Рабочая программа 10 класс.
рабочая программа по обж (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кумлякская СОШ»
| Согласовано ЗД по УВР __________А.Н.Трошева «____»_____________2013 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Кумлякская СОШ» __________ О.И.Егорова «____»___________2013 г. |
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 10 класса.
Преподаватель-организатор ОБЖ
______________ В.П.Ворончихин
2013 – 2014 г.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 35 часов в год (1 час в неделю), и в 10 - 11 классах по 35 часов в год (1 час в неделю). Кроме того, для учащихся 10-х классов отводится 40 часов в год для проведения сборов на базе воинской части.
Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса( федеральный компонент общеобразовательных программ)и предназначена для общеобразовательного учреждения.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Основными целями изучения курса ОБЖ в МОУ являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:
-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;
-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;
-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;
-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.
Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.
Второй уровень обучениея ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):
описание источников опасности и их видов;
основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
1МП и способы ее оказания пострадавшим;
опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:
проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;
последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;
формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;
оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;
овладение навыками ЭРП, ИВЛ;
ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;
изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;
основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;
обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;
предназначение и структура ВС РФ, их история создания;
обязательная и добровольная подготовка к военной службе;
постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);
начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно – методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.
Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведе-ния, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
-учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися - юношами 10 классов;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины поОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Контроль качества образования по курсу ОБЖ
. Для 10, классов.
тестирование ;
рефераты и их защита ;
самостоятельные работы, семинары ;
уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ пострадавшим
Класс: 10.
Преподаватель: В.П.Ворончихин.
Количество часов: всего-35, в неделю-1
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов 3 ,тестов 1.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебник: ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2010 - 382, [2] с. (основной учебник)
Дополнительная литература:
ОБЖ под редакцией Арустамова 2006
Уставы
Плакаты оружия
План ГО и Антитеррористической защищённости школы
Уголовный кодекс РФ
Дата проведения | № раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Парграф учебника | Кол-во часов |
Р-I | Основы комплексной безопасности | 8 | ||
Тема 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 3 | ||
1.1 | Автономное пребывание человека в природной среде | 1.1 | 0.5 | |
1.2 | Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде | 1.1 | 0.5 | |
1.3 | Обеспечение личной безопасности на дорогах | пдд | 0.5 | |
1.4 | Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях | 1.2 | 0.5 | |
1.5 | Правила личной безопасности при угрозе террористического акта | Го школы | 0.5 | |
1.6 | Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности | УК РФ | 0.5 | |
Тема 2 | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций | 2 | ||
2.1 | Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия | 1.3 | 0.5 | |
2.2 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера | 1.3 | 0.5 | |
2.3 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия | 1.3 | 0.5 | |
2.4 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера | 1.3 | 0.5 | |
Тема 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 3 | ||
3.1 | Военные угрозы национальной безопасности России | 5.1 | 0.5 | |
3.2 | Характер современных войск и вооруженных конфликтов | 5.1 | 0.5 | |
3.3 | Международный терроризм — угроза национальной безопасности России | 0.5 | ||
3.4 | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления | 0.5 | ||
3.5 | Наркотизм и национальная безопасность России | 1 | ||
Р-II | Защита населения от чрезвычайных ситуаций | 1 | ||
Тема 4 | Нормативно-правовая база Российской Фед рации по обеспечению безопасности личности, общества и государства | 1 | ||
