Урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 классов.
методическая разработка по обж (10 класс) по теме
Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10 классов.
Тема урока: «Не будь врагом себе! Выбирай здоровый образ жизни!».
Цель: Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье.
Задачи:
- Обучить учащихся пониманию и осознанию влияния вредных привычек на будущее человека;
- Воспитывать уважение к себе, уметь делать осознанный выбор в отношении своего здоровья, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем
- Помочь учащимся в осознании масштабов того вреда, которое курение оказывает на здоровье человека
- Развивать умение анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
- Формировать навыки и умения по созданию проекта из модулей.
- Способствовать развитию у учащихся умения выступать перед аудиторией и взаимодействовать с другими участниками.
- Развивать умение учащихся осуществлять самостоятельно выбор необходимой информации.
Оборудование: компьютеры, экран, мультимедиа, тест.
- Организационный момент - 2 мин
Приветствие учащихся.
- Вводная часть.
Учитель:
Слайд № 1.
Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! «Здравствуйте!» - мы ежедневно повторяем эти приветствие.
Задумывались ли вы когда – нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. К сожалению, обычно начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
Следующая печальная статистика навела меня на мысль провести этот необычный урок.
Слайд №3
1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет! В начале ХХ в. количество не пригодных к службе в армии призывников было всего 10%, к середине столетия- 50%, а сейчас- 80%.
2. По данным Департамента образования г. Москвы, 52,3% ребят хронически больны, 12% из них страдают артериальной дистонией. Еще 12%- воспалением верхних дыхательных путей, включая тонзиллит, фарингит и синусит. Нарушения опорно-двигательного аппарата имеются у 11,5%, а у 7,5% детей плохое зрение.
3. Всероссийская диспансеризация 2002 г., в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51%- имеют отклонения в здоровье, у 16%- хронические патологии.
Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!
Давайте уточним: что такое здоровье? (Учащиеся по очереди говорят, что для них значит это слово.)
- Здоровье - это когда тебе хорошо.
- Здоровье - это когда ничего не болит.
- Здоровье - это от слова «здорово».
- Здоровье - это красота.
- Здоровье - это сила и т.д.
Всемирная организация здравоохранения дает такую формулировку: «Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия».
Итак, от чего зависит здоровье человека?
Слайд №4
Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его, работая в группах.
А пока вот первое задание:
Помните, как несколько недель тому назад на первом уроке, посвященном здоровому образу, жизни я просила вас сделать выбор 5 основных ценностей жизни в порядке значимости для вас.
- Свобода;
- Здоровье;
- Деньги;
- Труд;
- Семья;
- Дружба;
- Слава;
- Уважение;
- Образование;
Вы все поставили на первое место по ценности здоровье. И это неспроста. Ведь здоровье для человека всего дороже.
Как ни странно, в наш информационный век вы, школьники, обладаете скудными знаниями о возможностях своего организма, чаще всего под здоровым образом жизни вы понимаете отсутствие вредных привычек. Да, это действительно важно, но это мало, нужно быть грамотным человеком, чтобы ценить свое здоровье.
Ребята я предлагаю вам вспомнить о слагаемых здоровья.
Слайд № 6
Какие слагаемые помогают вам быть здоровым?
(Дети отвечают с места - спорт, режим дня, утренняя гимнастика, правильное питание, отказ от вредных привычек, прогулки на свежем воздухе).
Какие слагаемые разрушают здоровье?
(дети отвечают с места - алкоголь, наркотики, курение, бесконечное занятия за компьютером, не правильное питание и т.д.)
Я взрослым задала один вопрос: «Что больше всего волнует в поведении детей в возрасте от 10 до 17 лет и вот какой результат получился:
Слайд № 7
Курение – 35 %
Употребление алкоголя - 20 %
Наркотики – 15 %
Внешний вид – 12 %
Занятость подростков -11 %
Агрессивность -7 %
Отвечая на этот вопрос, взрослые ставят такие проблемы подростков на первые три места как курение, употребление алкоголя и наркомания. Ваши родители обеспокоены тем, что вы иногда не задумываетесь о последствиях этих вредных привычек. Многие из вас считают, что так вы выражаете свою независимость и самостоятельность, не осознавая, что вредные привычки укорачивают вашу жизнь и жизнь своих близких, а что самое страшное подвергают опасности жизнь и здоровье своих детей.
К сожалению, в учебнике «ОБЖ» не так уж подробно говорится о вредных привычках, поэтому я решила, что сегодня на уроке мы постараемся с вами обобщить все те знания, которые мы получили из учебника и узнать побольше сведений из других источников: литературы, интернета.
А для начала - мы проведем следующий тест
Слайд № 8
Тест «Мое здоровье»
Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Но каждого, естественно, интересуют его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснит этот тест. Отвечай на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми еще и поразмышляй. Возможно, тебе необходимо в чем-то изменить свой образ жизни. Возраст не имеет значения. Все равно- 14 тебе лет или 50. Но чем раньше ты окажешься от вредных привычек, тем лучше.
