Методические рекомендации "Применение интерактивной доски в образовательном процессе"
методическая разработка по обж (10 класс) на тему
Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков; сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов. И на каждом этапе возможно применение ИКТ и НИТ, как еще одного инструмента исследования; как источника дополнительной информации по предмету; как способа самоорганизации труда и самообразования и расширения зоны индивидуальной активности человека; как возможности личностно-ориентированного подхода для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_id_v_obrazovatelnom_protsesse.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
ГОУ СПО Политехнический колледж
Рекомендовано НМС УТВЕРЖДАЮ
к использованию в Зам.директора
ГОУ СПО ПК № 19 ____________ М.В.Широкова
Выпоска из протокола №2 НМС
от 18.12.2010г. «_____» __________ 2010г.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Разработано
заведующим учебной частью, преподавателем дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда»
Лоскутовой Т.Л.
Москва
2010
Информационные и коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и работу. Новые информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, с помощью персонального компьютера, снабженного соответствующим программным обеспечением и интерактивные средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Они включают в себя программированное обучение, интерактивное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации, виртуальные лаборатории, использование цифровых образовательных ресурсов и др.
Новые информационные технологии сегодня оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относятся любые педагогические технологии, в т.ч. и обучение. Современные программы компьютеризации и информатизации образования – это средства для повышения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации образования и самообразования.
В настоящее время, когда школы, колледжи и вузы наполнились компьютерной техникой, все больше внимания стало уделяться вопросам содержания образования и педагогических технологий с использованием компьютеров. Сегодня в процесс информатизации образования вошли интерактивные доски, специализированное программное обеспечение (электронные учебники, виртуальные лаборатории, справочники и пр.), появилась возможность использовать дистанционное обучение в образовательном процессе.
Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска (ИД) - сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. ИД в совокупности с персональным компьютером дает новые возможности образовательному процессу, а именно интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности. К компьютеру, а, следовательно, и к интерактивной доске, может быть подключено любое дополнительное цифровое оборудование: микроскоп, цифровой фотоаппарат или видеокамера (со всеми отображенными материалами можно работать прямо во время урока).
Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где как стороны выступают преподаватель, студент и используемый цифровой образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действа.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. Интерактивная доска выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия «многосредовой» информации не одного человека (как в случае работы студента с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.
Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность диалога, контроль состояния процесса, а также возможность оперативной передачи информации каждому участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством.
Моделинг – имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром. Моделинг реализуем при помощи интерактивной доски, но только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае возможности доски делают процесс работы с моделью при помощи персонального компьютера не достоянием одного человека, а открывают этот процесс для группы соучеников, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.
Производительность в контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих рутинных операций. Это и инструменты поиска информации, доступ к распределенным базам данных, возможность быстрой переконфигурации материала и т.д. Говоря о производительности, можно сказать, что эта характеристика – прерогатива персонального компьютера. Но при работе с коллективом обучающихся, именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения, за счет одновременной работы со всем коллективом в целом, рассматривая наиболее важные для всех учащихся моменты. ИД, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и так далее. По заданным программам интерактивная доска переключается на уроки, скажем, математики (с ее символами и набором линеек, транспортиров и так далее), географии (с географическими картами), русского языка (показ правильной графики букв и цифр), биологии, химии и др.
Интерактивная доска и ее использование в образовательном процессе
Как известно, развитие новых информационных технологий в сфере образования предусматривает, кроме всего прочего, и умение преподавателем пользоваться в своей профессиональной деятельности новым цифровым оборудованием.
Современные ИД можно классифицировать на так называемые белые маркерные доски (подключены к компьютеру и видеопроектору) и специальные доски с чувствительной поверхностью (так называемые сенсорные или LCD).
Белые доски, а именно такие имеются в нашем колледже, объективно считаются более износостойкими в использовании (благодаря пластиковой защите рабочей поверхности) и обеспечивают высокую точность в управлении. Такие доски позволяют использовать традиционные чертежные инструменты (линейка, транспортир, угольник и др.) для различных построений на уроках геометрии, алгебры, черчения, физики и др. Основная угроза для поверхности - случайное применение фломастеров, после которого пластик бывает трудно отмыть.
