Рабочие программы по ОБЖ 5 класс
рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс) по теме
Рабочие программы по ОБЖ на 2013-14 учебный год разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.). Программа расчитана для работы в 5-7 классах по 0,5 ч., в 8-х и 11-х - по 1 ч., в 10классе - 2ч. (1ч. - на учебные сборы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2010.)
Структура курса ОБЖ в 5-9 классах при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Настоящая рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю, что соответствует региональному компоненту учебного плана. В связи с тем, что взятая за основу авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О.) предполагает изучение предмета ОБЖ в количестве 35 часов на изучение тем программы в 5 классе количество часов уменьшено в 2 раза. Количество модулей, разделов и их количество не изменены. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов (или 10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
№ модуля, раздела, темы | наименование модулей, разделов, тем | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
М-I | Основы безопасности личности, общества и государства | 22 | 10 |
Р-I | Основы комплексной безопасности | 22 | 10 |
Тема 1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | 2 |
Тема 2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | 2 |
Тема 3 | Опасные ситуации природного характера | 2 | 1 |
Тема 4 | Опасные ситуации социального характера | 3 | 2 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 6 | 3 |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 13 | 5 |
Р-III | Основы здорового образа жизни | 5 | 2 |
Тема 6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 | 1 |
Тема 7 | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | 1 |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 | 3 |
Тема 8 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 8 | 3 |
Резерв | 2 | ||
Всего часов | 35 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ОБЖ
5 класс
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 10 ч |
1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 2 ч |
Роль городов в развитии человеческого общества. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения опасных и чрезвычайных ситуаций. | ||
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 2 ч |
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Пешеход – участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Общие обязанности водителя. Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. | ||
3 | Опасные ситуации природного характера | 1 ч |
Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Водоемы в черте города. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года. | ||
4 | Опасные ситуации социального характера | 2 ч |
Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице. | ||
5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 3 ч |
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно-опасных объектах, аварии на пожаро-взрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Организация эвакуации населения. | ||
Р-3 | Основы здорового образа жизни | 2 ч |
6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 1 ч |
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие здорового образа жизни. Режим труда и отдыха. Режим дня. Двигательная активность и систематические занятия физической культурой. Основные понятия о рациональном питании. | ||
7 | Факторы, разрушающие здоровье | 1ч |
Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения. | ||
Р-4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 ч |
8 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 3 ч |
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи. Ситуации, при которых следует немедленно вызвать «скорую помощь», правила ее вызова. Содержание аптечки. Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении. Отравления. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. | ||
Резерв | 2 ч | |
Всего | 17ч |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 5 класса должен
знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
уметь
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде;
- оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой);
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 5 классе на 2013-2014 учебный год.
№ | Название темы, раздела программы | К-во часов | № урока | Тема урока | Тип и форма урока | Тема практической работы | Дата/класс | ||||
Всего | В т. ч. пр. работ | 5а | 5б | 5в | 5г | ||||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности - 10 ч | ||||||||||
1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека – 2ч | ||||||||||
1 | 1 | Город как среда обитания | Урок формирования новых знаний | ||||||||
1 | 1 | 2 | Жилище человека | Урок формирования новых знаний | Практическая работа № 1 Учебная эвакуация | ||||||
2 | Опасные ситуации техногенного характера – 2ч | ||||||||||
1 | 3 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | Комбинированный урок | Тест № 1 Опасные ситуации | |||||||
1 | 1 | 4 | Пожарная безопасность. Безопасность в быту. | Комбинированный урок | Практическая работа № 2 Изготовление ватно-марлевой повязки (ВМП) | ||||||
3 | Опасные ситуации природного характера – 1ч | ||||||||||
1 | 5 | Погодные условия и безопасность человека | Комбинированный урок | Тест № 2 Пожар | |||||||
4 | Опасные ситуации социального характера – 2ч | ||||||||||
1 | 6 | Криминогенные ситуации и личная безопасность | Урок формирования новых знаний | ||||||||
1 | 7 | Обеспечение личной безопасности дома и на улице | Комбинированный урок | Тест № 3 Криминогенные ситуации | |||||||
5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 3ч | ||||||||||
1 | 8 | ЧС природного характера | Урок формирования новых знаний | ||||||||
1 | 9 | ЧС техногенного характера | Комбинированный урок | ||||||||
1 | 10 | Правила поведения при ЧС | Урок обучения умениям и навыкам | ||||||||
Р-3 | Основы здорового образа жизни – 2ч | ||||||||||
6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни – 1ч | ||||||||||
1 | 11 | Здоровый образ жизни | Урок формирования новых знаний | Тест № 4 Защита населения | |||||||
7 | Факторы, разрушающие здоровье – 1ч | ||||||||||
1 | 1 | 12 | Вредные привычки. | Урок обучения умениям и навыкам | Практическая работа № 3 Изготовление плаката «Мы за здоровый образ жизни!» | ||||||
Р-4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 3ч | ||||||||||
8 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания – 3ч | ||||||||||
1 | 13 | Первая помощь | Урок формирования новых знаний | ||||||||
1 | 1 | 14 | Первая помощь | Урок обучения умениям и навыкам | Практическая работа № 4 Наложение повязок на рану. | ||||||
1 | 15 | Первая помощь | Комбинированный урок | Тест № 5 Первая медицинская помощь | |||||||
Резерв – 2ч | |||||||||||
1 | 16 | Обобщающий урок | Урок обобщения и контроля знаний | ||||||||
1 | 17 | Обобщающий урок | Урок обобщения и контроля знаний | ||||||||
итого | 17 |
Список литературы
Программы:
- Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.
Литература для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 171 с.: ил.
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
- Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Конституция РФ.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
- Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
- Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
- Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
- Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие / Н. И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.
УМК для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 171 с.: ил.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Конституция РФ.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...