"Пожарная безопасность"-разработка урока
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему
ЦЕЛЬ : 1. Ознакомить учащихся с видами пожаров и способами борьбы с ними
2. Закрепление знаний и навыков, полученных в процессе обучения по курсу ОБЖ
ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания учащихся по пожарной безопасности.
2. Выработать навыки правильного поведения при пожаре.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Плакаты, таблицы, мультимедийное оборудование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obzh.docx | 18.8 КБ |
pozhar_1chast.ppt | 2.52 МБ |
pozhar_2_chast.ppt | 2.87 МБ |
pozhar_3_chast.ppt | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ : 1. Ознакомить учащихся с видами пожаров и способами борьбы с ними
2. Закрепление знаний и навыков, полученных в процессе обучения по курсу ОБЖ
ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания учащихся по пожарной безопасности.
2. Выработать навыки правильного поведения при пожаре.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Плакаты, таблицы, мультимедийное оборудование.
ХОД УРОКА
Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития. С тех давних пор люди и огонь являются неразлучными – постоянными спутниками. Первый огонь, который увидел человек, мог возникнуть в результате извержения вулкана, удара молнии, падение космического тела или его взрыва, самовозгорания. Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись. По мнению древнеримских мыслителей, огонь, в сочетании с воздухом, водой и землей, является основным элементом мироздания. Представления о муках ада люди связывали с пытками грешников на огне. Постепенно человек привык к огню, «укротил» его и начал активно использовать в повседневной жизни для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от диких животных, получения новых материалов. Огонь стал одним из основных двигателей исторического прогресса, источником благосостояния людей.
Пожар - это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей и уничтожение материальных ценностей.
Установлено, что 90% пожаров возникают по вине человека (нарушение правил пожарной безопасности, брошенные окурки, не затушенные костры, нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся веществ), и только 10% пожаров возникают в природе самопроизвольно (удар молнии в сухое дерево, извержение раскаленной лавы из кратера вулкана, самовозгорание сухой растительности).
Основными видами пожаров как стихийных бедствий, охватывающих, как правило, обширные территории в несколько тысяч гектаров, являются ландшафтные пожары. Они в свою очередь, подразделяются на лесные и степные (полевые).
Лесные пожары
Лесные верховые - характеризуются горением крон деревьев и развиваются, как правило, из низовых. При таких пожарах пламя бывает значительной величины (10-15 м) и распространяется с большой скоростью (8-25 км/ч).
Лесные низовые - характеризуются горением лесной подстилки, подпочвенного слоя кустарника и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара может колебаться в пределах от 1 до 8 км/час. Высота пламени может достигать 1- 2 м, температура – 900 градусов по Цельсию.
Лесные подземные - возникают как продолжение низовых или верховых и распространяются по находящемуся под землей торфяному слою глубиной до 50 см и более. Горение идет медленно, почти доступа воздуха с выделением большого количества дыма и образованием выгоревших пустот - прогаров. Поэтому подходить к очагу пожара надо крайне осторожно, постоянно прощупывая грунт шестом или щупом. Горение может продолжаться даже зимой под снегом.
Степные, или полевые, пожары
Возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Они имеют ярко выраженный сезонный характер и чаще бывают летом, реже осенью и весной, практически отсутствуют весной. Скорость распространения огня на пожаре зависит от количества сухой массы и силы ветра.
Ландшафтные пожары способны в сравнительно короткий срок уничтожить миллионы гектаров леса и тысячи гектаров хлебов. Практически, начиная с 1972 года, ежегодно горят леса в Подмосковье, Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Ущерб исчисляется сотнями миллионов рублей. В огне гибнут животные, птицы, нередки, к сожалению, и человеческие жертвы.
Еще чаще, чем ландшафтные пожары, возникают пожары бытовые и производственные. По числу таких пожаров Россия прочно удерживает первое место в мире. В 2004 году в стране произошло 287000 пожаров, в которых сгорели 16700 человек. При этом пострадали еще 149000 человек, 20% из этого числа скончались в больницах, 13% общего числа пострадавших - дети в возрасте до 16 лет. В 2004 году только в крае по вине пьяниц возникло 689 пожаров, в которых погибли 311 человек. Именно поэтому больничные места в ожоговых центрах края ( в крае их-2, в стране-72) никогда не бывают свободными.
Опасности ландшафтного пожара:
- высокая температура,
- высокая задымленность,
- падение подгоревших деревьев,
- возникшие в земле пустоты (прогары)
На бытовом пожаре к перечисленным опасностям добавляются:
- обрушение конструкций,
- взрывы технологического оборудования и приборов,
- появление оголенных электрических проводов.
Способы борьбы с пожарами
- Захлестывание кромки огня грунтом, песком.
- Заливка водой. Иногда при больших масштабах пожара используются специальные самолеты и вертолеты. Ил-76 в пожарном варианте за один раз выливает до 40 тонн воды..
- Создание заградительных и минерализованных полос.
- Пуск встречного огня - отжиг. Делается это так - на пути движения выбирается опорная полоса. Такой полосой может стать река, ручей, дорога, просека. На краю опорной полосы, обращенной в сторону пожара, создают вал из горючих материалов (сучья, валежник, сухая трава). При ощущении тяги воздуха в сторону подходящего пожара вал поджигают вначале против центра пожара на участке 25-35 м, а затем после продвижения огня на 2-3 м поджигают и соседние участки. Ширина выжигаемой полосы должна быть не менее 20-30 м, а при сильном пожаре до 100м.
Для тушения подземного пожара вокруг него на расстоянии 8-10 м от кромки роют траншею или канаву глубиной до минерализованного слоя или до уровня грунтовых вод и заполняют ее водой. Метод достаточно трудоемкий, но очень надежный.
Правила поведения при ландшафтном пожаре:
- Выходить из зоны пожара необходимо в наветренную сторону, т.е против ветра.
- При переходе использовать открытые пространства - поляны, просеки, дороги, рвы.
- При переходе зоны горения по возможности задержать дыхание, чтобы не обжечь легкие.
- Не забывать о возможных падениях горящих деревьев.
- На подземном пожаре быть осторожным и не провалиться в прогар (использовать щуп).
- при возгорании одежды тушить ее водой или перекрывать доступ воздуха к огню, ни в коем случае не бежать!
Правила поведения на бытовом пожаре:
- Прежде чем выйти или войти в горящее здание необходимо по возможности облиться водой или накрыться с головой мокрым покрывалом, плащом, куском ткани.
- Дверь в задымленное помещение открывать осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от притока свежего воздуха.
- В сильно задымленном помещении двигаться или ползком, или низко пригнувшись (внизу концентрация дыма меньше, чем вверху).
- Для защиты от угарного газа дышать через увлажненную ткань.
- При поиске в горящих зданиях людей необходимо помнить, что дети дошкольного возраста от страха часто прячутся под кровать, в шкаф, забиваются в угол.
- Остерегаться торчащих из стены проводов.
- Увидев человека в горящей одежде, набросить на него плащ и плотно прижать.
- Для правильного использования огнетушителя необходимо поднять рукоятку вверх и перекинуть ее до отказа, затем перевернуть огнетушитель вверх дном.
- Углекислый огнетушитель раструбом направить на горящую поверхность и, вращая маховичок против часовой стрелки, до отказа открыть запорный вентиль.
- Огнегасящие вещества направлять в места наиболее интенсивного горения и не на пламя, а на горящую поверхность.
- При тушении горящих электропроводов сначала необходимо вывернуть пробки или выключить рубильник.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОЖАР – ЭТО НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ПРОЦЕСС ГОРЕНИЯ, ВЛЕКУЩИЙ ЗА СОБОЙ ГИБЕЛЬ ЛЮДЕЙ И УНИЧТОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Опасность огня: высокая температура( вызывает ожоги, смертьлюдей);Загозованность(удушает, отравляет людей); Задымление(мешает тушить пожар, спасать людей) Искры и пламя( вызывают новые очаги возгорания);
СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ПОЖАРАМИ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА БЫТОВОМ ПОЖАРЕ
ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ УГАРНОГО ГАЗА – ДЫШАТЬ ЧЕРЕЗ ВЛАЖНУЮ ТКАНЬ. --ДВИГАТЬСЯ ПОЛЗКОМ ИЛИ НИЗКО ПРИГНУВШИСЬ .
НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛИФТОМ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
Чем тушить огонь: Вода(кроме электропроводки,неФтепродуктов). Песок,земля,пена,спецпорошки Кошма (используется для тушения горюче-смазочных материалов Огонь(при тушении лесных пожаров)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...