Основы военной подготовки на уроках ОБЖ в школе
материал по обж по теме
Патриотическое воспитание школьников всеми имеющимися средствами одна из основных задач учителя. Физическая и эстетическое развитие, подготовка к защите Отечества - главное на уроках и во внеурочной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_doklad_na_seminare_prepodavateley_obzh.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на семинаре преподавателей ОБЖ по теме: « Основы военной подготовки на уроках ОБЖ в школе»
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
А.В. Суворов.
Проблема патриотического воспитания молодежи и привитие основ военной подготовки актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части молодежи отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из юношей воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах молодых людей свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства. Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.
Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.
Важнейшими аспектами является психологическая подготовка и получение определенных навыков военной службы: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности.
Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство.
Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ в школе вижу прежде всего в подготовке физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
Выделим четыре основных направления в нашей работе:
- патриотическое воспитание;
- военная подготовка;
- физическое развитие;
- эстетическое развитие.
Названные направления не могут не вызывать живого интереса учащихся, так как они вооружают их жизненно необходимыми знаниями, очень много дают в нравственном и физическом плане.
Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.
Военная подготовка – это изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка), военно-спортивные соревнования, экскурсии в воинские части, летняя военно-полевая практика. На занятиях по" Основам военной службы и ОБЖ" учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины. Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.
К нашему большому сожалению, в последние годы не проводились пятидневные учебные сборы, которые на мой взгляд, являются одной из самых действенных форм ознакомления учащихся с основами военной службы. Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.
Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека – это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвященные физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований.
Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение театра и музеев города Вольска.
В силу своей специфичности военная служба относится к категории наиболее опасных профессий. Она требует от человека социально-психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации, характеризуемых риском для жизни и здоровья, дефицитом времени на принятие решения, большими физическими и психологическими нагрузками.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно - прикладных и технических видов спорта.
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины: - Вахта памяти в День Победы; - установка на стене школы мемориальных досок воинам, погибших в Афганистане.
2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной и локальных войн. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Тесное сотрудничество у нас налажено с активно действующей в Вольске общественной организацией «Боевое братство».
3. Празднование памятных дат, участие в различных городских мероприятиях, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
4. Проведение конкурсов строевого смотра, военно-патриотической песни, турниры по стрелковому спорту, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
Военно-спортивные игры.
Движение «Пожарно-прикладной спорт» существует во имя благородной цели. Дети заняты полезным делом, приобщают к нему других школьников, учатся оказывать помощь себе и ближнему, попавшему в беду, знакомятся с работой спасателей, не будь которых, не откуда было бы ждать выручки в ЧС.
На следующий год мы планируем возродить военно-спортивную игру «Зарница».Военно-спортивная игра «Зарница»: - это сильные, смелые, ловкие, умелые. Такие мероприятия помогают формированию у ребят: - моральных и физических качеств; - это приобщение к военной службе; - приобретается умение сохранить жизнь, здоровье (своё собственное и других людей); - пропаганда безопасного образа жизни и личности безопасного типа; - нахождение оптимальных решений по преодолению ЧС; - системное общение со взрослыми на равных компенсирует дефицит общения между поколениями; - вера в себя, в друга, вера в самую большую, самую сильную, самую любимую, самую родную команду, которая называется – Россия.
Связь школьного и военного коллективов.
Экскурсии в музеи ВВУТ и Воздухоплавательного центра. Общение с военнослужащими, проходящими службу по контракту и курсантами, выпускниками 16 школы (вчерашними школьниками), которых ребята знают со школьной скамьи дает хороший результат. Зачастую идет переосмысление своего поведения в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.
Resource id #802По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 7 класс, "ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ"
Рабочая программа по основам военной подготовки, 7 класс. ...
Рабочая программа, "Основы военной подготовки", 7 класс.
Рабочая программа, 7 класс по внеурочной деятельности. ...
Разработка элективного курса 9 класс "Основы военной подготовки"
Разработка элективного курса 9 класс "Основы военной подготовки"...
Рабочая программа, календарно-тематический план, "Основы военной подготовки", 5 класс
Рабочая программа и календарно-тематический план, 5 класс по внеурочной деятельности....
Рабочая программа, "Основы военной подготовки", с 5 по 11 класс
Рабочая программа по предмету "Основы военной подготовки" 5 - 11 класс, внеурочная деятельность....
«Основы военной подготовки на уроках ОБЖ в школе»
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот...
Назначение предмета «Основы военной подготовки» в кадетской школе
В статье дается характеристика учебного предмета "Основы военной подготовки", его задачи по подготовке кадет к осознанному выбору профессии служения Отечеству на воен...