Печатные работы учителя.
статья по обж на тему

Шалашова Ольга Вячеславовна

Методический материал нацелен на решение актуальных проблем учащихся. Полезные рекомендации здесь могут найти учителя, классные руководители и родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные средства обучения

на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения  учащихся.

Шалашова О.В., преподаватель-организатор ОБЖ.

   «Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жизни.  Уроки ОБЖ являются главными в школьной программе, так как школа должна давать не только обширные знания, но и нести ответственность за безопасность жизни и здоровье детей, учить грамотным действиям в условиях ЧС. Мы живем в обществе, подвергнутом суровым реальным испытаниям. Вопрос выживания остро встал на повестку дня. При правильном  преподавании урок ОБЖ дает знания, навыки, необходимые в жизни каждому ученику. Обучение населения через наших учеников методикам выживания и защиты в ЧС – стратегическая задача всего курса ОБЖ и каждого урока в частности. Уроки безопасности нужны человеку каждый день.

  1. изучай виды и причины опасностей – не лезь туда, где беда;
  2. учись предвидеть их возникновение в любом месте, в любое время;
  3. по возможности избегай опасности – не ходи в зоне риска;
  4. не пугайся, не паникуй в трудных ситуациях, действуй, грамотно и решительно;
  5. активно борись за жизнь;
  6. помогай себе и окружающим, попавшим в беду.

Однако, одной теории недостаточно, нужны практические навыки, которые дети приобретают на каждом уроке.  Урок ОБЖ является нестандартным, нетипичным, нетрадиционным, гибким, неповторимым, способствует психологическому воспитанию личностных качеств ребенка / решительности, целеустремленности, самоорганизации, ответственности за свои поступки/, ставит практические цели и осуществляет практические действия. Поэтому необходимо создавать такие условия, в которых ребенок мог реально участвовать. Формировать учебную ситуацию так, чтобы наглядно показать признаки развивающейся ЧС, в которой ученик должен предвидеть опасность, учитывая  факторы риска, по возможности избегать её, а если удается, грамотно действовать. Самый интересный метод педагогической работы в ходе преподавания ОБЖ – метод анализа типичных ситуаций, представляющих реальную и потенциальную опасность для жизни и здоровья. Объектом  психолого-педагогического анализа могут выступать любые поступки и формы поведения, имеющие нежелательные последствия. Организация и проведение  формы работы таковы:

1. Работа проводится с классом /командами/. 2. Набор разбираемых ситуаций предлагает учитель или составляет совместно с ребятами, исходя из их опыта и актуальности данной темы / особенности региона, опасности, окружающие школу/. Задача учителя – отработать наиболее типичные ситуации, представляющие общий интерес, сформулировать ученикам описание случая. Работа проходит на нескольких уровнях: словесный разбор ситуации с предложение вспомнить случаи из жизни;  разбор возможных ситуаций по принципу: «А, что, если бы…». Подборка вариантов готовится заранее; проработка ситуаций в процессе ролевой игры, где учащиеся играют роли участников ситуации. Возможно проигрывание нескольких вариантов «правильного» и «неправильного поведения; работа с конкретными  ситуациями вне класса в условиях, приближенным к реальным /на улице, в парке/.

На уроках используются и другие методы обучения безопасности жизнедеятельности. Словесные, например, эвристическая беседа – форма наводящих вопросов, при правильных ответах на которые учащиеся самостоятельно приходят к запланированному учителем выводу или раскрытию свойств объекта, явления, процесса, что очень важно при изучении  новой темы и позволяет учащимся понять суть учебного материала, найти истину.                                                               Благодаря чему материал изучается не со слов учителя, а в процессе поиска ответов на вопросы. Это важно! Эффективный метод нетрадиционного урока – подготовка докладов, к которым дети готовятся заранее за 1-2 недели по темам, которые формирует учитель, определяет источники информации, объем, план.  На уроке для стимулирования внимания к докладу ставится задача, дается задание, решаемое с помощью информации текста доклада, поощряются вопросы к докладчику. Практические – с целью усвоения навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Практические работы проводятся систематически. В зависимости от познавательной активности  практическую работу можно организовать по образцу, алгоритму, самостоятельно.  Наглядные – улучшают понимание материала, систематизируют его, активизируют познавательную деятельность учащихся, внутренне готовя их к восприятию материала, выполнению заданий, позволяют выстроить логически-следственные связи. В настоящее время в школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда можно остановить, используя нестандартные уроки – это импровизированные учебные занятие, имеющие нетрадиционную /неустановленную/ структуру.                    

