Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
рабочая программа по обж (10 класс) на тему

Репин Андрей Александрович

Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова "Основы безопасновсти жизнедеятельности" и разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образованияв соответствии с Федеральным Базисным учебныи планом . Программа расчитана на 1 час в неделю  и 40 часов учебно - полевых сборов для изучения на базовом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное  

бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа

пгт Оричи Кировской области

                                    УТВЕРЖДЕНО

Директор

КОГОБУ СОШ пгт Оричи


_________ Ожегина Л.Л.

Приказ № ______

от  «___» __________ 2013 г.

Рабочая программа

 по основам безопасности жизнедеятельности

10 класс

на 2013-2014 уч.г.

                                     

Автор-составитель:

Репин А.А.,

преподаватель – организатор ОБЖ,

 первая квалификационная категория                                                                

Оричи 2013

1.Пояснительная записка

                       Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы» и разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования в соответствии c  Федеральным Базисным учебным планом, и изучается на базовом уровне.

          Настоящая программа представляет собой часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов.

 Программа рассчитана на 1 час в неделю за счет средств Федерального компонента.

          Изучение основ безопасности направлено на достижение следующих целей:

- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных чрезвычайных ситуациях; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

          Программа рассчитана на 74 учебных часов (из них 40 – учебные сборы для юношей).                              

Требование к качеству освоения программного материала

 Знать/ Понимать

 основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

 потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

 основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

 порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

 состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

 основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

 основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

 требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

 предназначение, структуру и задачи РСЧС;

 предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

 владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

 оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для ведения здорового образа жизни;

 оказания первой медицинской помощи;

 развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

 вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


2. Тематический план.

Название раздела, темы

Количество часов

Содержание темы

Требование к уровню подготовки учащихся

Основы безопасности личности, общества и государства

      I.        Основы комплексной безопасности

1.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

5

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.  Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. 

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них; правила поведения в криминогенных ситуациях; об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций; предназначение, структуру и задачи РСЧС; основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь называть  способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях; объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера; использовать приобретенные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминогенной опасности; использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности,  необходимых  для  безопасного поведения.

2.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

4

3.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

4

II.Защита населения от чрезвычайных ситуаций

1

Нормативно – правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

2

Законы и другие нормативно – правовые акты Российской федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи.

Знать 

Предназначение, структуру и задачи РСЧС; законы и другие нормативно – правовые акты Российской федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

III. Основы здорового образа жизни

1

Основы медицинских знаний  и профилактика инфекционных заболеваний.

2

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности. Инфекционные заболевания, их классификация. Основные инфекционные заболевания, их профилактика.

Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета; об основных принципах классификации инфекционных заболеваний;

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для

соблюдения мер профилактики инфекционных

заболеваний.

2

Основы здорового образа жизни и его составляющие                        

4

Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни. Биологические ритмы. Влияние биологических ритмов  на работоспособность человека. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Знать основное определение понятия «здоровый образ  жизни» и их составляющие, о факторах, влияющих на здоровье; о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье; о профилактике вредных привычек.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государства

IV. Основы обороны государства

1.

Гражданская оборона  составная часть обороноспособности страны.


7

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Организация  индивидуальной защиты (самозащиты) населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении.

Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах; способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях; виды защитных сооружений; правила поведения в защитных сооружениях; основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики; об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС; об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. 

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления; владеть навыками пользования средствами индивидуальной  защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

2

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.

4

История создания Вооруженных Сил России. Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Другие войска, их состав и предназначение.

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России, о её организационной структуре, составе  и предназначении; функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе; отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.

3.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

2

Патриотизм и верность воинскому долгу –  качества защитника Отечества. Памяти поколений – дни воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; о днях воинской славы и о формах увековечения памяти.

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений.

Уметь использовать приобретенные  знания  для развития в себе качеств, необходимых для военной службы; отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.

IV

Основы

военной службы.                          

1.

Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)

40

Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы, обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка.

ВСЕГО

34 + 40

3. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название темы, раздела, урока.

Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

Кол-во

 часов

Тип урока

Форма

 урока

ИКТ

Дата

По плану

Факт

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1

Автономное пребывание человека в природной среде

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

2

Практическая подготовка автономному существованию в природной среде

1

3

Обеспечение личной безопасности на дорогах и в криминогенных ситуациях

1

Комбинированный

4

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

1

Комбинированный

5

Уголовная ответственность несовершеннолетних за участие в террористической деятельности

Чрезвычайные ситуации социального характера (терроризм)

1

Комбинированный

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

6

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и их возможные последствия

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

7

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

8

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и их возможные последствия

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

9

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

10

Военные угрозы национальной безопасности России.

Чрезвычайные ситуации социального характера (вооруженные конфликты)

1

Комбинированный

11

Характер современных войн и вооружённых конфликтов

Чрезвычайные ситуации социального характера (вооруженные конфликты)

12

Международный терроризм – угроза национальной безопасности. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления

Чрезвычайные ситуации социального характера (терроризм)

1

Комбинированный

13

 Наркотизм и национальная безопасность России

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Нормативно – правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

14

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.

1

Комбинированный

15

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.

1

                Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни.

Основы здорового образа жизни

Основы медицинских знаний  и профилактика инфекционных заболеваний.

16

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности.

1

Комбинированный

Комп.презент

17

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Факторы, разрушающие здоровье.

1

Комбинированный

Семинар

Основы здорового образа жизни.

18

Здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности.

1

Комбинированный

19

Биологические ритмы и их влияние  на работоспособность человека

Здоровый образ жизни как основа личного здоровья

2

Комбинированный

20

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Здоровый образ жизни как основа личного здоровья. Факторы, влияющие на укрепление здоровья.

1

Комбинированный

21

Вредные привычки, их влияние на здоровья. Профилактика вредных привычек

Факторы, разрушающие здоровье.

1

Комбинированный

Комп.презент

Обеспечение военной безопасности государства

Основы обороны государства

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

22

Гражданская оборона– составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

1

Комбинированный

Комп.презент

23

Основные виды оружия и их поражающие факторы.

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

1

Комбинированный

24

Оповещение и информирование населения

об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: оповещение

1

Комбинированный

25

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

Комбинированный

26

Средства индивидуальной защиты

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

1

Урок комплексного применения

ЗУН учащимися

27

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных

ситуаций

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: аварийно- спасательные работы

1

Комбинированный

28

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

Урок комплексного применения

ЗУН учащимися

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества

29

История создания Вооруженных Сил России

История создания Вооруженных Сил

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

30

Памяти поколений – дни воинской славы России.

Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

31

Состав Вооружённых сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными силами Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства

1

Комбинированный

32

Виды Вооруженных Сил и рода войск. История их создания и предназначение.

Виды Вооруженных Сил. Рода войск.

1

Комбинированный

семинар

Боевые традиции Вооружённых сил России

33

Патриотизм и верность воинскому долгу –  качества защитника Отечества

Защита Отечества – долг и обязанность граждан России.

1

Комбинированный

34

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

Традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

Комбинированный

Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время) – 40

Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках.

Защита Отечества – долг и обязанность граждан России.

1

Размещение и быт военнослужащих.

3

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

4

Организация караульной службы, обязанности часового.

4

Строевая подготовка

4

Огневая подготовка.

14

Тактическая подготовка.

5

Физическая подготовка.

5

ВСЕГО ЧАСОВ

        34+40


4. Ресурсное обеспечение рабочей программы

  1. А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы. М. Просвещение, 2009.
  2. А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. 10 класс. М. Просвещение, 2009.

      3.   Методические рекомендации по преподаванию курса «Основы безопасности    

            жизнедеятельности во 2-11 классах. Авт-сост. А.Г.Волков, В.Н.Касьянов – Киров:

            КИПК и ПРО, 2009.

      4.   Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы:

            пособие для учителя/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; М.: Прсвещение,2009

      5.   Основы безопасности жизнедеятельности. Справ.для учащихся/ (А.Т. Смирнов,

             Б.О.Хренников.Р.А.Дурнёв, Э.Н.Аюбов);  - М.: Просвещение,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...