Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания на уроках ОБЖ
статья (основы безопасности жизнедеятельности) на тему
Доклад на педсовет о влиянии предмета ОБЖ на воспитание патриотизма у школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания на уроках ОБЖ
Бобрешова В.С.,
преподаватель-организатор ОБЖ
МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского
После изучения курса основ безопасности жизнедеятельности наблюдается значительный сдвиг ценностных ориентаций молодых людей призванных или подлежащих призыву на военную службу. Такими нравственными качествами как, например: готовность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство, обладают многие юноши.
Подготовка юношей к военной службе - это совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, общеобразовательными учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами по подготовке граждан к военной службе в Вооруженных силах РФ.
Предмет ОБЖ учит предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их. При этом важно действовать грамотно, совершенствовать свои физические и психологические возможности, чтобы уметь противостоять опасностям.
На занятиях по военно-патриотическому воспитанию юноши изучают и знакомятся с некоторыми видами Вооруженных Сил, с воинскими обязанностями граждан РФ. Юноши старших классов изучают такие вопросы, как воинский учет, подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение к военной службе, пребывание в запасе (Резерве) и обучение в мирное и военное время.
Программа ОБЖ помогает подросткам подготовиться к военной службе морально и психологически.
Основной целью военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ, является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели в школе решаются следующие задачи:
- совершенствуется нормативно-правовая и организационно-методическая база патриотического воспитания;
- повышается качество патриотического воспитания подрастающего поколения на уроках ОБЖ в школе;
- проводится научно обоснованная организаторская и пропагандистская деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как основной духовной составляющей России.
Военно-патриотическое воспитание молодежи опирается в основ-
ном на ориентирование граждан. Оно является началом получения знаний и навыков по патриотическому воспитанию.
Значение любой деятельности определяется ее целями и результатами. Целями деятельности по ориентированию учащихся на получение начальных знаний об обороне государства является высокая психологическая готовность к их овладению.
ЦЕЛЬ: Разработать и применять на практике комплекс педагогических условий, для формирования в подростках качеств гражданина и патриота.
ЗАДАЧИ:
-отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
-организовывать и проводить мероприятия направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
- обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков;
- демонстрировать подросткам значимость их деятельности,
- признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации военно-патриотического воспитания, я выделила следующие группы методов:
Группа методов | Методы | Свойства методов |
Методы формирования сознания личности | Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. | Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. |
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения | Педагогическое тре-бование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. | Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. |
Методы стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. | Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. |
Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности школьников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке.
Программа курса ОБЖ построена таким образом, что разносторонне осуществлять военно-патриотическое воспитание возможно в курсе 10-11 классов, в который включен раздел «Основы военной службы». Но формировать одно из основных качеств личности гражданина - патриотизм необходимо намного раньше, учитывая возрастные особенности детей. В соответствии с вышеуказанным, новизна заключается в создании системы урочной деятельности для учащихся среднего звена, позволяющую формировать личность гражданина- патриота во всех аспектах понятия «Патриотизм».
Изучение в 10-11 классах раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодежи к выполнению долга по защите Отечества. Поэтому основной своей задачей в этом направлении я считаю: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.
Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки-конференции, диспуты, на которых ученики в игровой форме решают довольно серьезные вопросы и проблемы по военной тематике.
В тесты включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, физика, русский язык, химия, биология, экология), для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изученным материалом.
Имеется раздаточный материал по разделам: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной службы».
Определены и охарактеризованы методы формирования патриотических качеств личности, используемых мною в педагогической деятельности: развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрация ученикам значимости их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Описываемый опыт позволяет сделать следующие выводы:
- Используемый комплекс педагогических условий в рамках уроков ОБЖ, эффективен для формирования в подростках качеств гражданина и патриота;
- Старшеклассники проявляют интерес к занятиям патриотического направления.
На перспективу профессионального развития ставлю цель:
- повысить свой профессиональный уровень через обучение в АКИПКРО по использованию ИКТ на уроках и внеклассной работе.
- продолжать работу над повышением эффективности военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе путем закрепления практических навыков.
- принимать участие в мероприятиях федерального уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
патриотическое воспитание на уроках географии
«Организация внеурочной деятельности учителя в процессе воспитания патриотических качеств личности». Гайдамакина Л.Н.- учи...
"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"
Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы. Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формир...
Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания на уроках ОБЖ
Доклад на педсовет о патриотическом воспитании школьников на уроках ОБЖ...
«Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания» (из опыта работы)
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »...
Взаимодействие учителя истории и родителей обучающихся в вопросах патриотического воспитания школьников
Патриотическое воспитание всегда было и остается одним из приоритетов государственной политики в области воспитания и образования подрастающего поколения.Патриотическое воспитание предполагает определ...
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Метод проектов - личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата....
Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бережливого отношения к культурно-образовательным традициям и ценностям
Выступление на семинаре "Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бе...