Ртуть, урок, 8 класс
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Конспект урока в 8 классе с тестом в конце урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_rtut.rar19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ртуть

Цель: познакомить учащихся с опасностью ртути, действием на человека, безопасным обращением с ртутью.

Ход урока:

  1. Опрос по предыдущей теме.

  1. Основная часть
  1. Люди часто задают вопрос: чем опасна ртуть?

Примеры «писем в редакцию»:

  1. «Уважаемые товарищи, пишу в редакцию вашего журнала, ибо считаю, что не имею права молчать о том, что узнала. Недавно, возвращаясь из Минска в Солигорск, я разговорилась в междугородном автобусе с одной пассажиркой, которая между прочим рассказала мне, что купила 5 термометров. Я удивилась: зачем так много? Она объяснила, что собирается их…разбить, собрать ртуть в мешочек , если ребёнок заболеет, привязывать его к руке, чтобы «вытягивать» температуру. Когда я рассказала об этом на работе, то, к моему удивлению, услышала, что многие так делают. Прошу редакцию разъяснить».
  2. «Недавно я разбила градусник, ртуть всю собрать не смогла. Как-то увидела, что мой годовалый сынишка что-то ловит на полу, не смог руками взять, давай языком лизать, оказалось – шарик ртути. Расскажите насколько это опасно и как избавиться от этих маленьких шариков».

  1. Применение ртути

Весомый вклад в загрязнение окружающей среды и ухудшение экологической обстановки вносят тяжелые металлы и их химические соединения. Наиболее распространенными являются свинец, кадмий,  мышьяк,  ртуть, хром, никель, олово, цинк, сурьма. Чаще всего человек сталкивается с ртутью. Этот жидкий серебристо-белый металл тяжелее всех известных жидкостей. Плотность – 13,52 г/см3. Плавится при температуре -390С, кипит при 3570С, поэтому применяется в термометрах (от -350С до 3500С). Пары ртути при электрических зарядах излучают голубовато-зеленый свет, богатый ультрафиолетовыми лучами. На этой основе созданы ртутные светильники и лампы дневного света.

 Используется ртуть в качестве катализатора при производстве хлора, едкого натра.

Широкое применение находит ртуть в измерительных приборах: термометрах, барометрах, манометрах, психрометрах, дифмометрах. Её используют при получении амальгам, средств, предотвращающих гниение дерева, в медицинской и лабораторной практике.

В связи со стремительным развитием промышленности поступление ртути в окружающую среду заметно возрастает. Так, только от сжигания каменного угля в течение XX века количество ртути, выпавшей на землю вместе с осадками, увеличилось примерно в 10 раз (с 0,7 до 6 г/км2). Велики потери ртути в цветной металлургии, при коксовании угля, производстве хлора, каустической соды. Только с перегоревшими осветительными лампами на свалки России выбрасывается ежегодно примерно 11 т этого металла.

  1. Примеры отравления ртутью

  1. Чем опасна ртуть?

Представление о том, что  ртуть может снижать температуру тела, полностью лишено здравого смысла. Более того, такой «метод» грозит непоправимой бедой.

Ртуть очень токсична для любых форм жизни. Острые отравления людей парами ртути обычно связаны с авариями на производстве. Немало их происходит и в быту, в результате элементарной нашей безграмотности, беспечности, халатности и пренебрежения мерами безопасности. Особенно усиливается опасность тогда, когда увеличивается площадь испарения. А это происходит при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления.

Отравление парами ртути наиболее вероятно в помещении, то есть там, где нет проветривания и где возможна повышенная концентрация.

Металлическая ртуть, как и все её соединения, относится к чрезвычайно ядовитым веществам. Её действие отличается опасной особенностью – оно становится заметным не сразу. Яд способен накапливаться и задерживаться в почках, печени, сердечной мышце, в мозге, кишечнике, он фиксируется на форменных элементах крови, повреждает клеточные мембраны, снижает активность ферментов.

  1. Как развивается клиническая картина?

Первые признаки отравления проявляются через 8 – 24 часа и выражаются в общей слабости, головных болях, болях при глотании, повышении температуры. Несколько позже наблюдаются болезненность десен, боли в животе, желудочные расстройства, иногда воспаление легких. Известны даже смертельные исходы.

