Рабочие программы по ОБЖ 5 класс
рабочая программа (основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс) по теме

Никульшина Татьяна Ивановна

Рабочие программы по ОБЖ на 2013-14 учебный год разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. -  Москва: «Просвещение», 2010.). Программа расчитана для работы в  5-7 классах по 0,5 ч., в 8-х и 11-х - по 1 ч., в 10классе - 2ч. (1ч. - на учебные сборы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа по ОБЖ 5 класс186 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. -  Москва: «Просвещение», 2010.)

Структура курса ОБЖ в 5-9 классах при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Настоящая рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю, что соответствует региональному компоненту учебного плана. В связи с тем, что взятая за основу авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О.) предполагает изучение предмета ОБЖ в количестве 35 часов на изучение тем программы в 5 классе количество часов уменьшено в 2 раза. Количество модулей, разделов и их количество не изменены. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов (или 10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

№ модуля, раздела, темы

наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

22

10

Р-I

Основы комплексной безопасности

22

10

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

2

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

2

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2

1

Тема 4

Опасные ситуации социального характера

3

2

Тема 5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

3

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

5

Р-III

Основы здорового образа жизни

5

2

Тема 6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

1

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье

2

1

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

3

Тема 8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8

3

Резерв

2

Всего часов

35

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ОБЖ

5 класс

Р-1

Основы комплексной безопасности

10 ч

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

2 ч

     Роль городов в развитии человеческого общества. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

     Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.

        Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

     Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе.

     Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения опасных и чрезвычайных ситуаций.

2

Опасные ситуации техногенного характера

2 ч

    Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.

Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Пешеход – участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Общие обязанности водителя.

    Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

    Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. 

3

Опасные ситуации природного характера

1 ч

     Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

    Водоемы в черте города. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

4

Опасные ситуации социального характера

2 ч

     Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

      Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.

    Взрывное устройство на улице.

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

3 ч

    Чрезвычайные ситуации природного  характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного  характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного  характера.

    Чрезвычайные ситуации техногенного  характера: аварии на радиационно-опасных объектах, аварии на пожаро-взрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного   характера.

      Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

     Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Организация эвакуации населения.

Р-3

Основы здорового образа жизни

2 ч

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

1 ч

       Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие здорового образа жизни. Режим труда и отдыха. Режим дня. Двигательная активность и систематические занятия физической культурой. Основные понятия о рациональном питании.

7

Факторы, разрушающие здоровье

       Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.

Р-4

Основы медицинских знаний  и оказание первой медицинской помощи

3 ч

8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

3 ч

       Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи. Ситуации, при которых следует немедленно вызвать «скорую помощь», правила ее вызова. Содержание аптечки.

       Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

       Отравления. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Резерв

2 ч

Всего

17ч

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 5 класса должен

знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;  
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной  защиты (ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской    аптечкой);
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 5 классе на 2013-2014 учебный год.

Название

темы, раздела

программы

К-во часов

№ урока

Тема урока

Тип и форма урока

Тема

практической

работы

Дата/класс

Всего

В т. ч. пр. работ


Р-1

Основы комплексной безопасности - 10 ч

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека – 2ч

1

1

Город как среда обитания

Урок формирования новых знаний

1

1

2

Жилище человека

Урок формирования новых знаний

Практическая работа № 1

Учебная эвакуация

2

Опасные ситуации техногенного характера – 2ч

1

3

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Комбинированный урок

Тест № 1

Опасные ситуации

1

1

4

Пожарная безопасность. Безопасность в быту.

Комбинированный урок

Практическая работа № 2

Изготовление ватно-марлевой повязки (ВМП)

3

Опасные ситуации природного характера – 1ч

1

5

Погодные условия и безопасность человека

Комбинированный урок

Тест № 2

Пожар

4

Опасные ситуации социального характера – 2ч

1

6

Криминогенные ситуации и личная безопасность

Урок формирования новых знаний

1

7

Обеспечение личной безопасности дома и на улице

Комбинированный урок

Тест № 3

Криминогенные ситуации

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 3ч

1

8

ЧС природного  характера

Урок формирования новых знаний

1

9

ЧС техногенного  характера

Комбинированный урок

1

10

Правила поведения при ЧС

Урок обучения умениям и навыкам

Р-3

Основы  здорового образа жизни – 2ч

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни – 1ч

1

11

Здоровый образ жизни

Урок формирования новых знаний

Тест № 4

Защита населения

7

Факторы, разрушающие здоровье – 1ч

1

1

12

Вредные привычки.

Урок обучения умениям и навыкам

Практическая работа № 3

Изготовление плаката «Мы за здоровый образ жизни!»

Р-4

Основы медицинских знаний  и оказание первой медицинской помощи – 3ч

8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания – 3ч

1

13

Первая помощь

Урок формирования новых знаний

1

1

14

Первая помощь

Урок обучения умениям и навыкам

Практическая работа № 4

Наложение повязок на рану.

1

15

Первая помощь

Комбинированный урок

Тест № 5

Первая медицинская помощь

Резерв – 2ч

1

16

Обобщающий урок

Урок обобщения и контроля знаний

1

17

Обобщающий урок

Урок обобщения и контроля знаний

итого

17


Список литературы

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.

Литература для учителя:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова. – 4-е изд.  – М.: Просвещение, 2007. – 171 с.: ил.
  2. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  3. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
  5. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  6. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  7. Конституция РФ.
  8. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  9. Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
  10. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
  11. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
  12. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  13. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  14. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
  15. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
  16. Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
  17. Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
  18. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  19. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
  20. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  21. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
  22. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  23. Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
  24. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие / Н. И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  25. Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.

УМК для учащихся:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова. – 4-е изд.  – М.: Просвещение, 2007. – 171 с.: ил.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  2. Конституция РФ.
  3. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
  4. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
  5. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  6. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
  7. Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...