Итак, возьмем число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.
1. Если ты мужчина, вычти из 72 - 3, а если женщина, прибавь + 4, т.к. женщины в среднем живут на 7 лет дольше мужчин.
2. Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.
3. Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3, если физическим - прибавь 3.
4. Если занимаешься спортом пять раз в неделю не менее 30 мин, прибавь 4, если 2-3 раза- прибавь 2 года.
5. Если ты в будущем собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет- то вычти по одному году за каждые 10 лет холостой жизни, начиная с 25- летнего возраста.
6. Если ты постоянно спишь более 10 ч, вычти 4 года, если по 7-8 часов- ничего не вычитай.
7. Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон,- признаки плохого кровообращения.
8. Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный,- добавь 3.
9. Если ты счастлив, добавь 1 год, если несчастлив, отними 2.
10. Если собираешься получить среднее образование, добавь 1 год, если высшее - добавь 2.
11. Если кто-то из твоих бабушек или дедушек дожил до 85 лет, прибавь 2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался (от инсульта, инфаркта, и т.д.), не дожив до 50 лет, отними сразу 4 года.
12. Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50 лет, умер от инфаркта, рака и т.д., отними- 3 года.
13. Если ты выкуриваешь больше трех пачек сигарет в день, отними 8 лет, если одну пачку в день, отними 6 лет, если меньше пачки – 3 года.
14. Если каждый день ты выпиваешь, хоть каплю спиртного, вычти 1 год.
15. Если твой вес превышает нормальный для твоего возраста и роста на 20 кг, вычти 8 лет, если на 15- 20- то 4 года, если на 5-15- вычти 2 года.
Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить. Как видишь, на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место среди них занимает наследственность. Но очень многое зависит от человека - его привычек и образа жизни. Посмотри еще раз на пункты теста. Убедись, что курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и другие вредные факторы сокращают продолжительность жизни. Влияет и окружающая среда, не зря в тесте есть вопрос о населенном пункте, в котором ты живешь.
Попробуйте найти в тесте факторы продолжительности жизни, зависящие от воли человека.
Слайд № 9
Вы правильно оценили факторы продолжительности жизни, которые зависят от воли человека. В наших с вами руках определить позицию к вредным привычкам. Придти к выводу, что лучше для здоровья? И самое главное, найти в жизни правильные ориентиры и уметь сказать “нет”.
Ребята, вы уже знакомы с проектной деятельностью. Сегодня нам предстоит выполнить социальный проект.
Напоминаю, что в основе социального проектирования лежит метод взаимодействия.
Его составляющими являются следующие положения:
- Люди поддерживают то, что сами создают.
- Качество принимаемых решений повышается, если они основаны на общем согласии.
- Равенство вклада и участие каждого члена команды повышает ее производительность в целом.
Исходя из этих положений, можно выделить 4 основных этапа социального проектирования:
Слайд № 9
- Подготовительный.
- Основной (реализация проекта).
- Заключительный (анализ результатов).
- Этап последствий.
Слайд № 10
Некоторое время назад класс мы с вами разделились на 3 группы. Каждой группе было дано задание. Обобщим все те сведения, которые вы смогли найти в литературе и в интернете по интересующим нас вопросам. На предыдущих уроках информатики и ОБЖ и, работая дополнительно дома, вы уже выполнили самую трудоемкую подготовительную часть социального проекта. Вы подобрали материал по заданиям и подготовили презентации
Сегодня на уроке подведем итоги по теме «Вредные привычки». Это и будет следующими этапами проектирования.
Слайд № 11
Цель социального проекта:
- Формирование у учащихся представление о влиянии вредных привычек на их здоровье.
- Разъяснить, как влияют вредные привычки на жизнь.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью как к главной ценности.
- Формирование у учащихся серьезного отношения к своему здоровью и здоровью будущего поколения.
- Отрабатывать умение выражать свое мнение и обосновывать его при помощи фактов.
- Ознакомить учащихся с факторами, влияющими на принятие решения в пользу или против вредных привычек.
Слайд № 12.
Тема подпроекта для 1-й группы: «влияние курения на подростковый организм».
Цель:
- Узнать новые сведения по данной теме.
- Сформировать отрицательное отношение к табакокурению.
Тема подпроекта для 2-й группы: «Детский и подростковый алкоголизм».
Цель:
- Разъяснить, как влияет алкоголь на здоровье подростка.
- Рассказать о болезнях, связанных с употреблением алкоголя.
Тема подпроекта для 3-й группы: «Наркомания – болезнь или ».
Цель:
- Формировать знания учащихся о наркомании.
- Формировать знания о способах заражения заболеваний, передающихся половым путем.
- Уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.
3. Практическая работа. Защита проекта.
По 3 представителя от группы защищают свои проекты (8-9 мин.)
Учитель после защиты проектов делает обобщение.
