Рабочая программа по ОБЖ 5 класс.
рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс) по теме

Синяева Алевтина Витальевна

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс. Автор учебника Смирнов А.Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

5 класс

            Настоящая рабочая программа  по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  является типовой, предназначена для общеобразовательного учреждения, рассчитана на 1час в неделю (35 часов в год).  Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»  составлена в соответствии государственного стандарта общего образования (2004 года), на основе «Примерной программы по курсу ОБЖ для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» авторы: А.Т.Смирнов, Ю.Д.Жилов, В.Н.Латчук, Б.И. Мишин /рекомендованной Министерством образования РФ/, обеспечивающей выполнение требований государственного стандарта образования.

         При разработке рабочей программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования 2004 года, «Комплексная программа по ОБЖ для 5-11 классов» М. «Просвещение»,2009 год, авторы: А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников.

         Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Основными целями изучения курса ОБЖ  являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении  здорового образа жизни.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты; оказывать ПМП пострадавшим.

            Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.

            При реализации программы основное внимание обратить на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.

        Учебный год, как правило, завершать проведением Дня защиты детей, который проводить как объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учётом местных условий.

            Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: плакаты, карточки (практические задания), аудио- и видеотехнику, к сожалению, тренажёр “Максим”- отсутствует. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: урок-презентация нового материала, слайд-лекций, программ обучения, программ тестирования, игровых программ по ситуационным задачам.

Принципы построения рабочей программы

               Курс обучения ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования, он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека.

В курсе изучаются следующие вопросы:

  • описание источников опасности и их видов;
  • основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
  • естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
  • стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
  • техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
  • безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
  • опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
  • ПМП и способы ее оказания пострадавшим;
  • опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.

         В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

Изменения, внесенные учителем в рабочую программу

                   С учётом познавательных возможностей школьников МБОУ «Поповская СОШ»  рабочая программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса. Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся 5-9 классов. 

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.    

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

       Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.    

Учащиеся  должны:

  1. ЗНАТЬ опасности, которые могут произойти с человеком в жилище, транспорте, на дороге.
  2. УМЕТЬ безопасно действовать в доме, общественных местах,  ПРИМЕНЯТЬ знания о правильных действиях при возникновении ЧС.
  3. ЗНАТЬ об ответственность за свои поступки, личное имущество, заботу о своем здоровье, способность прийти на помощь.
  4. ЗНАТЬ о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти с человеком в жилище, вне дома.
  5. УМЕТЬ предвидеть опасность, стараться избегать ее.
  6. Должны овладеть навыками правильного безопасного поведения при ЧС и ПРИМЕНЯТЬ их в практической деятельности.

      Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

 

Основные виды и формы  контроля

Устный опрос, зачет, тестирование, контрольная работа, практическая работа, выполнение проекта.

Педагогические технологии,

используемые учителем для достижения требуемых результатов

1 . Информационные.

2. Личностно-ориентированная.

З. Интеграция на уровне межпредметных связей.

4. Ситуативно-игровая.

5. Компетентностный подход, развитие коммуникативных навыков на уроках ОБЖ.

Виды и формы проведения уроков

1. Комбинированный урок.

2. Урок беседа.

3. Повторительно - обобщающий урок.

4. Урок контроля (тестирования).

5. Урок лекция.

6. Тренинги поведения в критических ситуациях.

7.  Индивидуальные консультации.

  1. Внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

                 Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

   Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

    Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

    Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

    Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Содержание учебного предмета

5 класс

№ раздела и темы

Наименование темы.

Кол-во часов

раздел

тема

Из них контрольных, зачетных.

I.

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

16

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

5

2

Опасные ситуации техногенного характера

6

3

Опасные ситуации природного характера

2

4

Опасные ситуации социального характера

3

II

Чрезвычайные ситуации

6

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

III

Основы здорового образа жизни

5

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

5

IV

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

8

7

Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

8

Всего часов:

35

Формы контроля:  зачеты- 3; тестирование- 4; контрольные работы- 3.

