Урок-инструктаж по основам безопасности жизнедеятельности «Электричество в быту. 5 класс»
план-конспект урока по обж (5 класс) по теме
Основные знания по технике безопасности в школе и в быту, учащиеся получают на уроках ОБЖ и классных часах. Проводя подобные уроки-инструктажи, особенно в младших классах, целесообразно максимально использовать практический и наглядный материал, позволяющий ученикам «подержать в руках» исследуемую проблему. В качестве «инструкторов безопасности» можно приглашать подготовленных учеников старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-instruktazh_._5_klass.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – инструктаж «Электричество в быту», 5 класс
САЛИН Андрей Александрович,
учитель ОБЖ МБОУ СОШ №1 г. Пушкино
Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность обеспечивается за счет выполнения организационных и технических мероприятий, тренировок, обучения, инструктажей, использования наглядных пособий, воспитания у учащихся и сотрудников школы «культуры безопасности».
Основные знания по технике безопасности в школе и в быту, учащиеся получают на уроках ОБЖ и классных часах. Проводя подобные уроки-инструктажи, особенно в младших классах, целесообразно максимально использовать практический и наглядный материал, позволяющий ученикам «подержать в руках» исследуемую проблему. В качестве «инструкторов безопасности» можно приглашать подготовленных учеников старших классов.
Представленный урок был подготовлен и проведен в рамках мероприятий Месячника безопасности образовательного учреждения, проведенного в школе.
Цель урока:
- напомнить учащимся правила пользования бытовыми электроприборами.
- познакомить детей с опасностями, возникающими в бытовых ситуациях;
научить правилам безопасного поведения в быту;
- расширять кругозор учащихся, развивать творческие способности;
- воспитывать бережное отношение к своей жизни.
Задачи урока: на конкретных примерах показать опасность нарушения правил электробезопасности в быту.
Методическое обеспечение: набор плакатов «Правила электробезопасности»; бытовые электроприборы: чайник, утюг, настольная лампа, удлинитель и разветвитель; коллекция поврежденных электроприборов.
Ход урока
1. Введение. Сообщение темы и цели урока
Что такое электричество вы будете подробно проходить на уроках физики в 8ом классе. Но, поскольку это природное явление очень давно поставлено на службу человеку, то знать о его особенностях, пользе и вреде, нужно с самого раннего возраста.
Слово «электричество» - греческое слово и означает янтарь. Еще в древности человек уже имел представление об электричестве. Потертая о шерсть янтарная палочка заряжалась статическим электричеством. Поднесенная к легкому перышку или соломинке, эта палочка притягивала их к себе. Подобное электричество мы можем получить сами.
Много веков прошло с тех пор. Теперь электричество – не развлечение, а повседневная необходимость. Жизнь современного человека в цивилизованном обществе окружена электрическими приборами, без электричества жизнь сегодня просто немыслима. Но, увы, со всеми плюсами у электричества есть и одно несомненное отрицательное свойство - потенциальная угроза для жизни и здоровья. Именно поэтому, пользуясь электричеством, необходимо постоянно помнить о том, что оно является источником повышенной опасности, и соблюдать необходимую технику безопасности.
Электричество – одно из самых полезных «прирученных» человеком природных явлений. Наравне с огнем - это настоящий друг. Но, также, как и огонь - друг, требующий постоянного внимания.
2. Электричество в быту: плюсы и минусы.
Предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
Что может произойти, если мы будем относиться к электричеству невнимательно? (Ответы: может ударить электрическим током, произойти короткое замыкание и пожар).
В повседневной жизни нас окружает множество электроприборов, многими из которых мы пользуемся постоянно. Давайте вспомним, что это за приборы? (Ответ: компьютер, телевизор, удлинитель, электрочайник, утюг, фен, стиральная машина, холодильник и т.п.).
Какие из перечисленных бытовых электроприборов, по вашему мнению, являются наиболее опасными и почему? (Ответ: компьютер, электрочайник, утюг, телевизор, удлинитель – этими электроприборами пользуются наиболее часто, потому вероятность аварийной ситуации при неосторожном обращении с ними выше).
Действительно, при определенных условиях при использовании хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и для дома.
Такие ситуации могут возникать по двум причинам. В первом случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потек кран, перекрывающий воду в ванной, и др.
Для того чтобы вы знали, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить ее вредные последствия, мы рассмотрим основные бытовые ситуации, в которых необходимо соблюдать определенные правила.
3. Причины и последствия опасных ситуаций, связанных с бытовым электричеством.
Превратить электричество в опасного врага очень легко. Пользуясь неисправными электроприборами или нарушая правила техники безопасности, оставляя приборы включенными в сеть без присмотра, мы рискуем стать причиной аварийной ситуации с печальными последствиями. Основные последствия – короткое замыкание, могущее спровоцировать пожар, и электротравма. Что может стать причиной этих опасных ситуаций? (Ответ: неисправный электроприбор, старая или поврежденная электропроводка, детские шалости).
Можно добавить, что причиной аварии в домашней электросети могут стать наши домашние питомцы – собаки, кошки, попугайчики, хомячки и прочие грызуны. Как вы думаете, почему? (Ответ: если оставить их без присмотра, они могут повредить проводку, перегрызть шнур удлинителя или настольной лампы со всеми вытекающими последствиями)
Давайте рассмотрим наиболее часто используемое в быту электрооборудование с точки зрения возможной опасной ситуации.
Примеры (демонстрация прибора с объяснением):
3.1. Розетки, удлинители, разветвители («двойники», «тройники»)
Розетки – необходимый конструктивный элемент в наших квартирах. Это главный источник электричества для всех бытовых приборов. В каких случаях розетка становится источником опасности? (Ответ: если нагружать ее через удлинитель или разветвитель мощными электроприборами может произойти короткое замыкание, загорится пластиковый корпус розетки, могут воспламениться обои.)
Удлинитель используется в быту очень часто. С его помощью мы можем включать в одну розетку сразу несколько электроприборов. Однако, какие проблемы могут при этом возникнуть? (Ответ: если нагружать удлинитель выше расчетной нагрузки, которая должна быть указана на корпусе, может произойти его воспламенение и пожар).
3.2. Электрический чайник
Сколько воды можно заливать в электрический чайник? (Ответ: на нем обязательно должна быть маркировка min\max количества заливаемой воды. Обычно, нижний предел указывается в 0.5 литра).
Если залить воды меньше или больше, что произойдет? (Ответ: если залить меньше – она быстро выкипит, датчик температуры может выйти из строя и чайник расплавится. Если залить больше, по самую крышку, то вскипевшая вода может вылиться на основание чайника, и, попав на электрический контакт, вызвать короткое замыкание).
3.3. Утюг
Современные утюги, в большинстве своем – паровые. Они заправляются водой. Нагрев утюга регулирует температурное реле. Но, если такой утюг забыть включенным на продолжительное время, реле может перегореть и перегревшийся утюг вскипит или воспламениться.
Как заправлять водой паровой утюг? (Ответ: только когда он выключен из сети, специальным стаканчиком с выливным носиком, не выше отметки max).
Чем опасно повреждение корпуса такого утюга при неосторожном обращении? (Ответ: может произойти разгерметизация емкости для воды, вода попадет на электрические контакты и, при включении поврежденного прибора в сеть, произойдет короткое замыкание).
3.4. Компьютер, телевизор.
Без компьютера и телевизора многие из нас не представляют себе жизни. Проводят за ним все свободное время, что, само по себе уже вредно для организма. Часто, погрузившись в игру или общение в сети, за компьютером даже пьют и едят. Чашка с чаем или бутылка с водой – непременный атрибут компьютерного стола. Чем это может быть опасно? (Ответ: чашка или бутылка может быть опрокинута на панель клавиатуры или на выпрямитель тока (удлинитель), может произойти короткое замыкание, и, как следствие – пожар или электротравма).
К компьютеру подключается множество других приборов и устройств – принтеры, сканеры, веб-камеры. Иногда в них возникают неполадки, которые можно устранить самостоятельно – принтер «зажевал» бумагу и т. п.. Какие меры осторожности надо соблюдать при устранении таких неполадок? (Ответ: обязательно отключить прибор от сети, не лезть в него мокрыми или влажными руками).
3.5.Настольная лампа
Настольная лампа – обычный электроприбор, который служит нам на рабочем столе. Главное его назначение – источник направленного света, освещающий наше рабочее место. В каких случаях лампа может стать источником опасности? (Ответ: плафон лампы сильно нагревается – нельзя прикрывать его бумагой, чтоб сделать свет глуше, бумага может воспламениться. Также нельзя прикасаться к выключателю мокрыми руками).
4. Общие правила электробезопасности в быту.
Итак, мы рассмотрели с вами несколько примеров, из которых ясно, что электричество может стать серьезной проблемой, если не соблюдать при его использовании правил безопасности.
Мы охватили не все аварийные случаи, которые могут произойти в быту. Нельзя забывать, что мир электроприборов очень многообразен, и для каждого из них есть свои инструкции и памятки по использованию.
Под запись в рабочую тетрадь:
Чтобы не произошло неприятностей, в повседневной жизни необходимо соблюдать ряд общих правил безопасного обращения с электричеством:
- не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра;
- не включайте в одну розетку несколько электроприборов;
- соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем - шнур к сети. Отключение прибора производится в обратном порядке;
- не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками;
- помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;
- об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголенных и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте родителям или старшим.
- ПОМНИТЕ! Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, подключенные в электрическую сеть. Их надо постараться обесточить, а затем затушить огонь плотным покрывалом.
5. Заключительное слово учителя.
Сегодня вы вспомнили и расширили свои знания об опасных факторах электричества и правилах электробезопасности в быту.
Считаю, что наше занятие для каждого из вас оказалось полезным и результативным.
Вас, ученики, вполне можно считать помощниками при ведении профилактической разъяснительной работы среди населения. Тем самым вы поможете спасателям в предупреждении аварийных ситуаций, связанных с нарушением правил электробезопасности.
Предлагаю вам дома проверить знания по электробезопасности ваших родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Задайте им те же вопросы, на которые вы отвечали во время урока. Покажите им сегодняшнюю запись в тетради по ОБЖ, пусть они прочитают правила и распишутся под ними, как за настоящий инструктаж. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 классов.
Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье....
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ СОШ №16 г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов школы № 169 является локальным и индивидуальным документом образовательного учреждения. Она показывает как ...
Рабочая программа по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 9 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...