К ИД в комплекте можно установить еще и интерактивную систему для проведения опросов на уроках, которая позволит проводить тренинги, тесты и опросы. Интерактивная система опросов может применяться для оценки успеваемости, для проведения тестирования на выбор из нескольких альтернативных вариантов, для проведения итогов по окончании лекций, для проведения опросов в классах и для голосований.
Интерактивная доска в процессе обучения может быть использована
- как обычная доска для ведения текущих записей преподавателя и студента на уроке – это замена обычной работы в классе (запись производится электронной ручкой) – можно выбрать различные подложки для записей: меловая доска, белый лист, лист в линейку или клетку и др.;
- как демонстрационный экран для показа слайдов, фильмов, что помогает применить принцип наглядности, а именно визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса); а также компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных». В процессе демонстрации можно вносить какие-то изменения, выделять определенные кадры или схемы.
- как интерактивный инструмент – это продуманная заранее работа с заготовленной в цифровом виде информацией с использованием общепринятого или специализированного программного обеспечения.
Можно выделить следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:
- Работа с текстом и изображениями.
- Создание заметок с помощью электронных чернил.
- Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати.
- Коллективный просмотр Web-сайтов.
- Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий.
- Демонстрация и нанесение заметок поверх уже готовых цифровых материалов.
- Использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала.
- Демонстрация цифровых материалов, созданных учащимися.
- Использование готовых цифровых образовательных ресурсов.
Методика применения интерактивной доски в процессе преподавания дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда»
На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании преподавание ведется в основном по группам, не на потоке, как в вузе. Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков; сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов. И на каждом этапе возможно применение ИКТ и НИТ, как еще одного инструмента исследования; как источника дополнительной информации по предмету; как способа самоорганизации труда и самообразования и расширения зоны индивидуальной активности человека; как возможности личностно-ориентированного подхода для учителя.
Основываясь на классификации Ю.К. Бабанского, стандартный урок можно разделить на следующие этапы:
- подготовка к уроку;
- организационный этап;
- этап проверки домашнего задания;
- этап всесторонней проверки знаний;
- этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
- этап усвоения новых знаний;
- этап закрепления новых знаний;
- этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рассмотрим возможность применения ИД на каждом этапе.
О. Подготовка к уроку.
ИД обогащают процесс подготовки к занятиям, т.к. просты в использовании, а время от установки доски до начала использования ее возможностей предельно мало.
ИД дают возможность преподавателям самостоятельно изучать и включать в разрабатываемые уроки разнообразные цифровые материалы, что дополнительно стимулирует рост информационной и ИКТ-компетентности учителя..
Педагог имеет возможность сохранить сделанные на уроке комментарии для использования их в других группах или в следующем учебном году. ИД позволяет с легкостью создавать коллекцию цифровых образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными. Следует отметить, что время на предварительную подготовку преподавателя при использовании ИД на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно преподавателями своей ПЦК и студентами, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.
Урок с использованием ИД можно готовить на своем рабочем компьютере, предварительно установив на него драйвер интерактивной доски.
1. Организационный этап
Показателями выполнения психологической задачи этапа, безусловно, являются: доброжелательный настрой педагога и студентов; быстрое включение группы в деловой ритм; организация внимания всех учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность группы и оборудования к работе.
При применении средств ИКТ, НИТ или ИД на данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время занятия на ввод пароля и логина, не ждали загрузки учебного сайта или не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но с помощью современных средств обучения. Так как подобные занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, администраторы должны подготовить компьютерный класс или ИД к уроку: загрузить, инсталлировать, установить специализированное программное обеспечение на компьютерах или записать тему занятия на ИД. При использовании дистанционного обучения необходимо подключить класс к Интернету. Для работы на уроке заходим на сайт www.profedu.ru, далее выбираем вкладку «Страна колледж» - «В помощь преподавателю», выбираем ссылку «Единая система дистанционного профессионального обучения». Затем, проходим авторизацию: логин – Учитель69, пароль – 19000 и выбираем из открывшихся курсов «Безопасность жизнедеятельности».
