Урок ОБЖ для 5 класса "Ядовитые растения и грибы"
план-конспект урока по обж (5 класс) по теме
Урок ОБЖ для учащихся 5 класса разработан в соответствии с новыми ФГОС. Для закрепления материала дается ссылка на фильм "Ядовитые растения и грибы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obzh_yadovitye_rasteniya_i_griby.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Городовиковская СОШ №3»
ПРИРОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ. ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ. ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ.
Составитель:
Мусралеева Т. Б.,
учитель ОБЖ
МКОУ «Городовиковская СОШ №3»
Образовательные задачи: - сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растения и грибами; определить причины отравлений ядовитыми растениями и грибами; познакомить учащихся с первой помощью при отравлениях.
Развивающие задачи: - развивать и формировать у обучающихся умения и навыки, представления о ядовитых растения и грибах;
- развивать навыки самообразования, интереса к знаниям о живой природе и безопасности;
- формировать умения различать ядовитые растения и грибы от неядовитых.
Воспитательные задачи: - стимулировать положительное личностное воспитание учащихся;
- формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать растения и грибы в природе;
- создание благоприятной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Личностная значимость изучаемого для учащегося: живая природа обладает большим разнообразием, одним из которых являются растения. Знания о растениях нужны каждому человеку, для расширения кругозора, для умения отличать ядовитые растения и грибы от неядовитых.
Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.
Тип урока: комбинированный урок.
Активные методы обучения: эвристическая беседа, проблемный рассказ.
Оформление, оборудование и инвентарь: на доске написана тема урока, перед учащимися плакаты «Съедобные и ядовитые грибы. Растения»; гербарий ядовитых растений, встречающихся на территории России; мультимедийный проектор для показа слайдов «Первая помощь при отравлениях ядовитыми грибами. Растениями».
Ход урока
- Организация класса.
- Работа над новым материалом.
Учитель. Летом многие из вас отдыхают за городом, на даче, в деревне, уезжают на море, в лес, на природу.
Наверное, всем из вас нравится быть на природе, играть на траве, купаться в реке. Но надо всегда помнить о том, как оградить себя от беды, не принести вред своему здоровью.
А. Вопросы к эвристической беседе:
- Какие опасности для человека таит природа?
- Какие опасности нас подстерегают во время прогулки по лесу?
- Какие опасности нас подстерегают при отдыхе на природе, загородом?
Б. Вопросы к беседе с учащимися:
- Почему случаются отравления?
- Основная причина несчастных случаев?
Учитель. Основная причина несчастных случаев – неосведомлённость (незнание) об опасностях, которые хранит природа, излишняя самоуверенность, а порой полное пренебрежение простейшими правилами собственной безопасности при нахождении на природе.
Ядовитые растения – это те растения, которые содержат ядовитые вещества, вызывающие отравления у людей.
Отравление может привести к тяжёлому заболеванию и даже к смерти.
Сегодня мы рассмотрим ядовитые растения, которые распространены на территории России (показ гербария).
Белена: растёт на пустырях, выгонах, вдоль дорог, на полях, на заброшенных пашнях. Цветёт желтовато-белыми цветами с фиолетовыми жилками, начиная с июня до сентября месяца. Вместе с цветением растение даёт зелёные коробочки с крышечками – плоды, которые содержат семена. Семена – буро-серого цвета. Эти семена очень похожи на зёрнышки мака, поэтому некоторые ребята думают, что это мак, и отравляются этими коварными семенами.
Но белена «предупреждает» человека об опасности: издаёт неприятный запах, и, конечно, надо помнить о том, что цветки у мака красного, а не жёлтого цвета.
Следующий ядовитый цветок – наш любимый ландыш майский. Сколько стихов, песен сложено о его красоте. Но забывают сказать о его ядовитости.
У ландыша ядовиты плоды – ярко-красные ягоды. Некоторые из людей могут принять их за съедобные, и тогда наступит отравление.
Признаки отравления: головная боль, шум в ушах, головокружение, рвота, расстройство кишечника, редкий пульс, сужение зрачков. В тяжёлых случаях развиваются судороги.
Вороний глаз: это растение растёт в лесу. Среди четырёх крупных листьев расположена ягода – крупная, чёрно-синего цвета. Похожа на чернику. Но надо различать: у черники листьев много, они мельче, растёт по несколько ягод.
