ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по обж на тему
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Основы безопасности жизнидеятельности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
standarty.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Основы безопасности жизнедеятельности
Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (для основной школы, базового и профильного уровней средней (полной) общеобразовательной школы).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.
Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по основам безопасности жизнедеятельности настоящие требования к оснащению образовательного процесса ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по основам безопасности жизнедеятельности предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиления аналитического компонента учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета основ безопасности жизнедеяятельности (далее-кабинет ОБЖ) рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | ||
Основная школа | Старшая школа | ||||
Базов. | Проф. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1.1 | Стандарт основного общего образования по ОБЖ | Д | Стандарт по ОБЖ, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета ОБЖ | ||
1.2 | Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (базовый уровень) | Д | |||
1.3 | Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (профильный уровень) | Д | |||
1.4 | Примерная программа основного общего образования по ОБЖ | Д | |||
1.5 | Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по ОБЖ | Д | |||
1.6 | Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по ОБЖ | Д | |||
1.7 | Авторские рабочие программы по ОБЖ | Д | Д | Д | |
1.8 | Учебник по ОБЖ для 8 класса | К | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете ОБЖ, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу ОБЖ. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ учителем как часть методического обеспечения кабинета. | ||
1.9 | Учебник по ОБЖ для 10 класса (базовый уровень) | К | |||
1.10 | Учебник по ОБЖ для 10 класса (профильный уровень) | К | |||
1.11 | Учебник по ОБЖ для 11 класса (профильный уровень) | К | |||
1.12 | Учебник «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для обучающихся–девушек 10-11 классов | К | |||
1.13 | Учебник «Основы педагогики и психологии» для 10-11 классов (профильный уровень) | К | |||
1.14 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации | К | |||
1.15 | Наставление по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия | К | |||
1.16 | Наставление по стрелковому делу: 7,6 2-мм модернизированный автомат Калашникова | К | |||
1.17 | Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» | К | К | ||
1.18 | Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» | К | К | ||
1.19 | Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | К | К | ||
1.20 | Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» | К | К | ||
1.21 | Дидактические материалы по основным разделам ОБЖ | Ф | Ф | Ф | Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение знаний по ОБЖ как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях. |
1.22 | Контрольно-измерительные материалы по основным разделам ОБЖ | Ф | Ф | Ф | Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте. |
1.23 | Хрестоматия по ОБЖ | К | |||
1.24 | Практикумы по ОБЖ | Ф/П | Ф/П | Ф/П | |
1.25 | Научная, научно-популярная литература | П | П | Литература для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ. Содержаться | |
1.26 | Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари) | П | П | П | |
1.27 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д | Д | Д | |
2. | Печатные пособия | ||||
2.1 | Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации | Д | Д | ||
2.2 | Ордена России | Д | Д | ||
2.3 | Текст Военной присяги | Д | Д | ||
2.5 | Воинские звания и знаки Различия | Д /Ф | Д /Ф | ||
2.6 | Военная форма одежды | Д /Ф | Д /Ф | ||
2.7 | Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе | Д | Д | ||
2..8 | Военно-прикладные виды спорта | Д | Д | ||
2.9 | Военно-учетные специальности РОСТО | Д | Д | ||
2.10 | Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации | Д | Д | ||
2.11 | Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке на воинский учет | Д | Д | ||
2.12 | Нормативы по прикладной физической подготовке | Д | Д | ||
2.13 | Нормативы по радиационной, химической и биологической разведке | Д | |||
2.14 | Устройство 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова | Д | |||
2.15 | Устройство 5,6-мм малокалиберной винтовки | Д | |||
2.16 | Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия | Д | |||
2.17 | Приемы и правила метания ручных гранат | Д | |||
2.18 | Мины российской армии | Д | |||
2.19 | Фортификационные сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия, минно-взрывные заграждения) | Д | |||
2.20 | Индивидуальные средства защиты | Д | Д | Д | |
2.21 | Приборы радиационной разведки | Д | Д | ||
2.22 | Приборы химической разведки | Д | Д | ||
2.23 | Организация и несение внутренней службы | Д | Д | ||
2.24 | Строевая подготовка | Д | |||
2.25 | Оказание первой медицинской помощи | Д /Ф | Д /Ф | Д /Ф | |
2.26 | Гражданская оборона | ||||
2.27 | Диаграммы и графики, | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
3. | информационно-коммуникативные средства | ||||
3.1 | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам ОБЖ | Д/П | Д/П | Д/П | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). |
3.2 | Электронные библиотеки по ОБЖ | Д | Д | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, Фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). |
3.2 | Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. | Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. | |||
3.3 | Игровые компьютерные программы (по тематике курса ОБЖ) | Д | Д | Д | Рекомендуются для внеклассной работы |
4. | Экранно-звуковые пособия | ||||
4.1 | Видеофильмы по разделам курса ОБЖ | Д | Д | Д | Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде |
4.2 | Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России | Д | Д | Д | |
4.3 | Слайды (диапозитивы) по тематике курса ОБЖ | Д | Д | Д | |
5. | Технические средства обучения | ||||
5.1 | Телевизор с универсальной подставкой | Д | Д | Д | Телевизор не менее 72 см диагональ |
5.2 | Видеомагнитофон (видеоплейер) | Д | Д | Д | |
5.3 | Аудио-центр. | Д | Д | Д | Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей. |
5.4 | Мультимедийный компьютер | Д | Д | П | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
5.5 | Сканер | Д | Д | Д | |
5.6 | Принтер лазерный | Д | Д | Д | |
5.7 | Копировальный аппарат | Д | Д | Д | Копировальный аппарат, диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
5.8 | Цифровая видеокамера | Д | Д | Д | Видеокамера и фотокамера могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
5.9 | Цифровая фотокамера | Д | Д | Д | |
5.10 | Диапроектор или оверхэд (графопроектор) | Д | Д | Д | Диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
5.11 | Мультимедиапроектор | Д | Д | Д | |
5.12 | Экран (на штативе или навесной) | Д | Д | Д | Минимальные размеры 1,25Х1,25 м |
5.13 | Средства телекоммуникации | Д | Д | Д | Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий |
6. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||||
6.1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц | ||||
6.2 | Штатив для карт и таблиц | ||||
6.3 | Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) | ||||
6.6 | Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) | Д | |||
6.7 | Бытовой дозиметр | Д | Д | Д | |
6.8 | Компас | Д | Д | Д | |
6..9 | Визирная линейка | Д | Д | ||
6.10 | Транспортир | Д | Д | ||
6.11 | Бинт марлевый 10х15 | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.12 | Вата гигроскопическая | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
нестерильная (пачка по 50 г.) | |||||
6.13 | Вата компрессная (пачка по 50 г.) | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.14 | Воронка стеклянная | ||||
6.15 | Грелка | ||||
6.16 | Жгут кровоостанавливающий резиновый | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.17 | Индивидуальный перевязочный пакет | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.18 | Косынка перевязочная | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.19 | Клеенка компрессорная | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.19 | Клеенка подкладочная | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.20 | Ножницы для перевязочного материала (прямые) | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.21 | Повязка малая стерильная | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.22 6.23 6.24 | Повязка большая стерильная Шприц-тюбик одноразового пользования Шинный материал (плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м | Д/Ф Д/Ф Д/Ф | Д/Ф Д/Ф Д/Ф | Д/Ф Д/Ф Д/Ф | |
6.25 | Противогаз | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.26 | Общезащитный комплект | Д | Д/Ф | ||
6.26 | Респиратор | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | |
6.27 | Аптечка индивидуальная (АИ-2) | Д/Ф | Д/Ф | ||
6.27 | Противохимический пакет | Д/Ф | Д/Ф | ||
6.28 | Носилки санитарные | Д | Д | Д | |
6.29 | Противопыльные тканевые маски | Д | Д | Д | |
6.30 | Ватно-марлевая повязка | Д | Д | Д | |
7. Модели | |||||
7.1 | Макет простейшего укрытия в разрезе | Д | Д | Д | |
7.2 | Макет убежища в разрезе | Д | Д | ||
7.3 | Тренажер для оказания первой помощи | Д | Д | Д | |
8. | Специализированная учебная мебель | ||||
8.1 | Компьютерный стол | ||||
8.2 | Шкаф (ящик) для хранения карт | ||||
8.3 | Ящики для хранения таблиц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
Основание и цели разработки требований. Данные требования ориентируют на создание необходимых условий для реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразите...
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕОГРАФИЯ...
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по ...
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БИОЛОГИЯ...
Обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта о
В данном материале рассматривается обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с со...