный | Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций на улице. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Как избежать опасных домогательств и насилия. Что делать, если вы оказались заложником. Познакомить с мерами предосторожности, чтобы не попасть в заложники и правилами поведения, если такая ситуация уже сложилась. Формировать готовность грамотному поведению в криминогенных ситуациях | ЗНАТЬ опасные ситуации криминального характера и правила своего возможного поведения при их возникновении. УМЕТЬ грамотно действовать при возникновении опасной ситуации на улице | Вопросы | Стр. 95-100 | |
4 | Контрольная работа | 1 | Урок закрепления изученного | Решить тест по закреплению пройденного материала, решение ситуационных задач | ЗНАТЬ опасные ситуации криминального характера и правила своего возможного поведения при их возникновении. УМЕТЬ грамотно действовать при возникновении опасной ситуации дома на улице | Тест | ||
Чрезвычайные ситуации 3 часа | ||||||||
5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 3 | ||||||
1 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Комби- нирован-ный | Рассмотреть природные явления(землетрясение, наводнение, ураганы, бури, смерчи, оползни, сели, обвалы) которые могут привести к ЧС. Привести примеры наиболее опасных ЧС, и где на территории России наиболее часто возникают ЧС природного характера. | ЗНАТЬ основные виды опасных природных явлений приводящих к ЧС УМЕТЬ их различать | Вопросы | Стр. 102-109 | |
2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | Комби- нирован-ный | Научить учащихся различать ЧС техногенного характера . Дать характеристику радиационно-опасным объектам, пожаровзрывоопасным объектам, химическим объектам. Рассмотреть на примере какие предприятия находятся близко от дома учащихся и какая опасность может возникнуть в случае производственной аварии. | ЗНАТЬ правила поведения при возникновении ЧС техногенного характера УМЕТЬ различать ЧС по причинам их возникновения | Вопросы | Стр. 110-113 | |
3 | Общие правила поведения при возникновении ЧС природного и техногенного характера | 1 | Практические занятия | Научить учащихся грамотно действовать при оповещении об угрозе возникновения ЧС Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Правила пользования противогазом. Положения противогаза: «походное», «наготове», «боевое». Как правильно определить размер (рост) противогаза. | ЗНАТЬ виды оповещения граждан при ЧС УМЕТЬ грамотно действовать при возникновении ЧС | Закрепление теории | Стр. 113-116 | |
Основы здорового образа жизни и медицинских знаний 11 часчов | ||||||||
6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 7 | ||||||
1 | О здоровом образе жизни | 1 | Комби- нирован-ный | Основные критерии здоровья человека. Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения чело века, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Составляющие здорового образа жизни. | ЗНАТЬ основные положения здорового образа жизни УМЕТЬ подбирать индивидуальные виды спортивной деятельности для укрепления здоровья | Вопросы | Стр. 118-123 | |
2 | Условия укрепления здоровья | 1 | Комби- нирован-ный | Познакомить учащихся с двигательной активностью и ее влияние на организм подростка. Рассмотреть основные физические качества (выносливость, гибкость, скоростные качества, силовые качества человека). Рассказать о различных формах закаливания, солнечных ваннах и хождении босиком. | ЗНАТЬ основные положения здорового образа жизни УМЕТЬ распознавать виды двигательной активности и закаливания | Сообщение | Стр. 124-133 | |
3 | Гигиена | 1 | Комби- нирован-ный | Основные понятия личной гигиены. Гигиенические рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами, глазами, ушами. Гигиена одежды; гигиенические требования к одеж де, головным уборам, обуви. Характеристика сущности рационального питания. | ЗНАТЬ основные понятия личной гигиены жизни УМЕТЬ составлять режим дня и рационального питания | Самостоятельная работа (Составление режима дня и рационального питания) | Стр. 133-137 | |
4 | Вредные привычки | 1 | Комби- нирован-ный | Объяснить учащимся о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности. | ЗНАТЬ о вреде курения и алкоголя в подростковом возрасте УМЕТЬ Вырабатывать отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя | Изображение листовок | Стр. 137-143 | |
5 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 | Комби- нирован-ный | Объяснить учащимся основные положения о здоровом образе жизни. Рассказать о видах двигательной активности и закаливании. выработать отрицательное отношение к курению и алкоголю. | ЗНАТЬ о вреде курения и алкоголя в подростковом возрасте УМЕТЬ Вырабатывать отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя | Защита проекта | Стр. 137-143 | |