Педагогическая профессия по своей природе творческая. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых, устоявшихся представлений,  переход  деятельности в новое качество. А это невозможно без новых форм обучения, поэтому учитель должен уметь конструировать уроки нового типа с использованием нетрадиционных форм обучения. Анализируя педагогическую литературу,  можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

1. Уроки – «погружения»                                    19. Уроки - конкурсы

2. Уроки – деловые игры                                     20. Бинарные уроки

3. Уроки – «Пресс-конференции»                      21. Уроки – обобщения

4. Уроки – соревнования                                     22. Уроки – фантазии

5. Уроки типа КВН                                               23. Уроки – игры

6. Театрализованные уроки                                 24. Уроки «суды»

7. Уроки консультации                                        25. Уроки поиска истины

8. Компьютерные уроки                                      26. Уроки – лекции «Парадоксы»

9. Уроки с групповыми формами работы          27. Уроки – концерты

10.Уроки взаимообучения учащихся                 28. Уроки – диалоги

11.Урок  творчества                                             29. «Следствие ведут знатоки»

12.Уроки аукционы                                              30. Уроки – ролевые игры

13. Уроки, которые ведут учащиеся                   31. Уроки – конференции

14. Уроки – зачеты                                               32. Уроки – семинары

15. Уроки – сомнения                                          33. Интегрированные уроки

16. Уроки – творческие отчеты                           34. Уроки – «круговая тренировка

17. Уроки – формулы                                           35. Межпредметные уроки                                                  

18. Уроки- экскурсии                                           36. Уроки – «Поле чудес»

Нестандартные уроки по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Отражают психолого-педагогическую деятельность учителя и учащихся в современных условиях, побуждают к действию. Используя в педагогической практике нетрадиционные средства обучения, достигла  результатов: 1. Укрепление духовного, физического, психологического здоровья учащихся,  на основе чего может складываться безопасность жизнедеятельности. В нашей школе наблюдается уменьшение прироста заболеваний детей, а показатель уровня воспитанности достиг 4.4 балла, выше среднего. 2. Формирование культуры учебно-познавательной деятельности повышает эффективность образования и является одним из факторов здоровьесбережения.  Качество знаний по предмету ОБЖ составляет 85-87%. 3. Воспитание личности безопасного типа. Однако, быстрых результатов на этом пути, на мой взгляд, ожидать не следует.

ОБЖ – важный предмет, ибо призван научить детей, как сохранить жизнь и здоровье в ЧС. Если проводить занятия по предмету формально, казенно, поставленной цели не достичь! Поэтому главный принцип в моей работе – «не навреди!».  

Литература

  1. Журнал. ОБЖ  /март 2009г./ Е.Римская. Применение инновационных технологий.
  2. Журнал. ОБЖ  № 7 /февраль 1998г./. Урок нового типа.
  3. Журнал. Военные знания № 8 / 1999г./. Ю.А. Иванов. Чего не хватает в курсе ОБЖ.
  4. Давыдов В.В. Технологии развивающего обучения. Москва 1990г.
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии. Москва 1989г.
  6. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В. Гусева. Сопровождение здоровья учащихся в      общеобразовательных учреждениях. Издатель: Учитель. 2010 г.    

           



Предварительный просмотр:

Психическое здоровье детей и проблемы злоупотребления ПАВ в детско-подростковой популяции.

Шалашова О.В., педагог – организатор МБОУ г. Астрахани «СОШ№26»

Введение.

В конце 20 века злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) приняло характер эпидемии. По данным ВОЗ, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных наркотических препаратов, составляет 500 млн. человек. В России возникла серьёзная угроза для здоровья населения, экономики, социальной сферы и правопорядка. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании (8% молодёжи периодически употребляют наркотики, среди студенчества наркоманией охвачено 30-40 %). Рост показателей может продолжаться. Решением проблемы является разработка и проведение профилактических мероприятий среди подрастающего поколения, путём создания стратегии высокофункционального поведения и навыков, применяя  следующие методы: групповая работа, тренинг поведения, дискуссии, мозговой штурм, беседы, лекции, ролевые игры, «круглые столы», совещания.

