ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал по географии на тему

Mакарова Лариса Александровна

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ГЕОГРАФИЯ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основания и цели разработки требований.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (далее – требования) разработаны на основании и с учетом основных направлений модернизации общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_geografiya.doc392 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основания и цели разработки требований.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (далее – требования) разработаны на основании и с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

  • введение профильного обучения на старшей ступени школы;
  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности, на развитие информационной культуры;
  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего социализации учащихся, утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
  • формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
  • целостность содержания образования, его преемственность на разных ступенях обучения.

Специфика подходов к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения.

Требования включают средства обучения, обеспечивающие базовый и профильный  уровни изучения географии в соответствии с обязательным минимумом содержания образования и проектом образовательного стандарта по предмету. Наряду с этим, включенные в перечень средства обучения необходимы и достаточны для обучения по вариативным программам.

При отборе средств обучения в требованиях соблюдены следующие условия:

  • Учтена специфика предмета и соответственно включены характерные для географии средства:
  • Карты и картографические пособия;
  • Натуральные объекты;
  • Приборы для проведения наблюдений и измерений на местности;
  • Учтена общая гуманизация и гуманитаризация школьных географических курсов, внутрипредметная и межпредметная интеграция, вследствие чего особое внимание было обращено на средства обучения, содержание которых имеют комплексный характер, объединяющее знания многих естественно- и общественно-географических наук, этнографии, исторической географии;
  • Учтена дифференциация на базовую и профильную школу в старшей школе;
  • Учтены достижения новейших информационных технологий обучения, в т.ч. комплексного применения интерактивных и аудиовизуальных средств в учебном процессе;
  • Учтено соблюдение системности средств обучения географии, обеспечивающей учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием все разделы и темы школьного географического образования;
  • Учтена степень соответствия содержания, заключенного в средстве обучения, последним изменениям и достижениям в географической науке и школьной географии;
  • Учтено обеспечение оборудованием комплексного полевого географического практикума и занятий краеведческого характера.

Требования содержат следующие типы средств обучения географии:

  • Библиотечный фонд;
  • Печатные демонстрационные пособия;
  • Информационно-коммуникационные средства;
  • Технические средства обучения;
  • Экранно-звуковые пособия;
  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
  • Натуральные объекты.

Новизна разработанных требований к оснащению образовательного процесса.

Комплектование библиотечного фонда производится в соответствии с действующими федеральными перечнями учебной литературы.

В требованиях сохранили свое значение различные статичные средства: таблицы, картины, транспаранты и слайды. С их помощью учитель может повысить эффективность своей работы путем экономии времени (оформление доски во время урока) и через повышения наглядности обучения.

Особой моделью, изображающей пространственно-временные соотношения на плоскости, является географическая карта. Работа с картой на уроках географии имеет особое значение. Умение читать географическую карту является одним из важнейших в обучении географии в общеобразовательной школе. В требованиях представлены различные карты по охвату территории: мировые, карты материков, карты океанов, карты России. Все они необходимы для использования в преподавании школьных курсов географии в соответствии с проектом стандарта географического образования.

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние 15 лет прочно вошел в нашу повседневную жизнь на работе и дома. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного её усвоения при новых приемах представления. Современный мультимедийный компьютер позволяет объединить возможности всех, ставших традиционными, средств обучения (слайды, видеофрагменты и т.д.) на новом техническом уровне.

Для максимально эффективного использования таких возможностей в учебном процессе необходимо использовать новые интерактивные средства обучения географии — электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплексы. Они также представлены в требованиях.

Использование компьютера в комплексе с видеомагнитофоном и проекционным устройством на уроках при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального и локального уровней представляется весьма эффективным. При этом важно гармонично сочетать новые интерактивные средства и «традиционные» аудиовизуальные средства, не увлекаясь каким-то одним. Аудиовизуальные средства могут обрушить на ученика мощный поток однонаправленной информации, который сложно осмыслить за достаточно ограниченное время на уроке, просмотрев только один раз. При этом с их помощью можно продемонстрировать яркие географические объекты и явления, используя достаточно дешевые носители информации. Интерактивные средства позволяют управлять учителю и ученику потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала. Новые возможности мультимедийных приложений по комплексному воздействию на органы восприятия человека необходимо использовать в преподавании географии, в содержании которой помимо абстрактных закономерностей большое место отводится региональному материалу, иллюстрирующему эти теоретические выводы.