6 | Самостоятельная работа | 1 | Урок закрепления изученного | Ответить на заданные вопросы и решить ситуационные задачи. | ЗНАТЬ основные правила здорового образа жизни УМЕТЬ решать ситуационные задачи | Сообщение | Стр. 143-144 | |
7 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 4 | ||||||
1 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждения | 1 | Усвоение новых знаний | Домашняя медицинская аптечка Учить правильному хранения аптечки и проверки лекарственных средств. Познакомить с перевязочными и лекарственными средствами и правилами приема лекарственных средств. | ЗНАТЬ лекарственные препараты первой мед. Помощи УМЕТЬ применять их по назначению. | Опрос | Стр. 146-149 | |
2 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах | 1 | Ознакомление с новым материалом | Понятия травма, рана, повреждение. Дать общие сведения о травмах и повреждениях организма человека. Разъяснить понятие о травме (повреждении) и ране, открытых и закрытых травмах. Общие признаки травм и ранений. Правила оказания первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах | ЗНАТЬ понятия травма, рана, повреждения УМЕТЬ классифицировать повреждения и подбирать материалы для оказания первой мед. помощи | Вопросы | Стр. 149-151 | |
3 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах | 1 | Практическое занятие | Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах | ЗНАТЬ правила оказания первой мед. помощи при ушибах и ссадинах УМЕТЬ оказывать первую мед. помощь | Контроль за действиями | ||
4 | Первая медицинская помощь при отравлениях | 1 | Практическое занятие | Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином, угарным газом. | ЗНАТЬ правила оказания первой мед. Помощи при отравлениях УМЕТЬ оказывать первую мед.помощь. | Контроль за действиями | Стр. 152-156 |
Календарно – тематическое планирование
6 класс по ОБЖ
Пояснительная записка по ОБЖ 6 класс
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдением человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту, на природе и др.).
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов перечисленных выше. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учет основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегрированность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
- непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
- постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;
- обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям' и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 6 классе за счет компонента ОУ из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю (1 час - резервный). Используется классно-урочная система.
№ п/п | Тема урока | Кол-во Часов | Дата проведения | Тип урока | Элементы Содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/З |
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 2 часа | ||||||||
1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 2 | ||||||
1 | Различные природные явления и причины их возникновения | 1 | Усвоение новых знаний | Перечислить основные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность человека | Знать оболочки земли | Вопросы | П.1.1 | |
2 | Общая характеристика природных явлений | 1 | Комбинированный | Научить учащихся различать геологические, метеорологические, гидрологические, биологические, космические опасные природные явления и дать их краткую характеристику | Знать основные группы опасных природных явлений Уметь их различать | Сообщение | П.1.2 | |
Чрезвычайные ситуации природного характера 21 час | ||||||||
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | 7 | ||||||
1 | Землетрясения. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия | 1 | Комбинированный | Землетрясения. Происхождение землетрясений. Основные параметры землетрясений Последствия землетрясений. Меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений | Знать о происхождении землетрясений; последствиях землетрясений; о мерах предпринимаемых по снижению потерь и ущерба от землетрясений | Вопросы | П.2.1 | |
2 | Защита населения от последствий землетрясения | 1 | Комбинированный | Прогноз землетрясений, оповещение и обучение населения, организация аварийно- спасательных работ во время землетрясения. | Знать какие мероприятия включает в себя организация защиты населения от последствий землетрясений Уметь организованно действовать перед землетрясением и во время него. | Тест | П.2.2 | |
3 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 | Комбинированный | Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясения | Знать правила безопасного поведения во время землетрясения Уметь действовать при землетрясении | Решение ситуационных задач | П.2.3 | |
4 | Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле | 1 | Комбинированный | Понятие об извержении вулкана, характеристика извержений. Причины извержения вулканов и их по следствия. | Знать какие бывают вулканы, что представляет собой извержение вулкана Уметь определять предвестники извержения. | Вопросы | П.2.4 | |