Особенности детского и подросткового возраста.

В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его жизнь. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга, внутренних органов оказываются необратимыми, приводят к формированию трудно излечимого заболевания – наркомании. Результаты исследований, проведённые в последнее время в некоторых учебных заведениях, показали, что это этап первых проб ПАВ наблюдается у 70% подростков. Приобщение к наркотикам (с формированием начальных этапов зависимости) отмечено у 15% подростков. Около 10% детей попадают к специалистам, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании. Значение употребления наркотиков в переходном возрасте. Употребление наркотических веществ нельзя рассматривать в отрыве от развития личности подростков. Это развитие определяет их будущее, соседствует с неуверенностью, сомнением и страхом в отношении себя, своего места среди других и в обществе. Уверенность во всём, сложившаяся в начальной школе, вдруг подвергается сомнению.  В переходном возрасте подростки критично пересматривают собственную позицию и чувства, зачастую не воспринимая требования родителей, школы. Возможным объяснением этому является их стремление к независимости. Установившиеся нормы и ценности родителей сменяются собственными нормами и ценностями, а эмоциональная привязанность к семье уступает место отношениям со сверстниками. Семья перестаёт быть единственной опорой. В переходном возрасте важное место в социальных взаимоотношениях начинают занимать друзья.  В развитии личности важную роль играет чувство собственного достоинства. Если у подростка формируется чувство, что он полноценная личность, он более уверенно стоит на ногах, не боится принимать на себя ответственность, стремится познать всё новое, достигает взвешенных взаимоотношений. Физическое развитие, происходящее в этот период с большой скоростью, также оказывает серьёзное влияние на чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Наркотические вещества приобретают функциональное значение, они рассматриваются как составляющая мира взрослых. Подростки употребляют их, чтобы, как им кажется, приблизится к их миру. В таком поведении имитации подростки видят подтверждение своего взросления и независимости. В общественном плане за этот период на подростков ложится лишь ограниченная ответственность. Они всё больше отдаляются от семьи, но в обществе пока не приобрели постоянной роли. Подростки ассоциируют себя с компанией ровесников, где они могут экспериментировать с представлением о себе и вести себя как псевдовзрослые. Компания оказывает влияние на их отношение и непосредственное употребление наркотических веществ. Многие подростки проживают этот период без проблем. Только те из них, кто не получает достаточной поддержки со стороны окружения, начинают активно прибегать к наркотическим веществам. Возможные предпосылки и мотивы потребления ПАВ. 1. Социальные: неблагополучная семья (алкоголизм, наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта); широкое распространение злоупотребления ПАВ в данной местности; активная пропаганда в СМИ направлений молодёжной субкультуры, связанных с потреблением  ПАВ, завуалированная пропаганда легализации наркотиков,неадекватная молодёжная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних; проживание в районах с низким имущественным цензом. 2. Конституционально-биологические: наследственная отягощённость психическими, наркологическими заболеваниями. 3. Индивидуально-психологические: подражание авторитетным сверстникам, попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания,  аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неустойчивость характера),  протестные реакции, любопытство,  расслабление, поиск собственного «Я», одиночество, страх, скука.  В каждом случае важно понять, стоит ли за ним проблемная ситуация. Ведь если употребление наркотических веществ, приобретает в жизни человека важную функцию, оно легко может перерасти в злоупотребление.

Формирование зависимости от ПАВ, стадии и развитие заболевания. Приобщение к употреблению ПАВ, осуществляется в несколько стадий. Самостоятельного, добровольного отказа ребёнка от ПАВ в процессе развития зависимости ожидать не приходится, кроме, этапа первых проб. 1. Первые пробы. Они возможны «во дворе» или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все», при определённом стечении обстоятельств. 2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: приём препарата в обычных для этого условиях или в определённой знакомой компании. Вне указанных рамок желания к употреблению психоактивных средств ребёнок не испытывает. 3. Психологическая зависимость. Появление потребности принимать ПАВ, чтобы вновь испытывать приятные ощущения. 4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному – во что бы то ни стало – введению в организм ПАВ. Может выступать как крайнее проявление зависимости. 5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав ПАВ, в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приёма препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный синдром, причиняющий подростку выраженные страдания, в том числе физические расстройства, эмоции тоски, тревоги, злобности, агрессии на окружающих и самоагрессии, вплоть до попыток самоубийства (суицидальные попытки). 6. Повышение толерантности (чувствительности) к наркотику. Состояние организма, когда отмечается всё менее выраженная ожидаемая реакция организма на определенную дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к наркотику, и в результате необходимая доза возрастает в10-100 раз, по сравнению с первоначальной дозой. Соответственно увеличивается токсическое, разрушительное действие.

