Урок ОБЖ по теме: "Профилактика социально значимых заболеваний".
план-конспект урока по обж (9 класс) по теме

Никонов Дмитрий Владимирович

Данный урок предназначен для формирования культуры здоровья учащихся старших классов,   формирует ответственное отношение обучающихся к своему здоровью, поможет им отказаться от предложения попробовать алкоголь,  познакомит с отрицательным воздействием алкоголя на организм и психику человека, сформирует  представление об алкоголизме, как о социально значимом заболевании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_alkogol.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс.

Раздел: формирование ЗОЖ.

Тема: Профилактика социально значимых заболеваний.

          Алкоголь и его опасность.

Концептуальная цель: формирование культуры здоровья.

Стратегические цели:

Задачи:  1. Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

              2. Помочь отказаться от предложения попробовать алкоголь.

              3. Ознакомить с отрицательным воздействием алкоголя на организм и психику человека.

              4. Сформировать представление об алкоголизме, как о социально значимом заболевании.

Проблема:

Проблемный вопрос: Как ответить «НЕТ» на предложение попробовать   алкоголь?

Варианты ответов:

  1. спасибо. Я не хочу.
  2. я и без этого себя превосходно себя чувствую.
  3. когда-нибудь в другой раз.
  4. мне не хочется умереть молодым.
  5. нет, у меня и так неприятности с родителями.

Оптимальный вариант:

Шаги: 1. выслушать просьбу спокойно.

           2. оставаться спокойным и сказать «НЕТ».

           3. объяснить, почему вы говорите «НЕТ».

           4. Если собеседник настаивает, повторить «НЕТ» без объяснений.

       Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа.

  • Цель урока. (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)
  1. формирование представления об алкоголизме, как о социально значимом заболевании, о его разрушающем воздействии на здоровью и психику.
  • Алкоголь – термин, используемый для обозначения химического класса органических соединений.

Выделяют 2 вида алкоголя:

  • Метиловый спирт (очищенные растворы, духи, разбавители лаков и красок), он токсичен и опасен для организма
  • Этиловый спирт (содержится в пиве, вине, спиртных напитках)  

Работа по д.з. Творческие работы.

  • Составьте словесный портрет алкоголика.
  • Неприятная внешность
  • Он бледный
  • У него кривая бессмысленная

улыбка

  • Глаза тусклые
  • Худой, физически слабый
  • Цвет лица нездоровый

Вам нравится портрет человека, которого можно описать с помощью этих слов?

Какой характер у пьющего человека?

Как люди относятся к алкоголику?

Хотели бы вы быть похожими на него?

  • Обратите внимание
  • Употребление даже небольшого количества алкоголя оказывает воздействие на организм и головной мозг.
  • Алкоголь, как и наркотики, замедляет работу организма и мозга.
  • Алкоголь –это яд

Яд, который так же, как и никотин, постепенно отравляет организм человека. Алкоголь разрушает живые клетки. Он поражает нервную систему, сердце и сосуды, легкие, печень, мочеполовую систему, желудочно-кишечный тракт. Под воздействием алкоголя ускоряется развитие сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных опухолей.

Смертность по вине алкоголя занимает третье место среди прочих причин смерти в промышленно развитых странах.

  • АЛКОГОЛЬ - депресант нервной системы, хотя вначале он проявляет себя как стимулятор. Человек, употребивший алкоголь, испытывает потерю контроля над своим поведением и количеством выпитого, кроме того, алкоголь способствует нарушению координации движений, вызывает развитие алкогольной эйфории, головокружение, сонливость, помрачнение и потерю сознания.

Зачитывание стихотворения «АЛКОГОЛИК».-учащийся.

Какие черты характера проявляются у «ГЕРОЯ» стихотворения.

  • ГРАФИК.

Рост подростков алкоголиков за промежуток с 1997 по 1999 год

  • Русский психолог Владимир Михайлович Бехтерев

«Алкоголь не только губит силы нынешнего поколения, но и обрушивается своей тяжестью на будущие поколения.»

  • Алкоголизм как болезнь. Характеристика болезни.
  • Основные признаки: физическая, психическая зависимость от алкоголя, изменение терпимости.
  • Отсутствие критики к собственному состоянию (алкоголик никогда не признает, что у него проблемы с алкоголем).
  • Заболевание хроническое (невозможно излечиться от алкоголизма, можно лишь добиться ослабления)
  • Исход заболевания – смерть (средняя продолжительность алкоголика на 12 лет меньше, чем жизнь трезвенника).
  • Пословицы об алкоголе.
  • Пьяному море по колено, лужа по уши.
  • Что у трезвого на уме, у пьяного на языке.
  • С хмелем спознаться – с честью расстаться.
  • Вспомните эти профессии:
  • Спортсмен
  • Футболист
  • Учитель
  • Диктор телевидения
  • Фотомодель
  • Манекенщица

Почему этим людям ни в коем случае нельзя употреблять спиртные напитки?