5 | Последствия извержения вулканов. Защита населения | 1 | Комбинированный | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения. | Знать правила безопасного поведения во время извержения вулкана Уметь грамотно действовать при извержении вулкана | Решение ситуационных задач | П.2.5. | |
6 | Оползни, их последствия, защита населения | 1 | Комбинированный | Понятие об оползнях, селях, их характеристика. Происхождение оползней, селей ,причины их возникновения и последствия. Меры по снижению, потерь от оползней, селей. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, а так же безопасного выхода из зоны стихийного бедствия. | Знать о происхождении оползней; меры по предотвращению оползней; правила защиты населения от оползней. Уметь подготовиться к оползню; действовать при оползне и после смещения оползня | Вопросы Решение ситуационных задач | П.2.6. | |
7 | Обвалы и снежные лавины | 1 | Комбинированный | Понятие обвалах, лавинах, их характеристика. Происхождение обвалов, лавин, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению, потерь от, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода лавины. Правила безопасного поведения во время и после схода лавины, а так же безопасного выхода из зоны стихийного бедствия. | Знать о причинах и последствиях обвалов, снежных лавин; правила поведения в лавиноопасных зонах Уметь грамотно действовать при сходе лавины. | Вопросы | П.2.7 | |
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 3 | ||||||
1 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 1 | Комбинированный | Понятие об урагане, буре, смерче и их характеристика. Происхождение ураганов, бурь причины их возникновения. | Знать о происхождении бурь, ураганов и чем обусловлена разрушительная сила ураганов и бурь | вопросы | П.3.1 | |
2 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 1 | Комбинированный | Меры по снижению потерь от ураганов и бурь. Правила безопасного по ведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури. | Знать правила поведения во время ураганов и бурь. Уметь грамотно действовать во время бурь, ураганов. | Вопросы и задания | П.3.2 | |
3 | Смерчи | 1 | Комбинированный | Понятие о смерче и его характеристика. Происхождение смерчей, причины их возникновения. | Знать о происхождении смерча и какую опасность он представляет смерч для жизни человека. Уметь грамотно действовать при угрозе и во время смерча | Вопросы и задания | П.3.3. | |
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 7 | ||||||
1 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 | Комбинированный | Понятие о наводнении, характеристика наводнений. Происхождение наводнений, причины их возникновения и их последствия. | Знать основные виды наводнений и природные явления которые могут вызвать наводнения Уметь | Вопросы | П.4.1 | |
2 | Защита населения от последствий наводнений | 1 | Комбинированный | Меры по снижению потерь от наводнений. | Знать о мероприятиях проводимых по защите населения от наводнений и во время наводнений | сообщение | П.4.2 | |
3 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения | 1 | Комбинированный | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, во время и после наводнения. Изготовление и использование самодельных подручных плавательных средств для эвакуации во время наводнения. | Знать как подготовиться к наводнению. Уметь грамотно действовать во время наводнения и после наводнения. | Тест | П.4.3. | |
4 | Сели и их характеристика | 1 | Комбинированный | Условия необходимые для возникновения селевого потока. Основные компоненты селевого потока. Подразделение селевого потока по мощности их воздействия на окружающую среду. | Знать чем опасен селевой поток. Уметь давать характеристику селевому потоку | Фронтальный опрос | П.4.4 | |
5 | Защита населения от последствий селевых потоков | 1 | Комбинированный | Способы защиты населения от селевого потока. Защитные и профилактические работы. Рекомендации населению | Знать как подготовиться к селю Уметь грамотно действовать во время селя и после селевого потока. | Решение ситуационных задач | П.4.5 | |
6 | Цунами и их характеристика | 1 | Комбинированный | Понятие о цунами, характеристика цунами. Происхождение цунами, причины их возникновения и по следствия. Меры по снижению потерь | Знать какие природные явления вызывают цунами; последствия цунами | опрос | П.4.6. | |
7 | Защита населения от цунами | 1 | Комбинированный | Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. | Знать как подготовиться к цунами. Уметь грамотно действовать во время цунами и после цунами. | Тест | П.4.7. | |
5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения | 4 | ||||||
1 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | Комбинированный | Природные пожары (лесные, торфяные) и их характеристика. Происхождение природных пожаров, причины их возникновения и последствия. | Знать что такое лесные пожары, когда они возникают и каковы основные причины их возникновения Уметь классифицировать пожары на низовые, верховые и подземные. | опрос | П.5.1. | |