2. Этап проверки домашнего задания
Учебно-воспитательной задачей этапа является выявление факта выполнения домашнего задания у всей группы за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися; формирование понимания у студентов связи выполнения домашней работы с результатами обучения; использование различных форм контроля в зависимости от вида и целей домашнего задания, от отношения учащихся данной группы к выполнению домашней работы.
На данном этапе возможно использовать проверку электронного домашнего задания или классной практической работы. Студенты выполняют задание, сохраняют его в своих папках на сервере и на этапе сдачи домашней работы в электронном виде можно с успехом применить интерактивную доску.
На уроках ОБЖ, к примеру, на ИД можно вывести готовый план или схему действий при ЧС, а студенты, при необходимости, выполнят дополнительные построения и по данному плану расскажут как действовать при той или иной чрезвычайной ситуации. Планы и схемы появляются на доске последовательно, что позволит избежать ненужного нагромождения таблиц. На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам план при этом не стирается. На ИД также можно показать правильно выполненное, например, по основам безопасности жизнедеятельности, или наиболее интересное электронное домашнее задание. Преподаватель также может вызвать любого желающего презентовать перед группой свою домашнюю разработку.
Существует и возможность проведения тестирования как проверки домашнего задания. Система интерактивного опроса на ИД позволит вывести на экран и сам вопрос, и результаты ответов. При организации опроса педагог задает вопрос, который одновременно появляется на ИД, следовательно, мы задействуем два канала восприятия информации у студентов. Большую помощь на этом этапе окажет использование компьютерных тестов, выложенных на сайте дистанционного обучения. В создании тестов-упражнений по разным предметам могут принять активное участие и сами ребята.
3. Этап всесторонней проверки знаний
Решить учебно-воспитательную задачу этапа помогает проверка преподавателем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях; активная деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных учащихся. Опрос должен быть интересен студентам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.
При использовании ИД можно организовать совместное коллективное оценивание любого объекта, составление общего взгляда на проблему, выработку групповых точек зрения. Система интерактивного опроса позволит сделать это в нестандартной обстановке. Например, для уроков ОБЖ возможна организация индивидуальной или групповой проверки тестов на ИД; для уроков охраны труда - работа с таблицами, для БЖ – работа с карточками заданий и пр. На ИД показывается пример выполнения теста или задания, разбираются нюансы, а потом каждый студент на своем компьютере решает тест сам, сохраняя ответ в своей папке на сервере.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Тематические и предметные интернет - ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса студентов. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны.
При введении новых понятий с использованием презентации и чертежей на ИД задействуются различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, эффективнее отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности), что ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.
5. Этап усвоения новых знаний
Показателями выполнения учебно-воспитательной задачи этапа, на мой взгляд, являются качество ответов учащихся на следующих этапах урока; активное участие группы в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.
ИД на этом этапе урока позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами или процессами посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов, презентаций, виртуальных опытов, явлений, электронных экскурсий, энциклопедий и пр. Более обосновано применение ИД в том случае, если невозможно увидеть и пронаблюдать за реальным объектом - в этом случае с помощью определенного ЦОР (например «Виртуальная лаборатория» и тому подобное) студенту предоставляется возможность познания реальных объектов, процессов и явлений на примере моделей.
Успешному усвоению новых знаний в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в образовательном процессе ИД обеспечивает успешное запоминание учащимся информации, а также ее воспроизведение следующими способами:
- Материал запоминается лучше благодаря вовлеченности студентов в образовательный процесс. Вместо того чтобы судорожно записывать услышанное, ребята сосредотачиваются на предмете.
- Записанные на электронной интерактивной доске комментарии после занятия могут быть распечатаны, выложены на сервер или отправлены по электронной почте. Таким образом, у студента появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации.
6. Этап закрепления новых знаний
Этот этап урока важен, прежде всего, тем, что на нем наиболее рельефно выступают результаты урока. Система интерактивного опроса на данном этапе позволяет рационально подойти к фактору временных затрат. Виртуальные лаборатории, практикумы электронных учебников позволяют применять новые идеи повторения и закрепления новых знаний.