Развитие заболевания.   Наркомания и токсикомания – тяжёлые по течению и последствиям заболевания. Длительность стадий развития болезни различны и зависят от возраста, вида наркомании, темпа нарастания дозировок, общего состояния организма. 1 стадия: в зависимости от вида ПАВ достаточно быстро, в течение 1-2 месяцев или после 1-2 – кратного введения препаратов, развивается психическая зависимость. Диагностическим критерием  служат случаи употребления препаратов в одиночестве, это признак болезненного влечения к ПАВ. 2 стадия: имеется психическая и формируется физическая зависимость, готовность организма к абстинентному синдрому. Начинается утрата эйфорического компонента действия ПАВ. Проявляется токсическое действие наркотика, которое отличается злокачественностью течения и тяжестью осложнений (со стороны ЦНС). 3 стадия: конечная. Максимальная физическая зависимость от наркотика, наступление тяжёлых, необратимых изменений в организме и в психике, до инвалидизации и гибели. Введение ПАВ  производится уже не с целью достижения эйфории, а с целью избежать развития абстиненции.

Общие признаки начала употребления ПАВ подростками. Снижение интереса к учёбе, обычным увлечениям. Отчуждённость, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость. Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия. Компания, с которой общается подросток, состоит из лиц старшего возраста. Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их. Общение с подростками, употребляющими наркотики. Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться. Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцы, иглы, небольшие пузырьки, кулёчки из целлофана, тюбики из-под клея, специфического запаха изо рта и от одежды. Изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления. Следы инъекций в  области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых. «Беспричинное» сужение или расширение зрачков. Решающим признаком употребления подростком ПАВ является выявление состояния наркотического опьянения, установленного врачом. Тактичность, осторожность в работе с несовершеннолетними, имеющими наркотические проблемы, являются обязательными правилами, так как  необоснованные подозрения могут оказаться психотравмирующим фактором, подтолкнуть к реальному употреблению.  

Последовательность действий педагога при подозрении на употребление ПАВ. 1. Предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления ПАВ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребёнка в целесообразности обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состояния одурманивания, вовлечения сверстников в потребление ПАВ, сообщить, что в этом случае  администрация УЗ будет действовать в установленном для такой ситуации порядке. 2. Предложение помощи подростку должно быть корректным, ненавязчивым. 3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего. 4. Информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях. 5. При работе с несовершеннолетним потребителем ПАВ надо точно знать ситуацию в семье подростка, могут ли родители влиять на его поведение, каково микросоциальное окружение по месту жительства. 6. Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно-популярной информации среди родителей и прочие формы противодействия молодёжному наркотизму. Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия: 1. Корректно сообщите о подозрениях родителям подростка. 2. При подозрении на групповое потребление необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача-нарколога, работника правоохранительных органов. 3. Организовать индивидуальные встречи подростков и родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета. 4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме. Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии наркотического опьянения, рекомендуется: 1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников. 2. Немедленно поставить в известность руководителей школы. 3. Срочно вызвать медицинского работника школы. 4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как наркотическое, немедленно известить родителей подростка. 5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства причин употребления наркотиков. 6. При совершении хулиганских действий прибегнуть к помощи правоохранительных органов. При передозировке наркотиков (потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции зрачков на внешние раздражители, рвота): вызвать «Скорую помощь», повернуть на бок, очистить дыхательные пути от рвотных масс, следить за дыханием до прибытия врачей, при частоте дыхания меньше 8-10 в минуту провести искусственное дыхание.

