ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по физкультуре на тему

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.

Новизна разработанных требований

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_osnashchennosti_obr._protsessa.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

http://sputnik.master-telecom.ru/Docs_20/trebov/22.doc

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, на эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету «Физическая культура». Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.

Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.

Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:   

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
  • К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);
  • Г – комплект, необходимый для практической работы в группах,  насчитывающих по несколько учащихся.

Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.  

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

Старшая школа

Базов уров.

Проф уров

1

2

3

4

5

6

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Стандарт среднего  (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)

Д

1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)

Д

1.4

Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре

Д

1.5

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)

Д

1.6

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

Д

1.7

Авторские рабочие программы по физической культуре

Д

Д

Д

1.8

Учебник по физической культуре

К

К

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.9

Дидактические материалы по основам

Г

Г

Г

Комплекты разноуровневых

1

2

3

4

5

6

разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

тематических заданий,  

дидактических карточек.

1.10

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, Олимпийскому движению

Д

Д

Д

В составе библиотечного фонда

1. 11

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Д

Методические пособия и рекомендации

Ж. «Физическая культура в школе»

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д

2.2

Плакаты методические

Д

Д

Д

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения

Д

3.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

3.1

Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

Д

Д

Д

3.2

Аудиозаписи

Д

Д

Д

Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям;

проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

4.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

4.1

Телевизор с универсальной подставкой

Д

Телевизор не менее 72 см по диагонали

4.2

Видеомагнитофон с комплектом видеокассет

Д

1

2

3

4

5

6

4.3

Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей

4.4.

Радиомикрофон (петличный)

Д

4.5.

Мегафон

4.6

Мультимедийный компьтер

Д

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

4.7

Сканер

Д

4.8.

Принтер лазерный

Д

4.9.

Копировальный аппарат

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.10

Цифровая видеокамера

Д

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.11

Цифровая фотокамера

Д

4.12

Мультимедиапроектор

Д

4.13

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х1,25

5.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Гимнастика

5.1.

Стенка гимнастическая

Г

Г

Г

5.2

Бревно гимнастическое напольное

Г

5.3

Бревно гимнастическое высокое

Г

Г

Г

5.4.

Козел гимнастический

Г

Г

Г

5.5.

Конь гимнастический

Г

5.6

Перекладина

Г

Г

Г

1

2

3

4

5

6

гимнастическая

5.7.

Брусья гимнастические, разновысокие

Г

Г

Г

5.7

Брусья гимнастические, параллельные

Г

Г

Г

5.8.

Кольца гимнастические, с механизмом крепления

Г

Г

5.9

Канат для лазания, с механизмом крепления

Г

Г

Г

5.10

Мост гимнастический подкидной

Г

Г

Г

5.11

Скамейка гимнастическая жесткая

Г

Г

Г

5.12

Скамейка гимнастическая мягкая

Г

Г

Г

5.13

Комплект навесного оборудования

Г

Г

Г

В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания

5.14

Контейнер с набором т/а гантелей

Г

5.15

Скамья атлетическая, вертикальная

Г

Г

5.16

Скамья атлетическая, наклонная

Г

Г

5.17

Стойка для штанги

Д

Д

5.18

Штанги тренировочные

Г

Г

5.19

Гантели наборные

Г

Г

5.20

Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина

Г

Г

Г

5.21

Коврик гимнастический

К

К

К

5.22

Станок хореографический

Г

Г

Г

5.23

Акробатическая дорожка

Г

Г

Г

5.24

Покрытие для борцовского ковра

Д

Д

5.25

Маты борцовские

Г

Г

5.26

Маты гимнастические

5.27

Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг)

Г

Г

Г

5.28

Мяч малый (теннисный)

К

К

К

5.29

Скакалка гимнастическая

К

К

К

5.30

Мяч малый (мягкий)

К

К

К

5.31

Палка гимнастическая

К

К

К

5.32

Обруч гимнастический

К

К

К

5.33

Коврики массажные

Г

Г

5.34

Секундомер настенный с защитной сеткой

Д

1

2

3

4

5

6

5.35

Пылесос

Д

Д

Д

Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря

5.36

Сетка для переноса малых мячей

Д

Д

Д

Легкая атлетика

5.37

Планка для прыжков в высоту

Д

Д

5.38

Стойки для прыжков в высоту

Д

Д

5.39

Барьеры л/а тренировочные

Г

Г

5.40

Флажки разметочные на опоре

Г

5.41

Лента финишная

Д

5.2

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

Г

5.43

Рулетка измерительная (10м; 50м)

Д

5.44

Номера нагрудные

Г

Г

Г

Спортивные игры

5.45

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Д

5.46

Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

Г

5.47

Мячи баскетбольные

Г

Г

Г

5.48

Сетка для переноса и хранения мячей

Д

Д

Д

5.49

Жилетки игровые с номерами

Г

Г

Г

5.50

Стойки волейбольные универсальные

Д

5.51

Сетка волейбольная

Д

5.52

Мячи волейбольные

Г

Г

Г

5.53

Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей

Д

Д

Д

5.54

Табло перекидное

Д

5.55

Жилетки  игровые с номерами

Г

Г

Г

5.56

Ворота для мини-футбола

Д

5.57

Сетка для ворот мини-футбола

Д

5.58

Мячи футбольные

Г

Г

Г

5.59

Номера нагрудные

Г

Г

Г

5.60

Компрессор для накачивания мячей

Д

1

2

3

4

5

6

Туризм

5.61

Палатки туристские (двух местные)

Г

5.62

Рюкзаки туристские

Г

5.63

Комплект туристский бивуачный

Д

Измерительные приборы

5.64

Пульсометр

Г

Г

5.65

Шагомер электронный

Г

Г

5.66

Комплект динамометров ручных

Д

5.67

Динамометр становой

Д

5.68

Ступенька универсальная (для степ-теста)

Г

5.69

Тонометр автоматический

Д

5.70

Весы медицинские с ростомером

Д

Д

Средства до врачебной помощи

5.71

Аптечка медицинская

Д

Д

Дополнительный инвентарь

5.80

Доска аудиторная с магнитной поверхностью

Д

Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу

6.

СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

6.1

Спортивный зал игровой

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.

6.2

Спортивный зал гимнастический

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.

6.3

Зоны рекреации

Для проведения динамических пауз (перемен)

1

2

3

4

5

6

6.4

Кабинет учителя

Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды

6.5

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Включает в себя: стеллажи, контейнеры  

7.

ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)

7.1

Легкоатлетическая дорожка

Д

7.2

Сектор для прыжков в длину

Д

7.3

Сектор для прыжков в высоту

Д

7.4

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

Д

7.5

Площадка игровая баскетбольная

Д

7.6

Площадка игровая волейбольная

Д

7.7

Гимнастический городок

Д

Д

7.8

Полоса препятствий

Д

Д

7.9

Лыжная трасса

Д

Включающая, небольшие отлогие склоны

7.10

Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования

Основание и цели разработки требований. Данные требования ориентируют на создание необходимых условий для реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразите...

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Основы безопасност...

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕОГРАФИЯ...

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БИОЛОГИЯ...

Обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта о

В данном материале рассматривается обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с со...