Масштабность и глубина проблемы требуют изобилия информации, чтобы истина об алкоголе, курении, наркотиках и токсикомании, факторов, способствующих им, дошла до каждого. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие.
В последнее десятилетие в нашей стране резко обострились все вышеперечисленные проблемы. И, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни в СМИ, выпуск многочисленных книг, журналов, плакатов, буклетов под лозунгами “нет – наркомании!”, “жизнь без иглы” и т.д., а также широкомасштабные акций по борьбе с “вредными привычками”, заболеваемость, инвалидность, смертность, в том числе детская, в России достигли катастрофического уровня.
Как мне кажется, проблема “вредных привычек” является наиболее актуальной в наше время, и борьба с ними – это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Необходимая профилактика “вредных привычек”- это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. И чем раньше мы начнем профилактику “вредных привычек” среди молодого поколения, тем быстрее удастся избежать печальных последствий (тяжелых заболеваний, инвалидности, разрушенных семей, самоубийств и т.д.), повысить процент рождаемости, сохранить численность нашей нации.
Сегодня вы попробовали свои силы в разработке и защите социального проекта.
Из защиты ваших проектов мы поняли, что жизнь без вредных привычек проходит интересней, насыщенней, ярче.
4. Закрепление.
А теперь мы проведем компьютерное тестирование и проверим, как вы усвоили тему раздела «Основы здорового образа жизни».
Проведение компьютерного тестирования.
Выставление оценок за тестирование.
5. Заключительный этап. Рефлексия.
И подводя итог урока, я предлагаю вам заполнить карту выбора.
Слайд № 13.
Я свой выбор сделала давно. И мне хотелось бы, чтобы вы со своими детьми не поднимали эту тему, в связи с ее отсутствием.
6. Обобщение урока.
Как ни банально это звучит, но здоровье - основа благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.
Ребята, наш урок подошел к концу, и мне хотелось бы узнать, понравился вам урок или нет. Если понравился, поднимите розовую карточку, если нет желтую.
7. Домашнее задание. Слайд № 14.
Составьте вопросы к кроссворду по данной теме кроссворд (ученик выбирает свой порядковый номер).
Слайд № 15. Всем большое спасибо! Наш урок окончен.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент (2 минуты) | Установочная беседа (слайд 1). | Слушают учителя, психологический настрой. |
2. Актуализация знаний. | Знакомство с целью урока (слайд 2). | Слушают учителя. |
3. Повторение материала. | 1. Беседа с компьютерной презентации. 2. Читает вслух вопросы учащимся. 3. Работа с тестом «Мое здоровье». 4. Подводит итоги тестирования. 5. Предлагает выбрать в тесте факторы продолжительности жизни, зависящие от воли человека. | 1. Отвечают вслух, комментируют свои ответы. 2. Работа за компьютером над тестом «Мое здоровье». 3. Отвечают вслух, комментируют свои ответы. |
4. Практическая работа. | 1. Напоминает основы социального проектирования. 2. Ставит цель социального проекта. 3. Учитель оценивает работу команд. Комментирует: удалось ли достичь поставленной цели социального проекта в каждой группе. | 1. Участники 1 группы защищают свой проект 2. Участники 2 группы защищают свой проект 3. Участники 3 группы защищают свой проект 4. Обсуждение трудностей при выполнении заданий на уроке. |
5. Закрепление. | 1. Тест. 2. Выставляет оценки за тестирование. | 1. Работа за компьютером над тестом «Мое здоровье». |
6. Рефлексия. | 1. Предлагает сделать выбор. | 1. Делают выбор, поднимая карточки. |
7. Домашнее задание.
| 1. Составьте вопросы к кроссворду по данной теме. | 1. Каждый ученик выбирает свой порядковый номер. |
Литература:
1. Под редакцией Воробьева Ю.Л. Учебник ОБЖ, 10 класс. Москва, Астрель «АСТ», 2003 год.
2. Составитель Г.И. Григорьева.- Внеклассные мероприятия. 5-9 класс. Волгоград: ООО «Экстремум», 2007 год.
3. Латчук В.Н., Лукьянов В.Р., Миронов С.К. ОБЖ. Дидактические материалы.10-11 класс, Москва Издательство НЦ ЭНАС, 2002 год
4. Составитель В.А. Шкенев «Основы безопасности жизнедеятельности». 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова, Б.И. Мишина, В.А. Васнева. Волгоград: Учитель, 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе. Тема урока: Семья в современном обществе
Тема урока: Семья в современном обществе Цель урока: Продолжить формирование понятия семьи и ее роли в современном обществе, показать нравственные основы формирования семь...
Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
Урок разработан по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю. Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...
План - конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе. Тема: "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".
Тема урока : "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте.Задачи урок...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-х классов Продолжительность 45 минут. Урок №15 Тема: Средства индивидуальной защиты.
Конспект урока ОБЖ, тема № 15, 2 урок, " Средства индивидуальной защиты"...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса «Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения»
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса «Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения»...