Политика школы  в отношении наркотиков включает: 1. Разработка плана антинаркотической политики - предпринимаемые шаги, правила, договорённости, санкции. 2.Воспитание - положительный климат школы, класса, разработка плана деятельности школы по профилактике наркозависимости, обучение учителей и родителей, изучение факторов и мотивов употребления ПАВ подростками, внедрение программы профилактики наркотиков. 3. Действия школы – работа при проблемном поведении учеников, нарушающих правила в школе: выявление, отслеживание, анализ, оценка, роль родителей и контакт с ними.

Предполагаемые результаты. Уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков. Формирование ЗОЖ и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ. Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления ПАВ.

Заключение.

В настоящее время в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путём использования профилактических моделей, структура которых зависит от конкретных условий. Концепция профилактики должна строится с учётом трёх  сфер жизнедеятельности подростков: семьи, ОУ, досуга, включая микросоциальное окружение. В настоящее время наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания, нацеленная на профилактическую работу с «группой риска».

Литература.

1.Сирота Н. А.,  Ялтонский В. М. Программа формирования здорового жизненного стиля. М., 2000 г.

2.Чечельницкая С. М., доктор медицинских наук, Родионов В. А., кандидат педагогических наук.  Подростковая наркомания и СПИД: концептуальный подход. М., 2000 г.

3.Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. АСТ. Астрель. М., 2010 г.



Предварительный просмотр:

 Формирование современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности.

Шалашова О. В., педагог – организатор ОБЖ МБОУ г. Астрахани «СОШ №26».

Курс ОБЖ в современной школе необходим, так как школа должна давать не только обширные знания, но и нести ответственность за безопасность жизни и здоровья детей, учить грамотным действиям в ЧС. Мы живём в обществе, подвергнутом суровым испытаниям. Вопрос выживания остро встал на повестку дня. Опасности, окружающие нас, являются неотъемлемой частью общества. Большинство угроз исходят от человека. Это агрессивный, неразумный тип людей. Назрела историческая потребность изменить человека, стиль его поведения, осуществить формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности. Поэтому наиболее актуальной целью общества и всей системы обучения и воспитания становится формирование нового поколения людей, личностей безопасного типа, способных к более продуктивной целеустремленной деятельности по сохранению своего физического и духовного здоровья, природы, проявляющих постоянную активность в поддержании безопасного общественного и личного бытия. ЛБТ - это личность безопасная для себя, окружающих, среды обитания, ориентированная на созидание и развитие, способная к защите себя, социума, природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков, умений. ЛБТ - личность законопослушная, при условии лигитивности власти, имеющая общинно - коллективистские мотивы, побуждающие человека к жизнедеятельности в традициях, взаимной помощи, милосердия, исключающая получение корысти из затруднений и слабости окружающих людей; не допускающая проявление жестокости, агрессивности и хищнического отношения к природе. Это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, своё гуманистическое предназначение; стремящийся жить в гармонии с самим собой, окружающими, природой, берущий на себя ответственность за всё живое и неживое на земле; уважающий традиции, историю общества, в котором живет, сложившуюся в нем систему ценностей, законов. ЛБТ обладает: высоким интеллектом, глубиной чувств, волей, способностью к духовному и физическому саморазвитию и самосовершенствованию, потребностью к труду, пониманию личностной значимости. ЛБТ способна погашать источник угрозы своему и иному существованию, в самом себе; предупреждать напряженность в повседневном общении и строить своё поведение на основе прогноза различных опасностей. ЛБТ способна ориентироваться в конкретных условиях жизни. Это личность умеющая думать, размышлять для осознания единства всего живого; понимать своё место в жизни; достигать умственного развития; повышать навыки оптимального поведения в повседневных контактах; стремиться помогать людям, делиться с ними; преодолевать разные страхи и формировать чувства уверенности в собственные силы, для решения возникающих проблем.  