Очень много у нас в лесах, парках, кустарника, который также ядовит. Это волчье лыко или волчья ягода. Цветёт ранней весной (в апреле – мае) до появления листьев. Цветы розовые, душистые. Плоды ярко-красные. Если съесть эти ягоды, возникает сильное жжение во рту.
Вслед за этим – резкий отёк слизистой оболочки языка, губ, гортани, затрудняется дыхание.
Человек может даже задохнуться. У этого растения ядовита и кора. Стоит только прикоснуться к влажной коре, чтобы получить сильные ожоги.
Поэтому, чтобы избежать отравлений, надо помнить о том, что:
- Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.
- Использовать надо только те растения, которые вы знаете.
- Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик).
- Можно потереть губы соком растения или положить маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.
Учитель. Что же делать, если вы отравились?
Обучающиеся. Нужно действовать быстро и решительно. Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок. Для этого надо выпить несколько стаканов тёплой воды с добавлением в каждый стакан 1-2 чайные ложки соли.
Затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка. Повторить несколько раз до появления воды. И, конечно, обратиться к врачу.
- Закрепление пройденного материала.
Учитель. Какие ядовитые растения есть в наших лесах?
Обучающиеся. Ландыш майский, белена, волчье лыко, вороний глаз.
Учитель. Чем опасны ядовитые растения?
Обучающиеся. Они могут вызвать отравление и даже привести к смерти.
Учитель. Света Иванова очень любит собирать цветы. Однажды в лесу она нашла целую поляну ландышей. Что она сделает?
- Нарвёт букет;
- наестся ягод;
- сфотографирует поляну цветов.
Обучающиеся. Она может собрать букет и сфотографировать цветы.
Учитель. А почему нельзя есть ягоды?
Обучающиеся. Ягоды ядовитые, ими можно отравиться.
Учитель. Какие опасности ещё подстерегают в лесу?
Обучающиеся. Грибы. Если съесть ядовитые грибы, то можно отравиться.
Учитель. Всегда, когда начинается грибной сезон, из укромных мест извлекаются корзинки и походная одежда. Готовятся к этому сезону и врачи, так как сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Грибы очень опасны. Нельзя собирать незнакомые грибы, некоторые из них очень ядовиты. Ими можно отравиться и даже умереть.
- Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки?
Самый «страшный» гриб – это бледная поганка.
Имеет зеленоватую шляпку с белыми пластинками, а у основания ножки – клубневидное утолщение и тонкое белое кольцо. Если гриб растереть в руках, он издаёт неприятный запах.
- На какой гриб похожа бледная поганка? (Плакат «Съедобные и ядовитые грибы».)
Обучающиеся. На шампиньон.
Учитель. Бледная поганка, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет-нет да и попадёт к неопытному грибнику. Чтобы не спутать бледную поганку с шампиньоном, надо помнить:
- бледная поганка, если потереть её в руках, имеет запах сырого картофеля, а шампиньон не пахнет;
- пластинки у бледной поганки – белые, а у шампиньона – розовые.
Следующий ядовитый гриб очень красив – шляпка красная или оранжевая с белыми горошинами. Это мухомор.
Грибы известны людям с незапамятных времён. На сегодня изучено около 100 тысяч видов.
Существует поговорка: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут». Почему?
Обучающиеся. Грибы группируются на съедобные и ядовитые.
Учитель. Отгадайте загадки:
Физкультпауза.
Загадка: На бору, на яру
Стоит мужичок –
Красный колпачок.
(Мухомор)
Учащимся необходимо выполнить движения (2 – 3 раза) и отгадать загадку:
Когда идешь тропинкою, (учащиеся шагают на месте)
Куда ни глянь, в полях (поворачивают голову в стороны)
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках, (встают на носочки)
Сквозные, серебристые
Они как пух легки. (размахивают руками)
Стоят и чуть касаются (раскачиваются на месте)
От ветерка с реки (Одуванчик).
Учитель. Пришёл грибник на старый выруб, а там возле пней хороводы грибов. Маленькие и крупные, с тёмной и светлой шляпкой, на которых как будто бы осенний загар. Грибы, грибы – целая кладовая. Глаза разбегаются.
Обучающиеся. Опята.
Учитель. Самый ядовиты, смертельно опасный гриб.
Обучающиеся. Бледная поганка.
Учитель. Эти грибы обильно растут на пастбищах, лугах, в садах и на полях. Очень редко – в ельниках. Шляпка белая с розовыми пластинками. На изломе мякоть цвет не меняет. Учитывая высокую питательность, гриб выращивают искусственно.
Обучающиеся. Шампиньоны.
Учитель. Шляпка серо-жёлтая с бугорком в центре. Ножка тонкая, не имеющая пластинчатого кольца. Мякоть жёлтая с неприятным землистым запахом и горьким вкусом.
Обучающиеся. Ложный опёнок.
Учитель. Сколько их? Гриб зелёный, гриб жёлты, гриб синий, гриб зелёно-красный… Название одно, а мякоть, подобно белому грибу, всегда остаётся сахарно-белой.
Обучающиеся. Сыроежка.
Учитель. Итак, грибы бывают съедобные и ядовитые. Недостаток знаний о грибах часто приводит к тяжёлым отравлениям, особенно среди детей. Отравления грибами не столько редки.
Пример: в один из летних дней пятилетняя девочка отправилась со своей сестрой в лес за грибами. В лесу нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась рвота, тошнота.
Девочку отправили срочно в больницу, где ей сделали промывание желудка, после чего девочка почувствовала себя хорошо, и хотя врачи возражали, родители забрали девочку домой. А спустя несколько часов произошло резкое ухудшение, вскоре девочка… умерла.
Причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.
Бледная поганка – самый ядовитый гриб в нашей местности. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей. Многие из них погибают. Высокая смертность объясняется сильным действием яда и его необычными свойствами: он не растворяется в воде, никакой обработкой не уничтожается, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения, с трудом выводится из организма человека. В одном грибе бледной поганки содержится смертельная доза для взрослого человека.
- Каковы симптомы отравления бледной поганкой?
Признаки отравления наступают через 6-12 часов после употребления грибов. Это обильное слюнотечение, сильные боли в животе, рвота, расстройство кишечника. Через день-два может наступить смерть.
Отравление может произойти и съедобными грибами, если они неправильно приготовлены или плохо хранятся. Поэтому, собирая грибы в лесу, вы должны знать некоторые правила (плакат):
- Будь внимателен при сборе грибов.
- Изучай внешние признаки съедобных грибов.
- Знай признаки отличия ядовитых грибов от съедобных.
- Не собирай грибы у дорог, у предприятий.
- Не собирай грибы старые, перезрелые.
- Не срезай гриб, если сомневаешься.
- Отвари грибы в подсоленной воде 20-30 минут, слей воду.
Ну, а если произошло отравление грибами, то ваши действия должны быть таковыми:
- Немедленно вызвать врача.
- До прихода врача надо действовать быстро и решительно.
Необходимо:
- дать слабительное;
- промыть желудок раствором марганца;
- дать активированный уголь;
- дать холодную, слегка подсоленную воду.
Демонстрация обучающих электронных картинок с изображением ядовитых грибов и растений.
Ядовитые растения: http://rndnet.ru/part-photop/yadovitye-griby-i-rasteniya
Смертельно опасные грибы: http://wikibit.net/youtube/FknRPppBL7Y/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B-%D0%9E%D0%A2%D0%9A
- Итог урока.
Учитель. На уроке вы познакомились с отличительными признаками ядовитых растений, ядовитых и съедобных грибов. Узнали, что отравления ядовитыми грибами, растениями бывают в очень тяжёлых формах заболевания, поэтому надо соблюдать правила личной безопасности.
Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.
Здоровье и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Помните, что в случае отравления грибами, пусть даже на первый взгляд нетяжёлого, необходимо немедленно обращаться к врачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий
Конспект урока в 10 классе "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий". Обобщающий урок по общей биологии в разделе «Цитология». Форма проведения урока -...
Урок – игра по теме «Царства прокариоты, грибы, растения».
Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты, грибы, растения" 7класс....
Тест к обобщающему уроку по разделу "Растения, бактерии, грибы"
Тест разработан для проверки знаний по естествознанию у учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида...
растения и грибы презентация урока по природоведению 5 класс
презентация урока 5 ласс "Растения и грибы"...
Урок ОБЖ "Природа и безопасность. Ядовитые растения и грибы"
Урок "Природа и безопасность. Ядовитые ратсения и грибы" - урок изучения новой темы. В конспекте урока даются скриншоты к фильмам "Ядовитые растения", "Ядовитые грибы". Они послужат хорошим нагл...
Методическая разработка урока по биологии в 9 классе «Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Обобщающий урок с использованием ЭОР....
План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)
Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов....