Рабочая программа по ОБЖ 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 5 класс.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Характеристика особенностей программы:
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной А.Т Смирновым (руководитель), Б.О.Хренниковым и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_5_klass.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 5 класс.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Характеристика особенностей программы:
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной А.Т Смирновым (руководитель), Б.О.Хренниковым и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни».
Цели и задачи курса:
- Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;
- Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;
- Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях социального и техногенного характера;
- Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
- Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;
- Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.
Главная задача курса
дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Содержание тем учебного курса.
Безопасность и защита человека в среде обитания
Город как источник опасности
Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скверы). Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения, коммунальные и другие службы).
Опасные ситуации в доме (в квартире)
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водо- и электроснабжение, отопление, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Опасные вещества и средства бытовой химии. Последствия, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Взрывы в жилищах и их причины. Обрушение конструкций, правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале), а также в многоэтажном здании. Как действовать, если на человеке загорелась одежда или в комнате - электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер), елка. Способы эвакуации из горящего здания.
Затопление жилища. Причины и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.
Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов.
Опасные ситуации на улице
Тонкий лед и опасность передвижения по нему. Меры предосторожности при движении по льду. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Чрезвычайные ситуации на транспорте
Современный транспорт - зона повышенной опасности. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, авиационного, водного. Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным и авиационным транспортом. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях. Краткая характеристика пожарной опасности современного транспорта: общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, водного, авиационного. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара в транспорте.
Ситуации криминогенного характера
Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника.
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершить насильственные действия.
Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях раз-
личных видов. Характеристика различных видов кровотечении и их причины.
Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечности).
Основы здорового образа жизни
Движение - естественная потребность организма как высокоорганизованной биологической системы. Избыток и недостаток движения - причина заболеваний человека.
Правила безопасного использования электронных приборов. Компьютер и здоровье. Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании, и половые различия опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и психики.
Факторы, формирующие репродуктивное здоровье.
Закрепление практических навыков по пройденным темам и подготовка
Учебно-тематическое планирование курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
в 5 классе
№ | Наименование раздела, темы | Кол-тво часов |
1 | Безопасность и защита человека в опасных ситуациях | 16 |
2 | Чрезвычайные ситуации. | 3 |
3 | Основы здорового образа жизни | 5 |
4 | Основы медицинских знаний | 3 |
Контрольный урок по теме разделов | 4 | |
Практическое занятие | 2 | |
Обобщающий урок | 1 | |
Итого за год | 34 |
Календарно-тематическое планирование
ОБЖ 5 класс
№ | Наименование раздела, темы | Кол-тво часов | Дата проведения | |
1 | Безопасность и защита человека в опасных ситуациях | 16 | ||
1 | Город как среда обитания | 1 | ||
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | ||
3 | Особенности природных условий в городе | 1 | ||
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе | 1 | ||
5 | Основы безопасности жизнедеятельности человека | 1 | ||
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 | ||
7 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | ||
8 | Пассажир. Безопасность пассажира. | 1 | ||
9 | Водитель | 1 | ||
10 | Пожарная безопасность. | 1 | ||
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | ||
12 | Погодные условия и безопасность человека | 1 | ||
13 | Безопасность на водоемах | 1 | ||
14 | Криминогенные ситуации и личная безопасность | 1 | ||
15 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 | ||
16 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | ||
17 | Контрольное тестирование по теме раздела | 1 | ||
Чрезвычайные ситуации. | 3 | |||
18 | ЧС природного характера. | 1 | ||
19 | ЧС техногенного характера | 1 | ||
20 | Общие правила поведения при ЧС природного характера ( практическое занятие) | 1 | ||
21 | Контрольное тестирование по теме раздела | 1 | ||
Основы здорового образа жизни | 5 | |||
22 | О здоровом образе жизни | 1 | ||
23 | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. | 1 | ||
24 | Рациональное питание. Гигиена питания | 1 | ||
25 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 3 | ||
26 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 | ||
27 | Контрольное тестирование по теме раздела | 1 | ||
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 | |||
28 | ПМП при различных видах повреждений
| 1 | ||
29 | Практическое занятие -ПМП при различных видах повреждений | 1 | ||
30 | Оказание ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении | 1 | ||
31 | Практическое занятие- оказание ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении | 1 | ||
32 | ПМП при отравлениях | 1 | ||
33 | Контрольное тестирование по теме раздела | 1 | ||
34 | Обобщающий урок | 1 | ||
35 | Резервный урок | 1 |
Форма контроля | Дата план | Дата факт | |||
I | 9 | ||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | Тестовые задания | ||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | Тестовые задания | ||||
II | Чрезвычайные ситуации | 1 | |||
10 ___ III | ________________________ Основы здорового образа жизни | 1 __________7 | |||
11 | 1 | ||||
12 ___ 13 | 1 __________ 1 | Тестовые задания | |||
14 | 1 | ||||
15 | 1 | ||||
16 | 1 | Тестовые задания | |||
17 | 1 | ||||
Всего часов: 17 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Должны:
Знать/понимать:
- о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;
- правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
- правила безопасного поведения на улицах;
- о различных опасных и аварийных ситуациях, возникающих в общественном транспорте и правила безопасного поведения;
- правила поведения в криминогенных ситуациях;
- правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
- правила поведения при захвате в заложники; действия по обнаружению взрывоопасного предмета;
Уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом);
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- оказывать помощи терпящим бедствие на воде
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
- Контроль уровня обучения.
Контроль уровня обучения проводится в виде тестирования в конце каждой темы.
Перечень методического обеспечения.
1. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс». М., «Просвещение», 2008г.
2. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин «Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», М., «Просвещение», 2001г.
3.В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», М., «Экзамен», 2006г.
4. О.В. Пахнутова «ОБЖ 5 класс. Поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова и др.», Волгоград, «Корифей», 2006г.
Используемая литература для учащихся:
1. В.Н. Латчук, С.К. Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по Основам безопасности жизнедеятельности 5 класс», М., «Дрофа», 2008г
2. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс». М., «Просвещение», 2008г.
интернет-ресурсы
1.http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
2.http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
3.http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...