2 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 | Комбинированный | Меры по снижению потерь от природных пожаров. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение пожара в лесу. | Знать правила поведения при пожаре в лесу. Уметь грамотно действовать при тушении пожаров. | Тест | 5.2 | |
3 | Эпидемии | 1 | Комбинированный | Эпидемии, их характеристика. Защита населения от эпидемий. Противоэпидемические мероприятия. | Знать что такое эпидемия и чем состоит ее опасность для населения. Уметь распознавать инфекционные болезни и их симптомы. | Составление таблицы | П.5.3 | |
4 | Эпизоотии и эпифитотии | 1 | Комбинированный | Эпизоотии и эпифитотии, их характеристика. Мероприятия по их профилактике. Противоэпизоотические и противоэпифитотически мероприятия. | Знать инфекционные болезни животных и растений Уметь их распознавать. | Вопросы | П.5.4 | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 11 часов | ||||||||
6 | Здоровый образ жизни | 7 | ||||||
1 | Психологическая уравновешенность | 1 | Комбинированный | Дать определение эмоции и эмоциональности. Понятие «психологическая уравновешенность». | Знать какие качества надо воспитать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность Уметь строить взаимоотношения с окружающими людьми. | Психологический тест | П.6.1 | |
2 | Стресс и его влияние на человека | 1 | Комбинированный | Определение стресса. Влияние стресса на состояние здоровья человека и общие принципы борьбы со стрессом. | Знать стадии стресса Уметь противостоять стрессу | опрос | П.6.2 | |
3 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 | Комбинированный | Основные внешние показатели физического развития подросткового возраста. Правила личной гигиены в подростковом возрасте. | Знать особенности развития человека в подростковом возрасте. Уметь соблюдать правила личной гигиены. | Вопросы | П.6.3 | |
4 | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми | 1 | Комбинированный | Кризис подросткового возраста. Типы стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Причины конфликтных ситуаций между подростками т взрослыми людьми (родителями). | Знать пути разрешения конфликтных ситуаций Уметь избегать конфликтов со взрослыми или не доводить их до крайности | Решение ситуационных задач | П.6.4 | |
5 | Формирование личности подростка при взаимоотношениях со сверстниками | 1 | Комбинированный | Роль общения со сверстниками в становлении личности подростка. Конфликт и пути его разрешения. Правильное взаимоотношение полов в подростковом возрасте. | Знать пути разрешения конфликтных ситуаций Уметь избегать конфликтов со сверстниками или не доводить их до крайности | Психологический тест | П.6.5. П.6.6. | |
6 | Взаимоотношение подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних | 1 | Комбинированный | Уголовная ответственность несовершеннолетних в УК РФ. | Знать уголовную ответственность подростка за совершение преступления. | Сообщение | П.6.7. | |
7 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 5 | ||||||
1 | Общие правила оказания первой медицинской помощи | 1 | Изучение нового материала | Определение первой медицинской помощи. Общий порядок действий оказывающего первую медицинскую помощь. Ситуации для вызова скорой помощи. | Знать основы медицинских знаний и охрана здоровья. Правила оказания пмп | вопросы | П.7.1 | |
2 | Оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Виды кровотечений и общие методы остановки кровотечения. Методы остановки артериального и венозного кровотечения. Первая мед. помощь при незначительных ранах, при сильном кровотечении. | Знать виды кровотечений и правила оказания первой мед. помощи при кровотечении. Уметь налаживать жгут и повязку на рану. | Практическая работа 20 мин. | П.7.2 | |
3 | Оказания первой медицинской помощи при ушибах и переломах | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Понятие о переломе. Виды и характеристика переломов. Правила оказания первой медицинской помощи при переломах. Способы наложения шин. | Знать правила медицинской помощи при переломах Уметь оказывать ПМП при переломах | Практическая работа 20 мин. | П.7.3 | |
4 | Общие правила транспортировки пострадавшего | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Различные способы транспортировки пострадавшего | Знать способы безносилочного переноса пострадавших Уметь ими пользоваться | Практическая работа 20 мин. | П.7.4 | |
5 | Контрольная работа | 1 | Урок закрепления изученного | Решить тест по закреплению пройденного материала, решение ситуационных задач |
Календарно – тематическое планирование
7 класс по ОБЖ
Пояснительная записка по ОБЖ 7 класс
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту, на природе и др.).
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов перечисленных выше. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:
· усвоение знаний:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;
· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
· воспитание ответственного отношения к сохранению окружаю-
щей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и
общественной ценности;
- развитие умений:
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учет основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегрированность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
- непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
- постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;
- обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям' и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;
_ соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни.
Место предмета в базисном учебном план
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 7 классе за счет часов компонента ОУ из расчета 1 час в неделю. Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю (1 час - резервный). Используется классно-урочная система.
№ п/п | Тема урока | Кол-во Часов | Дата проведения | Тип урока | Элементы Содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/З |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 11 часов | ||||||||
1 | Пожарная безопасность | 3 | ||||||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | Сообщение нового материала | Пожары и взрывы, пожаро- и взрывоопасные объекты. Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия. | Знать основные группы причин возникновения пожаров. Уметь предотвращать пожары | Вопросы | П.1.1 | |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 | Комбинорованный | Мероприятия проводимые в государстве по защите населения от пожаров. Пожарная безопасность в РФ.основные мероприятия МЧС России по пожарной безопасности. | Знать меры пожарной безопасности Уметь обеспечивать безопасность в повседневной жизни | вопросы | П.1.2. | |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности | 1 | Комбинорованный | Основные права и обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и их значение для обеспечения личной безопасности. | Знать виды ответственности предусмотренные за нарушения правил пожарной безопасности. | Задания | П.1.3. | |
2 | Безопасность на дорогах | 3 | ||||||
1 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | 1 | Комбинорованный | Понятие дорожно-транспортного происшествия. Опасность автомобиля для человека. Причины ДТП. Травматизм и гибель людей на дорогах. Общая культура участников дорожного движения. | Знать правила дорожного движения. Уметь оценивать обстановку на дорогах, предвидеть развитие событий в опасной ситуации. | Вопросы | П.2.1 | |
2 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | Комбинорованный | Дорожная разметка, дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Обязанности пассажира. Современный транспорт-зона повышенной опасности. | Знать обязанности пешехода и пассажира в области безопасности дорожного движения. | Вопросы | П.2.2. | |
3 | Велосипедист-водитель транспортного средства | 1 | Комбинорованный | Подготовка водителей транспортных средств. Уровень общей культуры водителя в области БДД..Требования к техническому состоянию велосипеда. | Знать обязанности водителя, ПДД. Уметь применять знания ПДД во время дорожного движения | Тест | П.2.3. | |
3 | Безопасность на водоемах | 3 | ||||||
1 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 | Комбинорованный | Правила безопасного поведения на воде в различных ситуациях. Правила безопасности при наводнениях. Безопасность на замерших водоемах. Безопасность пассажиров морских судов | Знать как подготовиться к наводнению Уметь действовать во время и после наводнения | Вопросы Ситуационные задачи | П.3.1. | |
2 | Безопасный отдых на водоемах | 1 | Комбинорованный | Правила безопасного поведения на воде, знание и соблюдение которых уменьшает возможность несчастных случаев. | Знать правила безопасности при купании в водоемах. Уметь подготовиться к водному путешествию, грамотно действовать при аварийной ситуации. | Ситуационные задачи | П.3.2. | |
3 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 | Комбинорованный | Помощь тонущему при несчастном случае. Освобождение от захвата. Способы транспортировки пострадавшего. | Знать порядок действий спасателя при оказании помощи терпящим бедствие на воде. Уметь действовать оперативно, решительно, без суеты. | Вопросы | П.3.3. | |
4 | Экология и безопасность | 2 | ||||||
1 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека | 1 | Комбинорованный | Загрязнение атмосферы, почв, вод . Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Защита окружающей природной среды. | Знать как влияет загрязнение атмосферы, воды почв на здоровье человека Уметь ответственно относиться к экологической безопасности. | Вопросы | П.4.1. | |
2 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 | Комбинорованный | Влияние загрязнения окружающей среды на биохимические процессы, происходящие в организме человека. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. | Знать о влиянии деятельности человека на природную среду, факторы, определяющие экологическую обстановку в городе; Уметь выполнять рекомендации специалистов МЧС при проживании в местах неблагополучной экологической обстановки. | Фронтальный опрос | П.4.2. | |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения 11 часов | ||||||||
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 8 | ||||||
1 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | Комбинорованный | Краткая характеристика и основные причины техногенных аварий. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий. Потенциально опасные объекты. | Знать классификацию ЧС техногенного характера по типам и источникам | Опрос | П.5.1 | |
2 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 | Комбинорованный | Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах, их причины и возможные последствия. Основные виды радиационно-опасных объектов. | Иметь понятие о РОО; Знать предприятия, относящиеся к РОО. Уметь классифицировать РОО. | Вопросы | П.5.2. | |
3 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 | Комбинорованный | Правила поведения и действия населения при радиационных авариях радиоактивном загрязнении местности. Авария на Чернобыльской АЭС 1985г. Последствия. Режимы радиационной защиты. Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Эвакуация населения | Знать мероприятия, проводящиеся в целях обеспечения защиты Уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты, выполнять рекомендации специалистов МЧС | Фронтальный опрос | П.5.3. | |
4 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | Комбинорованный | Химические вещества и опасные объекты. Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства, причины аварий и их возможные последствия при авариях на химически опасных объектах | Иметь понятие о ХОО; Знать предприятия, относящиеся к ХОО. Уметь грамотно действовать при аварии на ХОО. | Вопросы | П.5.4. | |
5 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | Комбинорованный | Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Эвакуация населения Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование. Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их использования.
| Знать мероприятия, проводящиеся в целях обеспечения защиты Уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты, выполнять рекомендации специалистов МЧС | Тест | П.5.5. | |
6 | Пожары и взрывы на взрывоопасных объектах экономики и их последствия | 1 | Комбинорованный | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Возможные причины пожара. Последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрыва. Использование средств пожаротушения. Пожары и паника. | Знать, какие объекты относятся к ВПОО; их опасность для населения. Уметь грамотно действовать при пожаре и угрозе взрыва. | Вопросы | П.5.6. | |
7 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | Комбинорованный | Правила поведения и защитные меры при авариях на взрывопожароопасных объектах. Защита населения. Правила безопасного поведения при авариях . Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Эвакуация населения. | Знать меры, принимаемые по защите населения Уметь действовать в случае возникновения пожара в соответствии со сложившейся обстановкой | Опрос | П.5.7. | |
8 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 | Комбинорованный | Причины и виды гидродинамических аварий. Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. | Знать виды аварий, возможных на ГТС, их последствия. Уметь действовать во время аварии | Вопросы | П.5.8. | |
9 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | Комбинорованный | Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. | Знать меры по защите населения Уметь действовать в случае возникновения аварии в соответствии со сложившейся обстановкой | Тест | П.5.9. | |
6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 2 | ||||||
1 | Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера | 1 | Усвоение новых знаний | Мероприятия по защите населения от ЧС техногенного характера. Своевременное информирование и оповещение о возникновении ЧС. Система оповещения о ЧС. | Знать сигналы оповещения населения о ЧС техногенного характера Уметь действовать по сигналам оповещения ГО | Вопросы | П.6.1. | |
2 | Эвакуация населения | 1 | Усвоение новых знаний | Определение эвакуации , основные мероприятия. Классификация эвакуации по видам, по способам, по удаленности безопасного района, по длительности проведения, по времени начала проведения. | Знать в чем заключается сущность эвакуации, виды эвакуации и порядок ее проведения Уметь правильно подготовиться к проведению эвакуации | Вопросы | П.6.2. | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 13 часов | ||||||||
