программа элективного курса "Основы медицинских знаний"
элективный курс по обж (9 класс) по теме

Шейко Татьяна Юрьевна

Программа элективного курса по теме медицинских знаний рассчитана на учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elek_kurs_osnovy_medznaniy.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №8»

Рассмотрено школьным                                                                                                                                         «Утверждаю»

методическим объединением                                                                                                       Директор МОУ «ООШ №8»

__________________________                                                                                                             __________   Е.В.Киреева

__________________________                                                                                                            «____» _________ 20___г.                  Протокол  № __от «____» __________ 20____г.                                                                              

 

«Основы медицинских знаний»

                          Рабочая программа курса по выбору

для  9 классов

                                                                     

                                               

           

                                                                                                        Составитель: Шейко Т.Ю.,

преподаватель-организатор ОБЖ

 

 г. Ухта

 

                                               Пояснительная записка

     Основной задачей подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

     Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях, призваны подготовить человека к выбору правильного решения выхода из них с наименьшими потерями. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. В общеобразовательных учреждениях данная подготовка осуществляется в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

     Курс «Основы медицинских знаний» является частью программы ОБЖ и предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь.

     В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс «Основы медицинских знаний» нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности необходимых для оказания первой доврачебной помощи.

    Элективный курс «Основы медицинских знаний» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные предпочтения и совершить осознанный выбор профессии.

    Занятия проводятся на основе следующих методических принципов:

а) Принцип сознательности и активности. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи.

б) Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся должны более качественно усваивать необходимый материал.

в) Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Подбирается материал, доступный для усвоения,  на основе уже имеющихся знаний.

г) Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

д) Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества и повышение результатов можно ожидать, только постепенно повышая требования.

       Цели программы:

1.Воспитание культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение).

2.Оказание помощи школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.

3.Выработка  практических навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Задачи программы:

1.Углубление теоретических знаний школьников в образовательной области “Основы медицинских знаний” по курсу ОБЖ.

2.Выработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи.

3.Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

4.Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.

5.Воспитание ответственного отношения к личному здоровью.

     В течение всего элективного курса учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, бюллетеней, буклетов и стенных газет. В конце курса проводится конференция с приглашением школьного медицинского работника, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.

     При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности:

-работа в парах;

-выполнение проектов и презентаций по темам исследований;

-работа в мини – группах;

-фронтальная работа;

-проведение научно-практической конференции с элементами практических заданий.

Тематическое планирование

Тема.

Количество часов

№ занятия

Занятия по данной теме

Форма проведения

Тема №1. (1 час)

Введение.

1

Занятие №1. Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи.

Лекция-презентация.

Тема №2. (6 часов)

Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия.

2-7

Занятие№1. Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятия «десмургия».

Занятие №2. Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

Занятие №3. Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях.

Лекции-презентации.

Лекции.

Практическая работа.

Тема №3. (4 часа)

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

8-11

Занятие №1. Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении.

Занятие №2. Практическая работа. Первая помощь при кровотечении.

Лекции.

Просмотр видеофильма.

Практическая работа.

Тема №4. (4 часа)

Первая медицинская помощь при переломах.

12-15

Занятие №1. Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

Занятие №2. Практическая работа. Первая медицинская помощь при переломах.

Лекции.

Просмотр видеофильма.

Практическая работа.

Тема №5. (4 часа) Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности.

16-19

Занятие №1. Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

Занятие №2. Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

Лекции.

Просмотр видеофильма.

Практическая работа.

Тема №6. (2 часа) Первая медицинская помощь при ожогах.

20-21

Занятие №1. Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи.

Лекции.

Просмотр  видеофильма.

Тема №7. (2 часа) Травматический шок и противошоковые мероприятия.

22-23

Занятие №1. Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

Лекции.

Тема №8. (4 часа) Инфекционные болезни. Дезинфекция.

24-27

Занятие №1. Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

Занятие №2. Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболеваний.

Лекции.

Просмотр видеофильма.

Беседа.

Тема №9. (4 часа) Лекарственные средства.

28-31

Занятие №1. Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств. Хранение лекарственных средств. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

Занятие №2. Семинар. Лекарственные травы.

Лекции-презентации.

Беседа.

Тема №10. (3 часа) Итоговый урок-зачет с элементами практических заданий.

32-34

Занятие №1.

Школьный мед.пункт.

Занятие №2. Научно-практическая конференция с элементами практических заданий.

 Встреча с медицинским

работником.

Конференция. Подведение итогов.

Всего

34 часа

Содержание программы

I. Введение (1 час)

- Значение первой медицинской помощи.

- Значение само- и взаимопомощи.

II. Первая медицинская помощь при ранениях (6 часов)

- Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятия «десмургия».

 -Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

- Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях.

III. Первая медицинская помощь при кровотечениях (4 часа)

- Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении.

- Практическая работа. Первая помощь при кровотечении.

IV. Первая медицинская помощь при переломах (4 часа)

- Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

- Практическая работа. Первая медицинская помощь при переломах.

V. Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности (4 часа)

- Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

-Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

VI. Первая медицинская помощь при ожогах (2 часа)

- Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи.

VII. Травматический шок и противошоковые мероприятия (2 часа)

- Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

VIII. Инфекционные болезни. Дезинфекция (4 часа)

- Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

- Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболеваний.

IX. Лекарственные средства (4 часа)

- Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств. Хранение лекарственных средств. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

- Семинар. Лекарственные травы.

X. Итоговый урок-зачет с элементами практических заданий (3 часа)

-Научно-практическая конференция с элементами практических заданий.

Список  литературы:

Методические материалы и документы по курсу Основы Безопасности Жизнедеятельности. Книга для учителя. Под редакцией А.Т. Смирнова. М.Просвещение 2011г.

Электронные и энциклопедические справочники.

Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.

Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год

Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991год.

Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.

Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001.

Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.

Видео и аудио продукция.

1.Сборники  компакт дисков, 3 части; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса Основы медицинских знаний.

Данный курс поможет поддержать и углубить знания учащихся по биологии, медицине. Предназначен для уч-ся 9-11 классов....

Программа элективного курса Основы медицинских знаний.

Элективный курс «Основы медицинских знаний » предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медиц...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

        Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся  не  готовы к выбору специализации, поэтому необходимо ...

Учебная программа элективного курса «Основы медицинских знаний» для учащихся 9 классов

Основной задачей подготовки в области защиты от ЧС является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам...

Авторская адаптационная программа элективного курса "Основы медицинских знаний"

Курс рассчитан на обучающихся 8-9 классов. Курс направлен на формирование у обучающихся ключевых компетенций....

Программа элективного курса "Медицинская паразитология"

Программа элективного курса "Медицинская паразитология" расчитана для учеников 8-9 общеобразовательных классов и классов с углубленным изучением биологии. Программа расчитана на 34 часа. В основу данн...

Рабочая программа элективного курса "Медицинская география"

Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предна­значена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую про­грамму «Медицинская география» (авторы ...