Формирование современного уровня культуры безопасности и воспитание ЛБТ должно осуществляться с учётом главных задач школы на уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях, представляющих собой области знаний, системно изучающие факторы, угрожающие жизни и здоровью граждан во всём многообразии их жизнедеятельности, способы их предвидения и предупреждения, защиту жизни и здоровья в повседневной деятельности, ЭС, в условиях военной службы. Поэтому необходимо давать учащимся ЗУН выживания и развития личности в неблагоприятных условиях на основе организации ЛОП, предполагающего обеспечение товарищества между учениками и сотрудничества между учениками и учителями. Такие межличностные отношения необходимо строить не с позиции силы, а с позиции координации, педагогического сотрудничества, равенства, партнёрства, учителя ученика, их взаимопонимания и творческого взаимодействия. На уроках ОБЖ с целью формирования современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе учитель должен приспосабливать УВП к выявленным возможностям ученика и максимально реализовывать их на практике. Переориентация образования и воспитания должна быть выражена в формуле «Помоги мне сделать самому» с учётом применения активных форм поведения: игровые и интенсивные технологии, нестандартные и нетрадиционные формы и методы, ситуационное обучение, идеомоторные тренировки (мысленное создание и проигрывание какой- либо ситуации, выхода из неё). Формирование современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе, воспитание ЛБТ возможно при системном изучении наиболее вероятных ЧС, их особенностей и последствий. Обучение в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека, формировать у граждан сознательное, ответственное отношение к личной и общественной безопасности. Во время работы я поняла, что дети уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз, больше всех страдающая в кризисные времена. Им наносится самый большой ущерб аномальными явлениями социальной среды, где таятся опасности и угрозы. Судьбы детей ломаются. Возраст характеризуется неустойчивостью личности, поддаётся ложным тенденциям и соблазнам, поэтому они легко становятся объектами и даже жертвами злонамеренных элементов. И здесь на помощь им должны прийти уроки по ОБЖ, ОВС, на которых дети узнают об опасностях, окружающих их, ищут выход из ЧС, формируют навыки своего поведения. Наиболее эффективным является решение нестандартных ситуаций, в которых могут оказаться дети, проведение сюжетно- ролевых игр, где ребята отрабатывают навыки безопасного поведения. Это очень важно не только в повседневной жизни, но и при несении военной службы, т.к. причиной всех наших бед, является неграмотность населения в области безопасности. Полезно предварительно проигрывать возможные ситуации на уроках, воспитывать уверенное чувство в свои силы. Проведение нестандартных уроков формирует интерес к предмету. Важно учитывать особенности своего региона, опасности, окружающие школу, на что необходимо ориентировать учащихся на уроках и внеклассных занятиях.

Большое значение для воспитания ЛБТ и формирования современного уровня безопасности жизнедеятельности, готовности к военной службе имеет проведение мероприятий, позволяющих выходить за рамки урока и учить детей безопасности на практике. Организованный непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (военной службы). Важнейшей задачей такой воспитательной работы является формирование готовности защищать свою Родину, подготовка их к службе в ВС РФ, обучение ОВС, воспитание на примерах мужества и героизма нашего народа в годы ВОВ и добросовестной службы в армии в современных условиях. На уроках и внеклассных мероприятиях для достижения этих целей осуществляется: идейно- нравственная и морально- психологическая подготовка; военная подготовка; физическая подготовка учащихся в традициях военно-спортивных игр: «А ну-ка, парни»,  юнармейская игра «Зарница», военизированный кросс, ВПС, олимпиады по ОБЖ, «Дни защиты детей». Военно-спортивные игры по своему содержанию являются сюжетно-ролевыми с элементами «военизации», участвуя в которых учащиеся могут приобрести качества, знания, навыки и умения, необходимые при действиях в ЧС, ЭС, для несения военной службы. Участники игры называются юнармейцами, из них формируются юнармейские отряды, которыми управляют командиры. Важная роль в проведении военно-спортивной игры принадлежит реализации принципа самоуправления, что открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования коллектива, приводит к положительному результату. Командный состав избирается самими ребятами или назначаются из наиболее достойных, которым передаются права и обязанности, связанные с выполнением функций командиров отделений. Выстраивание взаимоотношений юнармейского командира со сверстниками является основой воспитания самостоятельности, инициативы, взаимопомощи, исполнительности, организованности. В течение учебного года в специально отведённое время с юнармейцами проводятся занятия, конкурсы, викторины, соревнования, смотры. В нашей школе в каждой параллели 8-11 классов созданы такие юнармейские отряды, которые ежегодно участвуют в школьных соревнованиях. Из лучших юнармейцев школы сформирована команда, которая участвует в военно-патриотических мероприятиях района, города.

Знания и умения должны опираться на подготовленность психики. Людям необходимо выжить, поэтому они должны воспринимать и реагировать на сигналы опасности, находиться в состоянии мобилизации, без этого невозможно выжить. У каждого свои психологические отражения психических функций. Они зависят от особенностей, опыта, окружения. Наши эмоции на одни и те же явления будут отличаться. У одних при опасности возникает боевое возбуждение, что побуждает к активным действиям. Это и нужно в ЧС. У других - слабость, бессилие, низкая активность, ослабляющая энергию человека. Они окажутся во власти оцепенения, бездействия. Опасно и состояние аффекта в виде двигательного перевозбуждения, вышедшего из-под контроля человека, что ведёт к необузданным и неразумным проявлениям. Главной причиной стресса является неожиданность, неготовность к нему человека. Устраняя эту причину, обеспечиваем способность каждого, выходить без потерь. Поэтому необходимо обратить особое внимание на тех, кто подвержен страху, панике. Жизнь многократно доказывала, что человек здоровый и физически подготовленный способен преодолеть страх и даже совершать героические поступки. В школе рекомендую проводить  аутогенные тренировки, позволяющие влиять на психическое и физическое состояние,  при помощи самовнушения. Представляем опасную ситуацию во всех деталях, решаем триединую задачу:

1. Чувство страха, появившееся от ситуации, созданной нашим воображением, побеждаем, так как знаем, что нужно делать и  уверены в успехе.

2.Спокойно и быстро составляем план.

3.Действуем быстро, решительно.

Аутогенная тренировка поводится медленно, ребята продумывают свой шаг. Психологическая устойчивость и готовность к ЧС – необходимое условие обеспечения безопасности и воспитание ЛБТ. Разносторонняя информация, практические навыки помогут в борьбе с трудностями, повысят уверенность, внушат убеждённость в том, что он справится с невзгодами, ибо будет знать, что и как надо сделать. Важная задача обучения и воспитания подготовить человека к преодолению ЧС, повысить его эмоционально- волевую сферу, научить его правильно понимать и оценивать сложившуюся ситуацию и действовать в соответствии с ней. На это ориентирую учащихся, т. к. безопасный стиль жизнедеятельности освободит от значительной доли тревог, страха, опасений, неуверенности, сделает жизнь гораздо приятней и спокойней. А значит, будет способствовать формированию культуры безопасности и воспитанию ЛБТ.  

           

Литература

1. Министерство образования. Оценка качества подготовки выпускников по ОБЖ. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук. Москва. Дрофа 2010 г.

2. Ю.А. Иванов. Лекции по ЛБТ.

3. Журнал. Военные знания №8 (1999 г.). Ю.А. Иванов. Чего не хватает в курсе ОБЖ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом за печатную работу "Путь к успеху"

Данный диплом был выдан мне издательством "1сентября", сегодня получила его по почте. 14.06.11г. А также к нему был приложен сертификат, удостоверяющий публикацию моей статьи....

Выходные данные печатных работ

Пердставлены выходные данные моих печатных работ...

Список печатных работ кандидата педагогических наук, зам. директора по УВР, учителя французского языка

Зачем соискателю ученой степени кандидата ХХХ наук необходимо написать и опубликовать ВАК-статью? В соответствии с пунктом 10 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», «Результаты диссертации...

Список моих печатных работ

В данном файле представлен полный список моих печатных работ в различных методических источниках. Также указаны ссылки на сайт, где можно ознакомиться с электронными версиями статей....

Печатные работы преподавателя Ячменёвой Елены Петровны

2004г. ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Институт непрерывного профессионального образования . Материалы   Международной научно – практической конференции «Вт...

Печатные работы и выступления

​В данном разделе представлены мои учебно-методические работы и статьи, опубликованные в электроных и печатных изданиях, а также выступления на зеседаниях и семинарах УМЦ ПО ДОгМ....

Типичные ошибки, допускаемые учащимися в печатных работах ( из опыта работы)

Как часто, готовя учащихся к выступлениям на ответственных, значимых мероприятиях, мы уделяем основное внимание устной подготовке. И это правильно, ведь современный мир требует, в первую очередь, умен...