Рабочая программа 11 класс.
рабочая программа по обж (11 класс) по теме

Ворончихин Владимир Петрович

Рабочая программа 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кумлякская СОШ»

 

 

 

 

 

Согласовано

ЗД по УВР

__________Трошева А.Н.

«____»_____________2013 г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Кумлякская СОШ»

__________  О.И.Егорова

«____»___________2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 11 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель-организатор ОБЖ

______________ В.П.Ворончихин

2013 – 2014 г.г.

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 35 часов в год (1 час в неделю), и в 10 - 11 классах по 35 часов в год (1 час в неделю). Кроме того, для учащихся 10-х классов отводится 40 часов в год для проведения сборов на базе воинской части.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса( федеральный компонент общеобразовательных программ)и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

 

Основными целями изучения курса ОБЖ в МОУ  являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.

 

На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:

-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;

-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;

-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;

-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.

Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.

 

Второй уровень обучениея ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):

   описание источников опасности и их видов;

   основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;

   естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;

   стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;

   техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;

   безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;

   опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;

   1МП и способы ее оказания пострадавшим;

   опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.

Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:

   проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;

   последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;

   формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;

   оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;

   овладение навыками ЭРП, ИВЛ;

   ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;

   изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;

   основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;

   обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;

   предназначение и структура ВС РФ, их история создания;

   обязательная и добровольная подготовка к военной службе;

   постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);

   начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно – методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.

В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.

 

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведе-ния, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации;

-учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися - юношами 10 классов;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины поОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Контроль качества образования по курсу ОБЖ

. Для 11, класса.

                      тестирование ;

        рефераты и их защита ;

        самостоятельные работы, семинары ;

        уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ пострадавшим

Учебно - тематическое планирование

по ОБЖ.

 

 

 

Учебно - тематическое планирование

по ОБЖ.

 

 

Класс: 11.

Преподаватель: В.П.Врончихин.

Количество часов: всего-35, в неделю-1

Плановых контрольных уроков: 3, зачётов 2 ,тестов 2.

Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.

Учебник:ОБЖ: 11  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов,

А.Т.Смирнов, Е.Н. Литвинов, и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО

 «Изд. Астрель»: 2011 - 366,  [2] с. (основной учебник)

Дополнительная литература:

Ткаченко И. В., Жидкова О. И. Шпаргалк а по основам безопасности жизнедеятельности: учеб. посо-

бие.— М.: ТК Велби, 2005. — 48 с.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ  ПОМОЩИ Учебное пособие Под общей редакцией: доктора биологических наук, профессора Р. И. Айзмана доктора медицинских наук, профессора С. Г. Кривощекова Новосибирск•2002

Уставы ВС РФ

Поурочный план  ОБЖ

                                11 класс

Дата

проведения

   №  

раздела,            

 темы,                                                            

 урока

Наименование раздела, темы, урока          

Параграф учебника

Кол-во часов

Р-I                                          

Основы комплексной безопасности  

2

Тема 1    

Обеспечение личной безопасности в  повседневной жизни

2

1.1    

Пожарная безопасность, права и обязанности   граждан в области пожарной безопасности

Закон о ПБ

0.5

1.2    

Правила личной безопасности при пожаре

План ГО школы

0.5

1.3

Обеспечение личной безопасности на водоемах   в различное время года

Плакаты допполн лит

0.5

1.4    

Обеспечение личной безопасности в различных  бытовых ситуациях  

допполн лит

0.5

Р-II    

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

2

Тема 2

Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

2

2.1    

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом  

Приложение 2

0.5

2.2    

Контртеррористическая операция и условия ее  проведения

Приложение 2

0.25

2.3

Правила поведения при угрозе террористического акта (ситуационные задачи)  

Приложение 2

0.25

2.4    

Правила поведения при угрозе террористического акта (ситуационные задачи)

Приложение 2

0.5

2.5    

Государственная политика противодействия  наркотизму

допполн лит

0.5

Р-III    

Основы здорового образа жизни

2

Тема 3

Нравственность и здоровье

2

   3.1    

Правила личной гигиены

6.1

0.5

3.2

Нравственность и здоровье

6.2

0.5

3.3

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры  их профилактики

6.3

0.25

    3.4    

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры профилактики ВИЧ-инфекции

6.3

0.25

    3.5    

Семья в современном обществе. Законодательство и семья  

6.5

0.5

Р-IV    

Основы медицинских знаний и оказания первой  медицинской помощи

5

Тема 4    

Первая медицинская помощь при неотложных   состояниях

5

4.1    

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульта

7.1

1

4.2    

Первая медицинская помощь при ранениях

7.2

0.5

4.3    

Основные правила оказания первой медицинской помощи

допполн лит

0.5

4.4    

Правила остановки артериального кровотечения

допполн лит

0.5

4.5    

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего

допполн лит

0.5

22.11

4.6    

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

допполн лит

0.5

22.11

4.7    

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота

допполн лит

0.5

26

4.8    

Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины

допполн лит

0.5

26

4.9    

Первая медицинская помощь при остановке  

            сердца

7.4

0.5

    Р-V    

Основы обороны государства

9

  Тема 5    

Вооруженные Силы Российской Федерации –  

            основа обороны государства

1

29

5.1    

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России

1.1-1.2

0.5

29

5.2    

Применение Вооруженных Сил Российской  Федерации в борьбе с терроризмом

1.4

0.25

29

5.3    

Международная (миротворческая) деятельность  Вооруженных Сил Российской Федерации

1.4

0.25

Тема 6    

Символы воинской чести

2

06

6.1    

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, достоинства и славы

допполн лит

0.5

06

6.2    

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

допполн лит

0.5

13

6.3    

Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих

3.4-3.5

1

Тема 7

Воинская обязанность

6

13

7.1    

Основные понятия о воинской обязанности

2.1

0.5

20

7.2    

Организация воинского учета

2.2

0.5

20

7.3    

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

2.5

0.5

27

7.4    

Обязанности граждан по воинскому учету

2.8

0.5

27

7.5    

Обязательная подготовка граждан к военной службе

2.3

0.5

17

7.6    

Требования к индивидуально-психологическим  качествам специалистов по сходным воинским  должностям

2.6

1

7.7    

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям

2.4

0.5

7.8    

Добровольная подготовка граждан к военной  службе

2.4

0.5

7.9    

Организация медицинского освидетельствования   граждан при постановке их на воинский учет

2.5

0.5

7.10    

Профессиональный психологический отбор и  его предназначение

5.3

0.5

7.11    

Увольнение с военной службы и пребывание в   запасе

4.6

0.5

Р-VI    

Основы военной службы

14

Тема 8

Особенности военной службы

4

8.1    

Правовые основы военной службы

4.2

0.5

8.2    

Статус военнослужащего

4.2

0.5

8.3    

Военные аспекты международного права

5.8

0.5

8.4    

Общевоинские уставы

3.1

0.5

8.5    

Устав внутренней службы Вооруженных Сил  Российской Федерации

допполн лит

0.5

8.6    

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации

допполн лит

0.5

8.7    

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации

допполн лит

0.5

8.8    

Строевой устав Вооруженных Сил Российской  Федерации

допполн лит

0.5

Тема 9

Военнослужащий — вооруженный защитник  Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации

4

9.1    

Основные виды воинской деятельности

1.3

0.5

9.2    

Основные особенности воинской деятельности

1.3

0.5

9.3    

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина

5.6

0.5

9.4    

Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание воина Вооруженных  Сил Российской Федерации

5.1

0.5

9.5    

Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации

5.1

0.5

9.6    

Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

5.2

0.5

9.7    

Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской  Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников

5.5

0.5

9.8    

Основные обязанности военнослужащих

4.5

0.5

Тема 10  

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

2

10.1    

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской  части

допполн лит

0.5

10.2    

Ритуал приведения к Военной присяге

3.2

0.5

10.3    

Порядок вручения личному составу вооружения  и военной техники

допполн лит

0.5

10.4    

Порядок проводов военнослужащих, уволенных  в запас или отставку

4.6

0.5

Тема 11  

Прохождение военной службы по призыву

2

11.1    

Размещение. Призыв на военную службу

2.7

0.5

11.2    

Порядок прохождения военной службы по призыву

2.9

0.5

11.3    

Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

3.3

1

Тема 12  

Прохождение военной службы по контракту

2

12.1    

Особенности военной службы по контракту

4.3

0.5

12.2  

Требования, предъявляемые к гражданину при  поступлении на военную службу по контракту

4.3

0.5

12.3    

Материальное обеспечение военнослужащих,  

           проходящих военную службы по контракту

4.3

0.5

12.4    

Альтернативная гражданская служба  

Приложение 1

0.5

Резервное время

1

       Всего часов

35

Темы национально - регионального компонента (НРК).

Урок №3.3. Инфекции передаваемые половым путём распространённые в Уйском районе.

Урок №9.3. Морально - психологическая устойчивость селян, влияния микроклимата села на службу в рядах ВС.

Урок № 12.1. Военные училища челябинской области.  

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:

основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;

·  организацию  защиты населения  в Российской Федерации  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;

· основные принципы здорового образа жизни;

· правила оказания первой медицинской помощи;

· основы обороны государства и военной службы;

· боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.

Выпускники старших классов должны уметь:

· предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных  ситуаций по их  характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

· грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

· оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

·  выполнять основные действия,  связанные  с будущим прохождением воинской  службы  (строевые приемы, воинское приветствие,

неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);

· пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут  способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных  ситуациях природного,  техногенного   и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...