Какие еще вы знаете профессии, где не может работать больной алкоголизмом?

  • Что чаще всего подталкивает к первой пробе алкоголя?
  • Кто нам предлагает выпить?
  • Что пьющие подростки хотят продемонстрировать?
  • Люди окружающие химически зависимого человека,- супруга (супруг), дети, друзья – также подвержены влиянию болезни. Каждый член семьи алкоголика периодически испытывает чувство стыда, обиды, гнева, страха и неуверенности, одиночества – все это приводит  к постепенному формированию психологических комплексов, которые ему приходится пронести через всю жизнь.
  • Три основные проблемы, связанные с потреблением алкоголя.
  • Проблемы для пьющего: 

     утрата самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи, переохлаждение по неосторожности, арест, развитие цирроза печени, некоторых видов рака, сердечно-сосудистых заболеваний, потеря трудоспособности, ранняя смерть, самоубийство.

  • Проблемы для семьи пьющего:

 конфликты в семье, невыполнение отцовских, материнских обязанностей, потеря уважения, материальные трудности, внутриутробное поражение плода, неправильное воспитание детей, юношеский алкоголизм и преступность.

  • Проблемы для окружающих.

     нарушения общественного порядка, дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи.

  • СИТУАЦИИ.
  • Как нужно себя вести, если к вам на улице подошел пьяный незнакомый человек и пытается с вами заговорить?
  • А если подошел знакомый пьяный человек?
  • Можно ли ехать в одном лифте с пьяным человеком?
  • Работа по группам. (3 группы).
  1. Вам в компании предложили выпить спиртного, вы хотите отказаться, предложите наибольшее кол-во способов для отказа.
  2. Причины употребления алкоголя подростками.
  1. Почему люди часто употребляют алкоголь, даже когда очевидно, что последствия тяжелые.
  2. Почему друзья часто соблазняют друг друга употребить алкоголь, предлагают сигарету.

Д\З – «Что я думаю об алкоголизме»? небольшое сочинение.  РЕФЕРАТЫ.

ПИСЬМО.

« Когда я заявил друзьям, что вообще не собираюсь начинать курить, они согласились, мол это мое личное дело. Но с тех пор они собираются без меня, обычно в парке. Я поинтересовалась почему. Они ответили, что мне будет противно дышать чужим дымом, раз я не стану курить вместе со всеми». 13 лет.

ПИСЬМО.

«Терпеть не могу спиртное, на вкус оно отвратительно, но все пьют и я пью. Никто из друзей не заставляет меня пить, и я тоже никого не заставляю. Иногда подумываю бросить, но когда вместе мы слоняемся без дела, у кого-нибудь всегда находиться с собой «горючее», и я понимаю, что должен пить со всеми».

Возможно, вы полагаете, что рискованное увлечение поможет вам выделиться среди сверстников, привлечь к себе всеобщее внимание или выдвинуться в лидеры. А может быть наркотики, спиртное и сигареты ассоциируются у вас со взрослением и зрелостью. Или вы считаете, что они вас избавят от излишней застенчивости и помогут обрести уверенность в себе.

Разумеется вся беда в том, что ни что из этого не решает не одной ваши проблемы. Они не прибавят вам ни зрелости, ни уверенности, наоборот вы добьетесь обратного результата. Они приучат вас чувствовать, что без них вы –НИЧТО, и жизнь без них – НЕ ЖИЗНЬ.

Что касается  давления со стороны сверстников, то хочу добавить: даже если вы ради дружбы готовы принимать наркотики и пить, то это еще не означает, что вы настоящий друг. И если ваши друзья употребляют спиртное, наркотики, это не означает, что они взрослые, самостоятельные, «классные» ребята. Настоящие друзья не станут толкать вас на риск, даже если для них он стал делом обычным.

 ЗАПОМНИТЕ:ТОТ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УВЕРЕН В СВОИХ СИЛАХ И ПРАВОТЕ, НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОДРОЖАТЕЛЯХ. Нередко люди вынуждают других пить, принимать наркотики, потому что осознают собственную слабость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по теме Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания по теме "Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей"...

Разработка открытого урока по биологии на тему: "Профилактика заболеваний. СПИД".

Материал включает разработку урока, презентацию, образцы раздаточных карточек для проведения открытого урока по биологии на тему: "Профилактика заболеваний. СПИД"....

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Консультация для родителей «Профилактика социально – значимых заболеваний в семье»

Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию серьезную тему для рассуждения «Профилактика социально – значимых заболеваний в семье». Может, для кого-то эта тема неинтересна, может, для кого-то она сл...

Методическая разработка конспекта урока ОБЖ по теме "Профилактика наркозависимости" / АООП ООО обучающихся с ОВЗ (для глухих)

Методическая разработка конспекта урока ОБЖ по теме "Профилактика наркозависимости" для 11(9) класса полностью учитывает психофизические особенности и образовательные потребности глухих обуч...