Раздел, посвященный видеофрагментам и видеофильмам, содержит перечень средств на видеокассетах. Многие из них ранее были записаны на кинопленке. Их перенос на видео связан с морально и технически устаревшей материальной базой школьного кинопроката (устаревшие киноаппараты, отсутствие комплектующих к ним, условий и расходных материалов для хранения кинопленки).

Натуральные объекты позволяют познакомиться с составом, образцами вещества Земли, обитающих на ней живых организмов, а также с продукцией, выпускаемой основными межотраслевыми комплексами народного хозяйства.

Модели позволяют увидеть и понять различные географические соотношения и закономерности. Особое место здесь отводится глобусу, как модели земного шара.

Наряду с традиционными физическими, тематическими, социально-экономическими картами мира, материков, России, в требования включены карты нового содержания (природоохранные, экологические, комплексные).

Для успешного проведения полевого географического практикума, который укрепляет целый комплекс умений и навыков, совершенно необходимо наличие в географическом кабинете учебных приборов и инструментов, что и отражено в требованиях.

Реализация принципа вариативности. Преемственность на разных ступенях образования. Учет внутрипредметных и межпредметных связей.

Указанные в требованиях средства обучения позволяют учителю реализовать принцип вариативности: они подобраны таким образом, что позволяют комплексно использовать их при обучении по любой из существующих программ и курсов географии, с применением любого учебника из федерального комплекта.

Набор средств обучения позволяет реализовать преемственность между основной и старшей школой, как базовой, так и профильной. Для этого в требованиях содержаться средства обучения с одинаковыми названиями, но с постепенно усложняемым содержанием (например, политическая карта для основной школы с высокой степенью генерализации и политическая карта для старшей школы с более полным содержанием и т.д.).

Рекомендуемые в требованиях средства обучения, особенно информационно-коммуникационные, по своему содержанию обеспечивают межпредметные связи с рядом дисциплин естественного (физика, астрономия, химия) и гуманитарного циклов (история, экономика, обществознание).

Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.

В требованиях указаны:

А) названия средств обучения географии по указанным разделам;

Б) их количество на один кабинет (в символьной форме — Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции, К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.);

В) уровень образования, при достижении которого можно использовать то или иное средство.

Характеристика учебного кабинета.

Выбор помещения для кабинета географии и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).

Для кабинета географии, если позволяет площадь, необходимо иметь два смежных помещения: классное помещение площадью из расчета 2,5 кв.м на обучающегося и лаборантское помещение площадью не менее 15 кв.м.

Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади помещения. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиций.

В кабинете должна быть предусмотрена тележка для проекционной аппаратуры.

Лаборантское помещение предназначено для подготовки к занятиям, подбора карт, таблиц и для хранения учебного оборудования.

Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

  • сохранность средств обучения;
  • постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;
  • быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

Быстрый поиск нужной карты, подготовка ее к демонстрации и возвращение в картохранилище должна обеспечить система хранения карт. Организация рационального хранения карт может быть различной. Карты могут быть закреплены на рейки и храниться свернутыми и подвешенными в вертикальном положении с помощью специальных крючков на горизонтальных штангах картохранилища.

Каждой карте может быть присвоен номер, под которым ее помещают в соответствующий раздел хранилища и заносят в картотеку.

Таблицы и транпаранты лучше хранить, если позволяют габариты, в специализированных секциях под классной доской и в ящиках-табличниках, установленных отдельно. Все картины и таблицы рекомендуется наклеивать на картон. Каждой присваивается номер, на внешнюю поверхность дверки ящика помещают список хранящихся в нем картин и таблиц.

Натуральные объекты - гербарии, коллекции - во избежание выцветания от солнечных лучей должны храниться в закрытых коробках в глухих секциях шкафа. Возможно их временное экспонирование в остекленных секциях.

Слайды, видеокассеты и компакт-диски хранят в фабричных коробочках. Укладка для них должна иметь ячейки, соответствующие диаметру коробочек. На крышке коробочки и на дне ячейки проставляют номер, под которым его заносят в картотеку. На внешней стороне укладки указывают класс (курс, раздел программы).

Транспаранты для графопроектора хранят в фабричной упаковке в полиэтиленовых пакетах.

На внутренней стороне двери глухой секции шкафа или на боковой стенке, если секция остекленная, укрепляют список хранящихся в ней экранно-звуковых  и информационно-коммуникационных средств.

Аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них на нужной высоте.

При оформлении кабинета географии следует избегать вычурности. Все элементы оформления должны использоваться в учебном процессе. Интерьер кабинета не должен быть перегружен, все экспонируемые в нем материалы должны быть функционально значимы и хорошо различимы с каждого рабочего места ученика.

В экспозицию должны включаться материалы, используемые повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования. К первым относят дежурные карты, портреты выдающихся деятелей науки, экспозиции учебного оборудования в остекленных секциях комбинированного лабораторного шкафа.


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое кол-во

Прим.

Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

1

2

3

4

5

6

1

Стандарт общего образования по географии

Д

Стандарт по географии и примерные программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета географии

2

Стандарт полного среднего образования по географии

Д

Д

3

Авторские учебные программы по курсам географии основной школы

Д

4

Авторские учебные программы по курсам географии старшей школы

Д

Д

Библиотечный фонд

Учебники и учебные пособия

Учебники должны быть допущены Министерством образования и науки. При комплектации учебниками рекомендуется включить в состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу географии

5

Начальный курс географии. 6 кл.

К

6

География. Начальный курс. 6 кл.

К

7

География материков и океанов. 7 кл.

К

8

География. Наш дом – Земля: материки, океаны, народы и страны. 7 кл.

К

9

География России. Природа. 8 кл.

К

10

География России. Население и хозяйство. 9 кл.

К

11

География России. Природа и население. 8 кл.

К

12

География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.

К

13

Экономическая и социальная география мира. 10 кл.

К

14

Экономическая и социальная география мира. Дополнительные главы. 10 кл.

К

15

Глобальная география. 11 кл.

К

Дидактические материалы

16

Рабочая тетрадь по начальному курсу географии

К

В состав библиотечного фонда рекомендуется включать рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам

17

Рабочая тетрадь по курсу «Материки, океаны, народы, страны»

К

18

Рабочая тетрадь по курсу «География России»

К

19

Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии мира

К

К

20

Методические рекомендации по начальному курсу географии

Д

21

Методические рекомендации по курсу «Материки, океаны, народы, страны»

Д

22

Методические рекомендации по курсу «География России»

Д

23

Методические рекомендации по экономической и социальной географии мира

Д

Д

Определители

24

Малый атлас руководящих ископаемых

П

Могут быть использованы во время полевого практикума по геолого-геоморфологическим профильным программам

25

Определитель минералов и горных пород для школьников

П

Печатные пособия

Таблицы

26

Ориентирование на местности

Д

В кабинете географии могут быть и другие таблицы, содержание которых соответствует разделам стандарта

27

Богатство морей России

Д

28

Способы добычи полезных ископаемых

Д

29

Воды суши

Д

30

Животный мир материков

Д

31

Календарь наблюдений за погодой

Д

32

Климат России

Д

33

Основные зональные типы почв земного шара

Д

34

Основные зональные типы почв России

Д

35

План и карта

Д

36

Полезные ископаемые и их использование

Д

37

Растительный мир материков

Д

38

Рельеф и геологическое строение Земли

Д

39

Таблицы по охране природы

Д

40

Типы климатов земного шара

Д

Портреты

41

Набор «Путешественники»

Д

Входят портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте

42

Набор «Ученые-географы»

Д

Карты мира

43

Важнейшие культурные растения

Д

44

Великие географические открытия

Д

45

Внешние экономические связи

Д

46

Глобальные проблемы человечества

Д

47

Зоогеографическая

Д

48

Карта океанов

Д

49

Климатическая

Д

50

Климатические пояса и области

Д

51

Машиностроение и металлообработка

Д

52

Народы

Д

53

Политическая

Д

Д

Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации

54

Почвенная

Д

55

Природные зоны

Д

56

Природные ресурсы

Д

57

Растительности

Д

58

Религии

Д

59

Сельское хозяйство

Д

60

Строение земной коры и полезные ископаемые

Д

61

Текстильная промышленность

Д

62

Транспорт и связь

Д

63

Урбанизация и плотность населения

Д

64

Уровни социально-экономического развития стран мира

Д

65

Физическая

Д

Д

Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации

66

Физическая полушарий

Д

67

Химическая промышленность

Д

68

Черная и цветная металлургия

Д

69

Экологические проблемы

Д

Д

Содержание карты для старшей  школы отличается более подробной характеристикой экологических проблем

70

Экономическая

Д

71

Энергетика

Д

Карты материков, их частей и океанов

72

Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая)

Д

73

Австралия и Океания (физическая карта)

Д

74

Австралия и Океания (хозяйственная деятельность населения)

Д

75

Антарктида (комплексная карта)

Д

76

Арктика (комплексная карта)

Д

77

Атлантический океан (комплексная карта)

Д

78

Африка (политическая карта)

Д

79

Африка (социально-экономическая)

Д

80

Африка (физическая карта)

Д

81

Африка (хозяйственная деятельность населения)

Д

82

Евразия (политическая карта)

Д

83

Евразия (физическая карта)

Д

84

Евразия (хозяйственная деятельность населения)

Д

85

Европа (политическая карта)

Д

86

Европа (физическая карта)

Д

87

Европа (хозяйственная деятельность населения)

Д

88

Зарубежная Европа (социально-экономическая)

Д

89

Индийский океан (комплексная карта)

Д

90

Северная Америка (политическая карта)

Д

91

Северная Америка (социально-экономическая)

Д

92

Северная Америка (физическая карта)

Д

93

Северная Америка (хозяйственная деятельность населения)

Д

94

Тихий океан (комплексная карта)

Д

95

Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая)

Д

96

Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)

Д

97

Юго-Западная Азия (социально-экономическая)

Д

98

Южная Азия (социально-экономическая)

Д

99

Южная Америка (политическая карта)

Д

100

Южная Америка (социально-экономическая)

Д

101

Южная Америка (физическая карта)

Д

102

Южная Америка (хозяйственная деятельность населения)

Д

Карты России

103

Агроклиматические ресурсы

Д

104

Агропромышленный комплекс

Д

105

Административная

Д

106

Водные ресурсы

Д

107

Восточная Сибирь (комплексная карта)

Д

108

Восточная Сибирь (физическая карта)

Д

109

Геологическая

Д

110

Дальний Восток (комплексная карта)

Д

111

Дальний Восток (физическая карта)

Д

112

Европейский Север России (комплексная карта)

Д

113

Европейский Север России (физическая карта)

Д

114

Европейский Юг России (комплексная карта)

Д

115

Европейский Юг России (Физическая карта)

Д

116

Западная Сибирь (комплексная карта)

Д

117

Западная Сибирь (физическая карта)

Д

118

Земельные ресурсы

Д

119

Климатическая

Д

120

Легкая и пищевая промышленность

Д

121

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность

Д

122

Машиностроение и металлообработка

Д

123

Народы

Д

124

Плотность населения

Д

125

Поволжье (комплексная карта)

Д

126

Поволжье (физическая карта)

Д

127

Почвенная

Д

128

Природные зоны и биологические ресурсы

Д

129

Растительности

Д

130

Северо-Запад России (комплексная карта)

Д

131

Северо-Запад России (физическая карта)

Д

132

Социально-экономическая

Д

133

Тектоника и минеральные ресурсы

Д

134

Топливная промышленность

Д

135

Транспорт

Д

136

Урал (комплексная карта)

Д

137

Урал (физическая карта)

Д

138

Физическая

Д

139

Химическая промышленность

Д

140

Центральная Россия (комплексная карта)

Д

141

Центральная Россия (физическая карта)

Д

142

Черная и цветная металлургия

Д

143

Экологические проблемы

Д

144

Электроэнергетика

Д

Рельефные физические карты

145

Восточная Сибирь

Д

146

Дальний Восток

Д

147

Кавказ

Д

148

Полушария

Д

149

Пояс гор Южной Сибири

Д

150

Россия

Д

151

Урал

Д

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

152

Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)

Ф

Иинформационно-коммуникационные средства

Мультимедийные обучающие программы

153

Начальный курс географии

Д/П

Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения или носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны представлять возможность построения систем текущего и итогового контроля ( в т.ч. тестового) уровня подготовки учащихся. В комплект может входить методическое пособие для учителя.

154

География 7 класс. Материки, океаны, народы и страны

Д/П

155

География 8 класс. Россия: природа и население

Д/П

156

География 9 класс. Россия: хозяйство и регионы

Д/П

157

География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

Д/П

Д/П

158

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии

Д

Д

Д

Электронная библиотека включает информационно-справочные материалы, ориентированные на различные формы познавательной деятельности, в.т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронной библиотеки могут входить тематические базы данных. Электронные библиотеки могут быть размещены как на компакт-диске, так и в сетевом варианте

159

Учебная геоинформационная система

Д/П

Д/П

Д/П

Может быть использована для изучения современных информационных технологий представления, хранения, обработки и поиска географической информации, упомянутых в стандарте

Технические средства обучения

160

Мультимедийный компьютер

Д

Д

Д/П

Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компкт-дисков, аудио-видео входы\выходы, возможность поключения и работы в Интернет. В комплекте акустические колонки, микрофон, наушники, прикладные программы (текстовые, табличные, графические и презентационные)

161

Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условияй

162

Мультимедиапроектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

163

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,25х1,25 м.

164

Принтер лазерный

Д

Д

Д

формат печати А4

165

Принтер струйный цветной

Д

Д

Д

формат печати А4

166

Сканер

Д

Д

Д

167

Видеомагнитофон

Д

Д

Д

168

Телевизор

Д

Д

Д

экран диагональю не менее 72 см.

169

Слайд-проектор

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы и видеофрагменты

170

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность

Д

171

Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку

Д

172

Памятники природы

Д

Рассказывается об уникальных географических объектах, упомянутых в стандарте

173

Города России

Д

Рассказывается о городах РФ, упомянутых в стандарте

174

Крупнейшие города мира

Д

Д

Д

Рассказывается о крупнейших городах мира, упомянутых в стандарте

175

Видеофильм о русских ученых-географах

Д

Рассказывается об ученых-географах, чьи имена упомянуты в стандарте

176

Видеофильм об известных путешественниках

Д

Рассказывается о путешественниках, чьи имена упомянуты в стандарте

177

Наша живая планета

Д

178

Озеро Байкал

Д

179

Уроки из космоса. Ожившая карта

Д

180

Реки России

Д

Рассказывается о реках РФ, упомянутых в стандарте

181

Воронежский заповедник

Д

182

Крупнейшие реки мира

Д

Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте

183

Восточная и Северо-Восточная Сибирь

Д

184

Восточно-Европейская равнина

Д

185

Вулканы и гейзеры

Д

186

Выветривание

Д

187

Высотная поясность

Д

188

Географическая оболочка

Д

189

Опасные природные явления

Д

190

Горы и горообразование

Д

191

Загадки Мирового океана

Д

192

Камчатка

Д

193

Корея

Д

194

Ландшафты Австралии

Д

195

Ландшафты Азии

Д

196

Ландшафты Африки

Д

197

Ландшафты Северной Америки

Д

198

Ландшафты Южной Америки

Д

199

Страны и народы Азии

Д

Д

Д

200

Страны и народы Африки

Д

Д

Д

201

Страны и народы Северной Америки

Д

Д

Д

202

Страны и народы Южной Америки

Д

Д

Д

203

Заповедные территории России

Д

Рассказывается о заповедниках РФ, упомянутых в стандарте

204

Общие физико-географические закономерности

Д

205

Современная политическая карта мира

Д

Д

206

Заповедные территории мира

Д

Рассказывается о биосферных заповедниках мира, упомянутых в стандарте

207

Ступени в подземное царство

Д

208

Уссурийская тайга

Д

209

Антарктида

Д

210

Арктика

Д

211

Великие Географические открытия

Д

212

Глобальные проблемы человечества

Д

Д

213

Современные географические исследования

Д

214

Земля и Солнечная система

Д

В кабинете географии могут быть и другие видеофильмы и фрагменты, содержание которых соответствует разделам стандарта

Слайды (диапозитивы)

В кабинете географии могут быть и другие наборы слайдов, содержание которых соответствует разделам стандарта

215

География России

Д

216

Ландшафты Земли

Д

217

Природные явления

Д

218

Население мира

Д

219

Минералы и горные породы

Д

Транспаранты

220

Абсолютная и относительная высота

Д

221

Высотная поясность

Д

222

Горизонтали

Д

223

Горы и равнины

Д

224

Градусная сеть, определение широты и долготы

Д

225

Национальные парки мира

Д

226

Образование вулканов

Д

227

Образование осадков

Д

228

Образование подземных вод

Д

229

Отраслевой состав народного хозяйства России

Д

230

Понятие о природном комплексе

Д

231

Пороги и водопады

Д

232

Почва и ее образование

Д

233

Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы

Д

234

Речная система и речной бассейн

Д

235

Солнечная радиация и радиационный баланс

Д

236

Земля во Вселенной

Д

237

План и карта

Д

238

Литосфера

Д

239

Гидросфера

Д

240

Атмосфера

Д

241

Биосфера

Д

242

Население мира

Д

Д

Д

В кабинете географии могут быть и другие транспаратны, содержание которых соответствует разделам стандарта

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)

243

Теллурий

Д

244

Компас ученический

Ф

245

Теодолит

Д

В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль

246

Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)

Д

247

Линейка визирная

П

248

Мензула с планшетом

П

249

Нивелир школьный

П

250

Угломер школьный

П

251

Штатив для мензул, комплектов топографических приборов

П

252

Рулетка

П

253

Молоток геологический

П

254

Набор условных знаков для учебных топографических карт

Д

255

Магнитная доска для статичных пособий

Д

256

Полевая геохимическая лаборатория

П

Модели

257

Модель Солнечной системы

Д

258

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000

Д

259

Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

Д

260

Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)

Ф

261

Строение складок в земной коре и эволюция рельефа

Д

Моделирует формирование складчатых структур и развитие основных форм рельефа суши

262

Модель вулкана

Д

Расходные материалы, реактивы

263

Запасной комплект реактивов для полевой геохимической лаборатории

П

Натуральные объекты

264

Коллекции

265

Коллекция горных пород и минералов

Д

266

Коллекция полезных ископаемых различных типов

П

Помимо существующих коллекций целесообразно иметь такие коллекции, как коллекции по производству меди, алюминия

267

Коллекция производства:

  • шерстяных тканей
  • шелковых тканей
  • льняных тканей
  • хлопчатобумажных тканей

П

268

Коллекция по производству чугуна и стали»

П

269

Коллекция по нефть и нефтепродуктам

П

270

Коллекция по производству меди

П

271

Коллекция по производству алюминия

П

272

Шкала твердости Мооса

П

Целесообразно использовать во ходе полевого практикума для определении твердости минералов и горных пород

273

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

Ф

Гербарии

274

Гербарий растений природных зон России

П

275

Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России

П

276

Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира

П

Специализированная учебная мебель

277

Ящик-табличник

П

П

П

Размещается в лаборантской или под аудиторной доской

278

Картохранилище

Д

Д

Д

При наличии лаборантской размещается в ней

279

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

Д

Д

В комплекте приспособления для крепежа таблиц, транспарантов, карт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования

Основание и цели разработки требований. Данные требования ориентируют на создание необходимых условий для реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразите...

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Основы безопасност...

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по ...

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БИОЛОГИЯ...

Обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта о

В данном материале рассматривается обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с со...