В качестве преимуществ работы на данном этапе урока с ИД можно отметить то, что в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Сохраненные на ИД решения или примеры можно использовать также на дополнительных консультациях для учеников, пропустивших или не вполне хорошо освоивших тему.
Задания на нахождение ошибки в решении или проверка запоминания формулировок, выражений, новых правил (основы безопасности жизнедеятельности, охрана труда, безопасность жизнедеятельности) оптимально встраиваются в уроки с использованием ИД. При подведении итогов урока ИД важно, что вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется, и можно быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Применение ИД на данном этапе позволяет наглядно объяснить как само задание, так и правила его выполнения студентами. С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, возможно применение интегрированного домашнего задания: одно задание зачитывается по двум или нескольким предметам. Таким образом, мы не только разгружаем учащегося, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира. Например, «В течение недели найти в Интернете сайты по смежным ОБЖ наукам и составить на каждый рецензию» (география, физика, физическая культура).
Заключение
Использование интерактивной доски в процессе преподавания дисциплин основы безопасности жизнедеятельности, охраны труда и безопасности жизнедеятельности имеет свои положительные и частично отрицательные стороны.
Для педагога положительным является, прежде всего, то, что существенно повышается уровень его информационной компетенции, появляется возможность избавиться от рутины и освободить время для творческой работы, возможность моделировать различные процессы с помощью инструментария (электронных библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске. Наглядных компьютерных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи. Преподаватель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с группой и не привязываясь к своему компьютеру.
Естественно, для освоения новых технологий и интерактивной доски, требуется время, тяжело отойти от годами отработанной и отлаженной системы преподавания своего предмета. При длительной работе на ИД устают глаза, непривычно строить урок таким образом, чтобы задействовать и доску, и другие различные приборы и оборудование.
В то же время, интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение учащихся, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, имеющее гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Примение ИД в преподавании своего предмета позволит повысить мотивацию к учению студентов через использование большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и интерактивности, группа быстро вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным; постоянно развивать информационную и коммуникативную компетентность учащихся. ИД выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед группой, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.
Эффективное использование преподавателем всех возможностей новых цифровых технологии жизненно важно для современного конкурентного образовательного процесса.
Литература:
- Алексеева Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий / Е.В. Алексеева; Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования»// http://center.fio.ru/vio/vio_22/
- Информатизация общего среднего образования: науч.-метод. пособие/ Д.Ш. Матрос, М.Д. Даммер, В.В. Костромцова, и др.; под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
- Коровина, М.А. Оценочный доклад «Применение устройства STARBOARD (электронная интерактивная доска) в учебном процессе // http://www.it-n.ru/communities.aspx?
- Крючкова, Г.Г. Уроки физики с интерактивной доской // http://ito.edu.ru/2007/Moscow/II/1/II-1-6892.html
- Материалы сайта http://www.eidos.ru/courses/themes/23560/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрирование вопросов методики информатики и архитектуры компьютера при изучении темы «Мультимедийные проекторы, интерактивные доски в образовательном процессе»
Предмет: методика обучения информатике (тип урока: комбинированный) Продолжительность: 2 урока по 45 минут. Группа: 4 курс. Технологии: мультимедийные технологии, групповая технология обучения, акт...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Применение интерактивной доски...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Описание опыта работы....
Применение интерактивной доски в образовательном процессе
С внедрением ФГОС второго поколения, все больше делается упор на применение новых способов обучения с использованием новых информационных технологий и современного интерактивного оборудования.Наиболее...
3. Использование интерактивной доски интерактивной доски в образовательном процессе на примере преподавания предмета МУЗЫКА
Пояснительная записка. Мастер-класс был проведен в апреле 2012 года в рамках проведения недели передового педагогического опыта в МБОУ Игримской СОШ № 1. Цель: Заинтересовать слушателей возможностями ...
Использование интерактивной доски в образовательном процессе
способы применения интерактивной доски...
Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе
Педагогика и интерактивные доскиОбучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий ...