Рабочая программа 7 класс
рабочая программа по обж (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
7 класс
Настоящая рабочая программа в МБОУ «Поповская СОШ» по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» является типовой, предназначена для общеобразовательного учреждения, рассчитана на 1час в неделю (35 часов в год). Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии государственного стандарта общего образования (2004 года), на основе «Примерной программы по курсу ОБЖ для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» авторы: А.Т.Смирнов, Ю.Д.Жилов, В.Н.Латчук, Б.И. Мишин /рекомендованной Министерством образования РФ/, обеспечивающей выполнение требований государственного стандарта образования.
При разработке рабочей программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования 2004 года, «Комплексная программа по ОБЖ для 5-11 классов» М. «Просвещение»,2009 год, авторы: А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Основными целями изучения курса ОБЖ являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты; оказывать ПМП пострадавшим.
Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.
При реализации программы основное внимание обратить на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.
Учебный год, как правило, завершать проведением Дня защиты детей, который проводить как объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учётом местных условий.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: плакаты, карточки (практические задания), аудио- и видеотехнику, к сожалению, тренажёр “Максим”- отсутствует. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: урок-презентация нового материала, слайд-лекций, программ обучения, программ тестирования, игровых программ по ситуационным задачам.
Принципы построения рабочей программы
Курс обучения ОБЖ реализовывается в 5-9 классах основного общего образования, он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека.
В курсе изучаются следующие вопросы:
- описание источников опасности и их видов;
- основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
- естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
- стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
- техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
- безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
- опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
- ПМП и способы ее оказания пострадавшим;
- опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
Изменения, внесенные учителем в рабочую программу
С учётом познавательных возможностей школьников МОУ «Поповская ОСШ» рабочая программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса. Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся 5-9 классов.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Учащиеся должны:
- ЗНАТЬ опасности, которые могут произойти с человеком в жилище, транспорте, на дороге.
- УМЕТЬ безопасно действовать в доме, общественных местах, ПРИМЕНЯТЬ знания о правильных действиях при возникновении ЧС.
- ЗНАТЬ об ответственность за свои поступки, личное имущество, заботу о своем здоровье, способность прийти на помощь.
- ЗНАТЬ о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти с человеком в жилище, вне дома.
- УМЕТЬ предвидеть опасность, стараться избегать ее.
- Должны овладеть навыками правильного безопасного поведения при ЧС и ПРИМЕНЯТЬ их в практической деятельности.
- Познакомиться с чрезвычайными ситуациями природного характера, их причинами, последствиями, влиянием на человека.
- Научиться правильным действиям при возникновении стихийных бедствий.
- Воспитывать заботу о своем здоровье и безопасности
- Иметь представление о различных стихийных бедствиях и более подробно знать о стихийных бедствиях, которые могут произойти в нашей местности.
- Уметь правильно вести себя при стихийных бедствиях, знать о мерах по предупреждению тяжелых последствий.
- Овладеть навыками безопасного поведения при ЧС, оказания первой помощи пострадавшим.
Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния.
Основные виды и формы контроля
Устный опрос, зачет, тестирование, контрольная работа, практическая работа, выполнение проекта.
Педагогические технологии,
используемые учителем для достижения требуемых результатов
1 . Информационные.
2. Личностно-ориентированная.
З. Интеграция на уровне межпредметных связей.
4. Ситуативно-игровая.
5. Компетентностный подход, развитие коммуникативных навыков на уроках ОБЖ.
Виды и формы проведения уроков
1. Комбинированный урок.
2. Урок беседа.
3. Повторительно - обобщающий урок.
4. Урок контроля (тестирования).
5. Урок лекция.
6. Тренинги поведения в критических ситуациях.
7. Индивидуальные консультации.
- Внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Содержание учебного предмета
7 класс
№ раздел, темы | Название темы | Кол – во часов | Из них контрольных , практических |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 16 | |
1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 | |
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия | 4 | |
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия | 2 | |
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия | 4 | |
5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия | 3 | |
Р-2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 | |
6 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения | 3 | |
7 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения | 1 | |
8 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения | 3 | |
9 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения | 1 | |
Р-3 | Основы здорового образа жизни | 7 | |
10 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 7 | |
Р-4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | |
11 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 | |
Всего часов | 35 |
Формы контроля: зачеты- 3; тестирование- 4; контрольные работы- 3.
Основное содержание программы.
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 часов)
Природные явления, их общая характеристика. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия(4 часа)
Происхождение землетрясений. Очаг землетрясения. Основные параметры землетрясения. Последствия землетрясения. Меры, принимаемые по снижению потерь и ущерба от землятресений. Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землятресений.
Краткая характеристика и возможные последствия оползней, селей и обвалов. Меры по предупреждению оползней и обвалов и снижению ущерба от их последствий. Рекомендации населению по действиям при угрозе и в ходе оползней, селей и обвалов.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия(2 часа)
Возможные последствия при ураганах, бурях и смерчах. Меры, принимаемые по снижению ущерба от последствий ураганов, бурь и смерчей.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия(4 часа)
Основные понятия и классификация наводнений. Возможные последствия наводнений. Рекомендации населению при угрозе и во время наводнений.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия(3 часа)
Пожарная опасность в лесу. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров. Возможные последствия лесных и торфяных пожаров. Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров, меры безопасности при их тушении. Правила безопасного поведения во время пожаров и защита от них.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 6. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения
(3 часа)
Защита населения от последствий землетрясений, извержения вулканов, оползней.
Тема 7. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения(1 час)
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Тема 8. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения(3 часа)
Защита населения от последствий наводнений, селевых потоков, цунами.
Тема 9. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения
(1 час)
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 10. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
(7 часов)
Психологическая уравновешенность, Стресс и его влияние. Анатомо-физиологические особенности подростка. Формирование личности подростка, взаимоотношения в обществе.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях(4 часа)
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении, ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего.
Учебное обеспечение учащихся 7 класса
Рабочая программа ориентирована на использование учебников вошедших в Федеральный перечень на 2011-2012 учебный год “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 5,6,7,8,9 классов общеобразовательных учреждений; а также дополнительных пособий:
Учебники:
-«Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс, Москва, изд. «Просвещение», 2010 г. Авторы-составители: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
-«Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений /Составитель: Фролов М.П., Литвинов Е.А. Смирнов А.Т., под редакцией Воробьева Ю.Л. – Москва Издательство АСТ «Астрель», не позднее 2007 года.
- Рабочая тетрадь по ОБЖ (5 кл.)
-Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 2000г.
Методическое обеспечение для учителя:
-«Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс, Москва, изд. «Просвещение», 2010 г. Авторы-составители: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.
-«Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений /Составитель: Фролов М.П., Литвинов Е.А. Смирнов А.Т., под редакцией Воробьева Ю.Л. - Москва Издательство АСТ «Астрель», 2007 год/
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Методическое пособие – 2-е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.
- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 2000г.
- Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности.М «Астрель».2003г.
- И.К. Топоров “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для учащихся 5 – 9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Просвещение 1996г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.
-Интернет-источники: http://www.uroki.net/,
Оптимальный набор технических средств обучения состоит из :
- персонального компьютера,
- сканера,
- принтера,
- проектора,
- видеомагнитофона,
- диапроектора с экраном
- фотоаппарата и др.
СанПиНом было установлено время применения технических средств обучения на занятиях, которое не должно превышать 20-25 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...