7 | Основы здорового образа жизни | 8 | ||||||
1 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 | Комбинированный | Критерии определяющие здоровье человека. Показатели характеризующие уровень здоровья. Определение здоровья. | Иметь общие понятия о здоровье, как основной ценности человека Уметь раскрыть понятия о физическом, духовном и социальном здоровье, показать их связь; | Вопросы | П.7.1 | |
2 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 | Комбинированный | Составляющие определяющие общее состояние здорового человека. Физические и социальные факторы влияющие на состояние здоровья человека. | Знать какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека | Вопросы | П.7.2. | |
3 | Репродуктивное здоровье_ составляющая здоровья человека и общества | 1 | Комбинированный | Основные критерии определяющие репродуктивное здоровье человека и общества. Общая характеристика репродуктивного здоровья российского общества. Роль семь в формировании репродуктивного здоровья. | Знать в чем заключается репродуктивное здоровье Уметь формировать индивидуальную систему здорового образа жизни. | Вопросы | П.7.3 | |
4 | Здоровый образ жизни | 1 | Комбинированный | Понятие здорового образа жизни. Положительные и отрицательные факторы влияющие на состояние здоровья. Жизненные привычки способствующие сохранению и укреплению здоровья. | Знать о путях формирования ЗОЖ, его составляющих Уметь дать определение понятию «ЗОЖ» и рассказать о путях его формирования | тест «Здоровый образ жизни» | П.7.4. | |
5 | Профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 | Комбинированный | Классификация основных неинфекционных заболеваний. Факторы способствующие появлению неинфекционных заболеваний. Профилактика. Влияние стресса на состояние здоровья человека. | Знать какие заболевания относятся к основным неинфекционным заболеваниям Уметь управлять своими эмоциями и поддерживать психологическую уравновешенность. | Вопросы | П.7.5. | |
6 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | Комбинированный | Привыкание к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Наркомания и наркотическая зависимость. | Знать о пагубном влиянии на организм курения, употребления спиртных напитков и наркотиков; | Опрос | П.7.6. | |
7 | Профилактика вредных привычек | 1 | Комбинированный | Профилактика первого употребления наркотика. Меры предусмотренные в РФ против незаконного распространения наркотиков. | Знать методы профилактики вредных привычек Уметь формировать в себе качества, чтобы уберечься от приобщения к потреблению наркотических веществ. | тест «Вредные привычки и их последствия» | П.7.7. | |
8 | Безопасность жизнедеятельности | 1 | Комбинированный | Отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность личности, общества, государства. Уровень общей культуры человека в области безопасности жизнедеятельности для формирования индивидуальной системы здорового образа жизни. | Знать общую культуру в области безопасности жизнедеятельности Уметь применять знания, умения и навыки в области безопасности. | Опрос | П.7.8. | |
8 | Основы медицинских знаний | 4 | ||||||
1 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Мероприятия проводимые при первой медицинской помощи. Общие правила оказания первой мед. помощи. Табельные и подручные средства оказания первой мед. помощи. | Знать предназначение первой мед. помощи Уметь оказывать первую мед. помощь пострадавшим. | Вопросы | П.8.1 | |
2 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Признаки отравления аммиаком и хлором. Первая мед. помощь при отравлении аммиаком и хлором. | Знать признаки отравления аммиаком и хлором. Уметь грамотно оказывать первую мед. помощь. | Тест | П.8.2. | |
3 | Первая медицинская помощь при травмах | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, растяжениях и разрывах связок, при растяжении мышц и сухожилий. | Знать основные виды травм опорно-двигательной системы. Уметь оказывать первую мед. помощь. | Практическое занятие | П.8.3 | |
4 | Первая медицинская помощь при утоплении | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Оказание первой медицинской помощи при утоплении. | Знать правила оказания первой мед. помощи при утоплении Уметь оказывать первую мед. помощь. | Практическое занятие | П.8.4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 6 классе ( 5 часов в неделю) к учебнику «Математика. 6 класс». Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. – М.: Издательство «Ювента»
Данное тематическое планирование составлено на основе примерного поурочного планирования, опубликованного в учебном издании «Программа «Учусь учиться» по математике для 5-6 классов с...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...