Основное содержание программы.

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)

Особенности города (поселка) как среды обитания человека (нарушение межличностных связей, скопление людей, профессиональное деление людей). Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей). Нарушение экологического равновесия, связанное с деятельностью человека. Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности (милиция, пожарная охрана, «Скорая помощь» и др.), их задачи и возможности.

Современное жилище, его особенности жизнеобеспечения (водоснабжения, электроснабжения, отопительная и канализационная системы и др.). Возможные ситуации аварийного характера в жилище (пожар, затопление, повреждение конструкций, разрушения

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6 часов)

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Правила безопасного поведения на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия и их причины.

Пешеходы. Правила безопасного поведения пешеходов на дорогах. Пассажиры. Общественный транспорт, краткая его характеристика, обеспечение безопасности пассажира в общественном транспорте. Водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедисты, правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.         

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности в доме (квартире) при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня, во время проведения новогодних мероприятий.

Соблюдение мер пожарной безопасности в школе.

Правила безопасного поведения человека при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация, бытовой газ и др.). Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Система обеспечения безопасности города (населенного пункта) (милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, служба спасения, коммунальная и другие службы), правила их вызова.

Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Опасные вещества и средства бытовой химии, соблюдение мер безопасности при их использовании.

Соблюдение мер безопасности при пользовании различными инструментами при выполнении хозяйственных работ дома и при работе на приусадебном участке.

Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа)

Основные меры безопасного поведения человека на водоемах. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных, необорудованных местах; безопасное поведение на берегу водоемов во время отдыха. Меры предосторожности при движении по льду водоемов, состояние льда, признаки для безопасного передвижения по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4. Опасные ситуации социального характера (3 часа)

 Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (6 часов)

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Раздел 2. Основы здорового образа жизни

Тема 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 часа)

О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма. Рациональное питание. Гигиена питания.

Тема 6. Факторы, разрушающие здоровье (2 часа)

Вредные привычки. Профилактика вредных привычек

Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (8 часов)

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении, при отравлениях.

 Учебное обеспечение учащихся 5 класса

Рабочая программа ориентирована на использование учебников вошедших в Федеральный перечень на 2013-2014 учебный год “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 5,6,7,8,9 классов общеобразовательных учреждений; а также дополнительных пособий:

 Учебники:

-«Основы безопасности жизнедеятельности» 5класс, Москва, изд. «Просвещение», 2012 г. Авторы-составители: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

-«Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 5класса общеобразовательных учреждений /Составитель: Фролов М.П., Литвинов Е.А. Смирнов А.Т., под редакцией Воробьева Ю.Л. – Москва  Издательство АСТ «Астрель», не позднее 2010 года.

- Рабочая тетрадь по ОБЖ (5 кл.)

-Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 2009г.

 Методическое обеспечение для учителя:

-«Основы безопасности жизнедеятельности» 5класс, Москва, изд. «Просвещение», 2012 г. Авторы-составители: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.

Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5класса общеобразовательных учреждений /Составитель: Фролов М.П., Литвинов Е.А. Смирнов А.Т., под редакцией Воробьева Ю.Л. - Москва  Издательство АСТ «Астрель», 2010 год/

- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.

- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: Методическое пособие – 2-е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009г.

- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе  “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2009г.

- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 2009г.

- Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности.М «Астрель».2003г.

- И.К. Топоров  “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для учащихся 5 – 9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Просвещение 2000г.

- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.

- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2009г.

-Интернет-источники:   http://www.uroki.net/,

                                       http://www.obzh.ru/,

                                       http://www.school-obz.org/,

                                       http://www.metodichka.net/

Оптимальный набор технических средств обучения состоит из :

  • персонального компьютера,
  • сканера,
  • принтера,
  • проектора,
  • видеомагнитофона,
  • фотоаппарата и др.

 СанПиНом было установлено время применения технических средств обучения на занятиях, которое не должно превышать 20-25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...