Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода
статья (основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс) по теме
В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический. Начало поисково-собирательной работы было положено в 1972 году начинающим учителем Штуко Михаилом Ивановичем. Это был музейный уголок в классной комнате, затем одна музейная комната, позже еще одна. И только 1 сентября 1991 г. был оборудован специальный музей - зал с устоявшейся экспозицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_uchashchikhsya_na_osnove_kompleksnogo_podkhoda.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода при преподавании физической культуры и изучении краеведческого материала
Из опыта работы учителя физической культуры Чулова Василия Михайловича МБОУ "Мишковская СОШ" Брянской области.
То, что физическая культура и спорт, история и краеведение, военно-спортивные игры лежат в основе любого воспитания, не только патриотического, известно со времён древнего мира. В наше время эти составляющие не менее актуальны. Исходя из своего педагогического опыта, а он составляет 35 лет, у меня сложились некоторые наблюдения, которыми можно было бы поделиться. Пригодился опыт военного руководителя школы в звании старшего лейтенанта, учителя биологии и химии, семнадцатилетний опыт директора школы, некоторый опыт преподавания ОБЖ, граждановедения и, наконец, физической культуры. Сейчас занимаюсь краеведением. В моём ведении школьно-поселенческий музей истории и народного быта.
Любое воспитание носит комплексный характер. Это относится и к патриотическому воспитанию, без которого гражданин - не гражданин. Конечно, ученика надо наполнить знаниями, это факт. Но в подходе к вопросу воспитания, а тем более воспитания патриотического, гражданского, придерживаюсь позиции хорошо известной со времен античного мира, что ученик - это не чаша, которую нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. В этом смысле важен пример. Особенно ценен пример из жизни людей прошлого и настоящего, наших земляков. Это может быть пример родственников или даже родителей. В моей работе традиционными стали такие мероприятия, как встреча учеников старших классов с их родителями, где отцы и сыновья соревнуются в разборке и сборке автомата, в выполнении нормативного упражнения - использовании общевойскового защитного комплекта, в выполнении команды "подъём", в пулевой стрельбе из пневматической винтовки и т. д., или "Папа, мама, я - спортивная семья", "Зарничка", "Зарница", "Честь имею". Именно в данных соревнованиях происходит непосредственный процесс преемственности поколений.
В нашем школьном музее есть фотография генерала А.Ф Рубиса и его биография. Он наш современник, начальник военного училища, человек строгий и волевой. Глядя на него и знакомясь с его биографией, подросток узнаёт, что в его судьбе важную роль сыграла физическая подготовка, спортивные соревнования и, естественно, хорошие знания по всем предметам. Наверняка, у многих ребят возникнет желание стать защитником Отечества.
Или, скажем, пример нашего современника - инженера военно-промышленного комплекса Хомутова В. В.. Он альпинист, покоритель Эвереста. Со своими товарищами в 1982 году он взошёл на вершину мира. До сих пор этот маршрут ни до, ни после них никто в мире не повторил. Альпинизм стал важным увлечением в его жизни. Ребятам становится интересно: ради чего человек идёт на такой риск. Оказывается, это восхождение было завершено в День Победы 9 Мая водружением на величайшей вершине мира государственного флага нашей Родины. Далее ребята знакомятся с фильмом Юрия Сенкевича об этом восхождении. Может, здесь они впервые и узнают, кто такой Сенкевич. Узнают, что Валерий Хомутов его друг, получают первое впечатление и сведения об альпинизме. У детей появляется чувство гордости за своего, известного всему миру земляка. С фотографии смотрит на подростков мужественный, волевой человек, их современник. Из биографии они узнают, что без физической подготовки , хороших знаний и трудолюбия, без воли к победе не вознести бы ему славу Родины на величайшую вершину мира.
Ещё один пример. На фотографии лётчик вертолётной авиации Медведев В. В. У него более 27 тысяч часов налета. Этот факт потрясает. Из биографии учащиеся узнают, что в основе его достижений физическая и спортивная подготовка, отличные знания по многим предметам. И снова гордость за Родину и за своих земляков.
Но это ещё предварительная встреча с героями-современниками по материалам музея. Затем второй этап: организация встречи и сама встреча, беседа героя с учениками школы.
Это большая аудитория, масса вопросов и, что называется, внимают с открытым ртом. После таких встреч становится ясно, что физическая культура и спорт - это не удел простаков, а необходимый элемент подготовки человека любой профессии, человека и гражданина - патриота своей Родины, способного отстаивать интересы своей страны в любой ситуации.
Живые встречи с современниками в музее, а затем в классной большой аудитории имеют большое воспитательное значение. Важно то, что музейные экскурсии готовят и проводят сами ученики, но готовят они их не только для учащихся своей школы, но и гостей, в том числе и взрослых.
Воспитательная работа в данном направлении приносит свои плоды. Понимая роль физической культуры и спорта в своей жизни, ребята с удовольствием посещают уроки физкультуры, многие учащиеся нашей школы участвуют уже несколько лет в «Кроссе наций", где занимают призовые места. Это Авраменко М., Перешивко З., Фабрицкая Т., Емельяненко И., Козленок О. Также ученики школы принимают участие во всех районных и школьных соревнованиях.
Таким образом, все проводимые мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта, являются хорошей базой патриотического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, за...
Программа элективного курса по патриотическому воспитанию учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации»
Элективный курс под названием «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации» охватывает широкий круг вопросов от познания окружающего мира до приобщения к культуре, искусству своего народа и на...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ СЕЛА
Данная работа содержит в себе основы патриотического воспитания школьников на основе традиций села Старое Семенкино...
"Помни имя свое" (комплексная программа духовно-нравственного воспитания учащихся на основе краеведения)
Данная авторская программа духовно-нравственного воспитания молодежи представляет собой комплекс мероприятий по урочной, внеурочной и внешкольной деятельности на основе уроков краеведения, дополнитель...
Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода
Проведение "Зарнички", "Зарницы", игры "Преемственность поколений", "Папа, Мама, я - спортивная семья", "Туристического слёта", для осуществления комплексного подхода к патриотическому воспитанию учащ...
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы
Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на основе комплексного подхода к преподаванию предметов ОПК и ОРКСЭ
Программа составлена для 10-11 классов социально-педагогического профиля....