Хронические интоксикации развиваются исподволь и длительное время протекают без явных признаков заболевания. Затем появляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость, апатия, эмоциональная неустойчивость, головные боли, головокружения. Одновременно развивается дрожание рук, языка, век, а в тяжелых случаях – ног и, наконец, всего тела.

Опасность ртути состоит еще и в том, что ёё пары адсорбируются на оштукатуренных стенах и потолке, лакокрасочных покрытиях, оседают в швах кирпичной кладки, бетонных плит. Одним словом, проникают везде, во все поры, чем и усложняются работы по ликвидации последствий.

  1. Как же попадает ртуть в организм?

Мы привыкли думать, что отравление наступает только после принятия яда внутрь. С ртутью всё обстоит иначе. Достаточно, чтобы она находилась в помещении и, неправильно хранимая, начала испаряться. Пары ртути оказывают даже более токсическое воздействие, чем ртуть, попавшая в организм через рот. Именно поэтому ртуть разрешается хранить только в герметических емкостях из резины специального состава или в запаянных стеклянных ампулах (как в термометре).

  1. Ртуть обнаружена, что делать?

Во-первых, категорически запрещается находиться в помещениях, где имеет место выделение паров ртути, без средств защиты. Не может быть и речи о хранении там продуктов питания или о приеме пищи. Во-вторых, строго следить за тем, чтобы не было контакта с этим металлом, особенно детей. В-третьих, немедленно поставить в известность о случившемся главного государственного санитарного врача (СЭС) района (города), начальника территориального штаба ГО, органы здравоохранения и милицию.

  1. Неотложная помощь

При острых отравлениях через рот немедленно обильно промыть желудок водой с 20 -30 г активированного угля или белковой водой (взбитый с водой яичный белок), после чего дать молоко. Можно рекомендовать слизистые отвары риса или овсянки и все это завершить приемом слабительного.

В случае сильного ингаляционного отравления после выхода из зоны поражения пострадавшему необходим полный покой. Затем госпитализация.

Если отравление было легкой или начальной формы интоксикации, немедленно исключить контакт со ртутью или ее парами и направить на лечение в поликлинических условиях

  1. Работы на месте разлива ртути

В таких местах проводится демеркуризация – удаление меркуратов (соединений ртути). Делается это, как правило, механическим путем.

Те, кому предстоит выполнить эти работы, должны надеть промышленный противогаз марки Г или соответствующий респиратор.  Коробка противогаза окрашена в два цвета: черный и желтый. В ходе демеркуризации необходимо вести учет времени работы каждой коробки, так как защитное действие без аэрозольного фильтра – 100 ч, а с аэрозольным фильтром и с индексом 8 – всего 80 ч. Респиратор противогазовый РПГ-67-Г защищает в течение 25 ч. А вот респираторы универсальные РУ-60М-Г и РУ-60МУ-Г предохранят от паров ртути и аэрозолей всего 15ч.

В закрытых помещениях пролитую ртуть необходимо собрать самым тщательным образом. Не допускать ее растекания и дробления на мелкие шарики. Для извлечения забившихся в щели капелек лучше всего воспользоваться амальгамированной медной пластинкой или листочками станиоля, которым капельки как бы прилипают, а точнее растекаются по их поверхности (смачивают). В крайних случаях можно использовать влажные древесные опилки, песок. Иногда применяют вакуумный способ: резиновые груши, пылесосы. После тщательного выполнения таких работ все места, где капельки еще могли сохраниться, засыпают серным цветом (мелким порошком серы) или алюминиевой пылью, а помещение хорошо проветривают.

По завершении работы следует снять спецодежду, принять душ, прополоскать рот 0,25%-м растворов перманганата калия (марганцовкой) и почистить зубы.

  1. Демонстрация «Как собрать ртуть в домашних условиях»

Используется резиновая груша, пшено (имитация шариков ртути), банка с водой (куда сбрасывается собранная ртуть и ветошь или бумага).

  1. Тест.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".

Тесты  содержат  задания с выбором одного правильного  ответа , задания  на  соответствии. Задания соответствуют  программным  требованиям. Материал  можно...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...