4.1 | Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности человека | 1.4 | 0.5 | |
4.2 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи | 1.5 | 0.5 | |
Р-III | Основы здорового образа жизни | 4 | ||
Тема 5 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний | 2 | ||
5.1 | Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности | 3.1 | 1 | |
5.2 | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | 3.2 | 1 | |
Тема 6 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 2 | ||
1.12 | 6.1 | Здоровый образ жизни | 4.1 | 0.5 |
1.12 | 6.2 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | 4.2 | 0.5 |
6.3 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | 4.3 | 0.5 | |
6.4 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | 4.4 | 0.5 | |
Р-V | Основы обороны государства | 10 | ||
Тема 7 | Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны | 4 | ||
7.1 | Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи | 2.1 | 0.5 | |
7.2 | Основные виды оружия и их поражающие факторы | 2.2 | 0.5 | |
7.3 | Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени | 2.3 | 0.5 | |
7.4 | Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени | 2.4 | 0.5 | |
13 | 7.5 | Средства индивидуальной защиты | 2.5 | 1 |
20 | 7.6 | Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации | 2.6 | 0.5 |
20 | 7.7 | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | 2.7 | 0.5 |
Тема 8 | Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества | 1 | ||
27 | 8.1 | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации | 5.2 | 0.5 |
27 | 8.2 | Памяти поколений — дни воинской славы России | 6.2 | 0.25 |
27 | 8.3 | Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации | 5.3 | 0.25 |
Тема 9 | Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск | 4 | ||
17 | 9.1 | Сухопутные войска, их состав и предназначение | 5.3 | 1 |
9.2 | Военно-воздушные Силы | 5.3 | 0.5 | |
9.3 | Военно-морской флот | 5.3 | 0.5 | |
9.4 | Ракетные войска стратегического назначения | 5.3 | 0.5 | |
9.5 | Воздушно-десантные войска | 5.3 | 0.5 | |
9.6 | Космические войска | 5.3 | 0.5 | |
9.7 | Другие войска | 5.3 | 0.5 | |
Тема 10 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | 1 | ||
10.1 | Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества | 6.1 | 0.5 | |
10.2 | Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений | 6.3 | 0.5 | |
Р-VI | Основы военной службы | 12 | ||
Тема 11 | Размещение и быт военнослужащих | 1 | ||
11.1 | Размещение военнослужащих | 8.2 | 0.25 | |
11.2 | Распределение времени и повседневный порядок | 8.2 | 0.5 | |
11.3 | Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих | 0.25 | ||
Тема 12 | Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда | 1 | ||
12.1 | Суточный наряд, общие положения | 8.3 | 0.25 | |
12.2 | Обязанности дневального по роте | устав | 0.25 | |
12.3 | Обязанности дежурного по роте | устав | 0.5 | |
Тема 13 | Организация караульной службы | 1 | ||
13.1 | Организация караульной службы, общие положения | устав | 0.25 | |
13.2 | Часовой — лицо неприкосновенное | устав | 0.25 | |
13.3 | Обязанности часового | устав | 0.5 | |
Тема 14 | Строевая подготовка | 3 | ||
14.1 | Строи и управление ими | устав | 0.5 | |
14.2 | Строевые приемы и движение без оружия | устав | 0.5 | |
14.3 | Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении | устав | 0.5 | |
14.4 | Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него | устав | 0.5 | |
14.5 | Строи отделения, развернутый строй, походный строй | устав | 0.5 | |
14.6 | Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении | устав | 0.5 | |
Тема 15 | Огневая подготовка | 1 | ||
15.1 | Назначение и боевые свойства автомата Калашникова | 8.6 | 0.5 | |
15.2 | Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (практические занятия) | 0.5 | ||
Тема 16 | Тактическая подготовка | 2 | ||
16.1 | Современный бой | 8.7 | 0.5 | |
16.2 | Обязанности солдата в бою | 8.7 | 0.25 | |
16.3 | Действия солдата в бою | 8.7 | 0.25 | |
Резервное время | 3 | |||
Всего часов | 35 |
Темы национально - регионального компонента (НРК).
Урок №1.1. Возможные случаи автономии в округе с.Кумляк.
Урок №1.4. Криминогенные ситуации с.Кумляк и Уйского района.
Урок №4.1. Возможные случаи ЧС в с.Кумляк.
Урок №4.2. РСЧС Уральского региона.
Урок №7.7.. План ГО Кумлякской СОШ
Урок №5.1. Местные инфекционные заболевания.
Урок №5.2. Профилактика инфекционных заболеваний местными народными средствами
Требования к уровню подготовленности по курсу ОБЖ.
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Должен:
Знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Перечень учебно – методического обеспечения.
Методические и учебные пособия:
-комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А.Т. Смирнов под ред. Воробьёва);
-учебно – наглядные пособия (плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара»; средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка; автомат Калашникова);
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...